Научная статья на тему 'Моделирование установки для проведения испытаний элементов конструкции летательных аппаратов методом неразрушающего контроля'

Моделирование установки для проведения испытаний элементов конструкции летательных аппаратов методом неразрушающего контроля Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Автономов Н.Н., Пучнин М.С.

Представлено описание проекта установки для испытаний на кинетическую твердость элементов конструкций в производственных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Автономов Н.Н., Пучнин М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING THE NON-DESTRUCTIVE TESTING MACHINE FOR AIRCRAFT CONSTRUCTIONAL ELEMENTS TRIALS

In the article the description of the project of the machine for kinetic solidity testing of constructional elements in working conditions is presented.

Текст научной работы на тему «Моделирование установки для проведения испытаний элементов конструкции летательных аппаратов методом неразрушающего контроля»

УДК 620.1.05

Н. Н. Автономов, М. С. Пучнин

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

МОДЕЛИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ МЕТОДОМ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ

Представлено описание проекта установки для испытаний на кинетическую твердость элементов конструкций в производственных условиях.

Проведение испытаний методом неразрушаю-щего контроля основывается на методе кинетической твердости регистрацией диаграммы «нагрузка - глубина вдавливания». Обработка полученной диаграммы позволяет получить стандартную диаграмму «напряжение-деформация» и определить прочностные характеристики материала в поверхностном слое глубиной до 2...3 мм.

При проектировании установки для испытаний на вдавливание в элементы конструкций летательных аппаратов были соблюдены следующие требования:

1. Простота изготовления в условиях машиностроительного производства из обычного стального сортамента.

2. Широкий диапазон размеров исследуемых элементов конструкций.

3. Надежное базирование установки на конструкции.

В разработанной установке (рис. 1) регистрирующее устройство фиксируется при помощи специального механизма (рис. 2). Он состоит из гайки соединительной 4, резьбовых колец 3 и пластины 5 с вырезом на конце, соответствующем радиусу стакана. Соединительные гайки 4 вкручиваются в соответствующие отверстия швеллера 2, который соединен с призмами 1. Затем на гайки 4 накручиваются нижние резьбовые кольца 3, так чтобы верхняя кромка совпадала со ступенькой стакана 6. На нижние кольца ложатся пластины 5 и фиксируются сверху точно такими же кольцами 5.

Представленный вариант установки обладает высокими технологическими характеристиками: швеллер является стандартным изделием, нужно только добавить соответствующие сгибы; призмы можно использовать в некотором диапазоне диаметров оболочек, а при необходимости можно изготовить набор призм нужного типоразмера; нагрузка в представленном варианте создается

винтом, однако можно использовать и гидравлический привод.

Рис. 1. Установка для проведения испытаний

Рис. 2. Фиксация регистрирующего устройства на элементе конструкции

Решетневские чтения

N. N. Avtonomov, M. S. Puchnin Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

MODELLING THE NON-DESTRUCTIVE TESTING MACHINE FOR AIRCRAFT CONSTRUCTIONAL ELEMENTS TRIALS

The description of the project of the machine for kinetic solidity testing of constructional elements in working conditions is presented.

© Автономов H. H., nyHHHH M. C., 2009

УДК 004.414.38

А. В. Анкудинов, Н. А. Тестоедов ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева», Россия, Железногорск

А. И. Легалов, Д. Н. Ледяев Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск

АНАЛИЗ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВАРИАНТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

Рассматриваются особенности проектирования космических аппаратов с применением методов многокритериального анализа. Предлагается архитектура проблемно ориентированного программного обеспечения, позволяющего проводить анализ на различных уровнях иерархии.

Необходимость ускорения процесса разработки новых космических аппаратов (КА) требует применения подходов, базирующихся на широком использовании современных информационных технологий на различных этапах проектирования. Анализ конфигурации производится на одном из начальных этапов и связан с выбором из существующих подсистем, созданных в предшествующие годы, наиболее близко отвечающих предъявляемым требованиям. Характеристики различных подсистем могут меняться в широком диапазоне, и их выбор, обеспечивающий оптимальные критерии в целом, может оказаться не всегда очевидным. Сами подсистем также могут состоять из сложных узлов, набираемых из существующей или постоянно изменяющейся номенклатуры. Поэтому при проектировании новых космических аппаратов могут применяться как аналогичные подходы, так и новые. Необходимо использовать методы и инструментальные средства, позволяющие проводить комплексную оценку и выбор альтернативных вариантов.

Проведенные исследования позволили сформировать перечень обобщенных и частных показателей эффективности спутника в целом (первый уровень) и составляющих его бортовых систем в частности (второй уровень) [1]. Лицо, принимающее решение и определяющее проектный об-

лик каждой из бортовых систем, с использованием собственного математического аппарата, существующего научно-технического задела и критериев оценки оптимальности построения бортовой системы формирует множество возможных вариантов бортовой системы. Разработка критериев для анализа конфигураций КА позволяет перейти к их использованию в системах автоматизированного принятия решений. Для этого можно использовать как существующие универсальные пакеты, так и специально разработанные инструментальные средства. Последнее выглядит более предпочтительным, так как выбором конфигурации КА занимаются специалисты, которым удобнее манипулировать понятиями предметной области, а не опускаться до уровня математических абстракций.

Это позволило разработать на базе обобщенных и частных показателей эффективности спутников связи обобщенную иерархическую модель выбора эффективных вариантов построения КА. В ходе ранних стадий проектирования для синтеза и выбора эффективных вариантов применены дискретные модели с булевыми переменными. В результате, модель для выбора эффективного варианта представляется задачей многокритериальной булевой оптимизации обобщенных и частных показателей эффективности при условии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.