ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
УДК 539.3
В. К. МАНЖОСОВ, В. В. СЛЕПУХИН
дг
МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СКОРОСТИ ОДНОРОДНОГО СТЕРЖНЯ ПРИ ПРОДОЛЬНОМ УДАРЕ О ЖЁСТКУЮ ПРЕГРАДУ
Рассмотрена задача продольного удара однородного стержня о жёсткую преграду. Представлены результаты моделирования волновых процессов в стержне и восстановления скорости стержня после удара.
Ключевые слова: стержень, продольный удар, волны деформаций, коэффициент восстановления.
При описании движения виброударных систем широко используется модель удара, когда скорость движения ударной массы после удара определяется через коэффициент восстановления скорости [1, 2]. Величина коэффициента восстановления скорости изменяется в диапазоне (0< Д<1). При К = 0 удар абсолютно пластичный, при Я = 1 удар абсолютно упругий.
Рассмотрим упругий удар однородного стержня о жёсткую преграду (рис. 1).
Рис. 1. Схема продольного удара стержня
Движение сечений стержня описывается волновым уравнением [1, 3]
д2и(х,1) 1 д2и (х,0
дх
а
Ы
= 0,
(1)
с начальными и граничными условиями
д и (х , ¿0)
дг
= У0, и(х,?0) = 0,
(2)
д и (О,г) а и {1,1) д и (1,1)
- = 0, —I-= 0, если —--< 0,
где
д х ' д I д и (х ,/)
д х
Ы
, м(х,г) - скорость и продольное
В. К. Манжосов, В. В. Слепухин, 2007
перемещение поперечного сечения стержня; У0 — предударная скорость стержня; х - координата сечения; а - скорость звука в материале стержня, I- время.
Решение уравнения (1) представим в виде
и (х,/) = /(ш-х)+ф (<я/ + х), (3)
где — х) - функция, описывающая прямую волну, распространяющуюся в направлении оси д; ф (а1 + х)~ функция, описывающая обратную волну, распространяющуюся в противоположном направлении.
Введём относительные величины, характеризующие производные функций прямых и обрат-
ных волн:
V,
о
а
ф'(д/ + х)=ф'(я/ + х)/
V,;
о
а
Относительная продольная деформация в сечении и скорость этого сечения соответственно равны:
г(х,() = -/'(аГ - х) + ф '(а/- + х),
V (*,*)= -х) + ф'(а/+ х).
Перед нанесением удара начальные значения 7'(^0-х)=0,5; ф'(¿Й0+х)=0,5. Относительная продольная деформация в сечениях стержня при /0 =0 равна г(х^0) = 0, а относительная
скорость всех сечений равна V (х, /0) = 1.
> / прямая волна
зона сжатия
ноя волна
Шшшшк
Л V,-А*
стержень
ШШШШ:
Ш&ш
иштттш
тная волна.
/ прямая волна
зона сжатия
шшттшшшшшшв
обратная волна (р*(а1 + х)
'.V.у. Л
/ стержень
• V. л ,<7/ '/Л../. /'л»»,' . Ллл.'.л' < .тшю) чСФ
звил сжатия
Ш
гай
——- лппшг
Рис. 2. Схема стержня и диаграммы волн в момент нанесения удара по жёсткой преграде
На интервале времени 0 < / < / /а на сечение
х = / действует прямая волна /'(<# - /)= 0,5 и
формируется в этом сечении обратная волна ф '(а/ + /)= — 0,5 . В этот период продольная
д и (/,/) Уо
деформация в сечении х =
а её относительное значение е (/,/) = -1.
прямая волна / № - я^
обратная волна ср*(а1 +х)
-0.5
Рис. 3. Схема стержня, диаграммы прямой и обратной волн на интервале времени 0 < / < I / а
На рис. 3, 4 представлены диаграммы прямой и обратной волн на интервале времени 0 < Г < / /а. Затемнённый участок стержня охвачен прямой волной = 0,5 и обратной
волной ф ' (я/ + -0,5. Скорость сечений в
этой зоне равна у(х,/) = 0? а относительная
продольная деформация в этой зоне равна ъ(х^) = -1 (зона сжатия).
Рис. 4. Схема стержня, диаграммы прямой и обратной волн на интервале времени 0 < ¡< I / а
На интервале времени 0 < I < I / а на сечение х = 0 действует обратная волна ф'(я/+ 0)= 0,5 и формируется в этом сечении
прямая волна /'(я/ - 0) = 0,5 (рис. 3, 4).
