Научная статья на тему 'Моделирование взаимодействия потребителя с веб-ориентированной корпоративной информационной системой'

Моделирование взаимодействия потребителя с веб-ориентированной корпоративной информационной системой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ИНТЕРФЕЙСОВ БИЗНЕС-СИСТЕМ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КИС / ВСЕМИРНАЯ ПАУТИНА / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернов Василий Вадимович, Пищухин Александр Михайлович

Рассмотрена проблема обеспечения гибкого управления изменениями информационного отображения бизнес-процессов и экономических субъектов предприятия в веб-интерфейсе корпоративной информационной системы предприятия. Проведено моделирование взаимодействия потребителя с веб-ориентированной корпоративной системой предприятия с позиций теории интерфейсов бизнес систем.Обозначены задачи, требующие дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернов Василий Вадимович, Пищухин Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование взаимодействия потребителя с веб-ориентированной корпоративной информационной системой»

Моделирование взаимодействия потребителя с веб-ориентированной корпоративной информационной системой

Modeling the consumer interaction with web-oriented corporate information system

Чернов Василий Вадимович, аспирант кафедры «Системный анализ и управление» Оренбургского государственного университета

chernovv@gmail.com

Пищухин Александр Михайлович, д.т.н., профессор, декан факультета информационных технологий Оренбургского государственного университета

fit@unpk.osu.ru

Chernov VasiliyVadimovich, Graduate Student, Department of Systems Analysis and Management,

Orenburg State University chernovv@gmail.com

PishchukhinAleksandrMikhaylovich, Doctor of Sc., Full Professor, Dean, Faculty of Information Technology, Orenburg State University fit@unpk.osu.ru

Аннотация

Рассмотрена проблема обеспечения гибкого управления изменениями

информационного отображения бизнес-процессов и экономических субъектов предприятия в веб-интерфейсе корпоративной информационной системы

предприятия. Проведено моделирование взаимодействия потребителя с веб-

ориентированной корпоративной системой предприятия с позиций теории интерфейсов бизнес систем.Обозначены задачи, требующие дальнейших

исследований.

Ключевые слова: теория интерфейсов бизнес-систем, потребительское

взаимодействие, КИС, Всемирная паутина, пользовательский интерфейс.

Abstract

This article considers problem of flexible management of changes of business processes and economical enterprise entities mapping in the web interface of enterprise corporate information system.Modeling ofthe consumer interaction with web-based corporate enterprise systemhas been done based on the theory of business system interfaces. The multilevel model of the consumer interaction is developed. The direction of further research is designated.

Keywords:theory of business system interfaces, customer interaction, Web-oriented architectures, conceptual modeling, user interface.

Введение

В настоящее время ни одно успешно развивающееся предприятие невозможно представить без корпоративной информационной системы (КИС). Поэтому чем больше возможностей и удобств предоставляет КИС для работников предприятия с одной стороны, и потребителей продукции предприятия с другой, тем выше потребительские качества КИС. Оставив в стороне вопрос о потребительских качествах КИС с точки зрения работников предприятия, исследуем более подробно качества системы, ориентированные непосредственно на потребителей.

Для конечного потребителя, помимо функциональной достаточности веб-ориентированной КИС (ВОКИС), важнейшими являются качества

пользовательского интерфейса. И, если обеспечение необходимого количества возможностей системы не является проблемой, то сделать это, обеспечив доступность и простоту использования, достаточно сложно. Несмотря

на существование шаблонов проектирования интерфейсов и принципов обеспечения доступности, реализация качественного интерфейсного решения не является формализованной задачей.

Также, в связи с распространением технологий мобильного доступа в интернет, необходимо обеспечивать доступность какой-либо части ВОКИС предприятия на распространенных мобильных платформах. Учитывая, что доля и разнообразие мобильных устройств неуклонно растёт, а сценарии

взаимодействия с ними существенно отличаются от традиционных настольных ПК, поддержка и обеспечение доступности становятся ещё большей проблемой.

Корпорация подразумевает огромное количество подразделений, видов деятельности, и потребительских групп. Обособленность подразделений, географическая распределенность, скрытые организационные связи, и, сама по себе, большая размерность системы способствует несогласованности между подразделениями, которая лишь усиливается из-за изменений в организационной

структуре, бизнес-процессах, и рыночных приоритетах предприятия. Такая несогласованность обычно приводит к двум крайностям в сетевом окружении предприятия — к сотням отдельных веб-ресурсов, которые работают по-разному из-за неудачных попыток внедрения общих стандартов, или, наоборот, к единому порталу, где все возможности реализованы одинаково — одинаково плохо из-за унифицированного подхода, не учитывающего особенности работы отдельных подразделений [1].

