УДК 378.046.4
Е. В. Мухачева
МОДЕЛИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СТРАТЕГИЙ
В статье представлена разработка технологий моделирования содержания учебных курсов в системе повышения квалификации, которые, в том числе, способствуют оптимизации процесса отбора и структурирования содержания обучения и обеспечивают повышение качества подготовки в образовательных учреждениях различного типа и уровня.
Ключевые слова: содержание обучения, моделирования, вариативная часть, инвариантная часть, эффективность обучения, повышение квалификации, педагогический процесс, качество образования, дополнительное профессиональное образование.
Современные условия обновления системы дополнительного профессионального образования (ст. 26. закона РФ «Об образовании»), способствуют активной разработке вариативных учебных планов и образовательных программ системы повышения квалификации. Данные программы требуют специально организованной процедуры отбора, структурирования и формирования учебной информации в соответствии с интересами людей, повышающих квалификацию, и потребностями социальной системы. Необходимость данной процедуры обусловлена тем, что изменения в содержании дополнительного профессионального образования нередко носят экстенсивный характер, чреваты излишней теоретизацией знаний, нарушением преемственности между образовательными программами, а также ослаблением учебной мотивации.
Для определения качества разрабатываемого содержания, прогнозирования адекватности ожидаемых результатов поставленным педагогическим и социальным целям необходима предварительная разработка и изучение его модели.
Положение о принципиальных основах моделирования содержания образования представлено в работах С. И. Архангельского, В. В. Краевского, В. С. Леднева, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и др., определивших в своих работах, что при формировании содержания обучения могут использоваться две основных стратегии: личностно-ориентированная и профессионально-ориентированная.
_Е. В. Мухачева
Профессионально-ориентированная стратегия опирается на анализ конкретной профессиональной деятельности специалиста. Преимущества ее заключаются, на наш взгляд, в достаточно полном и жестком соответствии содержания образования требованиям подготовки специалиста, что, безусловно, обеспечивает глубину и качество подготовки. Недостатком же являются «одинаковость и усредненность», не учитывающая индивидуальных возможностей и мотивационно-целевых установок личности.
Личностно-ориентированная стратегия базируется на гуманистических ценностях. Основная идея ее состоит в том, что содержание образования приобретает иной смысл и представляет собой не нормативный набор знаний и умений, а содержит потенциал, инициирующий саморазвитие личности. В то же время содержание ее недостаточно сопряжено с конкретной профессиональной деятельностью и результаты обучения несколько «расплывчаты», в результате чего имеет место функциональная некомпетентность специалистов.
Анализ научной литературы и практики показал, что наиболее оптимальное стратегическое направление формирования содержания повышения квалификации - это интеграция названных стратегий. Что же взять за основу при ее реализации?
Исследования показали, что на сегодня для отбора и структурирования содержания образования основополагающими являются три фактора: деятельность, изучаемый объект действительности и личность, воспринимающая образование. В этой связи основными подходами, на наш взгляд, должны выступать системный, деятельностный и личностный, воплощающие в практику основные преимущества названных стратегий моделирования содержания.
Как известно, с позиций системного подхода построение модели любого педагогического процесса или его части должно включать в себя следующие этапы: а) определение границ рассматриваемого комплекса подсистем и связей; б) определение структуры модели; в) определение набора и содержательного смысла переменных, характеризующих входные и выходные воздействия модели; г) определение зависимости между параметрами управления и состояния. В связи с этим реализация принципов системного подхода к моделированию содержания повышения квалификации опирается на тщательный анализ и систематизацию следующих массивов информации, определяющих компоненты задачи моделирования:
- независимые переменные (модель специалиста, требования современной педагогической науки, ТКХ, ФГОС и др.);
- зависимые переменные (цели обучения, результат обучения, мотивы обучения, и др.);
- ограничения или граничные условия (инвариант содержания - определенная система необходимых и достаточных элементов).
- факторы решения или параметры моделирования (вариативная часть содержания повышения квалификации, те параметры, которые разработчики могут варьировать, чтобы достичь оптимальных значений зависимых величин: уровня усвоения, объема часов, последовательности изучения и др.);
То есть операциональной основой системного подхода к моделированию содержания повышения квалификации является логическая схема согласования
Моделирование содержания повышения квалификации..._
моделей инвариантной и вариативной частей содержания, обеспечивающая рациональность структуры процесса достижения целей обучения. Основное же преимущество моделирования на основе системного подхода - это увеличение прогностической глубины разрабатываемых моделей (вплоть до рабочей модели содержания) и, следовательно, на их основе, усиление развивающей функции процесса повышения квалификации.
Ядром содержания обучения в процессе повышения квалификации является профессиональная деятельность обучающихся, включающая основные функции и действия и представленная в виде учебных проблем и задач. Их решение позволяет обучающимся овладеть необходимым набором элементов, так называемым «инвариантом» содержания, и обуславливает будущую профессиональную успешность. Для определения данного инварианта предлагаем использовать метод групповых экспертных оценок [5], позволяющий преодолеть индивидуальный интуитивный подход при отборе инвариантной части содержания, определить целесообразный уровень ее изучения и установить логическую целостность учебного материала, что полностью соответствует стратегии профессионально-ориентированного формирования содержания обучения.
