Научная статья на тему 'Моделирование соотношения общей и специальной физической подготовки квалифицированных боксеров в макроцикле'

Моделирование соотношения общей и специальной физической подготовки квалифицированных боксеров в макроцикле Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
229
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА / ВОВЛЕКАЮЩАЯ СТАДИЯ / ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ СТАДИЯ / СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ СТАДИЯ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ СТАДИЯ / GENERAL AND SPECIAL TRAINING / INVOLVING STAGE / GENERALLY-TRAINING STAGE / SPECIALLY -TRAINING STAGE / RECOVERY STAGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гаськов Алексей Владимирович, Краснояров Геннадий Алексеевич, Жамц Самдандоржийн, Самсонов Виктор Серафимович

Наряду с совершенствованием технико-тактического мастерства в многолетней подготовке спортсменов главнейшую роль играет факторная структура средств общей физической и специальной подготовки. Результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что факторная структура общей физической подготовки квалифицированных боксеров не изменяется в зависимости от этапов подготовки. Поэтому при распределении тренировочных средств и величин их нагрузки необходимо равномерно дозировать соотношение самих средств на все выделенные факторы, характеризующие различные стороны подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гаськов Алексей Владимирович, Краснояров Геннадий Алексеевич, Жамц Самдандоржийн, Самсонов Виктор Серафимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARITY OF GENERAL AND SPECIAL PHYSICAL PREPARATION OF THE QUALIFIED BOXERS IN THE MACROCYCLE

Alongside with perfection of technical tactical skills in longterm training of the sportsmen the main role plays a level of general physical preparedness and special training, therefore the purpose of this research was their factor analysis. The results of factor analysis testify that the factor structure of physical training and special training of the qualified boxers does not change depending on stages of training. On each of researched stages the allocated factors do not depend from each other and represent the separate sides of physical training and special training. Therefore at distribution of training and loadings it is necessary to dose in regular intervals their ratio on all allocated factors describing various parties of training.

Текст научной работы на тему «Моделирование соотношения общей и специальной физической подготовки квалифицированных боксеров в макроцикле»

является самооценка и самоанализ показателей резервов здоровья и поведенческих рисков его снижения. Для реализации стратегического направления отобраны и разработаны анкеты и тесты по ведущим структурным компонентам здорового образа жизни. Алгоритм разработки индивидуальной программы «Основы здоровья» (ИПОЗ):

- рекомендации к составлению индивидуальной программы здоровья;

- изучить учебную литературу по проблеме «воспитание культуры здоровья и здоровьесберегающих технологий;

- провести самооценку поведенческих рисков для здоровья и работоспособности;

- изучить учебную и научную литературу по отдельным составляющим здорового образа жизни, которые подлежат коррекции, с целью выбора оптимальных для себя оздоровительных методик и приемов;

- завести дневник и вносить в него конкретные данные по изменению поведения (время завтрака, продолжительность ночного сна, комплекс упражнений для утренней зарядки, тренировочных занятий с целью динамического на-

блюдения);

- выбор определенных элементов программы здоровья, направленных на коррекцию либо устранение факторов риска.

Таким образом, главной задачей преподавателя при такой организации учебного процесса становится стимулирование интереса, развитие творческих способностей, инициативы у студентов, способствование формированию критического склада ума и представление сущности основных направлений здорового образа жизни.

На наш взгляд, информация по организации проведения самостоятельных занятий позволит быстрее адаптироваться и сформулировать у студентов мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, вооружить студентов знаниями о научно-практических основах физической культуры и здорового образа жизни для всестороннего развития личности и подготовки ее к профессиональной деятельности. Именно это позволит осуществить поиск новых резервов личностного становления и возможностей адаптации студента на его мотивационную и когнитивную сферы.

Литература

1. Балашов В.В. Здоровьеформирующие технологии в физическом воспитании студентов Тольяттинского государственного университета. - Теор. и практ. физ. культ. - 2005. - №3. - С.43-45.

2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теор. и практ. физ. культ., 2002. - 275 с.

3. Бартновская Л.А., Попованова H.A. Программа по физической культуре как средство личностно ориентированного обучения в сфере физического образования // Физическая культура и спорт в системе образования: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. - Красноярск, 2007. - С.8-11.

