Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ / FIRE TRAINING / STRESSFUL SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алтунин Алексей Юрьевич

Понятие огневой подготовки подразумевает весь комплекс мер и способов обучения и владению огнестрельным оружием. Огневая подготовка преподается как практическая дисциплина в военных, силовых, штатных, и других подразделениях с целью обучения персонала и сотрудников владению оружием с целью применения в боевых действиях, на гражданской и силовой службе, с целью самообороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алтунин Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION OF STRESSFUL SITUATIONS IN THE CLASSROOM AT THE FIRE TRAINING

The concept of fire training implies the entire range of measures and methods of training and possession of firearms. Fire training is taught as a practical discipline in the military, security, staff, and other units for the purpose of training personnel and employees in the possession of weapons for use in combat, in civil and security service, and for self - defense.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ»

МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

SIMULATION OF STRESSFUL SITUATIONS IN THE CLASSROOM AT THE FIRE TRAINING

Алтунин Алексей Юрьевич

преподаватель

кафедра огневой подготовки и деятельности органов внутренних дел

в особых условиях

Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Alexey Altunin lecturer

Department of fire training and activities of internal Affairs bodies in special conditions Orel law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after

V. V. Lukyanov, Orel, Russia

Аннотация. Понятие огневой подготовки подразумевает весь комплекс мер и способов обучения и владению огнестрельным оружием.

Огневая подготовка преподается как практическая дисциплина в военных, силовых, штатных, и других подразделениях с целью обучения персонала и сотрудников владению оружием с целью применения в боевых действиях, на гражданской и силовой службе, с целью самообороны.

Abstract. The concept of fire training implies the entire range of measures and methods of training and possession of firearms.

Fire training is taught as a practical discipline in the military, security, staff, and other units for the purpose of training personnel and employees in the possession of weapons for use in combat, in civil and security service, and for self-defense.

Ключевые слова: огневая подготовка, стрессовые ситуации.

Keywords: fire training, stressful situations.

Независимо от целей обучения огневой подготовки, для курсанта или любого обучающегося, выдвигаются ряд требований психологического и физического характера. Это:

- Целеустремленность

- Концентрация внимания,

- Эмоциональная устойчивость

- Стрессоустойчивость

- Хороший уровень физической подготовки

- Быстрота конативных процессов - память, мышление, согласованность координации движений, быстрота ответной реакции.

Дело в том, что не каждый индивид может быть допущен к обучению и тем более постоянному владению огнестрельным оружием.

Главным критерием из всех вышеперечисленных свойств личности является стрессоустойчивость.

Владение оружием - это стресс для человека, так как само ношение оружием предполагает в любой момент использование его по назначению или полному поражению цели.

Стресс выступает фактором, как мобилизации, так и торможения всех адаптационных сил человеабкак физических, так и моральных.

При стрессе запускает целый ряд физиологических реакций, которые всегда проходят типологически, то несть одинаково у всех людей.

Так впервые о влиянии стресса как фактора, влияющего на работоспособность и обучение человека, выделили ученый Генрих Селье.

Под стрессом определяют комплекс физиологических реакций человека, возникающие в ответ на экстремальные внешние условия окружающей среды.

Сам корень слова «стресс» происходит от латинского «Stress»-давление напряжение.

Впервые термин «стресс» вводит врач Ганс Селье. По теории Ганса Селье стресс представляет неспецифический ответ организма на внешние раздражители. Стрессы могут быть и ест не только у человека, но и у всего живого. Под стрессом важно понимать не только эмоциональное волнение, нервно-психическое напряжение, но и вообще воздействие любых экстремальных факторов среды.

Стресс можно охарактеризовать как предельный раздражитель, на который всегда возникает ответ живого организма.

Стресс может выражаться в воздействии температур на организм, как чрезмерный холод, жара, Голод, болезнь, боль также являются стрессовыми факторами для человека.

Согласно классической теории Г. Селье выделял три фазы стресса:

1. Реакция тревоги

2. Фаза стабилизации

3. Фаза истощения

В первой фазе происходит ответная реакция организма на стрессовый раздражитель, это выражается в мобилизации всех систем организма, напряжении нервно-психического фона, выраженности вегетативной и соматической реакции, выброса гормонов стресса и т.д.

Организм находиться в большом напряжении всех адаптационные механизмы и регуляция приходят в повышенную работоспособность, сам организм на физиологическом уровне старается «вернуть гомеостаз внутренней среды».

Вторая фаза - это фаза стабилизации, когда все адаптационные механизмы организма и все напряжение систем приходят в относительную стабильную фазу.

Пример гормоны стресса, выделяясь в коре надпочечников будут поддерживать спазм артериол мелкого калибра на протяжении нескольких дней, будет повышен общий тонус мышц, сердце будет ускорять то замедлять свой ритм (тахикардия, сменяемая нормокардиеей).

После фазы стабилизации или подержания гомеостаза организма в повышенном напряженном напряжении, развивается третья фаза стресса-фаза истощения.

