Научная статья на тему 'Моделирование системы управления организацией'

Моделирование системы управления организацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1717
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEMS / ПОДПРОЦЕСС / СТРУКТУРА / STRUCTURE / ПАРАМЕТРЫ ЗАДАЧ / TASK OPTIONS / ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ / FEASIBILITY / SUB-PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимов Б.Н.

Структура систем «организация» различного типа представляет собой совокупность элементов и отношений между ними. Эффективным средством формирования форм и содержания структуры организаций является представление их в модельном виде. Разработана модель построения подпроцесса управления организацией. Представлены общая структура системы управления организацией и структура системы управления производством, где определяется совокупность подпроцессов и задач, которые позволят повысить экономические показатели деятельности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE SYSTEM OF MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION

The structure of the systems organization of different types is a set of elements and relationships between them. Effective means of the formation of forms and the structure of organizations is their representation in the model. The developed model building subprocess management of the organization. The General structure of the system of management of the organization and structure of the production control system, which is determined by a set of subprocesses and tasks that will improve the economic performance of the organization.

Текст научной работы на тему «Моделирование системы управления организацией»

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)

Аннотация. Структура систем «организация» различного типа представляет собой совокупность элементов и отношений между ними. Эффективным средством формирования форм и содержания структуры организаций является представление их в модельном виде. Разработана модель построения подпроцесса управления организацией. Представлены общая структура системы управления организацией и структура системы управления производством, где определяется совокупность подпроцессов и задач, которые позволят повысить экономические показатели деятельности организации.

Ключевые слова: организация, проблемы, подпроцесс, структура, параметры задач, целесообразность.

Любая организация включает несколько элементов и может быть представлена в виде онтологической схемы. В условиях высокой неопределенности внешней среды и ограниченности финансовых ресурсов, промышленным предприятиям трудно достичь стабильного функционирования. Реформирование системы управления процессом предприятия и выстраивание её на новом методологическом уровне позволяет достичь существенного улучшения показателей деятельности организаций.

Самым важным атрибутом любых экономических систем типа «организация» является человек, который тесно связан с другими людьми множеством разнообразных нитей и видов взаимодействия. С учетом исследования разнообразия, проекций, структур и компонентов организаций были определены важнейшие системоформи-рующие факторы: глобальная цель всей совокупности её компонентов; подчинение локальных целей всех компонентов общей цели и миссии; выполнение всеми компонентами своих непосредственных задач; взаимодействие вертикальных и горизонтальных отношений и их координации; наличие обратных связи между компонентами [2].

Форма и содержание любой организации формирует и поддерживает определенную совокупность задач взаимодействия основных организационных атрибутов - рабочих мест и подразделений в составе структуры организации.

Структура организации зависит от множества факторов, важнейшим из которых является направление или содержание основной (производственной) деятельности [1]. Структура организации, как правило, требует логико-информационного упорядочения всех операционных и управленческих процессов для изготовления продукции/ выполнения услуг.

Основными атрибутами (внутренними факторами) системы «организация» являются миссия, цели, структура, культура, задачи, ресурсы, технологии, результаты, объекты (процессы), менеджмент [6].

Объект - это определенная часть, взаимодействующая с другими компонентами организации для достижения ее целей и миссии, а также реализации основных направлений своей деятельности.

Объектами организации по работам [11, 17] являются стратегия, персонал, маркетинг, финансы, операции, инновации, качество, информация, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Модельное системное представление организации выполнено на рис. 1.

Система «организация» - это совокупность некоторого числа атрибутов, находящихся в постоянных взаимоотношениях. Кроме того, эти атрибуты взаимодействуют с различными компонентами внешней среды [4].

Организация в системном плане - это некоторое ограниченное пространство, использующее совокупность ресурсов и

обеспечивающее производство различных видов результатов на базе технологий операционной деятельности [7]. Всё остальные атрибуты (цели, миссия, задачи, структура, культура и др.), находящиеся в

организации способствуют эффективному преобразованию входов (ресурсов) в выходы (результаты) [5].

