Научная статья на тему 'Моделирование влияния факторов ценообразования на стоимость туристических услуг'

Моделирование влияния факторов ценообразования на стоимость туристических услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / ФАКТОРЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / FACTORS PRICING / МОДЕЛЬ / MODEL / ТАРИФ / TARIFF / ТУРПАКЕТ / TOUR PACKAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева Ирина Анатольевна, Искаджян Симон Оганесович

Статья посвящена актуальной теме современности развитию туристической сферы услуг. В РФ определена экономическая задача государственной политики в сфере туристических услуг превратить туризм в конкурентоспособный, инновационный, устойчивый и высокодоходный сектор национального бизнеса. В настоящее время ценообразование стало одним из ключевых процессов стратегического развития предприятия. Экономисты, изучая процесс ценообразования, основное внимание уделяют внешним (рыночным) факторам. В статье проведен анализ этапов формирования рыночного тарифа пакета туристических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование влияния факторов ценообразования на стоимость туристических услуг»

предполагается, что ЛПР эти вероятности известны или их можно определить путем экспертных оценок;

3) выбор решений в условиях неопределенности, когда то или иное действие или несколько действий имеют своим следствием множество частных исходов, но их вероятности совершенно не известны или не имеют смысла.

При минимизации рисков второй группы используются такие методы как: определение вероятностей наступления событий экспертным способом; формирование сценариев и построение деревьев принятия решений. Для большей объективности экспертного способа задания вероятностей в этом процессе обычно участвует не один эксперт, а целая группа экспертов. При этом их мнения могут сильно различаться, что ставит под сомнение целесообразность такого подхода. Минимизировать риски по третьей группе обычно не удается. Данный ряд событий относится к группе так называемых непредвиденных обстоятельств.

При оценке ущербов, возникающих вследствие наступления негативного события, широко применяется проектный подход, когда инвестиционный проект развития предприятия (в данном случае - турфирмы) исследуется на чувствительность к возможным негативным возмущениям внешней или внутренней среды. Этот подход сочетается обычно с экспертным методом назначения вероятностей, в результате чего рассчитывается математическое ожидание прибыли предприятия.

Важная задача, возникающая на стадии формирования фирмы, состоит в выборе будущего проекта развития. При этом выбор проекта осуществляется чаще всего на основании пары критериев - риска и дохода, которые, как правило, являются конкурирующими: наиболее доходные проекты являются и более рисковыми.

Следует также учитывать современную тенденцию постепенного перехода от модели туризма "3S" к модели "3L" ("3S" - See, Sun, Sand - море, солнце, песок; "3L" - Lore, Landscape, Leisure -знание, ландшафт, досуг). То есть усиление культурно-познавательных мотивов туризма, замещающих мотивы пассивного отдыха у моря. Данная тенденция - это фактор, содействующий намеченному инновационному курсу развития туризма в регионах [2, с. 117].

Список литературы / References

1. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. М.: Финансы и статистика, 2012. 200 с.

2. Киселева И.А., Трамова А.М. Влияние инновации на конкурентоспособность предприятий туристского бизнеса. / Статистика и Экономика, 2011. № 5. С. 115-119.

3. Киселева И.А., Трамова А.М. Моделирование инвестиционной привлекательности туристической отрасли региональной экономики (на примере Кабардино-Балкарской Республики) / Аудит и финансовый анализ, 2010. № 5. С. 241-246.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА СТОИМОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ Киселева И.А.1, Искаджян С.О.2 Email: Kiselеvа[email protected]

'Киселева Ирина Анатольевна - доктор экономических наук, профессор,

кафедра математических методов в экономике, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва; 2Искаджян Симон Оганесович - кандидат экономических наук, заместитель заведующего кафедрой,

кафедра экономических наук, Ереванский филиал

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Ереван, Республика Армения

Аннотация: статья посвящена актуальной теме современности - развитию туристической сферы услуг. В РФ определена экономическая задача государственной политики в сфере туристических услуг - превратить туризм в конкурентоспособный, инновационный, устойчивый и высокодоходный сектор национального бизнеса. В настоящее время ценообразование стало одним из ключевых процессов стратегического развития предприятия. Экономисты, изучая процесс ценообразования, основное внимание уделяют внешним (рыночным) факторам. В статье проведен анализ этапов формирования рыночного тарифа пакета туристических услуг. Ключевые слова: туризм, факторы ценообразования, модель, тариф, турпакет.

SIMULATION OF INFLUENCE FACTORS ON PRICING COST OF TRAVEL SERVICES Kiseleva I.A.1, Iskadzhyan S.O.2

1Kiselеvа Irina Anatolievna - Doctor of Economics, Professor, DEPARTMENT OF MATHEMATICAL METHODS IN ECONOMICS, PLEKHANOV RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS, MOSCOW; 2Iskadzhyan Simon Ogannesovich - Candidate of Economic Sciences, Deputy Head, DEPARTMENT OF ECONOMIC SCIENCES, YEREVAN BRANCH OF THE PLEKHANOV RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS, YEREVAN, REPUBLIC OF ARMENIA

Abstract: the article is devoted to the actual topic of our time - the development of tourism services. The economic task of the Russian Federation determined the state policy in the sphere of tourist services - to turn tourism into a competitive, innovative, sustainable and profitable sector of national business. Currently, the pricing has become one of the key processes of strategic development of the company. Economists studying the process of pricing, focuses on the external (market) factors. The article analyzes the stages of formation of the market of tourist services tariff package. Keywords: tourism, factors pricing, model, tariff, tour package.