4. Дроздова JI.H., Селезнева Н.Т. Комплексный подход при оценке состояния здоровья студентов. - М.:Теор. и практ. физ. культ. - 2007. - №7. -С. 13-14.

5. Дюкарева А.М. Особенности здоровья и образа жизни // Проблемы социальной гигиены и история медицины. - 1997. -№2.-С. 23-26.

6. Евсеев A.B., Тропина JI.K. Социальные проблемы студенчества и физическое воспитание в вузе // Актуальные проблемы укрепления и сохранения здоровья молодежи Сибирского региона: материалы междунар. науч. практ. конф. (18-23 июня 2006 г., Иркутск). - Иркутск, 2006. - С. 36-37.

7. ЛяхВ.И. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов. -М.: Просвещение, 2001. - 153 с.

Галимов Геннадий Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор теории физической культуры Бурятского госуни-верситета. Тел. (301-2)213744.

Краснояров Геннадий Алексеевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры спортивной медицины Бурятского гос-университета. Тел.(301-2) 448555

УДК 796.83

A.B. Гаськов, Г.А. Краснояров, С. Жамц, В. С. Самсонов

МОДЕЛИРОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОКСЕРОВ В МАКРОЦИКЛЕ

Наряду с совершенствованием технико-тактического мастерства в многолетней подготовке спортсменов главнейшую роль играет факторная структура средств общей физической и специальной подготовки. Результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что факторная структура общей физической подготовки квалифицированных боксеров не изменяется в зависимости от этапов подготовки. Поэтому при распределении тренировочных средств и величин их нагрузки необходимо равномерно дозировать соотношение самих средств на все выделенные факторы, характеризующие различные стороны подготовленности.

Ключевые слова: общая и специальная тренировка, вовлекающая стадия, общеподготовительная стадия, специально-подготовительная стадия, восстановительная стадия.

A. V. Gaskov, G. Krasnojarov, S. Zhamz, V.S. Samsonov

PARITY OF GENERAL AND SPECIAL PHYSICAL PREPARATION OF THE QUALIFIED BOXERS IN THE MACROCYCLE

Alongside with perfection of technical - tactical skills in long- term training of the sportsmen the main role plays a level of general physical preparedness and special training, therefore the purpose of this research was their factor analysis. The results of factor analysis testify that the factor structure of physical training and special training of the qualified boxers does not change depending on stages of training. On each of researched stages the allocated factors do not depend from each other and represent the separate sides of physical training and special training. Therefore at distribution of training and loadings it is necessary to dose in regular intervals their ratio on all allocated factors describing various parties of training.

Keywords: general and special training, involving stage, generally-training stage, specially -training stage, recovery stage.

Проблематика оптимального соединения так называемой общей и специальной подготовки спортсмена разрабатывается и дискутируется достаточно давно. В последнее время она вновь привлекла к себе повышенное внимание. Это объясняется отчасти ее неординарной сложностью, но не только. Состояние общей и специальной подготовки спортсмена изменяется в зависимости от уровня его подготовленности, индивидуальных особенностей развития, специфики спортивной специализации, стадий многолетнего процесса спортивного совершенствования, периодов тренировки. Никаких универсальных количественных норм соотношения общей и специальной подготовки современная теория спортивной тренировки не устанавливает, она дает лишь принципиальные ориентиры, допуская достаточно широкий диапазон вариаций конкретных соотношений, складывающихся в зависимости от вышеперечисленных обстоятельств [1-3].

Уровень спортивных достижений в боксе сегодня, интенсивность действий боксеров на ринге предъявляют повышенные требования к уровню их общей физической (ОФП) и специальной подготовленности (СП). Рациональное построение учебно-тренировочного процесса в годичных циклах на основе оптимального соотношения средств ОФП и СП позволяет спортсменам добиваться высоких показателей.

В результате изучения научно-методической литературы по вопросам оптимального соотношения средств ОФП и СП квалифицированных боксеров установлено, что наряду с совершенствованием технико-тактического мастерства в многолетней подготовке спортсменов главенствующую роль играет уровень ОФП и СП [1-3]. С учетом вышесказанного нами было проведено исследование показателей ОФП и СП на различных этапах подготовки квалифицированных боксеров. К тестированию привлекались квалифицированные спортсмены, всего 28 боксеров.

