Научная статья на тему 'Моделирование учебной предметной области, или предметная модель обучаемого'

Моделирование учебной предметной области, или предметная модель обучаемого Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
607
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование учебной предметной области, или предметная модель обучаемого»

Educational Technology & Society 4(1) 2001 ISSN 1436-4522

Моделирование учебной предметной области, или предметная модель обучаемого

ГА. Атанов

Донецкий открытый университет, Донецк, Украина atanov@dise.donbass.com

Аннотация

.

,

,. обучаемого из всего множества предметных областей выделяет учебные

,,

..

,

,

компонента - структуру умений. Процедурная компонента определяет

,

.,

.

Ключевые слова

,,

,,

,,

.

Введение

Одной из главных задач высшей школы является разработка стандартов .

.

,.

,

различные стороны его состояния: знания, личностные характеристики,

.

Модель обучаемого является одним из центральных понятий современной .

.,

представления об обучаемом начали вырабатываться задолго до появления ,.

.

компьютерные технологии обучения дали новый импульс развитию этих ,, качественно новый уровень [Брусиловский ПЛ., 1992; Петрушин В.А., 1992; Dillenbourg, E., Self, J., 1992; Self, J., 1994; Wenger, E.,1987]. В настоящее время моделирование обучаемого является развивающимся направлением искусственного

,

,

,

знаний

,

моделирование обучаемого, или наши знания об обучаемом. Во-первых, это знания о том, каков обучаемый есть; во-вторых, знания о том, каким мы хотим его видеть; и,

, , .

.,

, , .

.

,

[Self, J., 1994; Wenger, E.,1987].

,, конечному состоянию назовем нормативной моделью обучаемого (рис.1).

Эти знания, как правило, многогранны. Сюда относятся, например,

,

,,

. . ,

.

,

.

Рис. 1. Схема нормативной модели обучаемого

, , ,

,,

.,

,,

,,

.,

,

.

определению возможных ошибок обучаемых чрезвычайно полезна с дидактической точки зрения (на ошибках учатся!); перечень же этих ошибок (желательно, с полной

), которую называют моделью ошибок [Brawn, J., Burton, R., 1978; Sleeman, D., 1982].

1. Пять компонент предметных знаний

Часть нормативной модели обучаемого, определяющую предметные знания, то есть знания по учебным предметам, назовем предметной моделью обучаемого [Атанов Г.А. и др. 1997; Аіапоу, в.А., еі а1., 1993]. Предметна модель обучаемого, таким образом, определяет смысловую сторону обучения предмету. В инженерии

знаний такие знания называют экспертными знаниями, или моделью предметной области . Предметная модель обучаемого выделяет из всего множества предметных областей учебные области, так что это - модель учебной предметной области, или

.,

,

,

. , , правило, не яв^штся таковыми в какой-либо иной предметной области. Кроме того, , , .

, , , предметных знаний на декларативные и процедурные представление [Уэно, X., Исидзука М.,1989; Петрушин В.А., 1992]. Первые представляют собой утверждения (факты) о свойствах объектов предметной области и отношениях между ними. Процедурные знания описывают порядок и характер преобразования объектов .,

,

.

.

Согласно деятельностной теории учения [Атанов ГА., 2001 Машбиц Е.И., 1988], ,

.

,.

,.

(,

), . ,

,

.

.

.

Очень важно, особенно дга ^ебного материала, установить его структуру. Ибо

-

.

построении предметной модели обучаемого должно быть установление структуры .

.

-,

знания. Это обычно делается перечислением тем, тематически. Перечень тем, ,. ,, ,, ., ,.

,

(девдаративные знания, например, определения, следствия, выводы), так и ( , , , ).

.

,

обучаемого, состоящая го тематической, семантической, процедурной, операционной

( . 2).

кафедре общей физики и дидактики физики Донецкого государственного университета [Атанов Г.А. и др. 1997; Атанов Г.А.. и др.,1993; А1апоу в.А. е1 а1. 1993; Агапоу, в.А., Ейш, Т.1., 1997].

