Научная статья на тему 'Моделирование условий эксплуатации роликов специализированных транспортирующих машин металлургических агрегатов'

Моделирование условий эксплуатации роликов специализированных транспортирующих машин металлургических агрегатов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
184
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кожевников А. В., Кузьминов А. Л.

Рассмотрен вариант аналитического определения величины и характера распределения усилий и деформаций роликов машин непрерывного литья заготовок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Кожевников А. В., Кузьминов А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование условий эксплуатации роликов специализированных транспортирующих машин металлургических агрегатов»

УДК 621.746.27

А.В. Кожевников, А.Л. Кузьминов (Череповец, Череповецкий государственный университет)

МОДЕЛИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ РОЛИКОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ТРАНСПОРТИРУЮЩИХ МАШИН МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ АГРЕГАТОВ

Рассмотрен вариант аналитического определения величины и характера распределения усилий и деформаций роликов машин непрерывного литья заготовок.

Возрастающие требования к качеству готового проката обусловил значительный технический прогресс в области техники и технологии металлургического производства, в первую очередь, это касается усовершенствования технологии и повышения эксплуатационных характеристик оборудования.

Это, в свою очередь, приводит к повышенным требованиям в области надежности и безопасности данного оборудования при проектировании и изготовлении технически устройств для металлургической промышленности.

Данные условия относятся не только к основным технологическим агрегатам, таким, как машины непрерывной разливки стаи или прокатные станы, но и к вспомогательному оборудованию, какими являются специальные металлургические транспортирующие машины.

Неисправности в работе транспортирующих машин, вызванные ошибками при конструировании, изготовлении и неправильной эксплуатации, напрямую отражаются на стабильной работе основных металлургических агрегатов и приводят к созданию предаварийных ситуаций, а также к срывам производственных заданий.

Важнейшей частью технологического оборудования машины непрерывного литья заготовок (МНЛЗ) является роликовая проводка, выполняющая функции поддержания, направления, выпрямления, вытягивания и транспортировки слитка (рис. 1). Условия работы роликов характеризуются высокими механическими нагрузками и быстротечными процессами нагрева и охлаждения рабочей поверхности, приводящими к термоусталостному растрескиванию и после дующему разрушению. В наиболее тяжелых условиях работают ролики зоны вторичного охлаждения, дополнительно испытывающие абразивно-коррозионное воздействие на рабочую поверхность, что ускоряет их износ.

На сегодняшний день целью большинства исследований и научных разработок являются увеличение производительности и снижение затрат на обслуживание действующих МНЛЗ, в связи с этим весьма актуальна проблема совершенствования конструкции роликовых систем,

обеспечение их технологичности и повышения долговечности существующих роликов МНЛЗ - наиболее металлоемких и дорогостоящих, но недостаточно стойких деталей разливочного ручья. К ним предъявляются требования высокой прочности, а поверхностный слой роликов, контактирующий с кристаллизующейся непрерывно литой заготовкой, должен хорошо сопротивляться коррозионно-механическому изнашиванию и циклическим тепловым нагрузкам.

Поэтому моделирование условий эксплуатации данных транспортирующих машин представляет собой весьма актуальную задачу как для инженеров-технологов, так и для инженеров-проекгировщиков данного оборудования.

Рис. 1. Схема зоны формирования слитка криволинейной МНЛЗ

Ролики МНЛЗ работают в условия циклического температурного нагрева, обусловленного контактной теплопередачей и изучением с поверхности слитка. Нормальный режим работы машины предполагает чередование длительного литья с постоянной скоростью и кратковременных замедлений и даже остановок. Тепловые напряжения, складываясь с напряжениями от механических нагрузок, увеличивают напряженное состояние, способствуя прогибу роликов и их преждевременному разрушению. Цикличность теплового воздействия приводит к образованию на их поверхности трещин термической усталости. Выполняя функцию концентраторов напряжений, они ускоряют разрушение поверхноти роликов. В связи с этим уже с 70-х гг. ХХ в. для изготовления роликов применяют теплостойкие стаи, например, сталь 24ХМ1Ф, 25Х1М1Ф [1].

Одной из актуальных технологических задач при эксплуатации МНЛЗ является увеличение скорости разливки стаи. В связи с этим перед проектировщиками ставятся задачи по разработке роликовых транспортирующих систем с уменьшенным расстоянием между роликами. Однако при этом уменьшается и диаметр роликов, а следовательно, и их жесткость. Поэтому на вновь создаваемых и строящихся МНЛЗ все больше находят применение разрезные и многоопорные ролики. Создание надежной конструкции роликовых секций с разрезными и многоопооными роликами связано с рядом трудностей по выбору подшипников для средних опор, охлаждению роликов и подшипниковых узлов и определению условий их эксплуатации.

