Научная статья на тему 'Моделирование взаимодействия токоприемника и контактной подвески с учетом отрывов полоза от контактного провода'

Моделирование взаимодействия токоприемника и контактной подвески с учетом отрывов полоза от контактного провода Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
581
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ТОКОПРИЕМНИК / КОНТАКТНАЯ ПОДВЕСКА / ОТРЫВ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНТАКТНОЕ НАЖАТИЕ / SIMULATION / PANTOGRAPH / CATENARY / SEPARATION / CONTROL / CONTACT FORCE

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Аркашев Александр Евгеньевич, Ларькин Иван Валерьевич

Рассматривается модель взаимодействия токоприемника и контактной подвески с учетом отрывов полоза от контактного провода. Для уменьшения коэффициента отрывов предлагается оснастить токоприемник системой автоматического регулирования (САР) нажатия, содержащей датчик искрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Аркашев Александр Евгеньевич, Ларькин Иван Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Simulation between pantograph and catenary with consideration of panhead separations from contact wire

this article reviewed the model of pantograph and catenary interaction with consideration of panhead separations from contact wire. To reduce the separation coefficient pantograph with the automatic control system (ACS) of pantograph force and arcing sensor is offered.

Текст научной работы на тему «Моделирование взаимодействия токоприемника и контактной подвески с учетом отрывов полоза от контактного провода»

УДК 621.332

А. Е. Аркашев, И. В. Ларькин

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТОКОПРИЕМНИКА И КОНТАКТНОЙ ПОДВЕСКИ С УЧЕТОМ ОТРЫВОВ ПОЛОЗА ОТ КОНТАКТНОГО ПРОВОДА

Рассматривается модель вшпмооействпя токоприемника и контактной подвески с учетом отрывов полоза от контактного провода. Для уменьшения коэффициента отрывов предлагается оснастить токоприемник системой автоматического регулирования (САР) нажатия, содержащей датчик искрения.

Эффективное функционирование и развитие железнодорожного транспорта, составляющего основу транспортной системы России, играют исключительную роль в создании условий для перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики. В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России на 2010 - 2015 годы» необходимо решить задачи по созданию скоростного и высокоскоростного пассажирского движения и по обновлению парка пассажирского подвижного состава.

При реализации высоких скоростей движения проблема обеспечения надежного и качественного токосъема остается особенно актуальной во всем мире, одним из перспективных путей ее решения является разработка и совершенствование математических моделей взаимодействия токоприемника с контактной подвеской.

Модели взаимодействия токоприемников с контактными подвесками можно классифицировать по числу степеней свободы у токоприемника, по способу учета контактной подвески (с сосредоточенными или распределенными параметрами), по особенностям учета факторов, оказывающих механическое воздействие на токоприемник и контактную подвеску [1].

Токоприемник может быть представлен одно-, двух- или трехмассовой моделью, учитывающей поступательные и вращательные движения его элементов. Более точной является модель токоприемника, представляющая собой многотельную систему, полностью отображающую конструкцию и параметры отдельных тел токоприемника.

Модель контактной подвески с сосредоточенными параметрами содержит приведенные массы, упругие и демпфирующие элементы, характеристики которых получены экспериментальным путем. В таком виде расчетная схема подвески может быть использована лишь для исследования взаимодействия с одним токоприемником, так как не учитывает распространения продольных колебаний контактного провода. Кроме этого приходится постоянно доопределять характеристики упругих и демпфирующих элементов при необходимости учета нелинейной жесткости подвески.

При представлении контактной подвески моделью с распределенными параметрами чаще всего используются модели натянутой нити и модели стержня с учетом предварительного натяжения и изгибной жесткости. Модель нити используется достаточно широко благодаря сравнительной простоте процедуры численного решения уравнения колебаний. Модель стержня учитывает изгибную жесткость провода, но повышает порядок дифференциального уравнения и существенно усложняет процедуру решения.

Одним из основных допущений, часто принимаемых при исследовании взаимодействия то-косъемных устройств, является то, что контактные элементы движутся безотрывно по контактному проводу, что позволяет не рассчитывать траектории движения контактного провода и контактных элементов в отдельности и не учитывать ударный процесс при соприкосновении контактного элемента с контактным проводом. Однако на практике наиболее опасным режимом токосъема являются отрывы полоза токоприемника от контактного провода и возникновение электрической дуги, которая ведет к таким негативным последствиям, как отжиг и пережог контактного провода и, как следствие, к обрыву проводов и поломке токоприемников. Следовательно, модель взаимодействия токоприемника с контактной подвеской должна описывать условия потери контакта между контактной подвеской и полозом токоприемника.