Постановка задачи моделирования

Все направленные на потребителя подразделения предприятия в большей или меньшей степени должны быть представлены в веб-интерфейсе КИС. Качественно и количественно уровень представления определяется целесообразностью и наличием ресурсов его обеспечивающих. При этом в зависимости от рыночной ситуации этот уровень может изменятся в ту или иную сторону для каждого подразделения по-разному.

В силу этих же причин между подразделениями существует конкуренция за информационные и технологические ресурсы, чтобы быть представленными в веб-интерфейсе в наиболее полном объеме, например, в самом частном случае, это может быть площадь или положение соответствующего подразделению блока на веб-страницах.

В условиях современных рынков при построении ВОКИС необходимо рассматривать предприятие во времени, с учетом необходимости внесения изменений, которые только могут произойти.

Фиксация только некоторого состояния бизнес-процессов предприятия для отображения в ВОКИС методически представляет хотя и сложную, но тривиальную задачу, суть которой сводится к моделированию и проектированию

информационной архитектуры предприятия, на основе которой в дальнейшем производятся все остальные этапы построения веб-ориентированной ИС.

В случае изменений, как внутри предприятия, так и внешних факторов, соответствующие изменения в ВОКИС, чтобы не приводить к экономическим потерям, должны быть реализованы максимально быстро. И, естественно, это должно быть сделано при минимуме затрат. Реализация подобной адаптации ВОКИС представляет собой большую проблему, которую нельзя целиком передавать в ведение методологии разработки ПО. При всех достоинствах гибких методологий, являющихся сейчас стандартом для разработки крупных систем, реализующие их подходы, сосредоточены на управлении непосредственно процессом разработки ПО за счет поддержки готовности к изменениям в требованиях, и применении инженерных практик, поддерживающих качество кода на приемлемом уровне. Однако изменения бизнес-требований не прогнозируются и не несут никакого управляющего воздействия на процесс, кроме как фактом своего существования.

Таким образом, задача, которую необходимо решить, состоит в обеспечении гибкого управления изменениями информационного отображения экономических субъектов предприятия в веб-интерфейсе КИС. Для этого требуется разработать методы, которые бы позволили создать ИС, способную адаптировать внешний интерфейс пользователя к внутренним изменениям — изменениям бизнес-процессов предприятия с целью обеспечения высоких потребительских качеств.

Для решения поставленной задачи необходимо формализовать отображение подразделений и потоки бизнес-процессов предприятия в термины и сущности предметной области веб-интерфейсов.

Проведем моделирование процесса взаимодействия потребителя с ВОКИС, опираясь на теорию интерфейсов бизнес-систем[2].

Моделирование процесса взаимодействия потребителя с ВОКИС

Рассмотрим модель взаимодействия приведенную на рисунке 1 (примечание: связи между блоками на схеме не отображены, чтобы не снижать простоту восприятия).

Рисунок 1. Модель взаимодействия потребителя с ВОКИС

Предприятие Потребитель

Предприятие выстраивает взаимодействие с потребителем в веб-среде поскольку реализует свои внутренние стратегические цели, бизнес-цели или цели не носящие коммерческого характера — вызванные внешними факторами или социальной ответственностью (Уровень целей предприятия). Достижение этих целей на практике реализуется в рамках отдельных бизнес-процессов, совместными или обособленными подразделениями, входящими в организационную структуру предприятия.

С позиций теории интерфейсов бизнес-систем вся согласованная деятельность, осуществляемая как в границах одного подразделения так и всего предприятия в целом, рассматривается как процессы, протекающие через последовательность интерфейсов, реализующих выполнение хозяйственных операций и передачу информационных сообщений (Уровень внутренних интерфейсов).

Внешняя деятельность предприятия обеспечивается внешними интерфейсами. Взаимодействие с потребителем через веб-среду является лишь одним из возможных способов коммуникации,по этой причине следует различать внешние интерфейсы предприятия, включающие как веб-интерфейс, так и другие интерфейсы — реализованные через каналы связи иной природы.