На интервале времени / / а < / <21 / а на сечение х = 0 действует обратная волна Ф'(я/ + 0:)= -0,5 и формируется в этом сечении
прямая волна /'(яг- 0)=-0,5. На рис. 5 представлена начальная фаза формирования прямой волны в сечении х = 0.
В этот момент на участке стержня (более светлый. участок стержня на рис. 5), где
/'(а> - х)= -0,5 и ф ' (д/ + х)= -0,5, поперечные сечения приобретают скорость у(х^) = -1.
Рис. 5. Схема стержня, диаграммы прямой и обратной волн на интервале времени I / а < I <21 / а
Относительная продольная деформация в поперечных сечениях на этом участке г(х^) = 0
(более светлый участок стержня на рис. 5).
По мере того как волна /'(а/ - х)= -0,5
приближается к жёсткой преграде (рис. 6), состоянием у(х,Г) = -1 и г(х^) = 0 будет охвачен уже значительный участок стержня.
прямая волна • / (аЬ - х)
-0.5
зона сжатия
\
обратная волна Ф*(аЬ + х)
I ?
I
Рис. 6. Схема стержня, диаграммы прямой и обратной волн на интервале времени И а<1 <21! а
В момент времени / = 21 / а прямая волна и обратная волна имеют во всех сечениях параметры (рис. 7):
7' (я/ - х)= -0,5; ф' (я/ + х)= -0,5;
у(х,/) = -1 и = 0.
прямая волна /(а1-х)
•0.5
\
обратная волна ср '(а1 + х)
I
Рис. 7. Схема стержня, диаграммы прямой и обратной волн при г- 21 / а
Скорость всех сечений стержня, определяемая как
= а[/'(ш - х)+ц'(ш + х)],
<3?
д и (х ,/)
становится равной - = -Уо и при неси
удерживающей связи в сечении х = / стержень отрывается от жёсткой преграды (процесс удара завершен).
Для оценки коэффициента восстановления скорости стержня после удара в общем случае можно воспользоваться теоремой об изменении количества движения механической системы. В этом случае [4]
О-<20 = \Р(1,1)Ж, где <20, б - количество
о
движения механической системы в начальный и текущий моменты времени; Р(1,0 - ударная сила в сечении х = /.
Учитываем, что (30 = т Уо, О- тУс, д и (1,1)
Р(1,1) =ЕА-, где Ус - скорость центра
д х
масс стержня, ЕЛ - продольная жёсткость поперечного сечения стержня, т - масса стержня. Так как на интервале времени 0 < / < 21 / а продольная деформация в сечении х = /
д и (1,1) Уо
- =--, то изменение количества дви-
д х
а
жения стержня равно
тУс-тУо=-ЕАР±,
а
или
Ус
У
1
ЕА
I ■
о
т -а
Принимая во внимание, что Ус= - ЯУо, где Я -коэффициент восстановления скорости, что мае-
са стержня т- рА1, Е=а р, (Е - модуль упругости материала стержня, р - плотность материала, / - длина стержня, А - площадь поперечного сечения стержня), получим, что в момент завершения удара (£ = 21 / а).
п 1 а2 рЛ2/
к + 1 =-—, откуда Л = 1.
р А 1а2
Таким образом при ударе однородного стержня о жёсткую преграду коэффициент восстановления скорости Я = 1, т. е. удар является абсолютно упругим.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алимов, О. Д. Удар. Распространение волн деформаций в ударных системах / О. Д. Алимов, В. К. Манжосов, В. Э. Еремьянц. - М. : Наука, 1985.-386 с.
2. Манжосов, В. К. Динамика и синтез кулачковых ударных механизмов / В. К. Манжосов. -Ульяновск : УлГТУ, 2006. - 219 с.
3. Манжосов, В. К. Модели продольного удара / В. К Манжосов. - Ульяновск: УлГТУ, 2006. - 160 с.
4. Манжосов, В. К. Восстановление скорости стержня при продольном ударе о жёсткую преграду / В. К. Манжосов // Вестник УлГТУ. -2003.-№ 1-4.- С. 22-24.
© © © © • © ©
© © © © ©
• ©
Манжосов Владимир Кузьмич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Теоретическая и прикладная механика» Ульяновского государственного технического университета. Имеет монографии и статьи в области динамики механических систем переменной структуры, продольного удара в стержневых системах, преобразования продольных волн деформаций в механических волноводах. Слепухин Виталий Владимирович, аспирант Ульяновского государственного технического университета. Имеет публикации по моделированию продольного удара в стержневых системах.