Б01 10.24412/с1-37234-2024-1-283-290
МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКОЙ И ВВП РЕСПУБЛИКИ
АРМЕНИЯ1
И.Б. Петросян1, З.К. Папян1
1 Российско-Армянский (Славянский) университет [email protected], [email protected]
АННОТАЦИЯ
Как известно, налогово-бюджетная политика, будучи одним из типов макроэкономической политики государства, влияет на совокупный спрос, что в результате отражается и на совокупном объеме выпуска и темпах экономического роста.
В предлагаемой к рассмотрению работе, с использованием экономет-рических методов, была проанализирована взаимосвязь между объемом валового выпуска и налогово-бюджетной политикой Правительства Республики Армения.
Для этой цели в программе "EViews" были построены 2 векторные авторегрессионные модели VAR.
В результате апробации моделей было доказано, что текущие расходы и налоговые доходы имеют значимое влияние на величину ВВП.
Ключевые слова: национальная экономика, налогово-бюджетная политика, ВВП, модель VAR.
Введение
Для того, чтобы догнать развитые страны по уровню экономического развития, экономикам развивающихся стран, к которым, в частности, относится и Армения, необходимы более высокие темпы экономического роста.
Принятие и имплементация неверного налогово-бюджетного курса может иметь отрицательные эффекты, к которым можно отнести инфляцию, рост государственного долга и экономические кризисы [1-10].
Кроме того, беспрецедентное количество экзогенных шоков, потрясших экономику Армении в период независимости республики, также требуют эффективного использования налогово-бюджетной политики для смягчения негативных последствий и обеспечения устойчивого развития экономики.
Исследование выполнено в рамках проектного финансирования на проведение аналитических исследований по естественно-научным и социально-гуманитарным направлениям научными группами РАУ. Название темы: «Политика финансового регулирования в РА: оценка и перспективы развития».
Данное исследование посвящено разработке и анализу моделей VAR для измерения взаимосвязи между ВВП Армении и налогово-бюджетной политикой Правительства Республики Армения.
Актуальность выбранной тематики обусловлена тем, что имеется достаточный объем информации для первичного анализа, а метод оценки - современный и репрезентативный [11-15].
Материал и методы
С целью моделирования векторных авторегрессионных моделей было пройдено несколько этапов.
Сначала были собраны данные реального ВВП (rgdp) (индекс), текущие государственные расходы (ехр_сиг) (млн. драмов), налоговые доходы государственного бюджета (геу_;ах) (млн. драмов). Наборы данных временных рядов из первого квартала 2004г. по первый квартал 2023г., которые представлены на Рис. 1 и 2, были собраны из официального сайта Статистического комитета Республики Армения (https://armstat.am) (по состоянию на 20 ноября 2023г.).
Рисунок 9. Данные номинального и реального ВВП.
Рисунок 10. Данные текущих государственных расходов и налоговых
доходов.
800 000 - 600 000 -
200 000 гтттттттгтттгттТт^ ооооооооооооооо 000000000000000 Текущие расходы (млн. драмов) ШШШ ™ ^ т (Ч ^ а а а а а а а т ш ш г-- со сп сп о о о о о о с -Налоговые доходы (млн тш т г^ ^ т а а а а а О гч1 г^ т о о о о о . драмов)
Для улучшения качества моделей, независимые переменные были приведены в реальные величины, путем деления номинальных величин на дефлятор ВВП, а затем все переменные были скорректированы на сезонность (далее с суффиксом '^а") (см. Рис. 3).
Рисунок 11. Скорректированные макроэкономические показатели.
Скор. реальный ВВП (%, ОоО) Скор. текущие расходы (%, ОоО)
Скор. налоговые доходы (%, ОоО)
Первая модель содержала в себе скорректированные текущие расходы ^(ехр_си^а)) и скорректированный реальный ВВП (d(rgdp_sa)). Она была проверена на корректность тремя тестами, результаты которых представлены ниже, в Табл. 1-3.
Таблица 3. ЬМтест серийной корреляции.
Lag Prob. LRE stat Prob. Rao F-stat
На лаге 1 0.1582 0.1582
На лаге 2 0.1673 0.1673
На лаге с 1 до 1 0.1582 0.1582
На лаге с 1 до 2 0.1228 0.1230
Таблица 4. Тест коинтеграции Йохансена
Hypothesized Prob. Prob.
No. of CE(s) Trace Max. Eigenvalue
Нет 0.0000 0.0000
Как минимум 1 0.0000 0.0000
Таблица 5. Тест корней характеристического многочлена.
