Научная статья на тему 'Моделирование социально-поддерживающей среды для выпускников как одно из направлений региональной целевой программы постинтернатного сопровождения'

Моделирование социально-поддерживающей среды для выпускников как одно из направлений региональной целевой программы постинтернатного сопровождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ДЕТИ-СИРОТЫ / УСЫНОВЛЕНИЕ / ОПЕКА / СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамахова Наталья Николаевна

Успешная социализация выпускников в самостоятельной жизни один из приоритетных показателей работы образовательного учреждения для детей-сирот, оправдывающих материальные затраты на содержание воспитанников и подтверждающих успешный выбор педагогических технологий. Именно поэтому организация жизнедеятельности в детском доме должна быть направлена прежде всего на адаптацию ребёнка в современном микрои макросоциуме для дальнейшего безболезненного перехода на независимое проживание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамахова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling Socially Supportive Environment For Graduates As One Of Directions Of The Regional Target Program Post-Orphanage Support

Successful socialization of graduates in independent life one of the priority indicators work educational institutions for children-orphans, justifying the expenses associated with maintenance of the pupils and supporting the successful selection of pedagogical technologies. That is why the organization of life in an orphanage should be aimed primarily at the adaptation of the child in modern micro and macro socium to further a smooth transition to independent living.

Текст научной работы на тему «Моделирование социально-поддерживающей среды для выпускников как одно из направлений региональной целевой программы постинтернатного сопровождения»

• семья • дети-сироты • усыновление • опека • семейный детский дом • социальная адаптация

Семья для ребёнка — самая естественная и гуманная воспитательная среда, но существует определённая доля детей-сирот, устройство в семью которых по разным причинам затруднительно или невозможно. Также бытует мнение, что стремление всех без исключения детей, нуждающихся в государственной заботе, устроить на семейное воспитание (помещение в семьи), часто является необоснованным и неоправданным для самого ребёнка. Согласно нормативным актам (Международная конвенция о правах ребёнка, Семейный кодекс РФ и др.) усыновление братьев и сестёр разными лицами не допускается. Под опеку родственную семью (4—7 разновозрастных детей) на воспитание берут крайне неохотно.

С целью реабилитации детей-сирот из многодетных семей в Вологодской области в 1989 году был создан ГОУ «Вологодский детский дом № 1»: его контингент составляют кровные братья и сёстры. Ресурсом для определения концепции развития детского дома явилась разработка авторской модели «Детский дом, организованный по семейному принципу», которая ломает стереотипы жизнедеятельности в условиях ограниченного социального пространства и нивелирует особую внутреннюю позицию воспитанников так называемого психологического капсули-рования, состоящего в отчуждённом отношении к другим людям и социальному миру.

Комплекс организационно-педагогических условий, влияющих на повышение уровня социализации воспитанников и выпускников, базируется на принципе семейного воспитания.

Братья и сёстры живут вместе независимо от возраста в коттеджах, благоустроенных квартирах, наблюдая рост и развитие друг друг а, посещают детские сады, школы, ПТУ, колледжи, техникумы, вузы.

Социальная открытость позволяет интегрироваться детям в систему дополнительного образования: спортивные, музыкальные, художественные школы, творческие объединения, а также в среду сверстников из семей.

Результативность личностно ориентированного подхода в профессиональном самоопределении заключается в стопроцентном первичном трудоустройстве юношей и девушек,

Моделирование

социально-

поддерживающей

среды для выпускников

как одно

из направлений

региональной целевой

программы

постинтернатного

сопровождения

Наталья Николаевна Шамахова,

директор БОУ ВО «Вологодский детский дом № 1», кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования РФ

начиная с 14-летнего возраста в каникулярное время, и трудоустройстве при переходе на независимое проживание.

Семейный принцип воспитания предопределил и формирование положительного образа семьи у воспитанников, который позитивно влияет при создании собственных семей выпускников и обустройстве в самостоятельную жизнь.

