Научная статья на тему 'Моделирование скоростных режимов агрегатов и удельных показателей колесных тракторов на основной обработке почвы'

Моделирование скоростных режимов агрегатов и удельных показателей колесных тракторов на основной обработке почвы Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
319
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / ПАРАМЕТР / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС / ТРАКТОР / СКОРОСТЬ / ЭНЕРГОНАСЫЩЕННОСТЬ / ТЯГОВЫЙ РЕЖИМ / ЭКВИВАЛЕНТА / ЭНЕРГОЗАТРАТЫ / OPTIMIZATION / PARAMETER / ENERGY BALANCE / TRACTOR / SPEED / ENERGY SATURATION / TRACTION MODE / EQUIVALENT / POWER INPUTS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Селиванов Н. И., Запрудский В. Н., Макеева Ю. Н.

В статье обоснованы модели и алгоритм оптимизации диапазона рабочих скоростей почвообрабатывающих агрегатов. Установлены рациональные скоростные режимы использования агрегатов и удельные параметры тракторов для операционных технологий основной обработки почвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION OF THE AGGREGATESPEED MODE AND SPECIFIC INDICATORS OF THE WHEELED TRACTORS ON THE MAIN TILLAGE

The models and the optimization algorithm for the operating speed range of tillage aggregates are substantiated in the article. The rational speed modes of the aggregate use and the tractor specific parameters for the operating technologies of the main tillage are established.

Текст научной работы на тему «Моделирование скоростных режимов агрегатов и удельных показателей колесных тракторов на основной обработке почвы»

зервный запас объема дежи, что намного увеличивает стоимость изготовления тестомесильных аппаратов из нержавеющей стали. Путем анализа технической и патентной литературы был предложен новый способ перемешивания теста на основе винтового месильного органа, обеспечивающего объемно-винтовое перемешивание замешиваемой массы. Выполненные исследования позволили определить изменение кривой в зависимости от дополнительного объема и резервной высоты дежи.

Литература

1. Машины и аппараты пищевых производств / С.Т. Антипов [и др. ]: учеб. для вузов / под ред. акад. РАСХН В.А. Панфилова. - М.: Высш. шк., 2001. - 703 с.

2. Кошевой Е.П. Практикум по расчетам технологического оборудования пищевых производств. - СПб.: ГИОРД, 2005. - 232 с.

3. Пат. № 2379893 Российская Федерация, МПК А21С1/02. Тестомесильная машина / В.Н. Невзоров, И.В. Мацкевич; заявитель и патентообладатель ФГОУ ВПО «Краснояр. гос. аграр. ун-т»; заявл. 1317.06.08; опубл. 27.01.08.

УДК 629.114.2 Н.И. Селиванов, В.Н. Запрудский, Ю.Н. Макеева

МОДЕЛИРОВАНИЕ СКОРОСТНЫХ РЕЖИМОВ АГРЕГАТОВ И УДЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОЛЕСНЫХ

ТРАКТОРОВ НА ОСНОВНОЙ ОБРАБОТКЕ ПОЧВЫ

В статье обоснованы модели и алгоритм оптимизации диапазона рабочих скоростей почвообрабатывающих агрегатов. Установлены рациональные скоростные режимы использования агрегатов и удельные параметры тракторов для операционных технологий основной обработки почвы.

Ключевые слова: оптимизация, параметр, энергетический баланс, трактор, скорость, энергонасыщенность, тяговый режим, эквивалента, энергозатраты.

N.I. Selivanov, V.N. Zaprudskiy, Yu.N. Makeeva

SIMULATION OF THE AGGREGATESPEED MODE AND SPECIFIC INDICATORS OF THE WHEELED

TRACTORS ON THE MAIN TILLAGE

The models and the optimization algorithm for the operating speed range of tillage aggregates are substantiated in the article. The rational speed modes of the aggregate use and the tractor specific parameters for the operating technologies ofthe main tillage are established.

Key words: optimization, parameter, energy balance, tractor, speed, energy saturation, traction mode, equivalent, power inputs.