Root Modulus
-0.409064 0.409064
-0.089538 0.089538
С целью подтверждения наличия причинно-следственной связи между временными рядами был проведен тест причинности по Грэнджеру. Вероятность ниже 5% уровня значимости показывает, что переменная помогает предсказать значение параметра.
Согласно результатам, представленным в Табл. 4, ВВП и текущие расходы взаимозависимы, что подтверждается экономической теорией.
Таблица 6. Тест причинно-следственной связи Грейнджера.
Объяснение переменной D(EXP CUR SA) зависимой переменной D(RGDP_SA) Prob.
0.5993
Объяснение переменной D(RGDP SA) зависимой переменной D(EXP_SA) Prob.
0.0582
Затем были проверены функции импульсного отклика. Они позволяют увидеть эффект от появления шока одной переменной на другие. Так:
• При резком изменении ВВП в первых двух периодах текущие расходы будут сонаправлены ВВП, а потом начнут постепенно снижаться, что показывает процикличность политики;
• При резком изменении текущих расходов после лага в один период произойдет воздействие на экономику, что подтверждается включением расходов в ВВП и наличием большого внешнего лага в экономике Армении.
Рисунок 12. Impulse Response Function.
10,0 0,0 -10,0
Ответ на шок D(RGDP_SA)
4«-
123456789 10 -D(RGDP_SA)------+ 2 S.E.
---2 S.E.
Ответ на шок D(RGDP_SA)
-0,4
Ответ на шок D(EXP_CUR_SA)
-1,0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 -D(RGDP_SA)------+ 2 S.E.
--- 2 S.E.
"JUIWII
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 -D(EXP_CUR_SA) ------+ 2 S.E.
Ответ на шок D(EXP_CUR_SA)
5,0
0,0
-5,0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 -D(EXP_CUR_SA)
В конце было проанализировано разложение дисперсии с использованием факторов Холецкого. Из Рис. 5 можно понять, что текущие расходы в среднем объясняют изменение ВВП на 0,4%, в то время как ВВП объяснет изменение текущих расходов на 9,1%.
Рисунок 13. Variance Decomposition.
Декомпозиция D(RGDP_SA)
Декомпозиция D(EXP_CUR_SA)
100,0 50,0 0,0
100,0 50,0 0,0
123456789 10 ■ D(RGDP_SA) ■ D(EXP_CUR_SA)
123456789 10 ■ D(EXP_CUR_SA) ■ D(RGDP_SA)
Вторая модель содержала в себе скорректированные налоговые доходы (d(rev_tax_sa)) и скорректированный реальный ВВП (d(rgdp_sa)). Она была проверена на корректность тремя тестами, результаты которых представлены ниже, в таблицах 5-7.
Таблица 7. ЬМтест серийной корреляции.
Lag Prob. LRE stat Prob. Rao F-stat
На лаге 1 0.6003 0.6003
На лаге 2 0.1647 0.1647
На лаге с 1 до 1 0.6003 0.6003
На лаге с 1 до 2 0.4209 0.4211
Таблица 8. Тест коинтеграции Йохансена.
Hypothesized No. of CE(s) Prob. Trace Prob. Max. Eigenvalue
Нет 0.0000 0.0000
Как минимум 1 0.0000 0.0000
Таблица 9. Тест корней характеристического многочлена.
Root Modulus
-0.486542 0.486542
-0.014803 0.014803
С целью подтверждения наличия причинно-следственной связи между временными рядами, был проведен тест причинности по Грэнджеру. Вероятность ниже 5% уровня значимости показывает, что переменная помогает предсказать значение параметра.
Согласно результатам, представленным в Табл. 8, налоговые доходы объясняются ВВП, что подтверждается экономической теорией.
Таблица 10. Тест причинно-следственной связи Грейнджера.
Объяснение переменной D(REV TAX SA) зависимой переменной D(RGDP_SA) Prob.
0.1936
Объяснение переменной D(RGDP SA) зависимой переменной D(REV_TAX_SA) Prob.
0.0172
Затем были проверены функции импульсного отклика. Они позволяют увидеть эффект от появления шока одной переменной на другие. Так:
• При резком изменении ВВП в первых двух периодах налоговые доходы будут сонаправлены ВВП, а потом начнут постепенно снижаться, что показывает процикличность политики;
• При резком изменении налоговых доходов после лага в один период произойдет воздействие на экономику, что подтверждается возможностью использовать деньги государством и другими экономическими агентами и наличием большого внешнего лага в экономике Армении.
• Рисунок 14. Impulse Response Function.
