Научная статья на тему 'Моделирование технологических процессов по приему и выдаче грузов на местах общего пользования'

Моделирование технологических процессов по приему и выдаче грузов на местах общего пользования Текст научной статьи по специальности «Транспорт»

CC BY
32
5
Поделиться
Ключевые слова
ГРУЗОВАЯ СТАНЦИЯ / ГРУЗООТПРАВИТЕЛЬ / ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЬ / СКЛАД СТАНЦИИ / МОДЕЛЬ / CARGO STATION / CONSIGNOR / CONSIGNEE / STATION WAREHOUSE / MODEL

Аннотация научной статьи по транспорту, автор научной работы — Шеховцов А.И.

Статья посвящена формализации процессов приема и выдачи грузов на местах общего пользования. Выполнено моделирование соответствующих технологических процессов. Результаты могут быть использованы для оптимизации работы железной дороги с клиентами.

Похожие темы научных работ по транспорту , автор научной работы — Шеховцов А.И.,

Modeling of technological processes for receiving and issuing goods in the station warehouse

The article is devoted to the formalization of the processes of receiving and issuing goods at station warehouses. Simulation of relevant technological processes was performed. The results can be used to optimize the work of the railway with customers.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Моделирование технологических процессов по приему и выдаче грузов на местах общего пользования»

УДК 519.876.2

ШЕХОВЦОВ А.И., старший преподаватель (Донецкий институт железнодорожного

транспорта)

Моделирование технологических процессов по приему и выдаче грузов на местах общего пользования

Shekhovtsov A.I., senior lecturer (DIRT)

Modeling of technological processes for receiving and issuing goods in the station warehouse

Постановка задачи

Реформирование, проводимое на железнодорожном транспорте, в связи с изменившимися условиями

хозяйствования, приводит к «разрыву» связей между отдельными

структурными подразделениями. Это в значительной степени влияет на работу линейных предприятий, особенно станций, эффективная деятельность которых зависит от согласованного взаимодействия всех подразделений железной дороги.

Проблему неэффективного

взаимодействия можно устранить путем моделирования деятельности

станционного хозяйства, поскольку моделирование позволяет решить задачу определения оптимальных условий осуществления

технологического процесса (без сбоев и остановок) [1].

Математическое и имитационное моделирование являются

эффективными средствами для анализа и исследования факторов, влияющих на функционирование технологических элементов станции в различных условиях, прогнозирования их технико-технологических и экономических параметров. С помощью полученных моделей можно спрогнозировать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

показатели работы станции с учетом различных факторов и условий работы [2].

Анализ последних исследований

Моделированию работы

железнодорожных станций уделяется большое внимание. В работе [1] авторы рассматривают железнодорожную станцию как систему массового обслуживания, но основной акцент направляют на устранение

возникающих сбоев в технологическом процессе станции, а не на переработку составов.

Автор [3] основным методом моделирования работы станций называет использование

графоаналитической модели. Для этого предлагается выполнять построение суточного план-графика (приложение к графическому пакету AutoCAD) и расчет показателей (частично автоматизирован за счет применения авторской математической модели, основанной на теории графов).

В работе [4] авторами предлагается эргатическое

моделирование станционных процессов, при котором человек-оператор принимает участие в самом процессе моделирования. Отдельные объекты

станции рассматриваются в виде конечных автоматов, модель самой станции представляется в виде графа конечных автоматов,

взаимодействующих между собой.

Для перехода к интеллектуальным транспортным системам автор [5] предлагает применять имитационное моделирование работы станций и прилегающих к ним перегонов. В процессе проектирования системы автор предлагает использовать метод построения интеллектуальных моделей ситуации или сценарного

прогнозирования на основе

технологических знаний оперативно-диспетчерского персонала станции.

Основной материал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для моделирования

технологических процессов приема и выдачи грузов на железнодорожном транспорте предлагается использовать математический аппарат сетей Петри [6, 7]. При их применении любая подсистема работы станции будет рассматриваться как конечный автомат, это позволит учесть время задержек в случае занятости какого-либо обслуживающего звена, задать приоритет любому из событий или сделать их равновероятными, учесть кратность какого-либо звена.

На первом этапе создания модели технологического процесса приема груза от клиентов на местах общего пользования алгоритм представлен в виде блок-схемы на рис. 1 [8].