Фаза истощения - это фаза истощения всех механизмов адаптации и резервов. Так гормоны надпочечников, которые постоянно выделяются в кровь, становиться причиной истощения сердечной мышцы и привычного спазма сосудов. Развивается гиперплазия коры надпочечников, нарушение сердечного ритма, гипертоническая болезнь, нервное истощение, эмоциональное выгорание и т.д.

Г. Селье выделял и положительное влияние стресса как укрепление адаптационных механизмов организма человека.

Стрессовая ситуация - это такая ситуация, которая предполагает развитие ответной реакции на стресс. Стресс для человека может выступать любой фактор, как физического, так и психологического характера [1].

Так если выделять стрессовые ситуации физического характера это могут быть: действия холодных температур, недостаточность сна, голод, физическое переутомление.

Психологическими факторами стрессовых ситуаций выступают: громкий шум, вибрация, действие света, психологическое давление и внутреннее психоэмоциональное напряжение, требование руководителя выполнять действия быстро и четко - все является также запускным механизмом стрессовой ситуации.

Вне зависимости от физического или психологического триггера стрессовой ситуации, ответная реакция организма всегда выстраивается по типологической структуре, обусловленная напряжением физиологических адаптационных механи-мов организма.

В огневой подготовки стрессовые ситуации всегда используются при обучении владению и навыкам обращения с огнестрельным оружием. Здесь выступает тот факт, что при реальном использовании огнестрельного оружия на практике, даже при выстрелах не по прямой цели, а например предупредительной выстрел в воздух, всегда происходит в условиях максимального стресса и оружие используется всегда в стрессовой ситуации, то есть, использование оружия человеком - это стрессовая ситуация для любого индивида.

Поэтому в целях эффективного обучения владения огнестрельным оружием в огневой подготовке используются стрессовые ситуации как психологического, так и физического характера.

Так при огневой подготовке используются стрессовые ситуации следующего типа, с максимальным приближением и разработкой сценариев приближенных и к реальности ситуаций.

В условиях стрессовой ситуации обучающему необходимо научиться быстро и точно стрелять с попаданием цель.

Стрессовые ситуации, которые часто используются в огневой подготовке это:

- Бег с препятствиями, обливание водой.

- Встреча с человеком, изображающего злоумышленника или преступника.

- Стрельба в бегущего человека, одетого в защитный бронежилет.

- Выстрел в воздух при натравливании специально обученных собак.

- Крики и приказы инструктора, который требует стрельбу с максимальной точность на короткое время.

- Удлинение или наоборот укорочение дистанции при стрельбе.

- Перемена условия и смена обстановки.

- Стрельба при разных погодных условиях.

Все эти наиболее распространенные создаваемые условия, вырабатывают стрессовую ситуацию у обучающегося и требуют от человека дополнительной адаптации и напряжения всех психологических и физических сил организма.

n WW

В условиях создания и использования стрессовых ситуаций при огневой подготовке реализуется следующие цели обучения владения огнестрельным оружием:

- Создание реальных условий владения и использования огнестрельного оружия в реальности использование любого типа огнестрельного оружия всегда сопряжено со стрессом ми происходит в условиях стрессовой ситуации.

- Обучение навыкам эффективного мышления в и быстроте принятия решений, а также развитии критического мышления и логического мышления

- обучение и закрепление навыков выполнять быстро и точно действия в условиях максимального стресса (террористический акт, захват заложников, нападение преступников и т.д.)

Таким образом, качества человека зависят от свойств, присущих ему как индивиду, это те свойства, которые отражают его биологические, наследственные и индивидуальные особенности и личностных качеств это те качества, которые человек приобретает в процессе жизни, формируясь как личность [7].

Так при условиях стресса человек (индивид) соотносит свои индивидуальные качества с требованиями внешней среды, то есть происходит социальная адаптация и обучение владению оружием.

Так использование стрессовой ситуации в огневой подготовке способствует достижению главной цели-овладению орудием и использование огнестрельного оружия в реальной жизни с адекватным реагированием обучаемого на стрессы и требования конкретной ситуации.

Литература

1. Михайлов А. А., Ботыгин В. И., Гинко В. И., Кисляков П. А. Основы начальной военной подготовки : учебное пособие / под общ. ред. А. А. Михайлова. В 2-х частях. Часть 1.Шуя : Изд-во Шуйского филиала ИвГУ,2015, 130 с.

2. Иноземцев С. В. обучение психологической устойчивости на занятиях по огневой подготовке // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов. Сборник статей Всероссийского круглого стола Орел : Изд-во Орловского юридического института МВД РФ им. В. В. Лукьянова, 2020. С. 66-69.

References

1. Mikhaylov A. A., Botygin V. I., Ginko V. I., Kislyakov P. A. Osnovy nachal'noy voennoy podgotovki [Fundamentals of initial military training]. Shuya, 2015,130 p.

2. Inozemtsev S. V. obuchenie psikhologicheskoy ustoychivosti na zanyatiyakh po ognevoy podgotovke [Training of psychological stability in fire training classes]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov. Sbornik statey Vserossiyskogo kruglogo stola [Improving the physical training of law enforcement officers. Collection of articles of the all-Russian round table]. Orel, OrelUyI Publ., 2020, pp. 66-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.