Научная статья на тему 'Модельная конструкция оптимального распределения финансовых ресурсов между видами медицинской помощи в здравоохранении региона'

Модельная конструкция оптимального распределения финансовых ресурсов между видами медицинской помощи в здравоохранении региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ризванова М. А.

С использованием экономико-математического моделирования разработаны коэффициенты приоритетности оказываемых услуг (коэффициенты предпочтительности с1,c2,...,сn ), с помощью которых относительно легко определить оптимальные направления инвестирования в системе здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модельная конструкция оптимального распределения финансовых ресурсов между видами медицинской помощи в здравоохранении региона»

УДК 33 (470.57) ББК 65.9

МОДЕЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ ОПТИМАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ МЕЖДУ ВИДАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РЕГИОНА

Ризванова М.А.

С использованием экономико-математического моделирования разработаны коэффициенты приоритетности оказываемых услуг (коэффициенты

предпочтительности с с2,...,сп), с помощью которых относительно легко

определить оптимальные направления инвестирования в системе здравоохранения.

В данной статье на основе экономико-математического моделирования были разработаны коэффициенты приоритетности оказываемых видов медицинской помощи (коэффициенты предпочтительности с с2,...,сп), с

помощью которых относительно легко определить оптимальные направления финансирования в системе здравоохранения.

В настоящее время, согласно программе обеспечения граждан РБ бесплатной медицинской помощью, выделяют и классифицируют 4 группы:

1. скорая помощь (число вызовов);

2. амбулаторно-поликлиническая помощь (посещения);

3. стационарная помощь (койко-дни);

4. помощь, оказываемая в дневных стационарах (дни) [1].

Оказываемые виды медицинской помощи исчисляются в расчете на определенное число жителей: в масштабе страны это число достаточно большое (на 100 тыс. или на 1 млн жителей), в масштабе региона можно ограничиться числом жителей на 1000 чел. населения. Вообще, следует придерживаться установленных государством стандартов по государственной статистике.

Пусть у = (у1, у2,..., уп) - вектор, компоненты которого характеризуют уровень оказываемых видов медицинской помощи в здравоохранении, определяемых в расчете на одну тысячу жителей региона. Эти уровни могут вычисляться в единицах, установленных государством. Далее, пусть у0 = (у0,у0,...,у0) - достигнутый уровень оказываемых видов медицинской помощи, а у = (у у ...,у) - желаемый уровень оказываемых видов

медицинской помощи (можно этот уровень определить на основе анализа показателей развитых стран). Однако мы будем считать уровень у научно обоснованным. Задача обеспечения необходимого уровня оказания видов медицинской помощи в здравоохранении в течение заданного периода планирования может быть сформулирована как достижение минимума длины вектора (у - у0), т.е. величины

Однако ввиду ограниченности ряда ресурсов, прежде всего финансовых, трудно ожидать, что желаемый уровень у будет достигнут в течение рассматриваемого периода времени. Поэтому более вероятно, что искомый уровень у будет принимать некоторое промежуточное значение между у0 и у, т.е.: у(р) = у0 + (у - у 0)р, 0 < р < 1, где р может рассматриваться как показатель достижения уровня оказываемых видов медицинской помощи до научно обоснованного у. Однако такой закон достижения норм (у) оказываемых видов медицинской помощи предполагает пропорциональность изменения всех видов медицинской помощи, что, естественно, не может удовлетворить население региона. Дело в том, что один из видов благ подразумевает резкий рост в начале периода планирования, а другой - в конце периода.

Исходя из этого можно разработать метод, позволяющий двигаться от точки у0 до точки у не по прямой, а по «кривой», чем и реализуется неравномерность роста оказываемых видов медицинской помощи. Пусть р. (р) - функция, обеспечивающая неравномерное изменение оказываемого вида медицинской помощи, тогда

Теперь встает вопрос подбора функций р. (р), выполняющих неравномерные движения от точки у0 до точки у с учетом приоритетности оказания отдельных благ. Графическое представление функции р. (р) отражено на рис. 1.

У, (Р) = у,0 + (у, - У,- Р (Р), 0 <р< 1 или у(Р) = у0 +\\у - у 1|р(р), где р(р)= р1 р)Р2 (р )=...> Рп (р)].

Введем коэффициенты расхождения оказываемых видов медицинской помощи от желаемых через К = у - у0, 1 = 1,2,..., п. Тогда у (р) = у0 + к1 р (р), 1 = 1,2,..., п, при этом о < р < 1.