Перечень и порядок выполнения технологических операций приема груза от клиентов на местах общего пользования можно представить в виде последовательности технологических операций:

- груз подвозится

автомобильным транспортом к

грузовому району (транспортно-складскому комплексу)

железнодорожной станции;

- проверяется свободность агента коммерческого, который проверит наличие и правильность заполнения перевозочных документов, разрешение начальника станции на ввоз груза на места общего пользования;

- проверяется свободность автомобильных весов и выполняется перевеска принимаемого груза и проверка соответствия фактической массы указанной в накладной;

- проверяется свободность комплексной механизированной бригады и выполняется перегрузка груза из автомобиля в склад станции;

после укладки груза в склад станции выполняется проверка правильности упаковки и маркировки груза и занесение данных в Книгу приема грузов к отправлению.

На втором этапе формализуем технологию выполнения операций приема груза от клиентов на местах общего пользования с помощью графа сети Петри (рис. 2).

Р4

Рис. 2. Математическая модель выполнения операций при приеме груза от клиентов на местах общего пользования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Блок-схема выполнения операций при приеме груза от клиентов на местах

общего пользования

В модели (рис. 2) с помощью позиций и переходов обозначены:

Р1 - подвоз груза в склад станции;

Р2 - наличие свободного агента коммерческого;

Р3 - виза проверена;

Р4 - наличие свободных автомобильных весов;

Р5 - груз готов к перегрузке в склад станции;

Р6 - наличие свободной

комплексной механизированной

бригады;

Р7 - транспортирование груза в склад (груз находится на погрузчике);

Р8 - груз находится в складе;

Р9 - груз проверен;

Р10 - груз готов к погрузке в вагон;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т1 - проверка визы в накладной;

Т2 - проверка соответствия фактической массы указанной в

накладной;

Т3 - подъезд погрузчика к грузу;

Т4 - окончание транспортировки, укладка груза в склад;

Т5 - проверка груза, упаковки и отправительской маркировки;

Т6 - запись в Книгу приема грузов к отправлению.

Модель процесса погрузки груза в вагон на местах общего пользования позволит в дальнейшем выявить и исследовать факторы, влияющие на средний простой вагонов под грузовыми операциями. Также на этот

показатель влияют нарушения технологического процесса работы станции, в частности необеспечение погрузочно-разгрузочных работ рабочей силой и механизмами (количество средств механизации и их эксплуатационная производительность) [9], сверхнормативное ожидание подачи вагонов, их уборки, отправления и т. п.

На первом этапе создания модели технологического процесса погрузки груза в вагон на местах общего пользования алгоритм представлен в виде блок-схемы на рис. 3 [10].

Рис. 3. Блок-схема выполнения операций при погрузке груза в вагон на местах общего

пользования

Перечень и порядок выполнения технологических операций погрузки груза в вагон на местах общего пользования можно представить в виде последовательности технологических операций:

пользования с помощью графа сети Петри (рис. 4).

груз находится в складе станции и готов к погрузке в вагон;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проверяется наличие порожнего вагона, пригодного под погрузку данного груза, свободность агента коммерческого и свободность комплексной механизированной бригады: при наличии свободной комплексной механизированной бригады он захватывает груз и транспортирует из склада в вагон, который должен быть пригоден под данный груз и в порожнем состоянии находиться возле рампы;

- производится погрузка груза в вагон;

- после размещения груза в вагоне агент коммерческий должен проверить правильность размещения и, при необходимости, крепления груза в вагоне, закрыть двери и опломбировать вагон;

- после проверки правильности размещения и крепления груза в вагоне, закрытия и опломбирования дверей агент коммерческий сообщает диспетчеру о готовности вагона к уборке и заносит информацию в необходимые документы (Вагонный лист, Книгу приема грузов к отправлению, Книгу пломбирования вагонов и контейнеров);

затем, при наличии свободного маневрового локомотива, вагон переставляется в сортировочный или сортировочно-отправочный парк

станции.