Рис. 1. Модель системы «организация»

Используя онтологическую схему соци-ально-деятельностной системы, представленную на рис. 2, была выполнена логико-информационная интерпретация экономической системы типа «организация».

Окружающая среда влияет на организацию через совокупность пространств окружающей среды: социум, материально-вещественная среда, ценностные ориентации, административная деятельность (властные структуры), культура, а организации, в свою очередь, влияют на эти пространства внешней среды. Но, очевидно, в более меньшей степени [9].

Систему управления можно определить, как часть (подсистему) более крупной системы, компонентами которой являются группы взаимодействующих лю-

дей. Ее функции заключаются в восприятии определенных задач организации (входов) и последующем выполнении набора действий (процессов), в результате которых вырабатываются решения (выходы) [10].

Система управления процессом может включать некоторую совокупность процессных компонентов меньшего уровня [3]. При этом любая выделенная часть должна обладать системными свойствами и охватывать полный управленческий цикл, т.е. включать все известные и необходимые функции управления. При этом её можно называть подсистемой управления, так как она обладает всеми соответствующими системными свойствами [4].

Рис. 2. Онтологическая схема экономической системы типа «организация»

Для выделения задач управления деятельность организации структурируется. Для этого выделяются основные объекты и процессы управления ими [8]. При этом, как правило, напрямую процессами управлять практически невозможно ввиду значительной их размерности. Поэтому процессы разделяются на подпроцессы. Однако и подпроцессами непосредственно управлять также достаточно сложно. Поэтому была выбрана структурная единица «функциональная задача управления» (ФЗУ), которая представляет собой определенное количество процедур и информации по преобразованию некоторой входных данных в некоторую совокупность выходных данных для дальнейшего использования [12, 20].

Последовательно решая ФЗУ в рамках одного процесса, производится управление

данным подпроцессом. Управляя некоторой совокупностью подпроцессов внутри одного процесса, происходит управление этим процессом внутри конкретной организации.

Управляя всеми процессами, производится управление организацией в целом [14]. Между различными процессами и подпроцессами осуществляется непрерывное движение информации, что делает структуру систему управления организаций (СУО) взаимозависимой и весьма сложной, как для построения, так и для использования.

Очевидно, что организация по своей природе многомерна, в т.ч. полисистемна, полипроцессна и полифункциональна. Поэтому и необходимость уделять внимание исследованию и построению столь разнообразных атрибутов ее деятельности слу-

жит еще одним важным аргументом в давнем сомнении о том, является ли управление организацией ремеслом или искусством, говорящим в пользу последнего [15].

Функции управления - виды управления, необходимые для осуществления полного управленческого цикла в любой деятельности. Существует довольно много подходов к определению функций управления, которые не всегда логичны и обоснованы. В соответствии с концептуальной позицией автора [13] определено девять функций управления: прогнозирование, планирование, организация, нормирование, учет, контроль, анализ, регулирование, координация. Представление в работе [19] методологии технологизации процессов управления на уровне операций и процедур предопределяют подчеркивают это взаимодействие. Если какую-то функцию проигнорировать, то необходимо возложить ее обязанности на какую-то другую функции или каким- другим способом компенсировать возможные управленческие ил и информационные издержки.

Построение (инжиниринг) и (или) развитие (реинжиниринг) экономических систем типа «организация» определяет востребованность различных структурных элементов процессного и функционального характера. При этом сохраняются важные ориентиры на повышение качества и эффективности деятельности организаций с целью выполнения заявленных ценностей.

Наиболее эффективным направлением реформирования экономических систем типа «организация» является исследование и преобразование их систем управления на основе реинжиниринга организационной структуры, концепция, теория и методология которой подробно изложена в работе [16].