Усилия, действующие на ролики со стороны слитка, распределяются неравномерно по его длине, что подтверждается проведенными исследованиями [2]. Ставится задача анаитически определить величину и характер распределения усилий и деформаций, вызываемых ими, по длине роликов.

Роликова проводка криволинейных МНЛЗ содержит верхние и нижние ролики, расположенные соответственно по внутреннему и бло-вому радиусам технологической оси. Обычно приводными выполняют только часть нижних роликов, так как технически очень сложно разместить привод на все ролики.

Рассмотрим вариант - холостой ролик без промежуточной опоры радиального участка, расчетна схема которого представлена на рис. 2 (а, б, в, г). На данный ролик действуют следующие распределенные нагрузки: вес ролика, вес слитка, усилие ферростатического давления жидкой флы, усилие сопротивления вытяиванию выпученной корки.

Вес ролика, распределенный по его длине, можно определить по

формуле

& =тк ёр 1 >

где т - масса ролика, I - длина ролика.

Вес слитка, распределенный по его ширине, определим по формуле

& с = Р&к,

где р - плотность стаи; & - ускорение свободного падения; к - толщина слетка; ? - шаг между роликами.

Так как усилия ферростатического давления жидкой флы N и сопротивления вытягиванию выпученной корки Ы2 распределены по ширине слетка с учетом толщины корки [2], обозначим

N N

р = ——; я = ——,

Ь-28 Ь-28’

где к - толщина слетка; Ь - ширина слитка; (Ь - 25) - ширина сляба (с учетом длины контакта жидкой флы с коркой).

Рис. 2. Расчетная схема холостого ролика без промежуточной опоры

Длее определяем реакции в опорах, для чего составляем уравнение моментов относительно точки А:

12 I I

ЪМЛ = ёр — + ёеЬ^ + р + яЖЬ _28)) -КВ1 = °.

Вследствие симметричности расчетной схемы относительно вертикальной оси поперечного сечения слитка опорные реакции равны между собой:

КЛ =КБ =

ёр 2 + ёеЬ + (р + я\Ь ~28)

2

Составим уравнения изгибающих моментов М и поперечных сил 2 для построения эпюр по участкам (см. рис. 2 б, в).

I участок:

.2

М1 &ЛХ -,р 2 при ° <х <а;

21 = ^ - ёрх

II участок:

M -D — (x-a)2

< 2 = Ax gp 2 gc 2 при a <x <a+ 5;

Q2 = RA-gpx-gc(x-a)

III участок:

M з=rax-gpx2--gc -(+q )

Q3 =Ra -gpx-gc(x ~a )~(p+q )(x-(a +s)) при a + 5 <x <a + b - 5;

IV участок:

x2 (x - a)2

< M 4 = Rax ~gp~2[ - gc 2 ~(p+q )(b -28 )(x -G,5l і

Q4 =Ra - gpx -gc(x - a )~{p+q )ь - 28) при a + b - 5 < x <l - a;

V участок:

г x 2

M 5 = Rax - gpx— gcb(x - G,5l)- (p + q )(b - 28 )(x - G,5l)

F 2

q5 =Ra -gpx -gcb-(p + q)(b-28) при l - a < x < l.

Определим функцию, описывающую изменение кривизны оси ролика под воздействием нагрузок. Из теории сопротивления материалов известна зависимость между радиусом кривизны оси баки, изгибающим моментом и жесткостью ее поперечного сечения при изгибе:

І=M

р = EJ ’

где Е - модуль упругости материаа ролика; J - момент инерции поперечного сечения ролика; p - плотность материаа оси баки.

С другой стороны, известна зависимость между радиусом кривизны плоской кривой и координатами ее точек:

І = d 2 y

Р dx 2

Отсюда получаем основное дифференциальное уравнение изогнутой оси баки:

С 2 у М

йх2 ЕЗ'

Проинтегрировав данное уравнение, получим уравнение углов поворота сечений баки:

йу гМ

— = 0 = [—Сх + А.

Сх ЕЗ

Интегрируя второй ра, получаем уравнение прогибов (ууавнение упругой линии):

у = \йх + Ах + В,

1 1 ЕЗ

где Аи В - постоянные интегрирования.

Составим уравнения поворота углов и прогибов по участкам для холостого ролика без промежуточной опоры, расчетна схема которого представлена на рис. 2, а.