На втором этапе формализуем технологию выполнения операций при погрузке груза в вагон на местах общего

Рис. 4. Математическая модель выполнения операций при погрузке груза в вагон на местах общего пользования

В модели (рис. 4) с помощью позиций и переходов обозначены:

Р1 - груз находится в складе станции и готов к погрузке в вагон;

Р2 - наличие свободной комплексной механизированной

бригады;

Р3 - наличие свободного агента коммерческого;

Р4 - наличие пригодного под погрузку вагона;

Р5 - транспортировка груза из склада в вагон;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р6 - груз находится в вагоне;

Р7 - вагон готов к уборке;

Р8 - уборка вагона;

Т1 - заезд погрузчика и захват груза;

Т2 - размещение груза в вагоне;

Т3 - проверка правильности размещения и крепления груза в вагоне, закрытие дверей, пломбирование вагона;

Т4 - сообщение диспетчеру о готовности вагона к уборке, занесение информации в необходимые документы.

На первом этапе создания модели технологического процесса выгрузки груза из вагона на местах общего пользования алгоритм представлен в виде блок-схемы на рис. 5 [11].

Команда составительской бригаде на уборку вагона

I

Очистка вагонов, закрытие дверей, люков, _бортов_

I

Начало

Т

/Число агентов коммерч., комплексных мех. / бригад

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

Прибытие в адрес станции груженых вагонов

Получение и проверка документов, команда составительской бригаде по расстановке вагонов

Ознакомление комплекс. мех. бригады с планом работ

Коммерческий осмотр вагона, снятие ЗПУ

Выгрузка груза

Проверка грузовых мест, правильности укладки в склад

Ожидание свободного агента коммерческого, увеличение счетчика отказов на единицу

Ожидание свободной комплексной механизированной бригады, увеличение счетчика отказов на единицу

Заполнение вагонного листа, запись в Книгу выгрузки грузов ^ + ^-'''Грузовые места,"\^ -""" '"""--.^исправны?,.^*'***' Укладка отдельно, сообщение зав. грузовым районом

1 1 м Отметка в Книге выгрузки грузов о неисправности грузовых мест

/Объем выгруженных , грузов

I

Конец

Рис. 5. Блок-схема выполнения операций при выгрузке груза из вагона на местах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

общего пользования

Перечень и порядок выполнения технологических операций выгрузки груза из вагона на местах общего пользования можно представить в виде последовательности операций:

- получение агентом коммерческим вагонных листов на прибывшие вагоны, составление плана очередности выгрузки и команда составительской бригаде на расстановку вагонов по фронтам;

- ознакомление комплексной механизированной бригады, при ее свободности, с планом работ;

- коммерческий осмотр вагонов, снятие запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ) с закрытого подвижного состава;

- выгрузка грузов и проверка агентом коммерческим числа и исправности грузовых мест, правильности укладки грузовых мест в складе;

- при обнаружении неисправных грузовых мест (повреждение, порча) команда агента коммерческого на укладку этого груза в специально отведенном месте, отметка в Книге выгрузки груза, сообщение заведующему коммерческим районом или заместителю начальника станции;

- заполнение агентом коммерческим вагонного листа, запись в Книгу выгрузки груза, параллельно -комплексная механизированная бригада выполняет очистку вагона, закрытие дверей и люков, подъем бортов;

- команда составительской бригаде на уборку вагонов с грузовых фронтов.

На втором этапе формализуем технологию выполнения операций при выгрузке груза из вагона на местах общего пользования с помощью графа сети Петри (рис. 6).

Р4

Рис. 6. Математическая модель выполнения операций при выгрузке груза из вагона на местах общего пользования

В модели (рис. 6) с помощью позиций и переходов обозначены:

Р1 - нахождение на путях сортировочного парка станции вагона с грузом, прибывшим на места общего пользования станции;

Р2 - наличие свободного агента коммерческого;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р3 - вагон находится на погрузочно-выгрузочном пути;

Р4 -наличие свободной комплексной механизированной

бригады;

Р5 - комплексная

механизированная бригада ознакомлена с планом работ;

Р6 -вагон готов к выгрузке;

Р7 -груз уложен в склад;

Р8 - груз уложен в склад, отметка о неисправности в Книге выгрузки груза;

Р9 - документы оформлены, вагон готов к уборке;

Р10 - вагон убран в сортировочный парк;

Р11 - груз оформлен на местах общего пользования;

Т1 - получение и проверка документов, команда составительской бригаде по расстановке вагонов на