Введение. Основными параметрами почвообрабатывающего агрегата являются эксплуатационные мощность и масса энергетического средства, ширина захвата и рабочая скорость, которые определяют основные технико-экономические показатели: производительность, эксплуатационные, топливные и энергетические затраты.

Новое поколение колесных тракторов общего назначения одинаковой серии и разных типоразмеров характеризуется единой элементной базой с переменными массоэнергетическими параметрами, расширяющими тягово-скоростные диапазоны их использования.

Для эффективного использования указанных тракторов разработана многоуровневая система [1] адаптации их эксплуатационных параметров к наиболее энергоемким операциям основной обработки почвы с учетом природно-производственных факторов.

Начальный уровень предполагает обоснование оптимальных диапазонов рабочей скорости на операциях основной обработки почвы в пределах агротехнических требований с использованием почвообрабатывающих машин-орудий с различными принципами воздействия на почву для последующего определения потребного удельного энергетического потенциала трактора (^Э)*. Одна и та же технология возделывания сельскохозяйственных культур в разных агрозонах и хозяйствах может применяться при существенном различии площади полей, длины гона и других нормообразующих факторов.

Цель исследований. Обоснование скоростных режимов использования агрегатов и энергетического потенциала колесных тракторов 4К4 на основной обработке почвы.

Задачи исследований. Обосновать структурную схему, модели и алгоритм оптимизации диапазона рабочих скоростей почвообрабатывающих агрегатов и удельных параметров трактора; установить рациональные скоростные режимы использования агрегатов для операционных технологий основной обработки почвы; определить рациональные соотношения удельных показателей технического уровня тракторов для разных групп операций основной обработки почвы.

Материалы и методы исследований. Исходными входными данными первого этапа проектирования работы почвообрабатывающих агрегатов на начальном уровне исследования являются виды, объемы

т . п

Е V. и сроки выполнения механизированных работ 11 ; альтернативные варианты Е п выполнения /-х

7=1 7=1

технологий почвообработки; наличие и основные эксплуатационные показатели технических средств птс;

обобщенные природно-производственные факторы (длина гона) 1Г. Возможными для практической реализации критериями ресурсосбережения на этом этапе являются минимумы суммы удельных приведенных затрат С т или трудозатрат (рис. 1).

П Еv

I

Основные параметры оптимизации и исходные данные для второго этапа этого уровня ресурсосбереже-

ния

представляют оптимальные варианты операционных технологий основной обработки Е П * , а также энер-

t=i

гетические средства nXopt и рабочие машины с установленными характеристиками Km, АКг и vK0 их тягового сопротивления. Критериями ресурсосбережения можно принять минимум эквиваленты удельных энергозатрат KEm^ min и максимум эквиваленты производительности Kni ^ max. Параметры оптимизации представляют номинальное значение рабочей скорости Vpt, оптимальный диапазон AV*pit, а также чистую производительность агрегата W** при обработке почвы по соответствующей технологии.

Технологии и техническое обеспечение основной обработки почвы в каждой агрозоне и регионе эксплуатации обусловлены особенностями функционирования сельскохозяйственного производства и системой машин. В основу моделей Мх 1, Мх 2,Мх 3 и Мх 4 положены виды и объемы основных работ, качественный состав и приспособленность тракторов и машин-орудий к использованию в характерных условиях для обоснования оптимального диапазона рабочей скорости AV*pti машин и агрегатов разного технологического назначения.

Основные модели

m n

IV1t1 I 1г I I n |ПТС

I' I г 1

Техническое и трудовое обеспечение зональных технологий (ограничения)

Рис. 1. Структурная схема адаптации рабочих машин к ресурсосберегающим технологиям

основной обработки почвы

Трактор в процессе рабочего хода рассматривается как функционирование динамической системы при случайной нагрузке с учетом установленных ограничений и допущений:

1) взаимосвязь буксования 5 и коэффициента сцепления и для однотипных по движителю колесных тракторов на одноименных почвенных фонах в диапазоне тяговых нагрузок, соответствующих fyoptVmax), аппроксимируется формулой 5 = afy-f)/[b-fy-f)] при установленных значениях коэффициентов а и b и qmax= idem;

2) в интервале рабочих скоростей от Vmin >V0 = 1 . 4м/с до Vmax коэффициент сопротивления качению трактора для установившегося режима прямолинейного движения на горизонтальной поверхности определяется по уравнению вида f = fo+c(V-Vo).