Функция (р. (р) должна обладать рядом свойств, отвечающим нашим требованиям. Во-первых, (р1 (о)= 0, р.(1)= 1, следовательно у.(о) = у0,у (1) = у 1 . Во-вторых, функция р(р) для предпочтительных видов медицинской помощи должна быть выпуклой вверх (рис. 1, в), а для менее - вниз (рис. 1, б). Именно такими свойствами обладает показательная функция р(р)= (р)с'. Таким образом, мы имеем

у. (р) = у.0 + к. рс ,0 < р < 1. Отметим теперь некоторые свойства у.(р) и их экономическую интерпретацию. Если к{ > 0 , т.е уровень оказываемых видов медицинской помощи не достигает желаемого уровня, то:

1) при с. =1, у.(р) = у0 + к. р, т.е имеем равномерный рост показателя уровня достижения (рис. 1, а);

2) при с. >1, у (р) выпукла вниз, т.е наблюдается (обеспечивается) медленный рост показателя 1 в начале периода (рис. 1, б);

3) при 0<с. <1, у.(р) выпукла вверх, т.е имеем быстрый рост показателя 1 в начале периода (рис. 1, в);

Как численно определить значения с. ? Отметим сначала соотношение между двумя показателями - 1 и ]. Имеем: у. (р) = у0 + к. рс, у. (р) = у0 + к ¡рс, где к. >0, к. >0, 0< с <1, 0< с] <1, т.е оба показателя нужно улучшить в начале периода. Пусть к. > к. , т.е имеем достаточно большой разрыв между желаемым и достиг-

1 J

нутым значениями показателя 1 и надо улучшить значение показателя 1 более высокими темпами, чем ]. Это означает, что должно выполняться неравенство у"(р) > у’.(р), где [у (р)] = к С<рС--\ [у. (р)\ = к. С рС'-1 (это величины первой производной), отсюда имеем к.С1рС‘-1 > к¡С¡рС-1. После элементарных преобразований этого неравенства получим к.С.рС > кр^рС. Для выполнения этого неравенства должно быть рС > рС . Поскольку 0 < р < 1, то с. < с¡, т.е. для более предпочтительного показателя этот коэффициент ниже. Отсюда вывод: если коэффициенты предпочтительности оказываемых видов медицинской помощи расположены по убыванию предпочтительности ,г2,...,гт , то с1 < с1 < ...,< с1 . Из этого следует еще один вывод: если коэффициенты с.

умножить на одно и то же положительное число, то соотношение предпочтительности не нарушается. Этот вывод показывает на возможность нормирования коэффициентов с [2,3].

Формулировка модели такова: найти максимальное значение р при условиях -

(1)

п / ~ 0 Л

X (у0 + к рС ) < б, 0 < р < 1, с. = ^1п): 1пр-

Для проведения экспериментальных расчетов мы задались целью оптимального распределения финансовых ресурсов между видами медицинской помощи в здравоохранении (формула 1). Для этого использовали исходную информацию, представленную в сводном балансе расчетной и утвержденной стоимости программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Республике Башкортостан (РБ) в 2005 году. Рассматривая 4 вида медицинской помощи, предоставляемые за счет средств бюджета РБ и обязательного медицинского страхования (ОМС) - скорая медицинская помощь, медицинская помощь при социально значимых заболеваниях: амбулаторно-поликлиническая, стационарная, помощь, оказываемая в дневных стационарах, нами с помощью модельной конструкции оптимального распределения финансовых ресурсов между видами медицинской помощи в здравоохранении на основе экономико-математического моделирования разработаны коэффициенты приоритетности оказываемых видов медицинской помощи (коэффициенты предпочтительности с1, с2,..., сп), при помощи которых относительно легко определяются оптимальные направления финансирования в системе здравоохранения.

Для этого, прежде всего, нужно фиксировать параметр р (искомый параметр достижимости) из интервала ре [0;1), так, чтобы у.(р)> у0 и 0 < р < 1 для всех 1=1,2,.,п.

Параметр достижимости оказываемых видов медицинской помощи постепенно возрастает от 0,05 до 1,0. При р = 0,92 достигается значение б = 11022,6 - максимально приближенное к верхней границе необходимых финансовых средств б = 11137,3 млн руб., что представлено на рис.2.

Модельная конструкция оптимального распределения финансовых ресурсов между видами медицинской помощи в здравоохранении региона

___________________________________________Р_____________________________________________

О- затраты на медицинскую помощь (млн руб.), р- искомый параметр достижимости оказываемых видов медицинской помощи, с- коэффициент предпочтительности оказываемых видов медицинской помощи

Рис. 2

При вычислении коэффициентов предпочтительности с . по формуле = | 1п у I (р)- у0 1:1п ~,

„ - — . с'"^п к

у(р) = у. +(у-у. )р,1е1,п,

где - виды медицинской помощи (скорая медицинская помощь, помощь в дневных стационарах, стационарная помощь, амбулаторно-поликлиническая помощь);

у0 - территориальные нормативы объемов на 1000 жителей по различным видам медицинской помощи; у. - объемы на 1000 жителей по различным видам медицинской помощи, расчетные; к - коэффициент расхождения оказываемых видов медицинской помощи от желаемого уровня.