путях грузового района;

Т2 - ознакомление комплексной механизированной бригады с планом работ;

Т3 - коммерческий осмотр вагона, снятие ЗПУ с вагонов закрытого типа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т4 - выгрузка и проверка груза, укладка в склад станции, все грузовые места исправны;

Т5 - заполнение вагонного листа, Книги выгрузки грузов, очистка вагона, закрытие дверей;

Т6 - выгрузка и проверка груза, укладка в склад станции, часть

грузовых мест неисправна;

Т7 - заполнение вагонного листа, очистка вагона, закрытие дверей;

Т8 - команда составительской бригаде на уборку вагона на пути сортировочного парка;

Т9 - передача документов в товарную контору.

На первом этапе создания модели технологического процесса выдачи груза грузополучателям из склада станции алгоритм представлен в виде блок-схемы на рис. 7.

Рис. 7. Блок-схема выполнения операций при выдаче груза получателю из склада

станции

Перечень и порядок выполнения технологических операций выдачи груза грузополучателю на местах общего пользования можно представить в виде последовательности:

- при обращении грузополучателя о выдаче прибывшего в его адрес груза агент коммерческий проверяет, была ли раскредитована накладная, убеждаясь в полной оплате причитающихся провозных платежей и правильности заполнения документов;

- агент коммерческий дает команду комплексной механизированной бригаде на погрузку груза в автотранспорт грузополучателя;

- агент коммерческий делает отметку о выдаче груза в накладной, выдает грузополучателю разрешение на вывоз груза, заполняет данные о дате и времени вывоза в Книгу выгрузки грузов;

- при обнаружении несохранности, не оформленной ранее актом, агент коммерческий докладывает о выявлении несохранности заведующему грузовым районом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выдача груза в данном случае выполняется после проверки его с участием грузополучателя, после чего агент коммерческий составляет рапорт на оформление коммерческого акта.

На втором этапе формализуем технологию выполнения операций при выдаче груза получателю из склада станции с помощью графа сети Петри (рис. 8).

В модели (рис. 8) с помощью позиций и переходов обозначены:

Р1 - наличие груза в складе станции, обращение грузополучателя о выдаче груза;

Р2 - наличие свободного агента коммерческого;

Р3 - накладная раскредитована, ошибок не обнаружено;

Р4

Рис. 8. Математическая модель выполнения операций при выдаче груза

получателю из склада станции

Р4 - наличие свободной комплексной механизированной

бригады;

Р5 - погрузка груза в транспортные средства получателя;

Р6 - отметка в накладной о выдаче груза на местах общего пользования;

Р7 - груз вывезен;

Р8 - работа по выдаче груза на местах общего пользования окончена;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р9 - доклад о выявленной несохранности заведующему грузовым районом;

Т1 - проверка раскредитования накладной, правильности заполнения документов;

Т2 - команда на погрузку груза в автотранспорт получателя;

Т3 - в процессе выгрузки неоформленных несохранностей не выявлено;

Т4 - выдача разрешения на вывоз груза;

Т5 - заполнение данных о дате и времени вывоза в Книгу выгрузки грузов;

Т6 - в процессе выгрузки выявлены не оформленные ранее несохранности;

Т7 - проверка груза с грузополучателем, составление рапорта на оформление коммерческого акта.

В дальнейшем планируется проверить полученные модели на адекватность [12].

При задании веса дуг, времени срабатывания переходов в моделях, можно получить результаты, позволяющие сделать вывод о времени задержек обслуживания заявок, необходимости повышения мощности отдельных звеньев (увеличении числа агентов коммерческих, средств механизации).

Вывод

Коммерческая эксплуатация

является важной составляющей перевозочного процесса, здесь железнодорожный транспорт

взаимодействует с клиентами (грузоотправителями, грузополучателями, другими видами транспорта). Качество обслуживания, отсутствие задержек по вине перевозчика, формируют

положительный имидж железной дороги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Моделирование технологических процессов позволяет выявлять «узкие места» в работе с клиентами и своевременно принимать меры по их устранению.

Список литературы:

1. Гадасина Л.В. Математическое моделирование взаимодействия железнодорожных станций и предприятий, обеспечивающих их деятельность / Л.В. Гадасина, В.Ю. Боклаг // Вестник РГУПС. - 2012. - № 1. - С. 126 - 135.