С учетом принятых допущений уравнение энергетического баланса трактора в тяговом режиме при а= 0о запишется в виде

^ Ne3riTpr,s= KaBpV + (1 + Mf )fm3 gV. (1)

Левая часть уравнения (1) представляет номинальную эксплуатационную мощность двигателя Иеэ, приведенную к ведущим колесам трактора при установленных значениях коэффициента ее использования ^, КПД трансмиссии 1ТР и КПД буксования | = (1 — S).

Первое выражение в правой части уравнения (1) определяет затраты мощности NКР на перемещение рабочей машины с удельным сопротивлением Ka = К0 ■ цк и шириной захвата ВР со средней скоростью V . При оценке тягового сопротивления почвообрабатывающих машин и орудий сопротивление их качению целесообразно учитывать в удельном тяговом сопротивлении К0 при V0, тогда

Nkp = Ко 1 + АК(V2 — V2)jBpV = Ко -Мк ■ Bp - V. (2)

Второе выражение в правой части уравнения (1) представляет затраты мощности двигателя на качение колесного трактора Nf с учетом потерь в шинах и подвеске рf ~ (0,05-0,1)f). Тогда при f= (1+p)f0+c(V-V0)

Nf = f • тэ • gV (3)

Мощность Nkp можно выразить через тяговое усилие Pkp. Поскольку

о )JBp = Фкртэg. (4)

уравнение (1) примет вид

?n!tp is Nes = (Vkp + f )тэ gV. (5)

Оптимальное значение показателя технологичности Э* при расчете эксплуатационных параметров трактора представим в виде [2]

Pkp = Ко [l + АК (V2 — ^2)]Вр =

fN V fv ^ , лУ

Э • =

V тэ

V - g(<Pkp + f)

V N

^Niipis

(6)

При определении по функции (6) оптимальной энергонасыщенности Э' или удельной материалоемкости т*д = 1 0 3/Э* трактора для выполнения конкретной или родственных технологических операций независимо от длины гона 1Г( необходимо установить:

а) оптимальные диапазоны АV*pt = (V*ax - V*pt) и номинальные VH* значения рабочей скорости при разных характеристиках удельного сопротивления АК рабочих машин или агрегатов;

б) рациональный по тяговому КПД режим использования трактора, соответствующий номинальному.

Наивысшая эффективность работы трактора в составе тягового агрегата достигается при минимальных удельных (на единицу обрабатываемой площади) энергозатратах (Дж/м2)

Еп = GNes/BpV = GNesKa/PKPV = К0 ¡к/1т = КоЕК — min (7)

и максимальной чистой производительности (м2/с) [3]

См^эЛт (8)

W = —W* .

Ко ■ у к

При удельном расходе топлива двигателя де и тяговом КПД трактора г]Т критерий Еп — m in эквивалентен минимуму расходу топлива на единицу площади (кг/м2) gw = ge ■ Еп — min, а критерий Ек = гк/1т — min эквивалентен критериям Еп — min и gw — min, поэтому является эквивалентой погектарного (кг/га) расхода топлива.

Выражение (8) для определения чистой производительности можно записать в виде

W = Pkp V / Ко гк = РкрКп/Ко , (9)

где КП = V/iK - эквивалента производительности; цк = [ 1 + А К ■ (V2 — V2 )] .

Энергозатраты на единицу производительности ЕПР = ЕП /W, которые являются эквивалентой прямых эксплуатационных затрат, с учетом, что ЕП = К0 ■ Ек и W= PkpV/Kojk, выразятся как

Епр = К2 Ек!к/( 1 0 3PKPV). (10)

Тогда эквиваленту энергозатрат К Е = Е кцк / (1 0 3PkpV) можно представить в виде

Ек^к Ек ¡¿к (11)

К ЕП V КП j T^V'

поскольку П

Аналогично из уравнений (6) и (9) получим Км = КПЕк - эквиваленту мощности = WЕK/^; Ктэ = Км/Э - эквиваленту эксплуатационной массы трактора тэ = Nes/3 [4]. Указанные коэффициенты характеризуют удельные показатели трактора независимо от Ко и Pkp и используются для определения VH* и

удельного энергетического потенциала Э) = g • р^ • KN.

