Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЦЕЛИ / ЗНАЧЕНИЕ / РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ / MODELING / OBJECTIVES / MEANING / PROBLEM SOLVING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Селезнев Д.В.

В статье рассмотрены аспекты моделирования в процессе решения задач, значимость моделирования, цели, и результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING IN THE PROCESS OF SOLVING PROBLEMS

The article discusses modeling aspects in the process of solving problems, the significance of modeling, goals, and results.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ»

УДК - 371

Селезнев Д.В. студент 203 группы БГУ им. академика И.Г. Петровского филиал в г. Новозыбков МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Аннотация: В статье рассмотрены аспекты моделирования в процессе решения задач, значимость моделирования, цели, и результаты.

Ключевые слова: Моделирование, цели, значение, решение задач.

Seleznev D. V. student of203 group

BSU them. Academician I. G. Petrovsky, a branch in Novozybkov MODELING IN THE PROCESS OF SOLVING PROBLEMS

Annotation: The article discusses modeling aspects in the process of solving problems, the significance of modeling, goals, and results.

Keywords: Modeling, objectives, meaning, problem solving.

Математические задачи являются сложными, но в тоже время развивающими мышление, логику, воображение и прочие важные ученику процессы, средствами обучения.

Российский математик-педагог Ю.М.Колягин, анализируя процесс решения математических задач, дает представление умению решать задачи как сложному комплексу ряда умений. Перечислим некоторые их этих умений:

1. Умение анализировать ситуацию, предложенную в задаче.

2. Умение соотношения имеющихся величин с искомыми, распознавать данные элементы в различных сочетаниях.

3. Умение определенные свойства задачи, которые не являются очевидными, составлять другие варианты известных понятий и фактов, которые относятся с задаче, соотносятся с условием и целью задачи.

4. Умение составлять простые математические модели данного условия (графическое, схематическое изображение задачи).

5. Умение осмысления и интерпретации результатов работы над моделью.

6. Умение оформлять найденное решение задачи кратко и четко (символически, текстом, графически); наглядно иллюстрировать ведущие идеи.

7. Умение оценивая результатов решения задач с разных точек зрения (правильность, эстетичность, значимость и пр.); обобщать результаты решения.

8. Умение эффективно производить отбор важной информации, содержащийся как непосредственно в задаче, так и в процессе ее решения; умение систематизации этой информации, соотношение ее с знаниями и

опытом которым ученик уже владеет.

Перечисленные выше перечень умений описывает «внутреннюю» структуру процесса решения задач. Наиболее значимыми из него являются модели в пунктах 4, 5, 6. Эти модели отражают в себе предмет мыслительной и практической деятельности детей. При выделение этих моделей как необходимых составляющих комплекса умений, связанных с решением задач, повышается эффективность обучения решению математических задач.

Психологи и математики процесс решения задач рассматривают как процесс поиска системы моделей. Так, С.Л.Рубенштейн рассматривает процесс решения задач, как процесс переформулирования, в котором анализ условий и требований задачи непрерывно производится посредствам их синтетического соотнесения [2]. Так же, если учесть, что решение задачи производится путем построения ее различных моделей, имеет место говорить о том, что модель является основным средством, а моделирование основным методом решения задач [1].

Значимость овладения навыками моделирования в учебном процессе обуславливается не только значением самого моделирования, в роли средства познания, но и психолого-педагогическими требованиями в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина) и теорией развивающей учебной деятельности (В.В.Давыдов, Л.М.Фридман).

Главный камень преткновения в процессе решения текстовой задачи -это процесс переноса текста с естественного языка на математический. В целях облегчения таких процедур, детей учат строить вспомогательные модели - схемы, таблицы и т.д. В подобных ситуация процесс решения задачи является переходом от одной модели к другой: от вербальной модели реальной ситуации, представленной в задаче, к вспомогательной (схемы, таблицы, рисункам и так далее), а от нее уже к математической, на примере которой решение задачи и происходит.

Прием математического моделирования при решении задач позволяет научить школьников:

1) предварительному анализу материала;

2) переводу информации словесного плана в модель;

3) преобразованию моделей;

4) соотнесению результатов с начальными данными (текстом).

Главная цель анализа заключается в выявлении общего смысла текста,

который бы описывай реальность, которую, в свою очередь, нужно представить в форме модели, выделить смысловые части характерные ей, изложить их таким образом, чтобы облегчить перевод условия на язык графических средств. По средствам применения графических средств анализ помогает выделить в задаче элементы, существенные в ее решении. Если рассматривать анализ в рамках деятельности моделирования, то он будет являться подготовительным этапом, а так же нести важную роль в преобразовании результатов и соотнесении их с реальностью.

Перевод материала из одной формы в другую служит представлению словесной информации в графической форме, а именно: выделению в задаче или тексте фрагментов, смысл которых может быть формализован или передан на языке графики и формул, и записи на языке графики или формул выделенной информации. В ряде случаев действия перевода и построения модели могут стать достаточным средством в решении задачи. Но в большинстве случаев, для того чтобы модель переросла в средство анализа или решения, следует ее определенным образом преобразовать, изменить структуру модели, дополнить ее разного рода элементами. После этапа решения задачи дети занимаются проверкой своих ответов с целью доказательства того, что полученные результаты удовлетворяют требованиям и условию задачи. Особая роль при проверке ответов решения задачи отведена выполнению моделирования, которое направлено не столько на выявление правильности ответа, сколько на соотнесение данных, которые были получены с помощью модели, с действительностью или ее описанием в тексте. [3]

Из всего этого можно сделать вывод о том, что применение моделей в процессе решения задач делает возможным качественный анализ, осознанный поиск решения, обоснованный выбор арифметического действия, рациональный способ решения и предотвращает достаточно ошибок в решении задач учениками. В том числе модели задач могут быть использованы и для составления и решения обратных задач, и для проведения исследования задач. Модели способствуют выявлению условий, в рамках которых задание имеет решение или не имеет его вовсе; определить, каким образом изменится значение искомой величины в зависимости от изменений величин данных в условии; помогают в обобщении теоретических знаний; развивают самостоятельность и вариативность мышления. А значит модель является тем средством и учебным действием, без которого полноценное обучение невозможно.

Л.М. Фридман пишет: «Использование моделирования в обучении имеет два аспекта. Первый из них: моделирование является тем содержанием, которое безусловно должно быть освоено учащимися в результате обучения, тем методом познания, которым они точно должны овладеть. И, второй: моделирование выступает тем учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение». [4]

Использованные источники:

1. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996.

2. Рубинштейн, С.Л. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. - М.: Знание, 1960..

3. Фридман, Л. М. Наглядность и моделирование в обучении. - М.: Знание, 1984.

4. Фридман, Л.М. Теоретические основы методики обучения математике -М.: Книжный дом «Либроком», 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.