Научная статья на тему 'Моделирование системы программного управления рабочим процессом стрелового крана'

Моделирование системы программного управления рабочим процессом стрелового крана Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
337
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРЕЛОВОЙ КРАН / SIMULATION / PROGRAM CONTROL / JIBCRANE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Денисов Игорь Владимирович, Мещеряков Виталий Александрович

На основании анализа экспериментальны! данных о рабочем процессе стрелового крена выведены правила формирования управляющих воздействии. Правила заложены в основу алгоритма функционирования системы автоматического программного управления перемещением груза. Промоделирован процесс перемещения груза, выполнено сравнение программкой и экспериментальной траекторий груза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Денисов Игорь Владимирович, Мещеряков Виталий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling of program control system of jibcrane

The experiment based on the rules of jibcrane control algorithm is carried out. The results of the load motion modeling are presented; the programed and experimental trajectories of the load are compared.

Текст научной работы на тему «Моделирование системы программного управления рабочим процессом стрелового крана»

Таким образом, замкнутая математическая модель позволит создавать более совершенные турбореактивные двигатели.

Новизна результатов состоит в создании замкнутой математической модели расчета параметров рабочего процесса ТРД без привлечения законов регулирования и эти результаты могут быть применены в конструкторских бюро и научно-исследовательских организациях, занимающихся исследованием и проектированием новых типов турбореактивных двигателей. В Омске такой организацией является ОАО «Моторостроительное конструкторское бюро».

Условные обозначения

М - число Маха; Ь - удельная работа, Дж/кг; ЧгНи-удельная энергия топлива, Дж/кг; Т - температура, К; ср— удельная теплоемкость, Дж/(кг-К); к— показатель адиабаты; я - степень повышения (понижения) полного давления; ст£— суммарный коэффициент восстановления полного давления по газовоэдушному тракту; I - энтальпия. Дж/кг; п - к.н.д

Индексы

н - невозмущенный поток воздуха; п - полет;

• - заторможенный поток; V - набегающий поток; в - параметры воздуха на входе в компрессор; к - параметры воздуха за компрессором; Т - параметры газа за турбиной; Г - параметры газа на входе в турбину; рс- реактивное сопло; с - сопло; т- механический.

Библиографический список

1. Теория, расчет и проектирование авиационных диигателей и энергетических установок : учебник / В.И.-Бакулев. В.А.Голубеи. Б.А.Крылов и др. ; под ред. В.А.-Сосунова. В.М.Чепкина - М. : Изд-во МАИ.2003. -688 с.

2. Кузнецов В.И., Замкнутая математическая модель рабочего процесса газотурбинных двигателей : монография. - Омск : Научное изд-во ОмГТУ, 2007 -138 с.

КУЗНЕЦОВ Виктор Иванович, доктор технических наук, профессор кафедры «Анна- и ракетостроение».

Дата поступления статьи в редакцию: 00.02.2009 г.

Ф Кузнецов В.И.

УДК 621.873. 519.711 Ц. В. ДЕНИСОВ

В. Л. МЕЩЕРЯКОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧИМ ПРОЦЕССОМ СТРЕЛОВОГО КРАНА

На основании анализа экспериментальных данных о рабочем процессе стрелового крана выведены правила формирования управляющих воздействий. Правила заложены в основу алгоритма функционирования системы автоматического программного управления перемещением груза. Промоделирован процесс перемещения груза, выполнено сравнение программной и экспериментальной траекторий груза.

Ключевые слова: имитационное моделирование, программное управление, стреловой кран.

В математическом моделировании рабочих процессов строительных машин важнейшими направлениями являются моделирование динамики процессов с целью их автоматизации, а также имитационное моделирование рабочих процессов для повышения эффективности машин за счет предварительного планирования их работы. При автоматизации и планировании рабочего процесса стрелового подъем* ного крана необходимо учитывать управляющие воздействия, формируемые человеком-оператором. Оператор, выбирая траекторию перемещения груза, на основе своего опыта работы воспринимает контролирует множество трудноиэмеримых факторов, таких как раскачка груза, запаздывание привода, скорость приближения стрелы и груза к опасной

зоне, близость к препятствиям и деформация стрелы крана. Поэтому формализация действий оператора крана, направленная на разработку алгоритма функционирования системы автоматического управления краном, является актуальной задачей.