Эквивалента производительности КП зависит только от скорости рабочего хода V и величины АК. Показатели удельных энергозатрат Ек, КЕП, потребной мощности Км и эксплуатационной массы К^, кроме этих параметров, характеризуются величиной тягового КПД трактора.

Потенциальный диапазон изменения скорости трактора и агрегата, ограниченный Wx и V*mn, можно установить с использованием приведенных выше эквивалент. При этом максимальная скорость У£ах соответствует наивысшей производительности КП = V/цк —> тах, а минимальная V- наименьшим удельным энергозатратам Кеп = Ек/КП — т in.

Значения указанных скоростей движения определятся соответственно из условия максимума производительности йКп/й V = 0 и минимума энергозатрат йКЕП/й V = 0 :

V^ax = 1( 1 — А К V2 ) / А К;

N-- (12)

Vmin = J( 1 — А КУ2)/3 А К

Значения максимальной и минимальной скоростей зависят только от величины ДК. Величина тягового КПД трактора на них не влияет. При любом ДK соблюдается равенство 0Qax—V*in) = 0, 41 2 V^ax и Vmax/Vmm = 1, 1 3 . Поэтому агрегат, составленный по критерию КПтах при V^ax, будет иметь более высокие энергозатраты по сравнению с KEnmn И, наоборот, агрегат, составленный по критерию KEnmin при V* in, будет иметь низкую производительность.

Значения рабочей скорости агрегата должны находиться в установленном агротехническими требованиями диапазоне, ограниченном минимальной и максимальной скоростями. Для современных и перспективных почвообрабатывающих посевных машин и комплексов при АК = 0 , 0 6 — 0 , 1 8 с2/м2 , V^ax < Va max, а V*in < Va min [5]. Поэтому необходимо обоснование оптимального по энергозатратам и производительности диапазона АV*pt = (V**pt — V^ax) и номинального (V**pt <VH* < V^ax) значения рабочей скорости для агрегатов разного технологического назначения.

Нижняя граница диапазона рабочих скоростей агрегата V*pt выбирается из условия V* in < V**pt < V*ax независимо от типа и тягового режима использования трактора. В основу ее определения следует положить компромиссный вариант, учитывающий характер зависимостей Kn, KEn = f (V) или KEn /Kn = min. Значение VH* « 0 , 5 (V *pt + V*ax) является основным параметром для расчета по уравнению (6) энергонасыщенности трактора с учетом основных тяговых режимов его использования.

Наивысшая эффективность работы трактора на любой скорости в диапазоне ( ) при

Kn = idem ограничена режимами работы [1]:

1) с максимальным тяговым КПД цттж (фкрopt) и энергозатратами KEni при Kni, (¡¡ыЭ)1;

2) предельно допустимым буксованием 5д (tyKPmaX), тяговым КПД Птд<Пттах и энергозатратами KEn2 при

KN2, (%ЫЭ)2.

При обосновании номинальной скорости H следует учитывать эффективность работы трактора на указанных режимах. Для определения расчетного значения dыЭ)* обобщенный показатель эффективности тягового режима работы трактора при можно представить в виде безразмерного функционала:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кэ = Kn - Ек - Ктэ - g / кп = E2k/Vkp ^ min. (13)

Сравнительная оценка эффективности указанных режимов использования трактора при определенной характеристике ДK тягового сопротивления производится относительным показателем качества

Л Кэ = Кэ 2 / Кэ 1 = Лк N ■ Л ктэ ■ ЛЕк/Л Кп. (14)

При ЛКэ > 1 наиболее эффективным является режим максимального тягового КПД, который принимается основным для определения оптимальной энергонасыщенности трактора э'. Если ЛКэ < 1, расчет массоэнерге-тических параметров трактора для родственной группы технологических операций с определенной величиной ДK производится по режиму <р КР = 0,5( р КР 0 p t + р КР max).