Рис. 2. Схема предметной модели обучаемого

2. Тематическая предметная модель обучаемого

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тематическая предметная модель обучаемого известна с незапамятных времен, по сути дела, - это привычная всем программа читаемого курса. Она строится именно по тематическому принципу, в ней перечисляются разделы и темы, .

общую структуру курса. При этом возможна детализация различной степени, но все-таки всегда это не сами предметные знания, не их содержание, а их названия. По сути , , ,

.. ,.

Это естественная и удобная для планирования и организации учебного . , , подготовка любого учебного курса начинается с ее создания (то есть с создания программы курса). Однако она излишне общая для того, чтобы ее использовать для .

,

, , . Ее стали усложнять, добавим перечни практических, семинарских занятий, .

,

ЗУН’ы - знания, умения, навыки, освоение и формирование которых предполагалось программой. Однако это был чисто механический шаг, так как и в знания, и в умения вкладывался все тот же тематический смысл. Приведем наглядный пример. Знать: теорему Пифагора (законы Ньютона, давила дифференцирования, ...); уметь: применять теорему Пифагора (законы Ньютона, правила дифференцирования, .).

,

,.

документом по каждой специальности является Образовательная профессиональная ( ),

.

.,

,

.

имеем дело с общими фразами, а то и банальностями. Например, в ОПП по

психологии (1998 год) указано, что специалист-психолог по курсу педагогической

( ):

- выполнять психологический анализ различных форм проведения занятий, в частности, урока;

- исследовать с помощью методов педагогической психологии отдельные

;

-

.

,,

.

, , , , . ,

.

,

.

,.

При обучении какой-либо определенной дисциплине такой подход (знать -). понятие уметь применять, и ответ типа «да/нет» не дает никакой пищи для .

, ( ).

.

,

.

3. Функциональная предметная модель обучаемого

,

обучаемого - это не сами предметные знания. Она показывает, какую роль играют те

.же, как и тематическая модель, метазнания. Они имеют определенную структуру по ,. ,, существуют общие для всех предметов рубрики, например, понятия, свойства.

,

.,

предметов, объединяемых по какому-либо признаку. Например, для физических курсов нами выделены такие рубрики: понятия, формулировки, законы, свойства, следствия, выводы, дичины, формулы, равнения, модели, методики, алгоритмы [Атанов ГА. и др., 1997; Л1апоу, в.Л. е1 а1., 1993]. Рубрики имеют наполнение,

.

Функциональная предметная модель позволяет в необходимой степени ,.

, . . - .

.

( ):

1. : , , , температура, плотность концентрация, вдеальный газ,

,,

, , ;

2. Формулировки и следствия: закона Паскаля, закона Архимеда,

;

3. : , ,

;

4. Формулы: средней длины свободного пробега, коэффициентов

теплопроводности, диффузии, вязкости, внутренней энергии идеального

;

5. Свойства: газов в соответствии с их моделями; изопроцессов; цикла

;.

4. Семантическая предметная модель обучаемого

,.

.

.

,

две части [Машбиц Е.И., 1988]. К первой части относится информация,

непосредственно составляющая содержание предмета, предметные знания, или СОД-

1. - -2 - , -1 ( ,

, , , , ), -1 ,

технике, в жизни и т.п.

(

учебниках) выделяет первичный материал наблюдений а, систему научных понятий Р, субъективные взгляды автора и результат его личного опыта у, а также некоторые «общие места» или «воду» 5 [Гаврилова ТА., Червинская К.Р., 1992]. В соответствии с этим можно говорить о наличии в учебниках наряду с СОД-1 и СОД-2 также СОД-3, , , 5 . .« ».

, -3

,,

.

, -1 ,.

,,

,.

4.1. Семантические факты

Семантические знания представляют собой декларативную компоненту ,,

( ). , основе учебника построить некоторую формализованную семантическую ( ) ,

.

Общие вопросы представления фактов в обучении рассмотрены в работах [Атанов ГА., Пустынникова И.Н., 1997., Л1апоу, в.Л., Рш1упшкоуа, 1.К, 1997]. По

,

, . , которые, выступая в различных отношениях, и образуют факты сложные. Например,

«

», , ,

,

:

1. ,

2. ,

3. .

