Научная статья на тему 'Моделирование влияния функциональных подсистем на масштабы последствий аварии на радиационно-опасном объекте'

Моделирование влияния функциональных подсистем на масштабы последствий аварии на радиационно-опасном объекте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
125
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корчагин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование влияния функциональных подсистем на масштабы последствий аварии на радиационно-опасном объекте»

нам природой, возможно, если человеческое общество, каждый человек в своей практической деятельности будет исходить из общей задачи сохранения биосферы. Экологическое сознание означает понимание того, что биосфера, производство и общество - это единое целое, что биосфера - это та система, которую легко нарушить и гораздо труднее и дороже восстановить. Страны и общества могут по-разному расставлять приоритеты в отношении окружающей среды, но их решения в любом случае должны основываться на тщательном анализе и участии всех социальных групп, которые могут быть затронуты этими решениями. Сохранение баланса и одновременное продвижение по пути обеспечения экономического, социального и экологического развития, является сложным делом, зачастую требующим сложных компромиссов.

Забота о здоровой окружающей среде во всем мире - одно из основных направлений в деятельности всех стран мирового сообщества. В рамках этой деятельности особое значение имеет решение задачи по улучшению окружающей среды для того, чтобы миллионы людей могли жить в более здоровых условиях.

Список использованной литературы

1. Философский словарь. /Под ред. М.М. Розенталя. Изд. 3-е. М., Политиздат, 1975.

2. Геккель Эрнст. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона // https: //т. wikisource. org/wiki/%.

3. Большая Советская Энциклопедия. // http://dic.academic.ru/dic.nsf/ bse/ 115925/.

4. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

5. Бурков В.Н., Щепкин А.В. Экологическая безопасность М.: ИПУ РАН, 2003. - 392 с.

6. Виды экологического мониторинга окружающей среды//Ыйр:// uchebnikionline.Com/rps/regionalna_ekonomika_-_kachanyep/vidiekologich nogomonitoringudovkillya.htm.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОДСИСТЕМ НА МАСШТАБЫ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА РАДИАЦИОННО-ОПАСНОМ

ОБЪЕКТЕ

А.В. Корчагин, преподаватель, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж

Возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера обусловлено физическим износом основных производственных фондов, нарушениями установленных норм и правил эксплуатации опасных объектов,

снижением требовательности и персональной ответственности должностных лиц за эти нарушения [1]. Последствия от техногенных аварий зависит от типа аварии, масштаба, обученности персонала объекта, населения, участников ликвидации аварии, технической оснащенности.

Несмотря на уникальность техногенных катастроф, можно разработать общий подход к анализу их последствий и, в частности, потерь населения и личного состава подразделений, участвующих в ликвидации последствий катастроф с учётом опасных факторов, характерных для данной катастрофы. Указанное обстоятельство позволяет оценить возможности сил и средств функциональных подсистем, необходимых для участия в ликвидации последствии чрезвычайных ситуаций данного типа, в частности для минимизации потерь населения личного состава силовых структур и ведомств.

Алгоритм оценки потерь при техногенной катастрофе. Потери населения при катастрофах делят на две группы: безвозвратные и санитарные [2].

К безвозвратным относят:

- погибшие в момент катастрофы;

- умершие до поступления на этап лечебно-эвакуационного обеспечения;

- пропавшие без вести.

Санитарные:

- пораженные (оставшиеся в живых);

- заболевшие при ЧС;

- заболевшие в результате ЧС.

На рисунке 1 показан алгоритм оценки потерь при различных типах техногенных аварий.

Результаты моделирования. На территории города Нововоронежа главным управлением МЧС России по Воронежской области периодически проводятся масштабные командно-штабные тренировки. В мероприятиях задействованы силы гарнизона МЧС области ОВД, медицинской и других служб. Основная задача учений - взаимодействие всех ведомств, управление силами и средствами функциональных территориальных подсистем Российской системы предупреждения чрезвычайных ситуаций (РСЧС) при ликвидации ЧС, вызванной аварией на Нововоронежской АЭС. В ходе тренировки силовые ведомства, участвующие в ликвидации аварии отрабатывают вопросы по защите персонала атомной станции и населения в случае воздействия опасных факторов для различных исходных данных о возможных авариях на АЭС. Расчёты, приведённые ниже, сделаны в следующих предположениях.

При аварии на одном из реакторов Нововоронежский АЭС типа ВВЭР-440, ВВЭР-1000 во внешнюю среду выделилось большое количество радиоактивных веществ. Метеоусловия погоды: ветер южный 10 м/с, давление 760 мм рт. ст., температура +10 0С.

Предполагается, что комиссия по ГОЧС г. Нововоронежа, оценив ситуацию и произведя расчет, установила, что радиус предполагаемой зоны заражения, представляющей угрозу для жизни и здоровья людей при аварии на реакторе типа ВВЭР-440, составляет 10 км, а при аварии на реакторе типа - 30 км.

С учётом указанных данных принято решение на безотлагательную эвакуацию населения силами и средствами подразделений силовых и иных ведомств.

