МОДЕЛЬНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ
Г.В. Вержибок
Кафедра психологии Минский государственный лингвистический университет ул. Захарова, 21, Минск, Беларусь, 220034
В работе рассматривается проблема включения гендерной парадигмы в анализ социальных отношений, раскрывается модификация гендерных норм и практик, представлены элементы авторской модели гендерной культуры.
Ключевые слова: гендерная методология, гендерная культура, гендерное партнерство.
Сегодня гендерная парадигма является важной составляющей анализа общественных отношений, она может служить моделью постановки проблем и их решений (Т. Кун). Различные процессы развития человека так или иначе включены в гендерную систему, поэтому вопросы, требующие своего рассмотрения в области пола, «распадаются на множество спорных, интригующих и дискуссионных тем» (И.В. Грошев, 2001). Гендер, имплицитно содержащийся в культуре, в той или иной степени влияет на социальные отношения, которые предопределяют развитие общества в целом [1], является мощным устройством, который производит, воспроизводит и легитимирует выборы и границы (G.M. Breakwell, К. Deaux, A.S. Wharton), предписанные категорией принадлежности по полу, «это культурная маска пола» (Л. Штылева, 2000). Гендер — это «не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности», социальные ожидания относительно соответствующего полу поведения [2. С. 665].
Гендерная парадигма как ведущий дискурс современного гуманитарного знания предоставляет возможность для нового подхода к изучению процессов самореализации в современном обществе (О.А. Воронина, Н.В. Ходырева, М.О. Шам-сутдинова). Источником ее возникновения является постепенное признание наукой, культурой, обществом многообразия индивидуальных различий, не вписывающихся в традиционные бинарные модели познания [3]. Сущность гендерной методологии состоит не только в описании разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но в анализе власти и доминирования, утверждаемых в обществе посредством гендерных ролей и отношений (Е.А. Здраво-мыслова, А.А. Темкина, 2007; И.С. Клецина, 2004; И.И. Чернова, 2001; С. Бем, 2004). Гендерная методология по определению междисциплинарна: аккумулируя психологические, социологические, культурологические, политологические идеи, она трансформирует их в принципиально новый подход к анализу культуры и общества. В настоящее время наиболее продуктивным при изучении гендерных проблем представляется синтез парадигмальных научных подходов [4; 5].
В новом социокультурном контексте подвергаются изменению и «социализированный индивид», входящий в «новые сектора объективного мира своего общества» ^. Giddens, 1994), и агенты социализации, стимулирующие воспроизводство или модификации гендерных норм и практик [6]. Нарастающая динамика изменений полоролевых гендерных диспозиций, разрушение традиционного для патриархальных структур гендерного баланса сил, непрерывно укрепляющим свои позиции в культуре феминным фактором, нивелирование ценности семейнобрачных уз и материнства активизирует изучение социокультурных аспектов половой дифференциации, поиска и обретения своего Я, разработку траектории жизненного пути [4; 7].
Возникла необходимость нового подхода к «социальной конструкции пола», реформированию новой системы отношений между полами, формированию новых установок в общественном сознании, усвоению гендерных ролей прежде всего у подрастающего поколения (Т.В. Бендас, И.В. Грошев, И.С. Клецина, И.С. Кон, Л.Н. Ожигова, Т.Б. Рябова, Л.В. Штылева). Как система познания пола «линзы гендера» ^. Bem, 2001) оформлены в виде предписаний в отношении лиц женского и мужского пола и внедрены в культурные дискурсы, общественные институты, повседневную практику и психику людей, они присваиваются индивидом в процессе социализации в условиях социального взаимодействия, в результате чего человек начинает воспринимать и оценивать мир, других людей и самого себя культурно-специфическим способом — через призму этих линз, выступая участником социального воспроизводства и существующей культурной системы, и самих линз гендера [5]. Изменение гендерной системы, сферы взаимоотношений полов и представлений о содержании ролей мужчин и женщин в семье и обществе, существенным образом ставит вопрос о гендерной культуре в ракурсе социально-индивидуального преломления.