I участок:

01 = — I ЕЗ3

ЯАх ~8р

х

2

Сх =

1

у1 = 1

Л_

ЕЗ

Я,

2

ЕЗ

+ АЛ

х2 х3Л Яа 2 8р 6

Сх =-

ЕЗ

Я

х

+ А1

х

8р 24

+ А^х + В1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

при 0 < х < а;

II участок:

0"=±~ г

ЕЗ

х

ЯАх ~8р — -8с

2

(х -а)2 2

Сх =

л_

ЕЗ .II

г 2 3 / \3л

х х хх - а)

Яа Т “8р у “^6

ЕЗ

х

2

х

3

+ A2, 3

Яа 2 8р 6 8‘

(х -а )

6

+ Ао

Сх =

л_

ЕЗ

г 3 4 / \4л

^ х х (х-а)

А 6 8р 24 8с 24

при а <х <а + 5;

+ А2х + В2

1

6

)ш = л_

= ЕЗ

1_

ЕЗ

х

(х -а )2

ЯАх- 8р у-8с 2

(х -(а + 5))2 2

Сх

.2

.3

Яа V~8р -с -(р + 4)(х~(“ + ))3

У

III . ЕЗ

2

1 ЕЗ

6

6

6

+А3

2

V

„ х х3 (х -а)3

ЯА Т~8р Т~8С б

-(р+ч)

3

.4

(х -(а + ))3 6

4

Сх

„ х~ х' (х-а)4 / \(х-(а + ))

ЯА--------8р-------8С -------— (р + 4 )--------------

А 6 р 24 24 24

V у

+ А3 х + В 3

при а + 5<х <а+ Ь - 5; IV участок:

0 = ±- Г

ЕЗ

22 х (х^--(р + Ц )ь - 25\х-0,5/)

ЯАх ~8р— ~8с

л_

ЕЗ .IV _

ЕЗ

V

2

2

2

Сх =

Я

х

х

У

V

ЕЗ х3

А

2 8р 6 8с 6

(_aХ -( +)Ь - 2<5 ) ( ~0’5/)2 '

2

У

3

Я<- - 8рх~-8с -( + «)(Ь

V

26 4

6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

Сх

V

Я,--8р--Вс -(( + « ХЬ- - 2<5)(—°—)-

6 р 24 с 24 6

+ А4 х + В4

при а + Ь - 5 <х </-а; V участок:

0V = -!_ г

ЕЗ

V

Яах - 8 р^— 8сЬ(х -0,5/) — (р + 4 )Ь — 2)х -0,5/)

Сх =

= 1 = ЕЗ

/=1

.2

.3

V

ЯАу ~8р ^ -сЬ -(р + )Ь

У

2

+ А<

ЕЗ

х х- -,(х 0,5/)2 _(р + ^)^-25)

2

ЕЗ

х

2 х 3

Ка^ ~8р — ~8сЬ

V

3 х4 gcЬXX——5t_(p+qХь—28)Х—^)

(х -0,5/)2 2

Сх =

Яа 6 8р 24

6

6

+ А5 х + В 5

при /-а <х </.

Используя граничные условия в опорах ролика (при х = 0 их = /) и на границах участков (при х = а, х = а + 5, х = а+ Ь - 5, х = / - а), постоянные интегрирования определяем по формуле

А1 = А2 = А3 = А4 = А5 =

( Я /3 /4 (0-5/)3 ( 2)Л(0,5/)3 ^

ЯА~ ~8р — ~ 8с 7^—\Р + 4 )(,Ь-25Г

1

ЕЛІ

В — в — Вз — В4 — В5 — о.

Подставив найденные значения постоянных в уравнения прогибов и углов поворота сечений ролика, получим выражения [2], на основании которых, строятся эпюры изгибающих моментов, поперечных сил и прогибов рол ка (см. рис. 2, б - г).

Максимальный изгибающий момент действует в середине пролета ролика (при х = 0,51), вызыва при этом максимаьный прогиб в этом сечении.

При моделировании и изучении условий работы приводного ролика без промежуточной опоры, кроме вышеперечисленных нагрузок, такой ролик испытывает действие крутящего момента, который создает на поверхности контакта со слетком распределенную окружную сиу, действующую в плоскости слитка (перпендикулярно остальным внешним силам). Величина распределенной окружной силі определяется по формуле

* —ЬГР •

где Т- крутящий момент, создаваемый приводом ролика; dр - диаметр ролика.

Анаогичным образом можно определить моменты и усили для холостого и приводного роликов с промежуточной опорой, обеспечивающей дополнетель ню жесткость конструкции.

Полученные уравнения позволяют определть силовые параметры и параметры деформирования различных типов и конструкций роликов МНЛЗ, что очень важно для разработки новых и усовершенствования существующих конструкций специализированных транспортирующих машин для металлургической промышленности.

Библиографический список

1. Нисковских В.М. Машины непрерывного литья слябовых заготовок / В.М. Нисковских, С.Е. Карпинский, А.Д. Беренов. - М.: Металурги, 1991.- 272 с.

2. Кузьминов А.Л. Расчет и диагностика транспортирую щи маши

металлургических агрегатов: учеб. пособие / А.Л. Кузьминов,

А.В. Кожевников. - Череповец: ЧГУ, 2006. - 192 с.

Получено 24.10.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.