Одной из позиций инновационной авторской модели является медико-психолого-педагогическое сопровождение выпускников. Крепкие узы, доверительные отношения, уверенность в надёжной защите и помощи — именно эти факторы вселяют надежду выпускникам на то, что они могут рассчитывать на поддержку в трудный переходный период от значимой для них личности. Вся система детского дома построена на формировании твёрдых жизненных принципов, поэтому рецептивные установки (перекладывание ответственности в принятии решений) у молодых людей проявляются крайне редко или в тех случаях, когда нестабильность государственных гарантий «заводит выпускника в тупик», и ему крайне необходима поддержка специалиста.

Опыт работы в режиме федеральной и областной инновационных площадок в 2007— 2008 гг. высветил для коллектива проблему постинтернатной адаптации выпускников, требующей не традиционного решения, а принятия более эффективных форм для окончательной успешной социализации выпускника в обществе. Коллектив приходит к выводу о необходимости моделирования социально-поддерживающей среды для выпускников в первые годы самостоятельного проживания, а также для тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Это новая функция для учреждения, но необходимая для эффективного выполнения окончательной миссии детского дома, которая предполагает выпуск полноценного гражданина современного общества, способного самостоятельно и достойно интегрироваться в социум наравне со сверстниками.

Одновременно и на региональном уровне в число наиболее актуальных задач в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входит задача совершенствования системы социальной адаптации выпускников учреж-

дений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильём, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после завершения пребывания в учреждении для детей-сирот. Согласно мониторингу проблем становления выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Вологодской области за период 2008—2010 годов из детских домов вышли 659 выпускников (408 в возрасте 16 — 18 лет, 251 человек — старше 18 лет). Выпускники имеют различный уровень социальной компетентности: около 30% достаточно хорошо адаптируются в окружающем социуме, у 40% недостаточно сформированы социальные навыки и чёткие жизненные ориентиры, 20%, как правило, выпускники специальных (коррекционных) учреждений, испытывают серьёзные проблемы с адаптацией в обществе, продолжением образования и трудоустройством, 10% отличаются социальной дезадаптированно-стью и высоким уровнем конфликтности. Таким образом, около 70% выпускников нуждаются в различных видах социально-педагогической и психологической помощи, организации сопровождения при переходе на независимое проживание.

В ведомственной целевой программе «Социальная адаптация и сопровождение выпускников детских домов Вологодской области», разработанной Департаментом образования, признано, что наиболее радикальной является организация сопровождения выпускников на базе образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Целесообразность сопровождения выпускников специалистами детских домов обосновывается тем, что психолого-педагогическое сопровождение осуществляется значимыми для выпускника лицами, владеющими знаниями о его индивидуальных особенностях и компетенциях, опытом работы с детьми-сиротами; во-вторых, обеспечивается преемственность и пролонгированность в воспитании и сопровождении при переходе молодых людей на независимое проживание.

Также в программе обозначены причины, по которым организация эффективного

сопровождения выпускников имеет ряд затруднений, связанных с:

• отсутствием системы управления процессом социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• недостаточно системной кооперацией детских домов с другими ресурсами (государственными учреждениями и ведомствами, органами исполнительной власти, производственными предприятиями, не ком мерческими организациями, инфраструктурой населённого пункта и другими) и между учреждениями образования (профессиональными учебными заведениями, детскими домами, общеобразовательными школами и другими);

• недостаточно активным использованием ресурсов самих выпускников в решении вопросов их социальной адаптации;

• невысоким уровнем владения педагогами-специалистами инновационными технологиями сопровождения.

Одной из востребованных и эффективных форм работы с выпускниками региональной программой определена организация структурного подразделения — службы профори-ентационного и социального сопровождения выпускников детского дома «Перекрёсток» на базе БОУ ВО «Вологодский детский дом № 1», целью которой является сопровождение выпускников детских домов Вологодской области, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, при переходе на независимое проживание, совершенствование системы постинтернатной адаптации выпускников, помощь в реализации их законных прав и интересов, а также содействие в улучшении их социального статуса и подготовке к самостоятельной жизни.

С целью выявления наиболее эффективной и приемлемой модели постинтернатного сопровождения выпускников в условиях образовательного учреждения для детей-сирот был изучен опыт ряда регионов РФ.

Как утверждает Г.В. Семья1, система сопровождения выпускников в постинтернатный период стала складываться в по-

1 Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение. Материалы научно-практической конференции / под ред. И.А. Бобылевой — М.: Благотворительный фонд «Расправь крылья», 2010.