Ответ на шок D(RGDP_SA) ю Ответ на шок D(REV_TAX_SA) /ч
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 -D(RGDP_SA)------+ 2 S.E. -------2 S.E. -1,0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 -D(RGDP_SA)------+ 2 S.E. -------2 S.E.
Ответ на шок D(REV_TAX_SA)
5,0
0,0
-5,0
123456789 10 -D(REV_TAX_SA) ------+ 2 S.E.
В конце было проанализировано разложение дисперсии с использованием факторов Холецкого. Из рисунка 5 можно понять, что налоговые доходы в среднем объясняют изменение ВВП на 2,2%, в то время как ВВП объяснет изменение налоговых доходов на 36,1%.
Рисунок 15. Variance Decomposition.
Декомпозиция D(RGDP_SA)
Декомпозиция D(REV_TAX_SA)
100,0 50,0 0,0
100,0 50,0 0,0
123456789 10 ■ D(RGDP_SA) ■ D(REV_TAX_SA)
123456789 10 I D(REV_TAX_SA) ■ D(RGDP_SA)
Таким образом, исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о
том, что текущие расходы и налоговые доходы имеют значимое влияние на
величину ВВП.
ЛИТЕРАТУРА
1. BaxterM., King R. Fiscal Policy in General Equilibrium // The American Economic Review, Vol. 83, No. 3, 1993. PP. 315-334.
2. Blanchard O., Perotti R. An empirical characterization of the dynamic effects of changes in government spending and taxes on output // Quarterly Journal of Economics, Vol. 117, No. 4, 2002. PP. 1329-1368.
3. Fatas A., MihovI. The effects of fiscal policy on consumption and employment: theory and evidence // CEPR Discussion Paper, No. 2760, 2001.
4. Macek R., Janku J. The Impact of fiscal policy on economic growth depending on institutional conditions // Acta academica karviniensia, Vol. 15, No. 2, 2015. PP. 95-107.
5. GavinM., Perotti R. Fiscal Policy in Latin America // NBER Macroeconomics Annual, Vol. 12, 1997, pp. 11-72.
6. Kaminsky G., Reinhardt C., Vegh С. When It Rains, It Pours: Procyclical Capital Flows and Macroeconomic Policies // NBER Macroeconomics Annual, Vol. 19, 2004. PP. 11-53.
7. Ilzetzki E., Vegh С. Procylical Fiscal Policy in Developing Countries: Truth or Fiction? // NBER Working Paper No. 14191, 2008.
8. Calderon C., Schmidt-Hebbel K. Business Cycle and Fiscal Policy: The Role of Institutions and Financial Markets // Working Papers Central Bank of Chile, No. 481, 2008.
9. Du Plessis S., Smit B., Sturzenegger F. The Cyclicality of Monetary and Fiscal Policy In South Africa Since 1994 // Stellenbosch Economic Working Papers: 12/07, 2007.
10. Takats E. Countercyclical policies in emerging markets // BIS Quarterly Review, June 2012, 2012.
11. Kuttner K., Posen A. Fiscal Policy Effectiveness in Japan // Journal of the Japanese and International Economies, Vol. 16, Issue 4, 2002. PP. 536-558.
12. Caldara D., Kamps C. What are the effects of fiscal policy shocks? A VAR-based comparative analysis // European Central Bank Working Paper Series, No. 877, 2008.
13. Baum A., Koester G. The impact of fiscal policy on economic activity over the business cycle - evidence from a threshold VAR analysis // Discussion Paper Series 1: Economic Studies, No. 03/2011, 2011.
14. Belinga V. Effects of Fiscal Policy Shocks in an Open Economy Evidence from Canada // World Bank Group, Policy Research Working Paper, WPS7654, 2016.
15. Ibrahim O. Measuring the Output Effects of Fiscal Policy in Egypt: A Disaggregated Structural VAR Analysis // MPRA Paper 110962, 2021.
MODELING THE RELATIONSHIP BETWEEN FISCAL POLICY AND GDP OF THE REPUBLIC OF ARMENIA
I. Petrosyan1, Z. Papian1
1Russian-Armenian (Slavonic) University
ABSTRACT
Fiscal policy, being one of the types of macroeconomic policy of the state, affects aggregate demand, which as a result is reflected in the aggregate volume of output and the rate of economic growth.
In the work proposed for consideration, using econometric methods, the relationship between the volume of gross output and the fiscal policy of the Government of the Republic of Armenia was analyzed. For this purpose, 2 vector autoregressive VAR models were built in the EViews program.
As a result of testing the models, it was proven that current expenses and tax revenues have a significant impact on the value of GDP. Keywords: national economy, fiscal policy, GDP, VAR.