Приведенные факты уже не разлагаются на более простые и поэтому

., предметного смысла, или семантики, не имеют. Предметный смысл возникает только ,.

, , . -, ,.

Семантическим фактом является приведенное выше определение .,

семантический факт. Однако семантические факты - это не только определение, они

.,

.

.

«,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

, , . ,

:

1. ;

2. ;

3. ;

4. ;

5. , ;

6. некоторые периоды называются сенситивными.

,, фактов несут предметную семантическую нагрузку, т.е. сами являются семантическими фактами. Это элементарные семантические факты. Тагам образом,

.

,

;,

.

, , ,

законы, теоремы, выводы, причины, следствия, свойства, признаки, модели и т.д. и ..

4.2.

,

,.

.,

конспект - это полный набор мыслей предметной области. Изданный отдельно, он

,,

. , .

.

.,

,,

.

.

высказывание имеет номер, состоящий из двух частей, разделенных точкой. Первая

- , , часть - его номер в данном разделе. Кроме того, номера также стоят после высказываний. Это номера других высказываний, от которых данное зависит,

,.

, , , данном высказывании, и более сложными, глубокими, например, связь причины и . , , ,

,

.

.

.

Инерциальные системы отсчета

1. Неинерциальные системы отсчета движутся относительно инерциалъных с ускорением (1.4;1.6;2.27).

2. При описании движения тела в неинерциалъной системе отсчета можно использовать уравнение П закона Ньютона, если от действующих сил вычесть произведение массы тела на разность его ускорений в инерциальной и неинерциалъной системах отсчета (1.16;2.2;2.27;2.31;6.1).

3. Произведение массы тела на разность его ускорений в инерциальной и неинерциалъной системах, взятое со знаком "минус", называют силой инерции (1.18;2.2;6.1).

4.

,

системах отсчета (2.27;2.31;6.1;6.3).

5. Зависимость сил инерции от массы делает их эквивалентными силам тяготения (2.5;6.3).

6. , , называют центробежной силой инерции (1.4;4.3;6.3).

7.

угловой скорости на расстояние от центра массы тела до оси вращения системы отсчета (1.26;4.3;4.6;6.6).

8.

возникает сила инерции Кориолиса (1.4;4.3;6.3).

9. Сила Кориолиса пропорциональна произведению скорости точки во вращающейся системе отсчета (относительной скорости) на угловую скорость этой системы (1.5;6.8).

,

( ), 1 ( ), 2 ( ), 4 ( ).

()

1973 . ;

приведен в учебном пособии [Атанов ГА., 1992]. Под руководством автора группой преподавателей кафедры общей физики и дидактики физики Донецкого государственного университета был разработан семантический конспект по всему курсу общей физики [Атанов и др, 1993].

,

.,

,,

,

.,

,.

этом "вь^шваемость" знаний существенно возрастает. Некоторые разделы курса, не

,

,

.

,-

.

( - ),

, . . ,

, , , составляют СОД-2.

,,

. - ,

; - ,

.

-

.открытого типа. Осталось пропустить в высказывании какое-либо ключевое слово - и .. по определенной теме (в среднем 2-3), в начале очередной лекции я раздавал

.3 -. это трудно сделать! Ведь надо было восстановить смысл. Выручить в этой ситуации

( , )

,. обучающих системах тестовое задание открытого типа получило название активной

подсказки и оказалось чрезвычайно эффективным средством организации

ориентировочной части деятельности [Атанов ГА., 2001; Атанов ГА., Локтюшин В .В., 2000].

,-( ). .

,

,.

,, ., некорректно сформулированы многие понятия и положения в учебниках и другой

.

,,

.

Можно сформулировать следующие принципы создания семантического :

1. .

;

2. .

;

3. .

,;

4. .

.

,;

5. .

;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. .

простейшим семантическим фактом и выражать одну единственную

;

7. .

,

;

8. .

,

;

9. .

.

5. Процедурная предметная модель обучаемого

,

.

,

. - ,

.