В настоящей статье предложен алгоритм функционирования системы автоматического программного управления рабочим процессом стрелового крана, основанный на анализе экспериментально измеренных показателей рабочего процесса и действий человека-оператора, а также представлены результаты моделирования системы управления.

Традиционный подход к автоматизации крана предполагает разработку математической модели динамики рабочего процесса на основе априорной

л с -----------►

Put*. I. Длина каната

Л с ----------►

Рис. 2. Угол наклона стрелы

Л с ---------►

Рис. 3. Угол поворота платформы

информации о конструкции механизмов крана 11,2). Сложность крана как объекта управления, а также изменение его технических характеристик в процессе эксплуатации затрудняют создание адекватной модели и синтез системы управления. В рамках аль-

тернативного подхода, экспериментально полученная информация о показателях рабочего процесса и действиях оператора крана может быть использована для построения интеллектуальных систем управления. например, на основе математического аппа*

л с--------►

/, с-------------►

Рис. 4. Дскартопы координаты груза

рата нечеткой логики [3]. Для стреловых самоходных кранов, ввиду сложности рабочего процесса, задача автоматизации до сих пор не решена.

Обобщенная информация о параметрах крана и действиях оператора может быть использована так*

же при планировании рабочего процесса. Например, компанией LIEBHERR разработана программа LICCON Work Planner, предназначенная для планирования, моделирования и документирования работы подъемных кранов |4|. LICCON Work Planner со-

здает предпосылки для автоматизации погрузочно-разгрузочных работ сгреловых кранов, т.к. заранее позволяет указать координаты конечного положения груза и запретные зоны в трехмерном пространстве.

В настоящей работе экспериментальная информации о показателях рабочего процесса используется при выводе правил формирования управляющих воздействий на механизмы крана. На основе этих правил предложены модель и алгоритм функционирования системы автоматического управления краном. Модель может быть использована для планирования рабочего процесса в программах типа LICCON Work Planner, а также для разработки прототипа системы автоматического управлении погрузочно-разгрузочными работами.

Исходные данные о рабочем процессе крана получены в результате экспериментальных исследований процесса перемещения десятитонных плит стреловым самоходным краном LIEBHERR LTM 1090/2 (погрузочно-разгрузочных работ при строительство станции омского метрополитена) [5]. С помощью системы индикации LICCON в динамике, в зависимости от времени t, измерены управляемые величины: длина каната L (расстояние от оголовка стрелы до груза), угол а наклона стрелы и угол ц> поворота платформы в плане (рис. 1 -3). Угол наклона и и длина стрелы S определяют вылет стрелы крана

А = Scosa. (1)

При допущении, что точка начала координат находится в шарнире основания стрелы, декар товы координаты груза (рис. 4) определяются по формулам:

x = Scosacos(p; у= — Scosasin<p;

z = Ssina — L. (2)

Система управления функционирует следующим образом. Целыо управления является перемещение груза из начального положения с координатами (х„; у0; z0), характеризующегося начальными значениями показателей (Ц,; А,; фц), в конечное положение с координатами (ху; у * zg), которым соответствуют требуемые значения (Lg; Ag; ф()). Управляющее устройство на каждом шаге по времени формирует управляющие воздействия в виде линейной скорости каната vL, угловой скорости наклона стрелы va и угловой скорости поворота крана в плане \^. В управляющем устройстве вычисляются величины рассогласований между заданным и текущим положениями груза по высоте е,, по вылету ел и по углу поворота в плане е#1 а также между начальным и текущим положением груза по высоте е^:

e, = z„-z;eA = А0 — А;

= фч - ф; ел = (3)

Заданные допустимые отклонении показателей от требуемых значений (зоны нечувствительности) со-ставляют (zd; А„; ф(1).

В результате анализа экспериментальных показателей работы крана (рис. 1 —4) установлены моменты событий, соответствующие конкретным управ-ляющим воздействиям на механизмы крана со стороны оператора (например, включение механизма поворота, изменение скорости каната и т.п.). Моменты событий пронумерованы и отмечены на оси времени t. В моменты событий определены пороговые значения Z,,. Z, рассогласования е>(), а также по-

роговые значения 7.,, Ъу и ZJ рассогласовании е,, при которых оператор формирует управляющие воздействии. Пороговые значении ф,. ф.. ф, рассогласовании е^ а также пороговое значение А, рассогласовании еА определены дли угла поворота крана и в«олета стрелы.