Главная цель системы управления процессами промышленного предприятия является обеспечение высокого качества и эффективности производства продукции. Непременным условием существования СУО является ее динамичность, и возможность соответствовать особенностям, потребностям и задачам данного этапа развития организации. Улучшение процесса

управления и повышения качества и эффективности систем управления в целом или отдельных ее элементов базируется на возможности развития производственно-хозяйственной деятельности организаций.

Рассмотрение существующих на сегодняшний день методов реформирования системы управления, используемых в практике большинства промышленных предприятий, и последующая систематизация полученной информации позволяет сделать вывод о применении комплексной реструктуризации, проводимой по трем основным направлениям: изменение масштаба (сферы деятельности) предприятия, изменение внутренней структуры предприятия и изменение состава и структуры собственности капитала (активов и пассивов) и корпоративного контроля [18]. Важно отметить, что все перечисленные выше направления связаны с глубинными преобразованиями предприятий и являются затратными и протяженными во времени. В связи с этим возникает необходимость в поиске оперативных действий, дающих быстрые результаты, способные оказать корректирующее воздействие на систему управления процессом в условиях динамичности и неопределенности внешней среды и отсутствия финансовой поддержки со стороны государства.

Учитывая данные обстоятельства, справедливо говорить о возрастающей роли исследования проблем минимизации времени на реструктурирование существующей системы управления процессом, а также их дальнейшей оптимизации как о возможном достижении конкурентного преимущества для данной организации [21]. Добиться этого возможно с помощью существующего целенаправленного воздействия на систему управления процессом и функционирующие в них задачи, т.е. перестроить управление некоторыми элементами, не прибегая к комплексной реструктуризации.

В связи с этим можно констатировать о существовании потребности в необходимости разработки идеальной модели, применимой к управлению любым процессом организации. Это наглядно демонстрирует возможность воздействия на совокупность

всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними [22]. На основе изучения и систематизации подходов и методов, направленных на изменение структуры СУО, был сделан вывод о том, что на уровне системы управления процессами, являющейся основной для промышленных предприятий, и отвечающей за стабильность их функционирования, существует потребность в создании модели, направленной на реструктурирование существующей системы управления подпроцессами при минимальных временных затратах.

В процессе исследования был сделан вывод о том, что построение подсистем управления организации должно происходить в соответствии с моделью, которая выполнена в технологической последовательности процесса управления [23]. Особенностью такой модели, по мнению авторов, должно являться не только ее практическая значимость, которая достигается

оптимальностью состава ее структурных элементов, но и простотой в использовании, благодаря заложенным в ней операциям.

Основываясь на методике, представленной в работе [13] была разработана модель построения системы управления процессами организации (рис. 3).

Приведенная модель основывается на достижении рационального сочетания в пространстве и во времени всех основных, вспомогательных и обслуживающих процессов обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации, наименьшим временем их осуществления. Модель так же основывается на декомпозиции выделенных по функциональному признаку подсистемах предприятия (согласно теории входимости систем и методологии системного подхода) и процессном управлении.

Мониторинг существующей процесса управления предприятие!. J

Диагностика состояния существующих подпроцессов управления

Разработка структуры подпроцесса управления

X

Определение элементов подпроцесса :: их взаимосвязи

Выявление Еарнанюв возможных улучшений подпроцессов управления +

Принятие решения о построении управления подпроцесса, используя возможные изменения

Определение существования задач. решаемых в подпроцессе управления

Определение взаимодействия задач в рамках подпроцесса управления

Выбор методов принятия управленческих решений задач в рамках подпроцесса управления