Моделируя веб-взаимодействие, будет полезным рассматривать все другие внешние интерфейсы как внутренние относительно веб-интерфейса. В таком случае, любое взаимодействие потребителя с веб-интерфейсом будет являться опосредованным взаимодействием с одним или цепочкой внутренних интерфейсов предприятия.

Для обеспечения веб-взаимодействия подмножество внутренних интерфейсов, характеризующих предметно-ориентированные процессы (маркетинговые, учетные, управленческие), отражается во внешний вебинтерфейс с учетом целей предприятия и пользовательских потребностей.

Уровень веб-интерфейса включает в себя присутствие предприятия в вебсреде, которым оно может управлять. На этом уровне можно выделить два типа интерфейсов: графический интерфейс пользователя, с которым непосредственно взаимодействует потребитель, а также различные интерфейсы программирования приложений, предоставляющие возможности для автоматической обработки информации. Заметим, что кроме собственных веб-систем, интегрированных в КИС предприятия, для обеспечения присутствия или в технических целях могут быть задействованы внешние системы, которые не являются контролируемыми полностью. К таким системам относятся поисковые системы, социальные сети, и другие сторонние сервисы, обеспечивающие нужную функциональность.

С точки зрения обеспечения качества взаимодействия с потребителем, уровень интерфейса пользователяпредставляет наибольший интерес. На этом уровне завершается отображение всех экономических и предметноориентированных категорий в части веб-ИС. Все бизнес-процессы, подразделения и информационные потоки предприятия на уровне пользовательского интерфейсанаходят своё отражение в функциях веб-сайта, его информационной структуре, компоновке и визуальных решениях [3]. Именно на этом уровнепроисходит веб-взаимодействие с потребителем, и от того насколько успешным оно будет, зависит достижение целей, как предприятия, так и потребителей.

Взаимодействие потребителя с пользовательским интерфейсом предполагает наличие программной и аппаратной компонент — устройства с выходом в интернет и программы просмотра сайтов (браузера). Если аналогичными составляющими со стороны предприятия можно пренебречь, поскольку концептуально система управления предполагает технологическую инвариантность, то технические возможности со стороны клиента непосредственно накладывают ограничения на построение пользовательского

интерфейса (Программный и аппаратный уровни). Особенно явно это демонстрирует необходимость поддержки различных мобильных платформ.

Соответственно уровню целей и задач пользователя, результатом взаимодействия потребителя с системой является в той или иной мере удовлетворение его потребностей.

Следует заметить, что как реальное, так и веб-взаимодействие зачастую являются двусторонними, и поскольку такое взаимодействие не всегда может найти полное отражение в Вебе, то обратную связь с пользователем, которая возможна по другим каналам связи, необходимо учитывать на уровне целей и задач предприятия.

Заключение

Таким образом, полученная модель показывает все основные компоненты взаимодействия потребителя с ВОКИС предприятия. Расслоение по уровням и интерфейсный подход позволяют продемонстрировать сложность и многоступенчатость процесса, взаимное влияние и связность между компонентами системы. Особенно явно прослеживается сквозная природа процессов, обеспечивающих взаимодействие.

Для эффективного взаимодействия с потребителем необходимо обеспечить и поддерживать в актуальном состоянии связи между блоками разных уровней.

Наибольший интерес для дальнейших исследований представляют собой переходы между внутренними и внешними интерфейсами, а также процедуры по которым происходит отображение внутренних интерфейсов на уровень пользовательского интерфейса. Именно эти процедуры обеспечивают качество пользовательского интерфейса, а следовательно качество взаимодействия с потребителем.

Список литературы

1. Морвиль П., Розенфельд Л. Информационная архитектура в Интернете, 3-е издание. - СПб. : Символ-плюс, 2010. - 608 с.

2. □ Агафонова В. В. Теория интерфейсов бизнес-систем. - М. :, 2003. - 280 с.

3. Гарретт Д. Элементы опыта взаимодействия. - СПб. : Символ-плюс, 2008. -192 с.

Bibliography

1. Morville Peter, Rosenfeld Louis Information Architecture for the World Wide Web, 3rd Edition. Publisher: O'Reilly, 2007. Print.

2. Agafonova V. V. Teoriyainterfeysovbiznes-sistem. - M. : 2003.

3. Garrett Jesse James The Elements of User Experience: User-Centered Design for the Web and Beyond. Publisher: Peachpit Press, 2002. Print.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.