2. Шеховцов А.И. Математическая оценка прибытия на грузовые станции специфических грузов / А.И. Шеховцов // История и перспективы развития транспорта на

севере России молодежь - транспорту России (к 60-летию Ярославского филиала МИИТ): Сборник научных статей / Под ред. проф. О.М. Епархина.

- Ярославль: Ярославский филиал МИИТ, 2016. - С. 51 - 54.

3. Верлан А.И. Графоаналитическая модель функционирования железнодорожных станций / А.И. Верлан // ВосточноЕвропейский журнал передовых технологий. - 2014. - Том 6. - № 3 (72).

- С. 21 - 26.

4. Козаченко Д.Н. Автоматизированное формирование функциональных моделей железнодорожных станций / Д.Н. Козаченко, Р.В. Вернигора, В.В. Малашкин // Збiрник наукових праць ДНУЗТ iм. акад. В. Лазаряна. - 2014. -Вип. 8. - С. 65 - 73.

5. Обухов А.Д. Перспективы развития интеллектуальных систем управления на железнодорожном транспорте / А.Д. Обухов // Современные концепции научных исследований. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Нижегородский филиал МИИТ; Под редакцией Н.В. Пшениснова. - Нижний Новгород, 2015.

- С. 277 - 281.

6. Котенко А.М. Управлшня вантажною i комерцшною роботою на залiзничному транспорта Частина 2. -2-е вид. - Харюв: 1111 видавництво «Нове слово», 2005. - 384 с.

7. Питерсон Дж. Теория сетей Петри и моделирование систем / Дж. Питерсон; Пер. с англ. - М.: Мир, 1984.

- 264 с.

8. Шеховцов А.И. Моделирование процесса приема груза от клиентов на местах общего пользования / Ю.Ю. Панченко, А.И. Шеховцов // Научно-технические аспекты инновационного развития

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

транспортного комплекса: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-

практической конференции 25 мая 2017 года / Министерство образования и науки ДНР и др. - Донецк: ДАТ, 2017. -С. 176 - 179.

9. Панченко Ю.Ю. Аналiз техшчного забезпечення вантажних станцш / М.1. Луханш, В.Ф. Чеклов, Ю.Ю. Панченко // 1нформацшно-керуючi системи на залiзничному транспорт! - 2006. - №3. - С. 19 - 22.

10. Шеховцов А.И. Моделирование процесса погрузки груза в вагон на местах общего пользования / Ю.Ю. Панченко, А.И. Шеховцов // Научно-технические аспекты комплексного развития железнодорожного транспорта: материалы III Международной научно-практической конференции в рамках III-го Международного научного форума Донецкой Народной Республики 25 мая 2017 г. - Донецк: ДОНИЖТ, 2017. - С. 16 - 20.

11. Шеховцов А.И. Моделирование процесса выгрузки груза из вагона на местах общего пользования / Ю.Ю. Панченко, А.И. Шеховцов // Актуальные проблемы развития транспортно-промышленного комплекса: инфраструктурный, управленческий и образовательный

аспекты: материалы IV Международной научно-практической конференции. -Донецк: ДОНИЖТ, 2017. - С. 102 - 106.

12. Шеховцов А.И. Проверка адекватности укрупненной модели обеспечения заявок грузоотправителей подвижным составом / А.И. Шеховцов // «Инновационные технологии на транспорте: образование, наука, практика» (18 апреля 2018 г.) Мат. ХЬП Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. Б.М. Ибраева. - Алматы: М. Тынышбаев атындагы ^азак келш жэне коммуникациялар академиясы, 2018. - 2 т. - С. 144 - 148.

Аннотации:

Статья посвящена формализации процессов приема и выдачи грузов на местах общего пользования. Выполнено

моделирование соответствующих

технологических процессов. Результаты могут быть использованы для оптимизации работы железной дороги с клиентами.

Ключевые слова: грузовая станция, грузоотправитель, грузополучатель, склад станции, модель.

The article is devoted to the formalization of the processes of receiving and issuing goods at station warehouses. Simulation of relevant technological processes was performed. The results can be used to optimize the work of the railway with customers.

Keywords: cargo station, consignor, consignee, station warehouse, model.