Научная статья на тему 'Моделирование теплового состояния тяговых электродвигателей постоянного тока'

Моделирование теплового состояния тяговых электродвигателей постоянного тока Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
414
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ТЕПЛОВОЗА / АНАЛИЗ ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ ОБМОТКИ ЯКОРЯ / LOCOMOTIVE TRACTION ELECTRIC MOTOR / THERMAL STATE ANALYSIS FOR ARMATURE WINDING

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Шрайбер М.А.

Своевременное выявление неисправностей тяговых машин постоянного тока способно предотвратить не только поломку дорогостоящего оборудования, но и обеспечить бесперебойную работу подвижного состава. В данной статье предлагается современный метод, позволяющий определить перегрев обмотки электрической машины. Также рассматривается возможность компьютерного моделирования тепловых процессов в тяговом электродвигателе с помощью программного пакета SolidWorks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thermal state modeling for traction DC motors

Timely troubleshooting of traction DC machines can prevent not only the failure of an expensive equipment, but also ensure the smooth operation of rolling stock. This article provides a modern method, that allows to determine the overheating of the electric machine winding. It also considers the possibility of computer modeling of thermal processes in traction motors using the SolidWorks software.

Текст научной работы на тему «Моделирование теплового состояния тяговых электродвигателей постоянного тока»

УДК 625.282:621.313.001.5

М. А. Шрайбер

Петербургский государственный университет путей сообщения

Императора Александра I

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Своевременное выявление неисправностей тяговых машин постоянного тока способно предотвратить не только поломку дорогостоящего оборудования, но и обеспечить бесперебойную работу подвижного состава. В данной статье предлагается современный метод, позволяющий определить перегрев обмотки электрической машины. Также рассматривается возможность компьютерного моделирования тепловых процессов в тяговом электродвигателе с помощью программного пакета SolidWorks.

тяговый электродвигатель тепловоза, анализ теплового состояния обмотки якоря.

Введение

В локомотивостроении широкое применение в качестве тяговых электродвигателей получили машины постоянного тока благодаря своей устойчивости к перегрузкам, регулировочной характеристике, надежности в эксплуатации. В связи с постоянным увеличением скорости движения (для пассажирского подвижного состава) и массы поездов (из-за ввода в эксплуатацию большегрузных, длинносоставных поездов) невозможно представить усовершенствование тягового подвижного состава без повышения надежности и долговечности электродвигателей постоянного тока.

Электрическое оборудование локомотивов в процессе эксплуатации вынуждено работать в экстремальных условиях: при перепадах температуры окружающей среды, чрезмерной влажности или сухости воздуха, электродинамических воздействиях и прочих неблагоприятных факторах, которые снижают эффективность работы электрических машин, применяемых на тяговом подвижном составе. Перегрев тягового электродвигателя может возникнуть по нескольким причинам: из-за недостатка охлаждающего воздуха, засоренности вентиляционных каналов, некачественной пропитки изоляции и т. п., но независимо от причины возникновения перегрев нарушает контакт между выводами проводников обмотки якоря и петушками коллектора, что вызывает значительное увеличение переходных сопротивлений. При этом возникают неравномерные участки нагрева, приводящие к повреждению изоляции или к обгоранию проводников [1].

36

1 Анализ методов оценки теплового состояния тяговых электродвигателей постоянного тока

Многие научно-исследовательские работы посвящены изучению и оценке температурных характеристик тяговой электрической машины в условиях эксплуатации. В качестве одного из методов было предложено использовать для контроля температуры коллектора и обмоток якоря анализ расхода и температуры охлаждающего воздуха на входе и выходе его из электрической машины [2, 3]. Но данный метод имеет ряд существенных недостатков, например, не учитываются такие важные факторы, как химический и физический состав охлаждающего воздуха, качество фильтров, технические характеристики вентиляторов. При такой оценке теплового состояния узлов электрической маттти-ны невозможно определить, какие участки поверхности изоляции обмоток нагреваются за наименьший промежуток времени, а также измерить температуру перегретого узла тягового электродвигателя с достаточно высокой точностью.

Наиболее оптимальным методом в данном случае будет непосредственная оценка температуры обмотки. При ее использовании можно избежать погрешностей измерения, так как измеряться будет непосредственно температура поверхностей коллектора и якоря электрической машины, а не воздуха, охлаждающего эти узлы.

В отличие от большинства известных методов экспериментальных исследований, где использовались разные методы непосредственного измерения температуры с помощью термопар или термосопротивлений, для измерения температуры элементов вращающегося якоря предлагается использовать бесконтактные инфракрасные пирометры (например, инфракрасный пирометр АТТ-2508).

2 Моделирование процесса теплопередачи

в якоре тягового электродвигателя ЭДУ-133 с помощью программного пакета SolidWorks

Чтобы оценить тепловое состояние обмотки якоря тяговой электрической машины, оценить распределение тепловых полей на поверхности ее узлов, была построена компьютерная модель якоря тягового электродвигателя ЭДУ-133 с использованием программного пакета Solid Works, а также его приложения COSMOS Works. Расчет в модели осуществляется методом конечных элементов, производится построение сетки на поверхностях якоря тягового электродвигателя, и в зависимости от поставленной задачи имеется возможность более точного или более грубого отображения полученных результатов.

В данном программном пакете был рассмотрен процесс теплопередачи в пазу якоря от обмотки к железу якоря. При этом если ранее изоляция

37

и проводник с током в различных расчетах электрических машин заменялись условно однородным телом с усредненными коэффициентами теплопроводности, то при использовании в расчете данной модели учтены особенности химических и физических свойств материалов, из которых изготавливаются рассматриваемые узлы тягового двигателя.

При использовании построенной математической модели результаты теплового анализа могут быть представлены с достаточной точностью, также по данной модели можно проанализировать процесс теплопередачи между любыми узлами якоря тягового электродвигателя.

Предложенная тепловая модель дает возможность рассчитывать температурные поля якоря тягового электродвигателя с погрешностью не более 5 %.

Заключение

Существующий на данный момент математический аппарат в основном позволяет описать тепловые процессы, происходящие в электрических машинах постоянного тока, но имеет некоторые неточности: проводник с изоляцией в пазу якоря заменяется однородным телом с усредненными теплофизическими характеристиками. Достоверность расчетов главным образом зависит от принятых коэффициентов теплопроводности, теплопередачи и теплоизлучения.

С помощью построенной модели тягового электродвигателя ЭДУ-133 можно анализировать процесс распределения тепловых полей на поверхности якоря электрической машины с достаточной точностью (погрешность определения температуры не превышает 5 %), так как в данном расчете предусмотрена возможность учитывать теплофизические характеристики всех материалов, из которых состоит данная электрическая машина постоянного тока.

Библиографический список

1. Новые электрические машины локомотивов / А. В. Грищенко, Е. В. Козаченко. -М. : Учеб.-методич. центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2008. - 271 с.

2. Проектирование тяговых электродвигателей / А. С. Курбасов, В. И. Седов, Л. Н. Сорин. - М. : Транспорт, 1987. - 536 с.

3. Автоматизированное регулирование скорости мотор-вентиляторов / В. Н. Михайловский, В. Е. Чернохлебов, Б. Я. Кожевников и др. // Железнодорожный транспорт. -2005. - № 9. - С. 25-29.

© Шрайбер М. А., 2014

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.