В процессе перемещении груза выделены два режима управлении грузовой лебедкой: «начало работы», когда производитси подъем груза на высоту 7^ относительно его исходного положении и «управление канатом», когда система управления устрани-ет рассогласование е, между текущей и заданной высотными координатами груза. Перед началом рабочего процесса установлено значение логической переменной «начало работы» <НР= ИСТИНА).

Дальнейший выбор режимов работы «начало работы» (ИР), «управление канатом» (УК), атакже «поворот крана» (ПК) и «управление стрелой» (УС) производится последующим правилам:

Правило Р1. ЕСЛИ <НР> И (е,^.,), ТО <НР = ЛОЖЬ) (груз поднят на достаточную высоту относительно исходного положения, можно выполнять операцию погрузки);

Правило Р2. ЕСЛИ НЕ<НР> И <|е 1<ф>) И (|е,|<г(1>. ТО (УК = ИСТИНА), ИНАЧЕ (УК = ЛОЖЬ) (разрешено/запрещено управление кана том дли погрузки);

Правило РЗ. ЕСЛИ (НЕ(НР) ИЛИ (е|в$2,)> И <|е^Ф(1)ТО (ПК = ИСТИНА). ИНАЧЕ (ПК = ЛОЖЬ) (разрешен/запрещен поворот крана);

Правило Р4. ЕСЛИ (|е^|<ф2) И (\ел\<Аа), ТО (УС = ИСТИНА), ИНАЧЕ (УС = ЛОЖЬ) (разрешено/запрещено управление стрелой).

Управление канатом, т.е. выбор его скорости \\ производитси по правилам:

Правило К1. ЕСЛИ (НР) И <ея0>20>, ТО 0\-ум) (подъем груза в начале работы);

Правило К2. ЕСЛИ (УК) И <|е,|>г,). ТО (у„» = -81дп(е<)\’(1з) (скорость каната высокая);

Правило КЗ. ЕСЛИ (УК) И (\е,\>^ И <|е,|<ь,>. ТО (\'к= — я*дп(ел)\\4) (скорость каната средняя);

Правило К4. ЕСЛИ (УК) И (|е,|>г4) И (|е,|<г.,>. ТО (ук« — я1дп(ев)\*кЛ) (скорость каната малая);

Правило К5. ЕСЛИ (УК) И <|е,|«»г4). ТО (V,-=—8»дп(ев)укь) (скорость каната очень малаи).

Управление поворотом крана в плане, т.е. выбор угловой скорости V'производитси по правилам:

Правило П1. ЕСЛИ (ПК) И <|е,|>Ф,). ТО (\*,« = -81дп(е(Г)\'ч1|) (скорость поворота большая);

Правило П2. ЕСЛИ (ПК) И Ае^ф,). ТО (\у* = —81дп(е(|>)у<а) (скорость поворота малаи).

Управление вылетом стрелы, т.е. выбор скорости изменении угла наклона стрелы \-0 производитси по правилам:

Правило С1. ЕСЛИ (УС) И <|еА|>А.) И (ел>0). ТО (уа=\-о2) (скорость опускании стрелы болынаи. вылет увеличивается);

Правило С2. ЕСЛИ (УС) И (|еА|>А,) И еА<0), ТО (уа=\’(И) (скорость подъема стрелы большаи, вылет уменьшается);

Правило СЗ. ЕСЛИ (УС) И (|еА|^А,). ТО <Уа-= -ь1дп(ел)уаЛ) (скорость изменения угла наклона малаи).

При совмещении рабочих операций человек-опе-ратор снижает скорости механизмов, предотвращай раскачку груза и перегрузку крана. Ограничении скоростей согласно алгоритму управлении осуществ-лиетси по правилам;

Правило С4. ЕСЛИ (УС) И (ПК). ТО (^-Ув/1,58) (снизить скорость изменения угла наклона стрелы);

Правило Кб. ЕСЛИ (УС) И (УК) И <|е,|^4>. ТО

Л С ------►

Рис. 5. Управление длиной каната

I

59

58.5 58

57.5 57

1.56.5 Ц» 56

55.5 55

! ї 1

• • • •

• . . •

• • * •

• . , ,

• • • <

• • • •

• • • •

• • • •

Ш . . ,

• • • •

50

100

150

200

250

300

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/, С

Рис. 6. Управление углом наклона стрелы

/, С ---------------------------------►

Рис. 7. Управление поворотом крана

<Уц»у,/3) (снизить скорость каната);

Правило К7. ЕСЛИ <е,*г*> И «УС> ИЛИ <УК». ТО <Ук=Ук7>. <у„=0>( (у^=0>, (если груз близко к поверхности, потребуется поворот или изменение вылета, то подъем груза с малой скоростью).