знания описывают принципы и порядок преобразования объектов предметной области. Это могут быть алгоритмы, методики, инструкции, стратегии принятия решений. Их часто называют правилами и, тагам образом, о декларативных и

;,

по сути дела, также являются правилами, поскольку определяют, задают отношения

,

.;

продукционных правил [Атанов ГА., Пустынникова ИЛ., 1997; Л1апоу, в.Л., Рш1упшкоуа, 1.К, 1997]. Тагам образом, и процедурные, и декларативные знания

,.

-.

,

,,

.

,

.

, , ,

преобразования [Уэно, X., Исвдзука М., 1989; Атанов Г.А., ПустынниковаИ.Н., 1997; Л1апоу, в.Л., Рш1упшкоуа, 1.К, 1997]. Для пояснения этого положения рассмотрим определение материальной точки: (Материтъная точка - это тело, размерами которого можно пренебречь в данных условиях». Это семантический факт, который

:

1. ;

2. .

.,

.

.

,, -. предикаты определяются все понятия, которые являются моделями. В физике это, например, абсолютно твердое тело, несжимаемая жидкость, вдеальный газ, источник тока, колебательный контур и т.п. Всего в курсе общей физики нами выделена 51 .

,

, ( ). может служить следующий семантический факт: «Скорость находится как

».

,

.,

которые состоят больше, чем го одного высказывания, одной фразы. Это рецепты, инструкции, алгоритмы, методики, стратегии принятия решения. Список этих элементов знания и представляет собой процедурную предметную модель . 58

..

:

- нахождение (на^имер, скорости по заданному закону движения, закона

);

- ( ,

);

- ;

- ( ,

);

- ( , );

- ( , - - );

- ( ,

);

- ( ,

);

- ( , );

- ( , );

- .

- , ,

:

- измерение физических величин (на^имер, давления, температуры);

- ;

-

( , ).

- ,

ориентировочных основ действий [Атанов ГА., 2001]. Они реализуются .

6. Операционная предметная модель обучаемого

,

представляет собой некоторый список умений. Здесь слезет заметить, что, как это

,

(,

).

,-

,

умений [Атанов ГА., 2001; Атанов Г.А., Эфрос Т.И., 1997; Л1апоу, в.Л., Бйш, Т.1., 1997]. Эти блога составляют следующие умения:

;

- ;

- ;

- ;

- .

В предложенной системе системообразующим фактором является

.

являются целью обучения, а после того, как они трансформируются в навык, т.е.

,

,-

.

Базовые умения имеют самый общий смысл и определяются человеческой .,

( ) . .,

.

,,

. , ,

,.

.

, ( )

.(

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

остальных блоков) имеют определенную структуру по горизонтали, т.е. являются

сложными, или составными, умениями, и для их усвоения необходим широкий

спектр умений более низких уровней: базовых, методологических, общих,

.

,,

,,

.:

- ;

-

;

- ;

- ,

;

- ;

- ;

- ;

- ;

-

;

- ;

- .

,,

.

:

-

;

- ;

- ;

- ;

- ,

;

-

величинами, взаимодействие элементов различных структур;...

, , .

,:

- ;

- ;

- ;

- ;

;

- ;

-

;

- ;

- ;

- ;

- устанавливать связь между задачами, которые решатся одним методом.

,

:

- , ;

- , ;

-

;

- ,

.

,,

,:

- ( );

- ( );

- ( );

- анализировать (условие задачи) (базовое);

- абстрагироваться условий) (методологическое);

- ( ) ( );

- отделять существенное от несущественного (вести поиск решения) ( );

- ( величины) (общее);

- ( );

- ( );

- ( ).

Набор таких подготавливающих умений может быть получен для каждого

. , , ; ,

,.

пирамидальная семантическая сеть [Гладун В Л., 1994] - пирамида умений.

В соответствии с содержанием учебного материала по всем разделам общей

: , , , , , , , , , выбирать, учитывать, представлять, переходить, разлагать, составлять, обобщать, , , , .

.

:

- ;

- ;

- определять число степеней свободы и молекулярную массу молекул газа и смеси газов;

-

;

- ;

- находить средние значения физических величин.

Экспериментальные умения разделены на следующие:

- измерять различные величины (на^имер, давление, температуру, коэффициент теплопроводности);

-

( , , , );

- другие умения (на^имер, наблюдать явления, самостоятельно

,,

).