Подготовительный период включал четыре этапа: I этап, втягивающий, - 18 дней, II этап, общеподготовительный, - 20 дней, III этап, специальноподготовительный, - 21 день, 1Уэтап, восстановительный, - 18 дней.

Для выявления наиболее информативных показателей ОФП и СП у 28 боксеров были зафиксированы нижеследующие характеристики: Общей физической подготовленности:

100 м - бег 100 метров 3000 м - бег 3000 метров ПД - прыжок в длину с места ОТЖ - отжимание (сгибание) рук в упоре лежа

ПОДТ - подтягивание на перекладине ТЯ 1 - толчок ядра 4 кг сильной рукой ТЯ 2 - толчок ядра 4 кг слабой рукой КД1 - кистевая динамометрия сильной руки КД2 - кистевая динамометрия слабой руки Специальной подготовленности:

Ууд. - средняя скорость ударного движения СМР1 - специфическая сенсомоторная реакция с установкой на удар сильной рукой

СМР2 - специфическая сенсомоторная реакция с установкой на удар слабой рукой

11 - время достижения максимума силы удара сильной рукой

Х2 - время достижения максимума силы удара слабой рукой

Гз - время достижения силы удара сильной рукой

14 - время достижения силы удара слабой рукой

Б1 - сила удара сильной рукой ¥2 - сила удара слабой рукой

81 - импульс силы удара сильной рукой

82 - импульс силы удара слабой рукой N5 - количество ударов за 5 секунд

+ Б5 - суммарная сила ударов за 5 секунд + 85 - сумма импульсов силы ударов за 5 секунд

БХ5 - средняя сила ударов за 5 секунд

Sx5 - средний импульс- ударив 180 секунд

N180 - количество ударов за 180 секунд

+F180 - суммарная сила ударов за 180 секунд

+S180 - сумма импульсов силы ударов за 180 секунд

Fxl80 - средняя сила ударов за 180 секунд

Sxl80 - сумма импульсов силы ударов за 180 секунд

УМ - уровень мастерства.

Полученный экспериментальный материал подвергнут факторному анализу (метод главных компонент с последующим вращением референтных осей по Варимакс-критерию), в результате чего выделились факторы, определяющие ОФП и СП боксеров на различных этапах макроцикла.

В предварительной стадии математической обработки данные, полученные в результате тестирования квалифицированных боксеров на указанных выше этапах подготовки (получены 34 показателя ОФП и СП на каждого боксера), подвергались корреляционному анализу. В итоге были определены наиболее информативные показатели ОФП и СП для различных этапах макроцикла. Исходя из этого нами отобраны 31 наиболее значимых показателя, которые и подверглись факторному анализу.

Вовлекающая стадия. В результате анализа материалов, полученных на I этапе подготовки, установлено, что структура общих и специальных физических качеств квалифицированных боксеров может быть описана 9 факторами, объясняющими 84,3% общей дисперсии выборки.

В I факторе (36,8% дисперсии выборки) наибольшие факторные веса имеют следующие эквивалентные показатели: N180; F180; S180; Fxl80; Sxl80 и 3000 м, характеризующие специальную силовую выносливость и общую выносливость.

Во II факторе (9,8% общей дисперсии выборки) самые высокие факторные веса у таких эквивалентных показателей, как СМР1 и СМР2, ТЯ2, отражающих специфическую сенсомотор-ную реакцию при выполнении ударов сильнейшей и слабейшей руками, а также уровень развития мышц рук, участвующих в ударном движении.

В III факторе (8,6% общей дисперсии) с высоким факторным весом оказались качественные характеристики одиночных ударов и общий уровень развития мышечных групп, участвующих в ударном движении -ti, F2, S2, ПД, ТЯ, которые можно считать эквивалентными.

В IV факторе (7,1 % общей дисперсии) выявились высокие факторные нагрузки по сле-

дующим эквивалентным показателям: F5, S5, FX5, Sx5, ОТЖ, ПОДТ, что характеризует специальную скорость и общую силовую выносливость мышц - сгибателей и разгибателей руки.

V фактор (6% общей дисперсии выборки) высоко коррелирует с t2’ N5 - показателями, характеризующими временные параметры удара слабейшей рукой и специальную скоростную моторику.

VI фактор (4,9% общей дисперсии) - показатель времени бега на 100м - оценивает общую скоростную выносливость.