Алгоритм оптимизации скоростного режима агрегата и удельных параметров колесного трактора 4К4 при заданных значениях коэффициентов a, b, f0, c, ДК, qTR=const на указанных выше основных режимах работы: П5=(1-5); Фкр= b5/(a+5); V*ax и Vmin по формуле (12); f= (1+fo+c(V-Vo) в интервале (V*ax — V min) с шагом ДV=0,1 м/с; qr = ПтрЪФкр/Фкр+Ц; Ик = 1 + А К (V2 — V02); Ек = цк/г}т; Кп = V / ЦК; Кеп = Ек/Кт Кеп/Кпi; V *pt = V(cкEnmin) при Се[1,05-1,10] или KEn/Kn —тiп; = 0,5(V *pъ + V*ax); эквиваленты Ek, Kn, Kn, Kmэ при Vi = V2 = V*; Кэ по (13); Ккэ по (14); ркр н; (ыЭ)* по (6) и т*а.

Результаты исследований и их обсуждение. На рис. 2 приведены результаты моделирования эквивалент КП, КЕП, КЕ = КЕП /Кп = f (V, АК) для колесного трактора 4К4 на одинарных колесах при iT . = 0,62 - 0,63.

Рис. 2. Зависимость эквивалент КП(а), КЕП(б) и КЕ(в) от скорости V и приращения удельного

сопротивления АК агрегата

Уравнения регрессии имеют вид:

Кя = 0,488 +1,081 • V - 0,714 • АК - 0,112 • V2 + 25,491 • АК2 - 3,798 • V -АК.

2 . от о А ту 2

КЕП = 3,852 -1,858 • V - 24,057 • АК + 0,235 • V2 + 27,018 • АК2 +10,936 • V • АК. (15) Кя = 3,859 -1,951 • V - 27,341 • АК + 0,231 • V2 + 48,300 • АК2 +10,100 • V • АК.

Использование предложенного алгоритма позволило обосновать диапазон рабочих скоростей почвообрабатывающих агрегатов и энергетический потенциал тракторов 4К4 для его реализации при изменении коэффициента приращения удельного сопротивления АК в широком интервале.

Изменение коэффициента АК от 0,18 до 0,06 приводит к повышению и У*Iп от 1,90 до 3,83 м/с и от 1,40 до 2,21 м/с соответственно (табл. 1, рис. 3). Значение скорости У*рь, определенное из условия Кеп(У оРг) = (1 ,06 — 1,10) КЕПтЫ « (Квп/Кп}тт, возрастает. При этом от 1,67 до 2,83 м/с и позволяет обеспечить производительность, близкую к максимальной (К° = КП 0рКПтах = 0,954 — 0,990). Увеличение КЕПтЫ до 10 % при АК > 0,15 с2/м2 способствует достижению на скорости У *р 1 < 1 , 8 м/с максимальной производительности (К° = 0,99), что особенно важно для наиболее энергоемких технологических операций.

Таблица 1

Влияние характеристики тягового сопротивления А К на рациональный диапазон рабочих скоростей

почвообрабатывающих машин и агрегатов

АК, с2/м2 yт*aх, м/с Утп м/с У *р ь м/с Ун*, м/с V0 КП V0 КЕП

0,06 3,83 2,21 2,83 3,33 0,956 1,06

0,08 3,25 1,87 2,40 2,82 0,956 1,06

0,09 3,02 1,75 2,20 2,61 0,956 1,06

0,10 2,83 1,64 2,10 2,47 0,957 1,06

0,12 2,52 1,46 1,92 2,22 0,964 1,07

0,13 2,39 1,40 1,80 2,10 0,964 1,07

0,15 2,17 1,40 1,78 2,00 0,981 1,10

0,18 1,90 1,40 1,67 1,78 0,990 1,10

Диапазон (У*рь — Ут*ах) и значения номинальной скорости У* при каждом АК находятся в пределах агротехнических требований и могут быть приняты за основу при определении удельных массоэнергетиче-ских параметров колесных тракторов 4К4 для операций основной обработки почвы.

