ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 1
Гармаева Л.Э.
город Улан - Удэ, Республика Бурятия МБДОУ «Детский сад № 89 «Журавлёнок»
МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА
Аннотация: в статье рассматривается моделирование в экологическом воспитании дошкольника Ключевые слова: экология, экологическое воспитание, дошкольное образование.
Человек и природа - одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека, так же как человека с природой, известна издавна. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла глобальные масштабы. Каждый человек в настоящее время должен иметь определенный уровень экологической культуры и экологического сознания. Формирование этих основ начинается в раннем дошкольном детстве. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает первые впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируются начальные основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основная задача экологического воспитания заключается в формировании у дошкольников элементарного экологического сознания. Экология - это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой.
Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Воспринимая природу, ребенок имеет возможность видеть, слышать, вкушать, осязать кожей, нюхать. Но многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через чувства осязания. К ним мы можем
43
отнести вопросы взаимосвязей существующих в природе, например: взаимосвязи между образом жизни животных и условиями их существования или взаимосвязи между ростом растений и водой, светом, теплом.
Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет моделирование, которое делает общение с детьми более доступным и наглядным. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребенка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности. Важно в процессе деятельности, дать ребенку возможность самостоятельно находить информацию, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.
Что такое модель и моделирование?
Моделирование в детском саду - это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей.
Исследования ученых психологов Эльконина Д. Б, Вегнера Л. А, доказывают, что использование наглядного моделирования в обучении детей при ознакомлении с природой, способствует развитию умственных способностей и более прочному усвоению новых знаний. Ученые отмечают, что с использованием наглядного моделирования, процесс обучения будет проходить более успешно. Отмечают доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста. Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом.
В детском саду в качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (силуэты, контуры) и др.
Метод моделирования в экологическом воспитании.
Метод моделирования используется тогда, когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношения
объектов в реальности. Многообразие природных явлений, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения, но пугливость, скрытый образ жизни многих животных, растянутость во времени изменчивости развития организмов или сезонных явлений природы, рождают объективные трудности для дошкольной мыслительной деятельности, которая находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых объектов, явлений природы.
Таким образом, моделирование и модели позволяют демонстрировать существующие экологические связи в природе. Процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического восприятия.
Модель и его виды.
Модель - это предметное, графическое изображение чего-либо, а процесс создания моделей - называется моделирующая деятельность. Например: глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.
Главной характеристикой модели, является то, что она отображает и содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделирующего объекта.
С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшую роль в экологическом воспитании играет календарь природы. Сначала происходит его создание, моделирование предметов и явлений, а затем использование его в учебном и воспитательном процессе.
Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности выделить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.
В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей:
-предметные: в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей объектов. Технические игрушки, модели построек.
-предметно-схематические: В них признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.
-графические: графики, схемы. Передают условные признаки, связи и отношения явлений.
Цель и задачи моделирования в экологическом образовании.
Цель моделирования в экологическом образовании - обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.
Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решать следующие задачи:
- Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдения, умения сравнивать.
- Учит выделять признаки предметов, классифицировать их, выделять противоречивые свойства.
- Наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире.
- Способствовать развитие речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольников.
Некоторые примеры графических и предметно-схематических моделей.
Особую роль в работе с детьми в моделирующей деятельности занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц, круги Эйлера (Эйлера Венна), кольца Луллия.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления; преобразования из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при полном или частичном графическом воспроизведении.
Работа состоит из нескольких этапов:
1. Рассматривание и разбор таблицы.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ;
4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе.
Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно
отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Модели кругов Эйлера - просты и наглядны, поэтому они с большим успехом могут быть использованы для развития логики у детей дошкольного возраста. Построение и использование моделей в большей степени способствует развитию логических способностей у дошкольников.
Используя круги Эйлера, дошкольникам можно продемонстрировать все варианты расположения множеств относительно друг друга.
Когда ребенок учится строить модели, которые отражают обобщенные схемы объектов, то он учится таким образом познавать и конструировать действительность. Это поможет в дальнейшем детям самостоятельно выбирать оптимальное решение задач. Используя круги Эйлера, дети учатся находить объекты, обладающие сразу несколькими признаками, в отличие от остальных. Поэтому на нашем сайте мы большое внимание уделяем овладению моделирования при помощи кругов Эйлера. Подавать задания для дошкольников надо в форме игры. У дошкольников преобладает игровая деятельность, поэтому усвоение материала лучше происходит в игровой форме.
Кольца Луллия- это один из вариантов использования метода морфологического анализа. А. М. Страунинг утверждал, что морфологический анализ-один самых распространённых методов поиска новых решений, идей,- является первым примером системного подхода к перебору вариантов.
Универсальность пособия заключается в том, что с его помощью можно решать совершенно разные задачи, в зависимости от подобранных картинок: листья-семена, времена года - приметы, фрукты- плодовые деревья, комнатные растения - способ размножения. Детям очень нравиться это пособие. Они самостоятельно заменяют кольца. Комбинируют задания, пытаются независимо определить цель и правила игры. Содержание игры должно соответствовать поставленной задаче по формированию основ экологического воспитания дошкольников.
Использование моделирования является тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Литрес.рф