В VII факторе (4,1% общей дисперсии выборки) высокие факторные веса имеют эквивалентные показатели F1 и S1, характеризующие эффективность ударов слабейшей рукой.

VIII фактор (3,9 % общей дисперсии) — показатель Vyfl - характеризует среднюю скорость ударного движения.

IX фактор (3,1% общей дисперсии) обнаруживает взаимосвязь с эквивалентными показателями t3 и t4, характеризующими время одиночных ударов сильнейшей и слабейшей руками и оценивающими эффективность этих ударов.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что в вовлекающей стадии подготовки успешность развития общих и специальных физических качеств во многом определяется следующими независимыми друг от друга факторами, характеризующими такие стороны подготовленности, как:

- специальная силовая и общая выносливость;

- общее время двигательной реакции и уровень развития силы мышц рук, участвующих в ударном движении;

- качество одиночных ударов и общий уровень развития мышечных групп, участвующих в ударном движении;

- специальная скоростная выносливость и общая силовая выносливость мышц - сгибателей и разгибателей руки;

- время удара слабейшей рукой и быстрота серийных ударов;

- общая скоростная выносливость;

- эффективность ударов слабейшей рукой;

- скорость ударного движения;

- эффективность одиночных ударов обеими руками.

Общеподготовительная стадия. Анализ результатов II этапа подготовки выявил, что структуру общих и специальных физических качеств можно описать 9 факторами, объясняющими 85,1% общей дисперсии выборки.

В I факторе (вклад 35,4% общей дисперсии

выборки) выявлены высокие взаимосвязи у эквивалентных показателей FI S1 ’ F2’ S2” F5’ S5’ F180’ S180’ 3000 м, КД1 КД2, характеризующих эффективность одиночных ударов слабейшей и сильнейшей руками, специальную скоростную и силовую выносливость, общую выносливость и силу мышц - сгибателей кисти.

II фактор (12,0% общей дисперсии выборки) наивысшую взаимосвязь обнаруживает с показателями N5’ N180’ Fxl80’ Sxl80’ характеризующими специальную скоростную выносливость.

В III факторе (9,6% общей дисперсии выборки) наибольшую корреляцию имеют эквивалентные характеристики ti’ t3’ t2’ t4’ оценивающие качество ударов слабейшей и сильнейшей руками.

В IV факторе (6,3% общей дисперсии выборки) наибольшие факторные веса у эквивалентных показателей СМР2 и СМРз, характеризующих специфическую сенсомоторную реакцию при ударах сильнейшей и слабейшей руками.

V фактор (5,6% от общей дисперсии) обнаруживает наибольшие факторные нагрузки с ПД, ТЯ1,’ ТЯ2’ характеризующие уровень развития мышечных групп верхнего плечевого пояса.

В VI факторе (4,8% общей дисперсии выборки) наибольшие взаимосвязи выявлены с показателями бега на 100 м, ОТЖ, характеризующими скоростную и силовую выносливость.

В VII факторе (4,4% общей дисперсии выборки) выделился показатель силы мышц- сгибателей руки и ПОДТ.

VIII фактор (3,8 % общей дисперсии выборки)

- показатель t, - характеризует качество удара сильнейшей рукой.

IX фактор (3,2% общей дисперсии выборки) обнаруживает наибольший факторный вес с показателями Vyfl , характеризующими среднюю скорость ударного движения.

Из изложенного можно заключить, что в общеподготовительной стадии тренировки успешность развития общих и специальных физических качеств во многом определяется следующими не зависимыми друг от друга факторами, характеризующими такие стороны подготовленности, как:

- эффективность ударов сильнейшей и слабейшей руками, специальная скоростная и силовая выносливость, общая выносливость и сила мышц - сгибателей кисти;

- специфическая сенсомоторная реакция;

- уровень развития мышц верхнего плечевого пояса;

- общая скоростная и силовая выносливость;

- скорость ударного движения.

Специально-подготовительная стадия. Из

анализа результатов факторного анализа III этапа подготовки видно, что структура общих и специальных физических качеств может быть описана также 9-ю факторами, обеспечивающими 84,2% общей дисперсии выборки.

BVI факторе, внесшем наибольший вклад (35,7%) в общую дисперсию выборки, определены высокие факторные веса с эквивалентными показателями Fl, SI, F5, S5, Fx5, Sx5, S180, характеризующими силовые параметры удара сильнейшей рукой, специальную скоростную и силовую выносливость и общую силу мышц -сгибателей руки.