Подвижной состав железных дорог

В Омском государственном университете путей сообщения ведутся работы по исследованию, моделированию и разработке устройств токосъема в рамках проекта «Разработка и организация высокотехнологичного производства нового магистрального токоприемника для применения на линиях с модернизированной инфраструктурой системы токосъема», реализуемого при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

Для повышения качества токосъема путем стабилизации контактного нажатия и уменьшения коэффициента отрывов предлагается оснастить токоприемник САР нажатия. Регулирование нажатия токоприемника осуществляется по комбинированному принципу управления, объединяющему в себе программное управления по заданному закону и управление с обратной связью по нажатию и искрению токоприемника. Необходимость применения датчика искрения подтверждается результатами испытаний устройств токосъема на линии Москва - Санкт-Петербург, в ходе которых установлено, что интенсивное искрение возникает даже при небольшом среднеквадратичном отклонении контактного нажатия при различных скоростях движения электроподвижного состава. Характерными внешними факторами, вызывающими интенсивное искрение независимо от скорости движения и нажатия токоприемника, являются разрегулированная контактная подвеска, дефекты контактных вставок токоприемника и контактных проводов, гололедные образования на контактной подвеске. На основании сказанного выше предложена система регулирования (патент РФ №105862) [2], в качестве чувствительных элементов которой выступают датчик контактного нажатия и датчик искрения, а в качестве блока управления - регулятор, принцип работы которого основан на нечеткой логике (Риггу-регулятор) (рисунок 1).

При подъеме токоприемника 1 (см. рисунок 1) сжатый воздух через ЭПП поступает в полость пневмопривода, выполненного в виде пневматического резинокордного элемента (РКЭ) 2. Полоз токоприемника 3 оснащен демпфирующими элементами 4, выполняющими одновременно функции датчика контактного нажатия. При взаимодействии токоприемника с контактным проводом 5 изменение контактного нажатия ве-

атмосферу

дет к изменению давления воздуха в пневматической магистрали, связанной с датчиком давления. Блок управления обрабатывает сигналы от датчика давления и датчика искрения 6 и формирует управляющее воздействие на электропневматический преобразователь в соответствии с заданным алгоритмом. Подъем и опускание токоприемника осуществляются через пульт управления, установленный в кабине машиниста. Датчик искрения основан на регистрации ультрафиолетового излучения, поскольку значительная часть энергии излучения, выделяемого электрической дугой, лежит в ультрафиолетовом диапазоне. Разработанный датчик искрения не реагирует на солнечный свет и источники искусственного освещения за счет узкого спектрального диапазона чувствительного элемента (220 - 280 нм). Моделирование токоприемника, оснащенного САР нажатия, осуществляется в приложе-

Рисунок 1 - Структурная схема САР нажатия токоприемника: 1 - рамы токоприемника; 2 - резинокордный элемент; 3 - полоз токоприемника; 4 - датчик нажатия; 5 - контактный провод; 6 - датчик искрения; ДД - датчик давления; БУ - блок управления; ИСВ - источник сжатого воздуха; ПУ - пульт управления; ЭПП - электропневматический преобразователь

ИЗВЕСТИЯ Транссиба з

нии Simulink среды Matlab, являющимся мощным средством обработки многомерных данных [3]. Целью исследования является оценка влияния предложенной САР нажатия на качество токосъема.

В предложенной модели взаимодействие токоприемника и контактной подвески реализовано в пакете физического моделирования Simmechanics приложения Simulink. Использование пакета Simmechanics позволяет создать механическую систему с применением модели твердого тела, осуществить анализ трехмерных моделей и объединить механические блоки с другими типами блоков приложения Simulink. Механическая система «токоприемник - контактная подвеска» моделируется в виде отдельных тел, имеющих массовые и инерционные характеристики. Данные о геометрических параметрах тел извлекаются из xml-файлов, полученных при их моделировании в программном средстве трехмерного проектирования SolidWorks, что позволяет визуализировать исследуемый процесс и упростить его восприятие (рисунок 2).

Контактная подвеска представлена одномассовой моделью с сосредоточенными параметрами. Влияние на токоприемник со стороны стрелы провеса контактного провода заключается в изменяющихся по длине пролета жесткости, массе и демпфировании контактной подвески при отсутствии под ним токоприемника.