Гендерная культура реализует себя как синхронический и диахронический феномен, что свидетельствует о возрастании значения индивидуальности человека вне зависимости от пола. Такая персонификация в реалиях современного общества определяет не только весь спектр поведенческого репертуара, но и оказывает влияние на личностные характеристики человека, которые ранее трактовались как бинарные модели. Возникает вопрос о наборе и выборе практик, которые используются для определения своего места в гендерном пространстве, о стилевых особенностях поведения. Именно гендерная культура расширяет диапазон информационно-оценочной связи человека с другими людьми, понимание им своих прав и обязанностей, выполняя функцию гуманизации отношений между полами и корректируя три главные модальности полоролевого поведения мужчин и женщин (И.С. Кон, С.И. Розум): психофизиологическую идентичность, личностную (эго-идентичность), социальную идентичность. «Мы имеем дело с процессом, «локализованным» в ядре индивидуальной, но также и общественной культуры, с процессом, который в действительности устанавливает идентичность этих двух идентичностей» [8. С. 31]. В связи с развитием общества структура идентичности постоянно меняется или пополняется новыми образованиями. Такие изменения сформулировали запрос на изучение гендерного аспекта идентич-
ности, выступающего базовым основанием гендерной культуры (Г.В. Вержи-бок, 2009).
Гендерная культура выступает как:
— интегральное качество личности, основанное на ценностно-смысловом единстве взглядов и представлений в соответствии с культурно-нормативными и этно-национальными требованиями социума;
— совокупность различных паттернов поведения, опосредующих согласованные действия людей на основе понимания и принятия индивидуально-личностных позиций друг друга в пространственно-временном континууме.
Выступая одной из форм социокультурного и психологического регулирования полоролевого поведения, гендерная культура есть системное образование, имеющее внутреннее содержание и внешние проявления. Авторская модель гендерной культуры представляет трехкомпонентную структуру и включает следующие элементы: гендерная картина мира, гендерная идентичность, гендерно-ролевая позиция. Все компоненты взаимозависимы и взаимосвязаны между собой, имеют опосредованный характер взаимовлияния, создавая интегративный феномен, при этом каждый элемент характеризуется своеобразием проявления свойств динамичности, вариативности и изменчивости (рисунок).
Гендерная культура
I
Гендерная картина мира — первичная — измененная Гендерная идентичность — устойчивая — неустойчивая Г ендерно-ролевая позиция — традиционная — эгалитарная
Гендерное сознание
Гендерное образование
Рис. Структурные элементы модели гендерной культуры
Конструирование гендерного пространства идет одновременно и в идеальном, и в реальном измерении, путем интериоризации социальные нормы присваиваются личностью, позволяя понять внутренний мир. Предполагается, что в сознании существует своеобразная «концепция», играющая роль системы координат, через призму которых истолковываются и оцениваются отношения мужчин и женщин, различные сферы общественной жизни. Опосредованное отражение в психике индивидуума целостной субъективной картины мира выражено в понятиях «образа мира» (А.Н. Леонтьев, 1977; С.Д. Смирнов, 1985), «внутреннего мира человека» (Б.Г. Ананьев, 1998), «субъективной картины мира» (Дж. Брунер, 1977). Гендерная картина мира — это совокупность, упорядоченная система представлений человека о мире, о себе, других людях, которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие.
Являясь динамичным образованием, гендерная картина мира видоизменяется в процессе накопления знаний, впечатлений, переживаний индивида, переходя из первичной основы в измененные и модифицированные формы. Она выступает универсальной формой организации знаний, определяющей возможности познания и управления своим поведением. Сформировавшись в онтогенезе, гендерная картина мира становится моделью действительности, позволяет перейти в понимании на качественно другой уровень — от решения актуальных задач к целостной картине жизненного пути человека.
Рассмотрение сущности и динамики процесса становления, формирования и развития гендерной культуры в виде целостного представления возможно на основе анализа базисного основания — феномена гендерной идентичности. Гендерная идентичность рассматривается как интегратор различных элементов Я-структуры, это целостное динамическое образование, социально-психологический конструкт, отождествление себя с определенным полом в процессе переживания, осмысления и выбора соответствующих форм поведения через интериоризацию мужских и женских черт в процессе соотнесения Я и Другие. Устойчивость идентичности выстраивается как целостность Я, внутренняя непрерывность и тождественность самому себе (Э. Эриксон, 2006), кристаллизация персональной позиции по отношению к миру (М.В. Попова, 2005) на основе оптимального соотношения ориентации на настоящее, принятием возраста, направленности в будущее (Е.П. Белинская, 2005). Ценностно-смысловое наполнение и различное сочетание признаков в пространстве гендерной идентичности позволяет осмыслить и принять субъектом свою определенность в процессах интериоризации и интрарио-ризации социокультурных моделей бинарной диспозиции.