II фактор (10,4% общей дисперсии выборки) говорит о высокой связи с эквивалентными показателями СМР1 СМР2, характеризующими специфическую сенсомоторную реакцию при ударах слабейшей и сильнейшей руками.

В III факторе (9,5% общей дисперсии выборки) налицо высокая взаимосвязь с эквивалентными показателями ti, t3, t2, t4, характеризующими качество удара сильнейшей и слабейшей руками.

IV фактор (6,5% общей дисперсии выборки) обнаруживает наибольшие факторные коэффициенты при результатах Ууд, 100 м, которые характеризуют среднюю скорость ударного движения и общую скоростную выносливость.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V фактор (5,9% обобщенной дисперсии выборки) высоко коррелирует с показателями N180, F180, S180, характеризующими специальную силовую выносливость.

В VI факторе (5,2% суммарной дисперсии выборки) высокий вес имеют N5, ПОДТ, характеризующие специальную скоростную моторику и силовую выносливость мышц-сгибателей руки.

В VII факторе (4,4% общей дисперсии выборки) наблюдается высокая связь с ПД, ТЯ2, ТЯ2, характеризующая взрывную силу ног и уровень развития мышц, участвующих в ударном движении.

VIII фактор (3,7 % общей дисперсии выборки) выделил показатель ОТЖ, характеризующий силовую выносливость мышц - сгибателей руки.

IX фактор (2,9% общей дисперсии выборки) тесно коррелирует с эквивалентными показателями F2, S2, Fxl80, Sxl80 и с показателями бега на 300 м, характеризующими качественные характеристики удара слабейшей рукой, специальную силовую и общую выносливость.

В результате анализа материалов, полученных в специальноподготовительной стадии тренировки, можно заключить, что успешность развития общих и специальных физических качеств во многом определяется следующими не зависимыми друг от друга факторами, характеризующими такие стороны подготовленности, как:

- сила удара сильнейшей рукой, специальная скоростная и силовая выносливость и сила мышц- сгибателей кисти;

- специфическая сенсомоторная реакция;

- временные характеристики ударов сильнейшей и слабейшей руками;

- общая скоростная выносливость;

- специальная скоростная моторика;

- уровень развития мышц, участвующих в ударном движении; - силовая выносливость мышц - сгибателей руки;

- сила удара слабейшей рукой и общая выносливость.

Восстановительная стадия. Анализ результатов исследования на восстановительном этапе подготовки показал, что структура общих и специальных физических качеств может быть описана 9-ю факторами, объясняющими 86,2% общей дисперсии.

В I факторе (вклад 36,8% общей дисперсии выборки) высокие взаимосвязи имеют показатели N180’ 100м, Тя, ТЯ2, характеризующие количество ударов, нанесенных за раунд, общую скоростную выносливость, уровень развития мышц, участвующих в ударном движении.

Во II факторе (10,9% общей дисперсии выборки) налицо высокие связи с такими эквивалентными показателями, как СМР1, СМР2, характеризующими специфическую сенсомотор-ную реакцию при ударах слабейшей и сильнейшей руками.

В III факторе (8,9% суммарной дисперсии выборки) высокие веса обнаруживают эквивалентные показатели tl, t3, t2, t4 характеризующие качество ударов сильнейшей и слабейшей руками.

IV фактор (7,2% общей дисперсии выборки) имеет наибольшие веса с показателями бега на 3000 м, характеризующими общую выносливость.

В V факторе (6,2% общей дисперсии выборки) с наибольшими факторными весами выделены: ОТЖ, ПОДТ, характеризующие силовую выносливость мышц- разгибателей и сгибателей руки.

В VI факторе (вклад в суммарную дисперсию

выборки 4,7%) выявлена высокая взаимосвязь с эквивалентными показателями F2, S2, характеризующими качество удара слабейшей рукой.

В VII факторе (4,3% общей дисперсии выборки) наибольшая нагрузка выявлена в показателе Vyfl, характеризующем среднюю скорость ударного движения.

В VIII факторе (3,9 % общей дисперсии выборки) выделены эквивалентные показатели F1, S1, N5, F5, S5, Fx5, Sx5, F180, S180, Fxl80 , ПД, КД КД, характеризующие уровень специальной скоростно-силовой выносливости, взрывные способности мышц ног и силу мышц-сгибателей кисти.