Для обеспечения номинальной скорости Ун* при любых АК удельный энергетический потенциал (% йЭ)* трактора на режиме допустимого буксования в 1,26 раза выше, чем на режиме максимального тягового КПД. Превышение показателей расхода топлива (Км) и удельных энергозатрат (Ек) при одинаковой производительности (Кп) на этом режиме достигает 3-4 %. Однако использование массы (Ктэ) при этом повышается на 18 %, что обеспечивает в конечном счете более высокую эффективность (Акэ = 0,86-0,89) функционирования тракторов на режиме предельно допустимого буксования.

V, м/с

п оверх ■ностная обработка отвал ьная вспашка и ление глубокое рых-

к, !

'.....- ^ V * А у н

.....-

^......- • с2/м

1,4

0,06

АК

Рис. 3. Влияние характеристики тягового сопротивления А К на рациональный диапазон скоростей почвообрабатывающих машин и агрегатов

3,9

3,4

2,9

2,4

0,08

0,1

0,12

0,14

0,16

0,18

С учетом энергоемкости применяемых технологий и их технического обеспечения все операции основной обработки почвы в АПК региона можно разделить на три группы [5, 6, 7]:

1) отвальная вспашка и глубокое рыхление на глубину 0,21-0,23 м и 0,40-0,50 м соответственно при К0 = 11,0-13,65 кН/м, АК = 0,13-0,15 с2/м2, уко = 0,10 и Уа = 1,9-2,3 м/с;

2) послеуборочная безотвальная комбинированная обработка (сплошная культивация) и чизе-левание на глубину 0,14-0,16 м и 0,20-0,30 м соответственно при К0 = 4,70-6,50 кН/м, АК = 0,090,10 с2/м2, V к0 = 0,07 и Уа = 2,1-3,0 м/с;

3) послеуборочная поверхностная обработка (лущение стерни), предпосевная обработка, обработка и посев по нулевой технологии на глубину 0,06-0,12 м при К0 = 3,10-4,90 кН/м, А К = 0,06 с2/м2, vк0 = 0,07 и Уа = 2,8-3,8 м/с.

Результаты расчета энергонасыщенности и показателей эффективности тракторов на основном тяговом режиме рркР = 0,5((ркр0рг + <Ркр таХ) при Ун* для выделенных групп родственных операций представлены в табл. 2.

Таблица 2

Номинальные значения показателей эксплуатационных свойств колесных тракторов для современных технологий основной обработки почвы

Группа родственных операций АК, с2/м2 V* н, м/с Одинарные колеса Сдвоенные колеса

(£ыЭУ, кВт/т туд кг/кВт К*, м/с (^эу, кВт/т т*д кг/кВт V* м/с

1 0,06 3,30 21,408 46,712 5,323 19,044 52,510 4,735

2 0,09 2,65 17,191 58,169 4,274 15,292 65,393 3,802

3 0,13 2,20 14,272 70,067 3,548 12.694 78,777 3,156

Уменьшение АК с 0,13 до 0,06 приводит к росту номинальной скорости Ун*, удельного энергетического потенциала ( £йЭ)* и потребной мощности трактора (К***) на поверхностной обработке почвы по сравнению с глубоким рыхлением в 1,5 раза независимо от установки одинарных или сдвоенных колес. Сдваивание передних и задних колес позволяет уменьшить (¿¡мЭ)* в среднем на 12,5 % за счет соответствующего повышения тягового КПД трактора. Эффективность использования трактора повышается при этом до 21 % ( ЛкЭ = 0,79).

Выводы

1. Обоснована структурная схема, модели и алгоритм оптимизации диапазона рабочих скоростей и удельных параметров колесного трактора на основной обработке почвы на тяговом режиме при

Р*Р = 0'5(РкРтах + ркР орг).

2. Установлены рациональные скоростные режимы использования агрегатов для операций основной обработки почвы при изменении в широком диапазоне коэффициента приращения удельного сопротивления рабочих машин и агрегатов.

3. Определены рациональные соотношения удельных показателей технического уровня колесных тракторов 4К4 для разных групп операций основной обработки почвы.