Анализ результатов моделирования. При проведении расчётов предполагалось, что для эвакуации населения г. Нововоронежа с населением 32000 человек близлежащих населённых пунктов - 7749 человек и сотрудников АЭС - 7000 человек, по результатам исследования с учётом климатических условий, типа реактора ВВЭР-440, предполагаемого времени 12 часов, затраченного на эвакуацию и расстояния до населенных пунктов необходимо 320 человек личного состава ОВД. При аварии на реакторе типа ВВЭР-1000 количество личного состава силовых ведомств увеличивалось до 556 человек.

Рассмотренные ранее в [3-5] действия ОВД в зависимости от фаз ЧС, количество личного состава ОВД, задействованного для ликвидации аварии, эвакуации населения и последствий будет разным.

Рис. 1. Алгоритм оценки потерь

Из графика видно, что в стадии особо опасного развития событий, т.е. в момент аварии, приводящая к риску неблагоприятного воздействия на людей, объекты и природную среду [2], гибель населения и сотрудников минимальна, но в случае, если они будут оставаться на зараженной территории, то в результате облучения через определённое время происходит их смерть.

На рисунке 2 представлена зависимость потерь населения, сотрудников АЭС, ОВД, МЧС от времени.

Рис. 2. Зависимость потери населения, сотрудников АЭС, МЧС, ОВД от времени с момента начала аварии

По результатам экспертных оценок при одинаковых условиях и количестве личного состава ОВД 320 человек, задействованного при эвакуации населении (точка Р), в результате аварии на АЭС с типом реактора ВВЭР-1000 пострадает 156 человек, на АЭС ВВЭР-440 104 человека. При количестве сотрудников 556 человек (точка), на АЭС с типом реактора ВВЭР-1000 пострадает 98 человек, а на АЭС-440 69 человек. И при увеличении численности личного состава до 1100 человек (точка), на АЭС тип реактора ВВЭР-1000 пострадает 58 человек, а на АЭС тип реактора ВВЭР-440 37 человек.

Заключение. Минимизации потерь среди гражданских лиц способствует многоуровневая подготовка различных категорий населения, сотрудников АЭС, МЧС, ОВД к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.

По результатам экспертных оценок можно сделать вывод, что при увеличении количества сотрудников функциональных подсистем на наиболее ответственных участках, время эвакуации, а, следовательно, и потери населения и личного состава уменьшается только до определённого предела, после чего увеличение количества сотрудников становится неэффективным.

Список использованной литературы

1. Федоров А.Ю. Организация деятельности ОВД при авариях и катастрофах техногенного характера / Федоров А.Ю. // Монограф. Екатеринбург: Уральский юрид. ин-т МВД России, 2009. - 204 с.

2. Кулемин В.В. Основы гражданской обороны. / Кулемин В.В., Селиванов С.Д., Самороковский А.Ф., Горлов В.В. // Воронеж, 2010. - 101 с.

3. Меньших В.В. Модель действий органов внутренних дел в чрезвычайной ситуации техногенного характера / В.В. Меньших, А.Ф. Самороковский, А.В. Корчагин // Вестник ВИ МВД России, 2013. - № 2. - С. 164171.

4. Меньших В.В. Структурные модели взаимодействия подразделений силовых ведомств, силовых ведомств при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера / В.В. Меньших, А.В. Корчагин // Труды Академии управления МВД России, 2015. - № 2 (34). - С. 54-58.

5. Меньших В.В. Автоматная модель действий подразделений МЧС при возникновении чрезвычайной ситуации техногенного характера / В.В. Меньших, А.Ф. Самороковский, А.В. Корчагин // Научный журнал «Вестник» ВИ ГПИ МЧС России, 2014. Вып. 1 (10). - С. 57-60.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА)

Ю.А. Наумов, профессор, д.г.н., И.Д. Домбровский, студент, Находкинский филиал Владивостокского государственного университета

экономик и сервиса, г. Находка

Бурное развитие современной цивилизации в 20-21 веках, с одной стороны, повысило степень комфортности жизни людей, с другой - привело к росту количества техногенных объектов и их сложности, а значит увеличению риска нарушения норм экологической безопасности и возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС).

При этом специалисты отмечают «Неготовность человека к восприятию развивающейся действительности», характеризующейся «ростом аварий и катастроф техногенного происхождения» [1, с. 2 4].

В связи с этим задача по защите человека и природы от негативных воздействий стихийного и антропогенного происхождения, которой занимается наука безопасность жизнедеятельности, является в настоящее время как никогда актуальной. В нашем понимании антропогенное воздействие имеет техногенную компоненту.

Решению этой задачи способствует анализ ЧС, в ходе которого рассматривалась бы их детальная характеристика и причины возникновения.

Такой анализ мы попытались сделать на региональном уровне во временном диапазоне с 1990 по 2015 гг., взяв в качестве объекта исследования территорию Дальневосточного федерального округа (ДВФО) РФ.

При этом нами учитывалось постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 года № 304, которое утвердило классификацию ЧС природного (стихийного) и техногенного характера. В нем ЧС подразделяются в зависимости от количества пострадавших людей, материального ущерба, а также площади поражения на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Проведя на основе этого системный анализ собранного материала, мы составили структурную схему ЧС по региону (рис.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.