Заключение

Предложенное предметное моделирование обучаемого открывает новые

.:

,

,;

;

,,

детальной диагностики знаний и, главное, умений; разрабатывать новые виды .

Литература

[Атанов ГА., 1992] Атанов Г А. Газовая динамика. - Киев: Выща школа, 1992. [Атанов ГА., 2001] Атанов ГА. Деятельностный подход в обучении. - Донецк: ЕАИ-^есс, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Атанов Г.А. и др.,1993] Программированный опорный конспект по физике, Г А. Атанов, Т.Д. Белая, Б.И. Бешевли и др. - Киев: НМК ВО, 1993.

[Атанов Г.А. и др. 1997] Атанов ГА., Мартынович Н.Н., Семко АЛ., Токий В.В.

-

: . . . . . . Г А. Атанов. - Донецк: ДонГУ, 1997. - С. 112-120.

[Атанов ГА., Локтюшнн В.В., 2000] Атанов ГА., Локтюшин В.В., Оганизация -// Educational technology & Society - 2000 - V. 3 -N 2.- c.118-125. - ISSN 1436-4522. [Атанов ГА., Пустынникова ИЛ., 1997] Атанов ГА., Пустынникова ИЛ.

-

- , 2, 1997.- . 29-40.

[ . ., . ., 1997] . ., . .

обучении - Современные проблемы дидактики высшей школы: Сб. избран. трудов

Междунар. конф./ Отв. ред. ГА. Атанов. - Донецк: ДонГУ, 1997.- С.100-111.

[ . ., 1992] . . -

кибернетика, № 5, 1992. - С. 97-119.

[Гаврилова ТА., Червинская К.Р., 1992] Гаврилова ТА., Червинская КР. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. - М.: Радио и связь, 1992.

[Гладун В.П., 1994] Гладун В Л. Процессы формирования новых знаний. - София:

6, 1994.

[Машбиц ЕЛ, 1988] Машбиц ЕЛ. Психолого-педагогические проблемы

компьютеризации обучения. - Москва: Педагогика, 1988.

[Петрушин B.A., 1992] Петрушин ВА. Экспертно-об^^щие системы. - Киев: , 1992.

[ , ., ., 1989] : . ,

Под ред. X. Уэно, М. Исвдзука. - М.: Мир, 1989.

[Atanov, G.A., Efros, T.I., 1997] Atanov, G.A., Efros, T.I. System of skills in instruction as a part of the learner model//Proceedings of the Intern. Conference on Computer Assistant Learning CAL-97. UK, Exeter, 1997.- P.369-372.

[Atanov, G.A. et. al., 1993] Atanov, G.A., Martynovitch, N.N., Tokiy, V.V. The Program of the Physics Course as a Student Model, Proceedings of the Intern. Conference on Computer Technologies in Education ICCTE'93. - Kiev, Ukraine, 1993.- P.138.

[Atanov, G.A., Pustynnikova, I.N, 1997] Atanov G. A., Pustynnikova I. N. Representation and Structuring of Domain Knowledge by the Semantic Networks and Productions Methods.Proc. of the 8th Intern. PEG Conference: Meeting the Challenge of the New Technologies. - Sozopol, Bulgaria, 1997.-P.392 - 393.

[Brown, J., Burton, R., 1978] Brown J., Burton R. Diagnostic models for procedural bugs in basic mathematical skills, Cognitive Science, № 2, 1978. -P.155-192.

[Dillenbourg, E., Self, J., 1992] Dillenbourg, E., Self, J. Framework for Learner Modelling, Interactive Learning Environments, Vol.2, Issue 2, 1992.- P.lll-137.

[Self J, 1994] Self, J. Dynamics of Learner Models, Artificial Intelligence and Education. -Amsterdam: IOS, 1994.

[Sleeman, D., 1982] Sleeman, D. Assessing aspects of competence in basic algebra, Intelligent Tutoring Systems. - New York: Academic Press, 1982.-P.185-199.

[Wenger, E., 1987] Wenger E. Artificial intelligence and tutoring systems. Computational approaches to the communication of knowledge. - Los Altos: Morgan Kaufmann, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.