В процессе моделирования взаимодействия токоприемника с контактной подвеской был реализован алгоритм, описывающий контакт между полозами токоприемника и элементами контактного провода. Блок вычисления и реализации силы взаимодействия представлен в виде подсистемы из блоков Body Sensor и Body Actuator (рисунок 3). Данные о перемещениях и скоростях из подсистем «контактная сеть» и «токоприемник» через блоки Body Sensor передаются в подсистему вычисления контактного нажатия «ForceLaw», с выхода которой величина силы нажатия передается обратно в подсистемы посредством блоков Body Actuator, осуществляя тем самым взаимное влияние подсистем.

Подсистема «ForceLaw» предназначена для вычисления нажатия токоприемника на контактный провод по следующему закону:

Р _ 1^п-Укс) + ^(>;п->;ксХ если JK=Jn; m

[О, если * уи,

где к и b - виртуальные жесткость и демпфирование, имитирующие контакт; ук и ук— координата и скорость точки контакта;

уп и уп- координата и скорость полоза;

уКС - координата контактного провода.

Выражение 1 позволяет анализировать контакт полоза токоприемника с контактным проводом, что дает возможность оценивать качество токосъема по коэффициенту отрывов.

View Simulation Model Help

н Hf* o ± ► ■ .fffZI ©

Рисунок 2 - Модель механической системы «токоприемник - контактная подвеска» в пакете 8пптес11атс8

4 ИЗВЕСТИЯ Транссиба1

1 2011

Рисунок 3 - Модель блока реализации взаимодействия токоприемника с контактной подвеской

Рисунок 4 поясняет принцип расчета контактного нажатия между приведенной массой контактной сети и полозом токоприемника.

При дальнейшем моделировании и исследовании САР нажатия в приложении 8шшИпк описанная выше механическая система «токоприемник - контактная подвеска» представлена в виде одноименной подсистемы, как составной части САР нажатия.

Для анализа САР нажатия и оценки ее влияния на качество токосъема необходимо определить передаточные функции всех элементов системы.

Резинокордный элемент - колебательное звено, основными параметрами которого являются коэффициент усиления кжэ, постоянная времени Гркэ и коэффициент демпфирования <^ркэ :

Рисунок 4 - Модель расчета контактного взаимодействия между контактной сетью и полозом токоприемника

^РКЭ (Р) =

Ч>КЭ

РКЭ ' ^РКЭ ' Р + 1

(2)

Электропневматический преобразователь имеет линейную зависимость выходного давления от входного электрического сигнала с коэффициентом усиления кЭШ1 и обратную связь по давлению воздуха.

Датчик нажатия, состоящий из демпфирующего элемента и преобразователя давления воздуха в электрический сигнал, является апериодическим звеном, имеющим коэффициент усиления кдя и постоянную времени Гдн :

^дн (Р) =

ДН

ДН

> р + 1

Датчик искрения принимается усилительным звеном с коэффициентом кт .

ИЗВЕСТИЯ Транссиба 5

Поскольку взаимодействие токоприемника с контактной подвеской является сложным динамическим процессом, в котором необходимо учитывать нелинейность элементов токоприемника, аэродинамическое воздействие и другие стохастические процессы, то применение методов управления на основе нечеткой логики является актуальным для управления нажатием токоприемника.

Fuzzy - регулятор, используемый в САР нажатия, имеет два входа - отклонение контактного нажатия и искрение токоприемника - и один выход - управляющее нажатие токоприемника. Математическая модель регулятора, основанного на нечеткой логике, приведена в работе [4]. Моделирование САР нажатия токоприемника с Fuzzy-регулятором выполнено в пакете Fuzzy Logic Toolbox, входящем в состав системы Matlab.

Исследуемая модель, реализованная в приложении Simulink, представлена на рисунке 5.

Fuzzy -регулятор

Токоприемник -контактная подвеска

Датчик нажатия Датчик искрения num(s)

Рисунок 5 - Модель для исследования взаимодействия токоприемника, оснащенного САР нажатия, с контактной подвеской

С помощью разработанной математической модели выполнен расчет взаимодействия токоприемника с контактной подвеской и оценено влияние САР нажатия на качество токосъема.