На основе правил алгоритма формирования управляющих воздействий выполнено моделирование процесса управления перемещением груза при следующем наборе скоростей и пороговых значений:

м/с;

У*1 -0.053"

уи 0,173

ум 0,116

уи 0,089

Чб 0,048

„ум , — 0,044^

-0,54

у.э = 0,24 ірАл/с;

у.5 У -0,54

Iу* 55 -2,078 1

— 0,262 ]

20 Ґ \ 1,178

2, 0.825

2 2,66

2, 0,79

0,748

lzJJ 1 0,3

град/с;

Ф. 4

Фа = 33 град

Фз 26

м; А, = 0.6 м;

В результате моделирования в МАТ1.А В процесса автоматического программного управления перемещением груза получены значения показателей рабочего процесса (рис. 5-7) и декартовы координаты груза, соответствующие программной траек-

ІЙ НАУЧНЫЙ МСТИМ» № 1 ап. ТОО* МАШИНОСТРОЕНИЕ И

Рис. 8. Экспериментальная и программная траектории груза

тории. На рис. 8 выполнено сравнение результатов моделирования с экспериментом. Функционирование системы автоматического программного управления позволяет совмещать рабочие операции, выбирать кратчайший возможный путь перемещения груза и устанавливать максимально допустимые скорости механизмов крана в каждый момент времени. Благодаря этому, длительность процесса перемещения груза сокращается с 250 до 150 с. что позволяет повысить производительность крана на типовых операциях.

Предложенный в настоящей работе подход к моделированию и автоматизации рабочего процесса крана позволяет на основе анализа действий оператора учестьтрудноизмернмые и неконтролируемые внешние условия, а также неизвестные параметры крана. В дальнейшем полученные правила, заложенные в алгоритм функционирования системы автоматического управления, а также экспериментальные данные о циклах работы крана будут использованы для построения нечеткого регулятора.

Библиографический список

1. Muenzer М. Е. Resolved Motion Control of Mobile Hydraulic Cranes: Dissertation... of Dr. of Philosophy in Electrical Engineering - Aalborg University, Denmark -2002. - 219 p.

2. Зырянова С. А. Система автоматизиронанного моделирования стрелового грузоподъемного крана: Дне...

канд. тех наук. - Омск, СвбДДИ. - 2006 - 151 с.

3. Niemela Е., VirvaloT. Fuzzy Logic Assisted Manual Control of Joystick Operated Hydrauliccrane // Proceedings of the Third IEEE Conference on Fuzzy Systems. - 1994. -Vol. I. - pp. 642-647.

4. The LICCON Work Planner for Mobile and Crawler Cranes [Electronic resource|. - 2004. - Mode of access: http://www.liebherr.com/downloads/ AT_LICCON_Einsatzplaner_E.pdf

5. Денисон И. В. Экспериментальные исследования стрелового крана UEBHEKK 1090/2 с помощью компьютерной системы индикации LICCON // Автомобили, специальные и технологические машины для Сибири и Крайнего Севера : материалы 59-й Междунар. науч.* техн. конф. Ассоциации автомобильных инженеров. -Омск : СибАДИ. 2007. - С. 96-97.

ДЕНИСОВ Игорь Владимирович, аспират1 кафедры «Подъемно-транспортные, тяговые машины и гидропривод».

МЕЩЕРЯКОВ Виталии Александрович, доктор технических наук, доцент, профессор кафедры «Дорожные машины», старший научный сотрудник Лаборатории моделирования сложных систем Омского филиала Института математики им. С.Л. Соболева СО РАН.

Дата поступления статьи п редакцию: 13.01.20'09 г.

О Денисов И.В., Мещеряков В.Л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.