следние несколько лет, и до сих пор не существует установленной терминологии даже в названиях.

Анализ регионального опыта позволяет выделить различные модели постинтернатной адаптации выпускников:

• центры постинтернатной адаптации на базе муниципальных учреждений или центров социальной помощи семье и детям;

• социальная гостиница;

• индивидуальная постинтернатная адаптация и сопровождение выпускников детских домов и замещающих семей, осуществляемые на муниципальном уровне;

• постинтернатные группы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 15 до 18 лет, и лиц из числа оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, на базе муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• постинтернатное сопровождение с использованием института замещающей семьи;

• привлечение промышленных предприятий к сопровождению выпускников в постинтернатный период;

• дом молодёжи как составная часть «SOS-деревни» — технология полузависимого проживания;

• клубная система. В настоящий момент клубы поддержки выпускников делятся на те, что функционируют со стационарным кризисным проживанием для членов клуба, и на те, что не имеют стационара и работают только как дневные центры;

• сопровождение выпускников и оказание им помощи в рамках проектов некоммерческих организаций.

Создаётся система кризисных центров, например, центры «Маленькая мама» в Москве для беременных девушек и молодых матерей из числа детей-сирот или школа, которая предоставляет образование и жильё молодым матерям, покинувшим учреждения по опеке в г. «Екатеринбурге. Гуманитарной организацией «СОС — Детские Деревни Норвегия» и Правительством Мурманской области реализуется проект «Молодёжные центры», который наиболее комплексно позволяет оказывать помощь выпускникам.

Специалистами детского дома был осуществлён выезд по изучению деятельности

социальной гостиницы в школе-интернате (Тульская область), консультационной службы в детском доме (г. Новосибирск), проектирования сопровождения выпускников ПТУ в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (г. Саратов), центра постинтернатной адаптации при благотворительном фонде (г. Смоленск).

Служба «Перекрёсток» в г. Вологде открыта в августе 2009 г. Структура расположена в автономном блоке, включает в себя кабинеты специалистов и минисоциальную гостиницу для выпускников. В Службе работают на постоянной основе социальный педагог-руководитель Службы, старший воспитатель, выполняющий функции куратора, младшие воспитатели, привлекаются все специалисты детского дома.

Сферы жизнедеятельности, в которых обеспечивается социальная защищённость выпускника, — это жильё, здоровье, образование, работа, досуг, собственность, семья, участие в гражданско-правовых отношениях, экономическая жизнь, правопорядок.

Основные задачи:

• предоставление временного (на срок до одного года) проживания выпускникам в возрасте от 18 лет до 23 лет, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на основании договора между учреждением и выпускником на условиях полного самообслуживания;

• развитие новых форм и технологий деятельности по сопровождению выпускников в самостоятельной жизни;

• повышение профессиональной компетенции сотрудников, внедряющих в деятельность учреждений области направления постинтернатной адаптации;

• проведение диагностики, информационно-аналитической деятельности и коррекции процесса постинтернатной адаптации;

• ревизия организационно-педагогических условий образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, влияющих на причины успеха и неудач социализации выпускников при переходе на независимое проживание;

• координационная деятельность между государственными, негосударственными органами и организациями, общественными объединениями, помогающими в решении жизненно важных проблем выпускников.

В постинтернатный период у молодого человека происходит резкая смена условий жизнедеятельности, появляется свобода выбора, изменяется среда, окружение и круг общения, появляются другие авторитеты в жизни, т.е. начинает развиваться социальная сеть. Обычно практика работы с выпускниками сводится к изучению их личностных особенностей, при этом часто упускается анализ их окружения, а ведь именно оно в постинтернатный период влияет на развитие личности и формирование Я-концепции.

Технологии, используемые в работе специалистов «Перекрёстка», учитывают данную особенность, одновременно по возможности пытаются охватить коррекцию всех сфер жизнедеятельности. Система работы с выпускниками складывалась на протяжении долгих лет, поэтому арсенал форм и методов довольно объёмный, жизнь не стоит на месте, из них выбираются оптимальные на сегодняшний день, которые направлены непосредственно на конкретную личность.