Таким образом, инвариантная часть может быть представлена:
- таксономической моделью содержания уровней умений, разработанной на основе таксономии Д. Блума. В данной модели экспертным путем определен набор необходимых практических действий, которыми должен владеть обучающийся на конкретном уровне умений;
- фасетной моделью содержания, разработанной на основе фасетной модели Радионова-Татур [4], в которой экспертным путем определены учебный материал (учебные модули) и целесообразный уровень их изучения;
- матрицей межтемных и внутритемных связей [6], в которых экспертным путем установлена логическая целостность учебного материала.
Недостаток такого подхода - в «одинаковости и усредненности» содержания, не учитывающем индивидуальные возможности и мотивационно-целевые установки личности.
В связи с этим при разработке вариативной части содержания обучения (рабочей модели) нами используются деятельностный и личностный подходы. Согласно деятельностной теории, наличие актуальной ситуации присвоения (интериоризации) новых способов социально-профессиональной коммуникативной деятельности способствует развитию не только профессиональной компетентности субъекта образовательной деятельности, но и его личности в целом. Таким образом, использование данного подхода при моделировании содержания обучения с привлечением самих обучающихся не основе свободы выбора и построения собственной (личной) фасетной модели содержания (вариативной части) [1, 2] будет способствовать расширению субъектности обучения и обеспечит активизацию внутренних резервов его мотивационной сферы соответственно личностно-ориентированной стратегии формирования содержания обучения.
Данный синтез положений системного, деятельностного и личностного подходов позволил разработать способ моделирования содержания учебных курсов
_Е. В. Мухачева
в системе повышения квалификации, который построен на экспертном подходе к отбору и структурированию инвариантной части учебного материала и дополнен привлечением субъектов образовательной деятельности к моделированию вариативной его части.
Как следует из вышеизложенного, отдельно взятые системный, деятельност-ный и личностный подходы к отбору и формированию содержания повышения квалификации не решают вопроса интеграции профессионально ориентированной и личностно ориентированной стратегий моделирования содержания. Но соединение в практике данных подходов по принципу дополнительности - замещение недостатка одного подхода возможностями и преимуществами другого, с разной степенью доминирования обеспечивает интеграцию названных стратегий и решает задачу повышения эффективности обучения в системе дополнительного профессионального образования.
Согласно данному способу, нами разработана технология моделирования содержания учебных курсов в системе повышения квалификации, основанная на поэтапном формировании моделей содержания обучения: концептуальной, фасетной модели содержания учебного курса; таксономической модели содержания уровней усвоения учебного материала; дидактических матриц межтемных связей и рабочей модели содержания повышения квалификации [3].
Разработанная технология моделирования содержания учебных курсов имеет адаптивный характер и может быть использована в образовательных учреждениях различного типа и образовательного уровня. Она обеспечивает профессиональное развитие обучающихся, способствует росту их профессиональной компетентности и совершенствует процесс обучения в целом. Формирование содержания учебных курсов в системе повышения квалификации на основе предлагаемой технологии моделирования содержания способствует оптимизации процесса отбора и структурирования содержания обучения и обеспечит повышение качества педагогического процесса в системе повышения квалификации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Акатьева Л., Мухачева Е. В. Разработка компетентностной модели бакалавра туризма на основе использования метода групповых экспертных оценок [Электронный ресурс] // Глобализация науки: проблемы и перспективы: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., 7 февраля 2014 г.: в 3 ч. / отв. ред. А. А. Сукиасян. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. Ч. 1. С. 4-8. Библиогр.: С. 7-8 (4 назв.)
2. Аренд О. Ю., Мухачева Е. В. Моделирование содержательного компонента повышения квалификации педагогов на диагностической основе // Среднее профессиональное образование. 2005. № 6.
3. Мухачева Е. В. Моделирование содержания учебных курсов в системе повышения квалификации педагогов профессионального обучения: Дис. ... к. пед. н. Киров, 2002.
4. РадионовБ. У., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании. М., 1995. 48 с.
5. Черепанов В. С. Экспертная оценка в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. 152 с.
Моделирование содержания повышения квалификации..._^^^
6. ЧернилевскийД. В. Технология обучения в средней специальной школе: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. Киев: Выша школа, 1990. 197 с.
Поступила в редакцию 20.02.2015
E. V. Mukhacheva
Modeling the Content of Qualification on the Basis of Integration of Personality-Oriented and Professionally-Oriented Strategies
The article presents the development of simulation technology of content of the training courses in the process of qualification improvement, which also helps to optimize the process of selecting and structuring the content of education and raise the quality of training in educational establishments of various types and levels.
Keywords: content of learning, modeling, the variable part, the invariant part, the effectiveness of training, professional development, educational process, quality of education, additional professional education.
Мухачева Елена Васильевна,
кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 E-mail: [email protected]
Mukhacheva Elena Vasilyevna,
Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor,
Udmurt State University 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya St., 1 E-mail: [email protected]