Литература

1. Селиванов Н.И., Кузнецов А.В. Система адаптации колесных тракторов высокой мощности к зональным условиям // Вестн. КрасГАУ. - 2014. - № 6. - С. 232-237.

2. Селиванов Н.И., Селиванов И.А. Технологические потребности в высокомощных колесных тракторах // Вестн. КрасГАУ. - 2014. - № 5. - С. 215-220.

3. Селиванов Н.И. Регулирование эксплуатационных параметров тракторов // Вестн. КрасГАУ. - 2013. -№ 7. - С. 234-239.

4. Селиванов Н.И., Селиванов И.А. Удельные эксплуатационные параметры колесных тракторов общего назначения // Тенденции формирования науки нового времени: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. -Уфа, 2014. - С. 121-124.

5. Эксплуатационные параметры колесных тракторов для зональных технологий почвообработки / Н.И. Селиванов [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 157.

6. Селиванов Н.И. Эксплуатационные параметры колесных тракторов высокой мощности // Вестн. КрасГАУ. - 2014. - № 3. - С. 176-184.

7. Запрудский В.Н. Повышение эффективности использования почвообрабатывающих агрегатов на базе колесных тракторов высокой мощности: автореф. дис. ... канд. техн. наук. - Красноярск, 2013. - 22 с.

УДК 658.001.42 А.П. Ловчиков, В.П. Ловчиков, Ш.С. Иксанов

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ПРОЦЕССА ПРЯМОГО КОМБАЙНИРОВАНИЯ ЗЕРНОВЫХ

КУЛЬТУР С ДВОЙНЫМ СРЕЗОМ СТЕБЛЕЙ

В статье рассматривается методический подход к разработке модели процесса прямого комбай-нирования зерновых культур с двойным срезом стеблей. Рассмотрены факторы, способные влиять на эффективность нового технологического процесса.

Ключевые слова: процесс, прямое комбайнирование, система, подсистема, модель, фактор, двойной срез, стебель, колос, промежуточный продукт, солома, комбайн, режущий аппарат.

A.P. Lovchikov, V.P. Lovchikov, Sh.S. Iksanov

METHODICAL APPROACH OF THE DEVELOPMENT PROCESS OF DIRECT COMBINING OF GRAIN CROPS

WITH DOUBLE CUT STEMS

In article methodical approach to development of model of process of direct combining of grain crops with a double cut of stalks is considered. The factors capable to influence efficiency of new technological process are considered.

Key words: process, direct combining, system, a subsystem, model, a factor, a double cut, a stalk, an ear, an intermediate product, straw, the combine cutting the device.

Введение. Общеизвестно [1, 2, 3, 4],что уборочный процесс в виде прямого комбайнирования зерновых колосовых культур является многопара-метрической технологической системой, схема функционирования которой имеет иерархическую структуру, включающую в себя модели отдельных процессов, явлений и их взаимосвязи. Технической основой таких систем в современных условиях являются зерноуборочные комбайны, которые можно рассматривать как преобразующие технические системы.

Цель исследований. Обоснование методических положений к разработке процесса прямого комбайнирования зерновых колосовых культур с двойным срезом стеблей.

Задачи исследований. Рассмотреть технологические свойства зерновых культур и произвести их классификацию; разработать схемы технологического воздействия рабочих органов машины на растение и на их основе обосновать информационную модель технологического процесса зерноуборочного комбайна с двойным срезом стеблей зерновых культур.

Материалы и методы исследований. Эффективность уборочного процесса в виде прямого ком-байнирования зерновых колосовых культур во многом зависит от использования комбайнов, поскольку, как отмечается в работах [1, 2, 3, 4], их технологическая загрузка зависит от изменения физико-механических свойств растений, с которыми напрямую связаны и технологические свойства (рис.1).

Из рис. 1 видно, что технологические свойства стеблестоя зерновых культур условно можно разбить на две группы факторов - управляемые и неуправляемые. К управляемым факторам можно отнести соотношение зерна и соломы по массе, которое определяется длиной стебля. Частично к данной группе факторов можно отнести и засорённость хлебной массы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.