На определенной стадии развития личность переходит от внешнего обусловливания к самообусловливанию, где важную роль начинают играть абстрактные эталоны, Я-концепция, направленность как система убеждений, ценностей, интересов личности и потребность в их поддержании, удовлетворение которой обусловливает то или иное поведение личности. В ходе оценки, как комплексного акта гендерного сознания, придается определенная ценность, значение полоролевым свойствам на основании соответствующих критериев (норм, требований, идеалов). «Механизм или процесс осознания во всех случаях один и тот же: оно совершается через включение переживания совершаемого субъектом акта или события в объективные предметные связи, его определяющие» [9. С. 17]. Осознание человеком своей роли по отношению к разным сферам окружающей действительности ведет к формированию его внутреннего мира, а результатом оценки является вывод о мере соответствия оцениваемого явления признаваемым критериям. «Субъективное присвоение идентичности и социального мира — лишь различные аспекты процесса интернализации, который опосредуется значимыми другими» [6. С. 215].
Неразрывное единство социализации-индивидуализации создает условия персонификации типического, выступая как целостный процесс активного становления тех или иных форм поведения. Гендерно-ролевая позиция выступает как способность и готовность самостоятельно принимать ответственные решения в си-
туации выбора, прогнозируя возможные последствия, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества, что определяет личную позицию. Формирование внутренней интерсубъектной системы личности ведет к фундаментальному изменению позиции человека по отношению к собственной деятельности, признается множественность вариантов гендерного поведения и гендерных ролей. Определенный субъективный опыт, который выступает как внутренняя позиция, включает личностное осмысление требований предметно-социальной и культурной среды.
Выстраивание своей личности относительно норм, принятых человеком как эталон в процессе самоотождествления, опосредует развитие личности. Большое значение имеет внешняя стабильность системы, в которой живет человек, так как нарушение этой стабильности, изменение ориентиров, социальных норм и ценностей нарушает идентичность (Г.М. Андреева, 2005). Через понимание человек выстраивает в сознании собственную картину мира и себя в мире, определяя ценностно-смысловые приоритеты, проектирует формы самоосуществления и самореализации в виде определенных гендерно-ролевых позиций. Средством осуществления поставленных задач выступает целостная и сбалансированная система гендерного образования, имеющая реальные возможности влияния на формирование нового гендерного сознания и культурно-нормативных стандартов подрастающего поколения, основанных на принципах гендерного равенства (З.М. Са-ралиева, 2004).
Осознание социальных норм и ожиданий общества, реализация гибкого полоролевого репертуара, отвечающего индивидуальным потребностям, самосовершенствование женской и мужской индивидуальности на основе знаний о разности и подобии, различии и сходстве, одинаковости и многообразии приводит к овладению культурой отношений. В процессе переоценки традиционных ценностей складывается новая система ценностей, становящаяся духовной основой модернизации всех видов общественных отношений, происходит признание новой культуры — гендерного партнерства (И.С. Клецина, 2005; В.И. Митрохин, 1998; С.П. Рыков, 2001; Н.А. Шведова, 2002; М. Вебер, 1998) как способ гармонизации социальных потребностей, интересов, ценностных ориентиров людей, консолидации жизненных сил во благо всех и каждого [10]. Важным моментом на пути решения проблемы гендерного баланса является осмысление и преодоление дихотомического мышления, которое провоцирует воспроизводство традиционных полоролевых отношений, стереотипов маскулинности и фемининности, преодоление которых будет способствовать углублению социальной и личностной рефлексии, формированию осознанной политики, росту социальной, экономической и политической активности мужчин и женщин.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Киммел М. Гендерное общество. — М.: РОССПЭН, 2006.
[2] Гидденс Э. Социология. — М., 1999.
[3] Российский гендерный порядок: социологический подход / Под ред. Е.А. Здравомысло-вой, А.А. Тёмкиной. — СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2007.
[4] Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. — М.: РОССПЭН, 2004.
[5] Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: Медиум, 1995.
[6] Богатова Л.М. Феноменология пола: социально-философский дискурс проблемы: Ав-тореф. дисс. ... д-ра филос. наук. — Казань, 2009.
[7] Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Флинта, 2006.
[8] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989.
[9] Баразгова Е.С, Агинская Т.И. Культура гендерного партнерства // Известия Уральского государственного университета. — 2008. — № 55.
[10] Bussey K., Bandura А. Social cognitive theory of gender development and differentiation // Psychological Review. — 1999. — V. 106. — Р. 676—713.
MODELING FORM OF GENDER CULTURE ORGANISATION
H.V. Verzhybok
Department of Psychology Minsk State Linguistic University Zaharov str., 21 Minsk, Belarus, 220034
Significance of gender paradigm involvement in social relations analysis is accentuated in the article. We reveal gender norms and practices modification. The author’s model elements of gender culture are presented.
Key words: gender methodology, gender culture model, gender partnership.