X

Построение единой модели взаимосвязи задач в рамках подпроцесса ^правления

I

Выбор методов решения задач в рамках подпро- -иесса управления

Разработка технологии решения задач в рамках подпроцесса управлен ня

Выбор элементов менеджмента для решения задач в рамках подпроцесса управления

Информационное обеспечение решения задач в рамках подпроцесса управления

Правовое обеспечение решения задач в рамках подпроиесса управления

Определение желаемой результативности решения задач в подпроцессе управления

X

Кадровое обеспечение решения задач подпроцессе управления

I

Техническое обеспечение решения задач в подпроцессе управления

Нормирование времени решения задач подпроцессе управления

Определение фактической результативности решения залач подпроцесса управления

Диагностика параметров рассмотренной подпроцесса управления

Фактические результаты решения залач в рамках элементов подпроцессе неэффективны

Фактические результаты решения задач в рамках элементов подпроцесса эффективны

Рис. 3. Модель построения подпроцесса управления

Представленный подход предполагает возможность комплексного преобразования системы управления организации. С помощью предложенной модели достигается пошаговое изменение структуры управления в отдельно взятых подсистемах, при этом большое значение принимает осознание входимости этих подсистем в общую систему - организацию, и их взаимозависимость [8]. Отпадает необходимость в ожидании завершения проведения процесса реструктуризации по всему организации или отдельно взятой его территориальной единицы за счет этого и достигается экономия времени. Пошаговое же улучшение производственно-

хозяйственной деятельности организации увеличивает его конкурентоспособность.

Практическая значимость разработанной модели достигается за счет наложения ее на существующую модель процесса управления с целью выявления факторов отклонения реальных процессов от идеальных. Для совершенствования управленческой деятельности организации необходимо из общей системы выбрать процесс, наиболее нуждающуюся в улучшении и/или наиболее значимую для деятельности организации и, рассмотрев ее более детально, по представленным блокам модели, сохраняя последовательность действий, выявить низкое состояние

функционирующих внутри данной процесса управления с целью дальнейшего повышения их результативности.

Одним из важнейших блоков модели построения системы управления подсистемой, по мнению авторов, выступает блок «Определение элементов процессов и их взаимосвязи», так как от правильности выполнения действий в данном блоке зависит правильность всего процесса реструктурирования существующей СУО. Рассмотрим данный блок более подробно, описав его и применив к процессам управления организацией.

Определение элементов подсистемы и их взаимосвязи. Процесс выбирается исходя из концепции - основная задача, определяющая конечную цель изменения структуры, существующей в рамках СУО. В выбранной подсистеме необходимо рассмотреть ее содержание, выделяя элементы, из которых она состоит на основе системного подхода при этом необходимо руководствоваться назначением элементов процесса, и определением их взаимосвязей, что является важной составной частью рассматриваемой модели, так как СУО многокомпонентна. Это позволяет сделать вывод, что и элементы СУО взаимодействуют не только между собой в рамках одной процесса, но и друг с другом. Общая структура СУО представлена на рис. 4.

Процесс управления инновациями

Рис. 4. Общая структура системы управления организацией

Система управления финансами

Система управления организацией

Для промышленных предприятий основной будет выступать СУО, состоящая, в свою очередь, из функциональных процессов (рис. 5) и взаимосвязанных подпроцессов, функционирующих в рамках рассматриваемых процессов, следователь-

но, именно с нее, рекомендуется начать применение предложенной модели построения системы управления процессами.

В системе управления производством также определяются подсистемы, имеющее важнейшее значение для организации.

Определение процесса «Управление оборудованием» из всей совокупности процессов обусловлен проблемами, стоящими перед большинством организации, так или иначе, затрагивающих имеющийся парк технического оборудования. Именно ее эффективное функционирование влияет на конкурентоспособность и рентабельность их деятельности. Кроме того, подпроцессы составляющие структуру рассматриваемой подсистемы нуждаются в систематическом пересмотре, так как в них заложены резер-

вы повышения эффективности и стабильности деятельности организации.

При рассмотрении процесса «Управление оборудованием» с помощью приведенной модели построения системы управления процессом можно уже на начальном этапе прогнозировать значительное повышение объективности в оценке производственных возможностей организации с целью наилучшего их использования в своей деятельности.