Например, в 2010/11 уч. году были использованы такие технологии сопровождения, как: кураторство (одна из наиболее распространённых форм при работе с выпускниками, имеющими проблемы в социальной адаптации в первые годы самостоятельной жизни); проектирование индивидуальных маршрутов выпускников детского дома (данная технология помогает отслеживать параметры успешности на отдельных этапах социализации выпускников, что необходимо при аналитической деятельности); технология социального партнёрства предполагает конструктивное взаимодействие государственных организаций, бизнеса и некоммерческого сектора, направленное на решение социальных проблем выпускников, особенно — трудоустройство; поддержка семьи выпускника прослеживается в технологии молодая семья и молодая мама; к технологии сопровождения относится также проведение совместных акций, организованных прокуратурой, Центром занятости с целью решения проблем по защите прав с участием самих выпускников (эффективна в решении вопросов получения жилья и дополнительных специальностей); общественный резонанс отразился в создании ««Совета выпускников» (данное

направление тоже имеет свой механизм организации и реализации, поэтому отнесён к разряду технологий); в период проживания в социальной гостинице выпускнику предлагается индивидуальный маршрут вступления в самостоятельную жизнь, в котором учитываются личностные особенности выпускника, его уровень образования и вектор профессионального роста, активизируются собственные ресурсы.

Таким образом, практика использования данных технологий в сопровождении вы пус кников, направленных на их социализацию, способствуют психологической за щи щённости, самоутверждению в приемлемых для него сферах жизнедеятельности, повышению компетентности в социально-бытовых и правовых вопросах, в усвоении навыков коммуникативного общения и культуры поведения.

На 1.01.2011 статистические результаты работы Службы «Перекрёсток» следующие:

1. Количество обращений выпускников Вологодской области — более 370 от 45 воспитанников детского дома и 20 из других интернатных учреждений.

2. Получили своё жильё 7 выпускников.

3. Оказана помощь по найму жилого помещения — 10 человек.

4. Прошли курсовую переподготовку через Центр занятости — 12 человек.

5. Трудоустроены — 10 человек.

6. Получили возможность проживания в социальной гостинице — 5 человек.

7. Перерегистрация по предоставлению жилого помещения — 5 чел.

8. Получили положительные судебные решения по предоставлению жилья вне очереди — 19 человек.

9. Судебные отсрочки по получению жилья вне очереди — 3 чел.

10. Поставлены на учёт по предоставлению жилья — 4 человека.

11. Составлены акты проверки жилищных условий — 10 человек.

12. Оказана помощь в оформлении компенсаций за найм жилья — 19 человек.

13. Организованы выезды в г. Череповец, п. Шексна, г. Красавино, п. Кубенское с целью проверки жилищных условии и решения проблемных вопросов выпускников.

Выпущено в самостоятельную жизнь 13 человек, закончили учёбу и получили помощь

в написании дипломов — 6 чел., продолжают учиться — 3 чел., призваны на срочную службу — 2 человека.

По мнению сотрудников Службы, востребованность структуры определяется следующими качественными показателями: выпускники чувствуют себя психологически защищёнными, раскрывают свои ресурсы и способности, получают возможность самоутверждения в значимых для него сферах жизнедеятельности, повышается уровень воспитанности, социальной компетентности, совершенствуются навыки общения и культуры поведения. Служба предоставляет воспитанникам в детском доме условия для перехода на независимое проживание на более высоком уровне социальной компетентности. Систематически снижается число детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилья; не получивших профессионального образования; выпускников детских домов, не занятых трудовой деятельностью. Повысилось количество выпускников, трудоустроенных и стабильно работающих на одном месте. Значительно повысилась профессиональная компетенция сотрудников, внедряющих в деятельность направления по постинтернатной адаптации.

Обеспечить целостность и системность в деятельности по социальному и профессиональному сопровождению выпускников стало возможным благодаря научно-исследовательской и методической поддержке. Научно-методический комплекс учреждения, охватывающий все аспекты жизнедеятельности детского и взрослого коллектива, пополнился изданием, отражающим организацию и технологию работы по постинтернатной социализации и сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями и другими ведомствами по данной теме.

Таким образом, созданная модель социально-поддерживающей среды для выпускников в период их перехода на независимое проживание или при решении трудных жизненно важных проблем является одной из эффективных форм, решающих задачи постинтернатной адаптации в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.