В IX факторе (3,3 % общей дисперсии выработки) выделен фактор уровня мастерства (УМ).

Анализ результатов в восстановительной стадии подготовки позволяет заключить, что уровень развития физических качеств во многом определяется следующими не зависимыми друг от друга факторами, характеризующими такие стороны подготовленности, как:

- количество ударов, нанесенных за раунд, общая скоростная выносливость, уровень развития мышц, участвующих в ударном движении;

- специфическая сенсомоторная реакция;

- временные характеристики одиночных ударов обеими руками; общая выносливость;

- силовая выносливость мышц - разгибателей и сгибателей руки;

- качество удара слабейшей рукой;

- скорость ударного движения;

- специальная скоростно-силовая выносливость, взрывные способности мышц ног и силы мышц - сгибателей кисти;

- уровень мастерства.

Результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что факторная структура ОФП и СП квалифицированных боксеров не изменяется в зависимости от этапов подготовки. Необходимо отметить, что на каждом из исследуемых этапов выделившиеся факторы не зависят друг от друга и представляют собой отдельные необходимые стороны ОФП и СП. Поэтому при распределении тренировочных средств и величин их нагрузок необходимо равномерно распределять и дозировать соотношение самих средств на все выделенные факторы, характеризующие различные стороны подготовки. Это обуславливает повышение уровня ОФП и СП и как следствие обеспечивает рост спортивных результатов квалифицированных боксеров.

Литература

1. Гаськов A.B. Теоретико-методические основы управления соревновательной и тренировочной деятельностью квалифицированных боксеров: автореф. дис. ... д-рапед. наук. - М., 1999. -41 с.

2. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее аспекты: учеб. - М.: Лань, 2005. - С.342-362.

3. Филлимонов В.И. Бокс: спортивно-техническая подготовка. - М.: Инсан, 2000. - 427 с.

Гаськов Алексей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории физической культуры Бурятского госуниверситета. Тел. (301-2)216989.

Краснояров Геннадий Алексеевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры спортивной медицины Бурятского госуниверситета. Тел. (301-2)448555

Жамц Самдандоржийн, ректор института физкультуры Монгольского государственного педагогического университета.

Самсонов Виктор Серафимович, доктор педагогических наук, профессор кафедры вычислительной техники информатики Бурятского госуниверситета. Тел. (301-2) 213804.

УДК 378.147

ИЛ. Дуль чаева

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА

Рассмотрены теоретические основы самостоятельной работы студентов. Автор предлагает методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по инженерной графике, которое было апробировано со студентами специальности «Профессиональное обучение (дизайн)».

Ключевые слова:, профессиональная подготовка, дизайн, самостоятельная работа студентов, инженерная графика.

I. L. Dulchaeva

PECULIARITIES OF INDEPENDENT STUDY IN PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE EDUCATORS IN DESIGN

In the article the theoretical foundations of independent study have been considered. The author proposes methodological provision of students’ independent study in engineering graphics which was approved with the students of specialty professional training (design).

Keywords: professional training, design, independent study of students, engineering graphics.

Основной задачей профессиональной подготовки студентов в вузе является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Проблему развития личности в период её становления и расширения сферы активной жизнедеятельности правомерно рассматривать в аспекте повышения её самостоятельности в системе высшего профессионального образования [6].

Образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы вся учебная работа студентов была построена на самостоятельной учебной деятельности, являющейся основой самообразования.

Проведенный анализ определений сущности понятия «самостоятельная работа» дает возможность выделить в качестве существенных следующие его признаки: наличие задания; отсутствие непосредственного участия преподавателя в выполнении задания; наличие специально представленного для выполнения задания времени; наличие опосредованного управления преподавателем познавательной деятельностью учащихся; развитие учебно-познавательной активности и самостоятельности как черты личности [5].

Многогранный характер понятия самостоятельной работы подтвеждает и множество классификаций, в основе которых лежат разные критерии: по дидактической цели (Б.П. Есипов), по источникам знаний (Е.Я. Голант, В.П. Стрезико-зин), по типу заданий (М.Г. Гарунов, П.П. Пид-касистый), по содержанию (И.Э. Унт), а также многоуровневая классификация, предложенная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.