Рис. 5. Структура системы управления производством

Примечание: Процесс «Управление потребностями производства»; 2 — Процесс «Управление предпроизводственной деятельностью»; 3 — Процесс «Управление продукцией»

Предложенная модель в условиях экономии времени и ограниченности финансовых ресурсов, позволяет оказывать своевременное корректирующее воздействие на операционный процесс. Данная модель ориентирована на достижение стабильности функционирования организации и позволяет через воздействие на существующую систему управления и ее структуру повысить эффективность отдельно взятых процессов [11].

Через управленческое воздействие на подпроцессы организации обеспечивается

постоянное всестороннее совершенствование СУО выбранными процессами и достигается повышение эффективности операционной деятельности функционирующих внутри процессов организации.

Для организаций в любой сфере деятельности применение предложенной модели в своей хозяйственной деятельности способно повысить качество управленческой деятельности внутри подсистем, улучшить их структурность и, как следствие, способствовать повышению стабильности функционирования организации.

Библиографический список

1. Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Экономика, 1991. 352 с.

2. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах: Пер. с англ. М.: Сов. радио, 1974. 272 с.

3. Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994. 270 с.

4. Герасимов Б.Н. Интенсивные образовательные технологии. Самара: СИБИУ, 2009. 480 с.

5. Герасимов Б.Н. Теория управления. Самара: НОАНО ВПО СИБиУ, 2014. 404 с.

6. Герасимов Б.Н. Основы теории российского менеджмента. Самара: СМИУ, 2009. 172 с.

7. Герасимов Б.Н. Современный российский менеджмент в контексте вызовов времени // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 20. С. 4653.

8. Герасимов Б.Н. Управление инновационным потенциалом организации. Самара, СИ-БиУ, 2009. 299 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Герасимов Б.Н. Операционный менеджмент. Самара: МГПУ, 2009. 368 с.

10. Герасимов Б.Н. Организационное поведение. Самара: СГАУ, 2010. 168 с.

11. Герасимов Б.Н. О структуре и функциях управления экономическими системами типа «организация» // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2010. №4. С. 4-13.

12. Герасимов Б.Н., Морозов В.В. Интенсивные технологии обучения предпринимательству и менеджменту. М.: МГУП, 1998. 148 с

13. Герасимов Б.Н. Методология развития функциональной структуры организации на основе реинжиниринга: дис. ... докт. экон. наук. Самара: СГЭА, 2004. 286 с.

14. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Методология управления. Самара: СИБиУ, 2013. 488 с.

15. Герасимов Б.Н., Рубцова М.Н. Экономическая устойчивость в деятельности предприятия. Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. №8 (58). С. 108111.

16. Герасимов Б.Н., Чуриков Ю.В. Команда топ-менеджеров: структура, технологии, развитие. Самара: МАКУ, ПДЗ, 2006. 163 с.

17. Минцберг Г. Структура в кулаке / пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. 416 с.

18. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления / пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. 357 с.

19. Прохоров А.П. Русская модель управления. М.: ЗАО Журнал «Эксперт», 2002. 378 с.

20. Санталайнен Т. и др. Управление по результатам / пер. с фин. М.: Прогресс, 1993. 320 с.

21. Холл Р.Х. Организации: структура, процессы, результаты / пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. 532 с.

22. Цвиркун А.Д. Основы синтеза структуры сложных систем. М.: Наука, 1982. 200 с.

23. Guth W.D. Personal Values and Corporate Strategi. Harvard Business Review. 1965. vol. 43. Р. 117-129.

MODELING OF THE SYSTEM OF MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION

B.N. Gerasimov, doctor of economic sciences, professor

Samara state university of management «International market institute»

(Russia, Samara)

Abstract. The structure of the systems organization of different types is a set of elements and relationships between them. Effective means of the formation of forms and the structure of organizations is their representation in the model. The developed model building subprocess management of the organization. The General structure of the system of management of the organization and structure of the production control system, which is determined by a set of subprocesses and tasks that will improve the economic performance of the organization.

Keywords: organization, problems, sub-process, structure, task options, feasibility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.