Основная расчетная формула представлена следующим образом:

¿^(у0 + к,рС) < б,б < б < б ,

1 =1

применив эту формулу к нашим исходным данным, раскрыв скобки, получим:

( ч0у0Ч + ч0у0 крск к. )< б, б < б < б,

где q0 - территориальные нормативы стоимости единиц объемов по различным видам медицинской помощи

(руб.);

у0 - территориальные нормативы объемов на 1000 жителей по различным видам медицинской помощи;

Ч - численность населения Республики Башкортостан, которым была оказана бесплатная медицинская помощь, в 2005 году принимается равной Ч=4,079 млн человек;

рс - искомый параметр достижимости оказываемых видов медицинской помощи, который меняется от 0,05 до 1,0;

с - коэффициент предпочтительности оказываемых видов медицинской помощи, который определяется по формуле с = к. / ктах;

к - коэффициент расхождения достигнутого уровня оказываемых видов медицинской помощи от желаемого, определяется по формуле к = у - у0 ;

б - затраты на все виды медицинской помощи, оказываемые государством в Республике Башкортостан в 2005 году, при различных рс.;

б, б - нижняя и верхняя границы варьирования выделяемых средств при оказании государством бесплатной

медицинской помощи гражданам в Республике Башкортостан в 2005 году.

В результате использования расчетов с помощью «Модельной конструкции оптимального распределения финансовых ресурсов между видами медицинской помощи в здравоохранении региона» удалось повысить эф-

фективность распределения финансовых средств на оказание различных видов бесплатной медицинской помощи по программе государственных гарантий 2005 года в Республике Башкортостан с минимально возможного значения б =7020,7 млн руб. до максимально возможного значения в б =11137,3 млн руб. т.е на 58,6% (рис.2) [4]. _

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства РБ от 11 февраля 2005 года №19 «Об утверждении программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Республике Башкортостан на 2005 год» (в ред. Постановления Правительства от 04.05. 2005 №75).

2. Смехов Б.Н. Методы оптимизации народнохозяйственного плана / Б.Н. Смехов, Я.Н. Урисон. - М.: Экономика, 1976. - 197с.

3. Гизатуллин Х.Н. Регионы в системе планового управления народным хозяйством / Х.Н. Гизатуллин // Проблемы управления региональной экономикой / БНЦ УрО РАН. Уфа, 1988. - С.21-29.

4. Гизатуллин Х.Н. Здоровье населения и приоритеты развития основных медицинских услуг / Х.Н. Гизатуллин, М. А. Ризванова // Экономика региона. - 2005. - №4. - С. 37-56.

Поступила в редакцию 08.09.2006 г.

УДК 369 ББК 65.271

КОРПОРАТИВНАЯ СТРАХОВАЯ ЗАЩИТА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Ярмухаметов Р.З., Кириллова Н. В.

В статье обоснованы потребности крупных промышленных предприятий в страховой защите; рассмотрены наиболее актуальные для российского страхового рынка проблемы страхования имущественных комплексов; на основе обобщения страховой практики крупного промышленного комплекса предложен механизм выявления и оценки страховых рисков, алгоритм расчета основных финансовых составляющих промышленных страховых программ с позиций корпоративных страхователей.

Российская практика управления рисками промышленных предприятий (особенно эмитирующих ценные бумаги на международных рынках) во многом базируется на международных основах, регламентирующих деятельность по управлению рисками: «Концептуальные основы внутреннего контроля COSO» (1992 г.), «Закон Сарбэйнса-Оксли» (2002 г.), «Концептуальные основы управления рисками COSO» (2004 г.) и др.

Юридические основы управления рисками в РФ в большей мере сформированы для кредитных и инвестиционных структур; механизмы управления рисками промышленных предприятий в основном

Показатели 6 месяцев 2006 г. (премии/ выплаты) Всего добровольное Страхование жизни Личное, кроме жизни Страхование ответственно- сти Страхование имущества

абс. абс. % абс. % абс. % абс. %

Российская Федерация, млрд. р. 172,2 8,9 3,0 49,6 16,9 10,1 3,4 103,6 35,3

53,1 6,0 3,9 18,7 12,3 0,7 0,4 27,7 18,2

Республика Башкортостан, тыс.р. 2456730 156883 6,4 743100 30,2 40929 1,7 867684 35,3

1036356 142886 13,8 307245 29,6 17984 1,7 218587 21,1

регламентируются требованиями промышленной безопасности (отраслевые программы действий Международной организации труда, государственные стандарты: «Менеджмент риска», др.), обязательного страхования ответственности, безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений, атомной энергии, опасных производственных объектов.

Вместе с тем динамика российского страхового рынка свидетельствует о существенном увеличении доли добровольного реального страхования, в частности, страхования имущества (таблица 1)*.

* таблица сформирована по базам официального сайта Федеральной службы страхового надзора [1]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.