На рисунке 6 представлены траектории движения контактного провода и полоза токоприемника, не оснащенного САР нажатия, а также нажатие в контакте при скорости движения электроподвижного состава 140 км/ч. На рисунке 7 изображены траектории движения контактного провода и полоза, а также нажатие токоприемника, оснащенного предлагаемой САР нажатия, при тех же условиях. Программное управление нажатием согласно заданному закону управления позволяет снизить среднеквадратичное отклонение контактного нажатия по пролетам контактной сети. Замкнутое управление с обратной связью по нажатию и искрению токоприемника позволяет при возникновении ненормального режима токосъема (выход нажатия за пределы заданного значения, интенсивное искрение) регулировать нажатие токоприемника как в большую, так и в меньшую сторону. САР нажатия не реагирует на единичные выбросы нажатия или искрения (рисунок 6, б), но при появлении тенденции к увеличению среднеквадратичного отклонения нажатия либо при интенсивном искрении в течение заданного времени повышает нажатие токоприемника (после четвертой секунды). В результате применение комбинированного принципа управления приводит к улучшению двух важнейших интегральных показателей качества токосъема, таких как среднеквадратичное отклонение нажатия и коэффициент отрывов токоприемника.

Рисунок 6 - Траектории движения контактного провода и полоза (а) и контактное нажатие (б) токоприемника, не оснащенного САР нажатия

Рисунок 7 - Траектории движения контактного провода и полоза (а) и контактное нажатие (б) токоприемника, оснащенного САР нажатия

^р-ИЗВЕСТИЯ Транссиба 7

ОП<1 л ■- ■

Подвижной состав железных дорог

Таким образом, разработана математическая модель взаимодействия токоприемника и контактной подвески с учетом отрыва полоза токоприемника от контактного провода. Для повышения качества токосъема предлагается использование САР нажатия токоприемника, основанной на комбинированном принципе управления, содержащей датчик искрения, датчик нажатия и Риггу-регулятор. Результаты моделирования показали эффективность применения предлагаемой САР нажатия для уменьшения коэффициента отрыва токоприемника.

Список литературы

1. Сидоров, О. А. Системы контактного токосъема с жестким токопроводом: Монография [Текст] / О. А. Сидоров. - М.: Маршрут, 2006. - 119 с.

2. Пат. № 105862 на полезную модель (РФ), МПК В 60 Ь 5/00. Токоприемник электроподвижного состава [Текст] / О. А. Сидоров, А. Е. Аркашев, И. В. Ларькин, С. Ю. Сос-новский. Заявлено 11.01.2011; Опубл. 27.06.2011 // Открытия. Изобретения. 2011. №2011100366/11.-2 с.

3. Щербаков, В. С. Основы моделирования систем автоматического регулирования и электротехнических систем в среде МАТЬАВ и 81МиЬШК. Учебное пособие [Текст] / В. С. Щербаков, А. А. Руппель, В. А. Глушец / Сибирская автомобильно-дорожная акад. -Омск, 2003.- 160 с.

4. Ларькин, И. В. Система регулирования нажатия токоприемника, основанная на нечеткой логике [Текст] / И. В. Ларькин, С. Ю. Сосновский // Моделирование. Теория, методы и средства: Материалы XI междунар. науч.-практ. конф. / Южно-российский гос. техн. ун-т (НПИ). - Новочеркасск, 2011. - С. 137-141.

УДК 621.332.531

Д. Д. Жмудь, В. А. Королев

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТОКОПРИЕМНИКОВ С КОНТАКТНЫМИ ПОДВЕСКАМИ НА ВОЗДУШНЫХ СТРЕЛКАХ

В статье рассмотрена методика расчета взаимоОействия токоприемников с контактными подвесками на усовершенствованных воздушных стрелках контактной сети. Изложенная методика и разработанная программа позволяют на стадии проектирования прогнозировать характер взаимодеь/ствия при различных значениях параметров системы.

Исследование взаимодействия токоприемника с контактной подвеской в зоне воздушных стрелок только экспериментальным путем связано со значительными затратами и объемом работ. Теоретические методы исследования, основанные на моделях с распределительными параметрами, приводят к громоздким вычислениям. На наш взгляд, наиболее целесообразным путем решения поставленной задачи является оптимальное сочетание теоретических и экспериментальных методов исследования. Для этой цели подходит двухмассовая дискретная модель, приведенная на рисунке 1.

Вариант модели токоприемника с несинхронизированными каретками отличается тем, что учитывает возможность перекоса полоза токоприемника под действием сил контактного нажатия при взаимодействии с контактными подвесками на воздушной стрелке [1, 2]. Это можно считать положительным фактором для описания процессов, происходящих при взаимодействии с движущимся токоприемником.

При взаимодействии токоприемника с контактной подвеской в зоне воздушной стрелки можно выделить четыре различных режима взаимодействия:

8 ИЗВЕСТИЯ ТрансСШВ^^И №3(7)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.