Независимо от того, предлагается ли турпакет на рынке впервые или имеет некую историю продаж, формирование его рыночной стоимости является сложным многоэтапным процессом. Каждый этап ценообразования туристического пакета имеет множество характерных особенностей, которые необходимо детально исследовать [4, с. 123].

Этапы ценообразования туристического пакета можно представить в виде пирамиды (рисунок 1).

Этапы формирования рыночного тарифа турпакета следующие:

I этап. Определение концепции турпакета, компоненты которого можно оценить по нескольким критериям. В зависимости от направления тура, выбранного сектора рынка, соотношения товаров и услуг в его составе могут иметь разные качественные характеристики. Комплекс товаров и услуг в составе туристического предложения определяет его потребительское значение и влияет на рыночную стоимость турпакета.

В зависимости от качественного соотношения данных компонентов формируется определенное представление о туристическом продукте, исходя из чего фирма диверсифицирует туры, назначая для каждого соответствующие тарифы [1, с. 24]. Для каждого уровня обслуживания тарифы различаются не только из-за расходов, но и в связи с оказанием соответствующего уровня обслуживания, а также ожидаемой долгосрочной прибыли и маркетинговых приоритетов фирмы [3, с. 243].

УДК 330

Рис. 1. Этапы формирования рыночного тарифа турпакета

II этап. Данный этап непосредственно зависит от выбранной концепции турпакета и включает калькуляцию издержек, которые можно рассмотреть в четырех группах:

- производственные расходы, связанные с обслуживанием туристов в соответствии с концепцией тура;

- организационно-структурные расходы, связанные с продвижением конкретного турпакета, а также общей концепцией маркетингового развития компании;

- управленческие расходы, связанные с организацией конкретного тура, а также общими для компании структурными расходами управленческого типа;

- расходы распределения, связанные с выбранным каналом сбыта туристической услуги.

III этап. Калькуляция налогов, пошлин и затрат на получение лицензии и сертификатов, которая может включать:

- прямые налоги на производство и результат, НДС, а также лицензии и сертификаты, необходимые для данного тура;

- штрафы, пени, взыскания, затраты от простоя, связанные с санкциями и форс-мажорами, которые при планировании тарифов не учитываются, но их значимость должна быть учтена;

IV этап. Оценка потребительского спроса на ориентированный сегмент рынка, который может быть: неудовлетворенным, умеренно удовлетворенным, «сытым», сокращающимся.

V этап. Формирование стоимости тарифов с учетом конкуренции, которая может быть: рыночной, рыночной с ограничениями, олигополистической, монополистической. На данном этапе туристическая фирма делает выбор относительно метода ценообразования.

VI этап. Последний этап формирования тарифа туристического пакета связан с ожидаемым уровнем дохода предприятия. В туристической сфере ожидаемый доход зависит от предыдущих этапов (как правило, от 5% и до более чем 100%).

Резюмируя этапы формирования тарифа туристического пакета, учитывая методы ценообразования на рынке туризма, можно рассчитать стоимость тура на одного туриста (или туристического пакета) по формуле 1.

„ 5 + т + т - 8Ь + 8Л

р =-, (1)

т-т

где: Р - цена турпакета на одного туриста;

Б - себестоимость турпакета;

Т - косвенные и прямые налоги, пошлины и сборы;

Ш - прибыль туроператора;

БЬ - дисконты, скидки и бонусы с цены;

БА - комиссионное отчисление турагенту;

ЫТ - количество туристов;

ЫА - количество сопровождающих лиц.

Себестоимость пакета путешествий представляет собой стоимость используемых в процессе производства и продажи туристского продукта ресурсов [2, с. 42]. Все расходы туристской организации в процессе организации тура следует рассматривать как две группы затрат:

- производственные, связанные с содержанием основных фондов, оплатой труда сотрудников, а также обеспечением соответствующего уровня обслуживания туристов;

- коммерческие, связанные с затратами на продвижение как определенной услуги, так и компании.

Список литературы / References

1. Исмаев Д.К. Основная деятельность туристской фирмы (на примере российского турбизнеса). М.: ООО «Книгодел»: МАТГР, 2015. 158 с.

2. Киселева И.А., Трамова А.М. Моделирование прогнозирования спроса на рынке туристических услуг // Интернет-журнал Науковедение, 2013. № 6 (19). С. 42.

3. Киселева И.А., Трамова А.М. Моделирование инвестиционной привлекательности туристической отрасли региональной экономики (на примере Кабардино-Балкарской Республики) / Аудит и финансовый анализ, 2010. № 5. С. 241-246.

4. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: учеб. пособие. М.: Издательство РДЛ, 2007. 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.