УДК 371.14
МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
MODELING THE SYSTEM OF TEACHERS’ PROFESSIONAL DEVELOPMENT UNDER THE MODERNIZATION OF RUSSIAN EDUCATION
Д. Е. Иванов D. E. Ivanov
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Статья посвящена проблеме совершенствования системы повышения квалификации работников образования Чувашской Республики. На основе обобщения опыта работы центра дополнительного образования Чувашского государственного педагогического университета, данных входного и выходного контроля слушателей курсов повышения квалификации сформулированы основные элементы новой модели системы повышения квалификации работников образования.
Abstract. The article deals with the issue of modernizing the system of professional development of those working in educational institutions of the Chuvash Republic. The basic elements of the new model of the system of professional development of teachers are formulated on the basis of synthesis of the experience in the operation of the Centre for Further Education of the Chuvash Pedagogical University and on the basis of the data of incoming and outgoing check of students of professional development courses.
Ключевые слова: дополнительное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка специалистов, модель системы повышения квалификации, профессионализм учителя, этапы курсовой подготовки.
Keywords: further education, professional development, professional retraining of specialists, model of the system ofprofessional development, teacher professionalism, stages of training.
Актуальность исследуемой проблемы. Модернизация системы образования предполагает приведение содержания и структуры профессиональной переподготовки кадров в соответствие с потребностями современного рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг. Для модернизации образовательного пространства России важным является развитие непрерывного профессионального образования. Речь идет о преемственной связи процессов образования в системах начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. За последние 10-15 лет в образовательной среде сформировалось часто встречающееся мнение о том, что учитель сам, без посторонней помощи, может работать над своим профессиональным ростом, а ныне действующие учреждения, где учитель мог
бы повышать свою квалификацию, могут выполнять другую работу в области образования или могут быть расформированы. Этому в большой мере содействует и другое сформировавшееся мнение о том, что более эффективно учителя смогут повышать свою квалификацию не в институтах повышения квалификации, а в вузах.
Безусловно, самообразование (тем более учителя) было, есть и будет основополагающим фактором профессионального роста, однако всегда существуют такие аспекты в системе образования, которые требуют серьезной разъяснительной работы, постоянных консультаций, совместного с учителем мониторинга деятельности и, безусловно, заинтересованности учителя в самообразовании.
Материал и методика исследований. На основе сравнительно-сопоставительного анализа научных изысканий в области теории и практики дополнительного образования (повышения квалификации и переподготовки) работников образования Чувашской Республики, проведения тестирования учителей-практиков, руководителей учебных заведений, воспитателей дошкольных учреждений выявлены и обоснованы направления совершенствования и сформулированы элементы модели системы повышения квалификации работников образования.
Результаты исследований и их обсуждение. Задачи системной модернизации отечественного образования решаются в рамках масштабных отечественных проектов: национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Республиканской целевой программы комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011-2015 годы и на период до 2020 года [1]. Одной из ключевых фигур в реализации данных проектов является педагог.
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, имеющий солидный потенциал по профессиональной подготовке учителей, развитие системы повышения квалификации педагогов и руководителей учебных заведений выделяет как одно из приоритетных направлений своей деятельности [2]. Центр дополнительного образования (ЦДО) университета активно расширяет спектр предоставляемых услуг, который включает в себя следующие направления:
- дополнительное начальное профессиональное образование;
- профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительной квалификации (не менее 1000 часов трудоемкости);
- профессиональная переподготовка специалистов по профилю основных профессиональных образовательных программ (свыше 500 часов аудиторных занятий);
- повышение квалификации специалистов по профилю основных профессиональных образовательных программ (100-500 часов);
- краткосрочные курсы (72-100 часов);
- образовательные авторские программы: мастер-классы, современные инновационные технологии (до 72 часов).
В педагогическом университете разработано и модернизировано более 90 программ повышения квалификации, из которых 58 - по педагогическим специальностям, и 38 программ профессиональной переподготовки. В разработке инновационных программ дополнительного образования принимал и принимает участие профессорско-преподавательский состав более 40 кафедр и других подразделений университета. Содержание программ, описание условий и технологий организации обучения представлены на сайте ЦДО ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, а также в сборнике программ дополнительного образования, реализуемых в 2011/2012 учебном году [3].
В текущем году по этим программам обучается около 2800 человек, из которых 1931 человек - по программам профессиональной переподготовки, 614 человек прошли различные курсы повышения квалификации, 97 человек получили рабочие профессии по программам профессиональной переподготовки и 122 человека обучались по авторским программам. Работа в этом направлении проведена немалая, но она требует постоянного внимания, активизации деятельности факультетов и кафедр по проектированию и реализации программ.
Коллектив Центра дополнительного образования педуниверситета в организации курсов повышения квалификации руководителей и учителей образовательных учреждений руководствуется следующими приоритетами:
- непрерывное развитие профессиональной компетентности педагогических работников различных образовательных учреждений;
- совершенствование курсовой системы за счет адаптации содержания, методов и технологий к индивидуальным образовательным потребностям слушателей;
- изменение содержания программ путем сочетания инвариантной для определенной категории слушателей части и вариативной части для более узкой подкатегории слушателей;
- применение лучшей практики реализации личностно ориентированной стратегии обучения, которая включает введение накопительной системы получения дополнительного профессионального образования с обязательным предъявлением портфолио каждого педагога, руководителя учебного заведения, прошедшего обучение; обучение и сопровождение профессиональной деятельности слушателей силами ППС педагогического университета; включение в повышение квалификации стажерских площадок, имеющих успешный управленческий опыт модернизации образования.
В 2011 году Центр дополнительного образования выиграл открытый конкурс на повышение квалификации 50 директоров школ и закрытый конкурс на электронных торгах на повышение квалификации 330 учителей изобразительного искусства, музыки, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности, технологии и учителей-экспертов на общую сумму 3,76 млн рублей.
Курсы проводятся на базе санатория-профилактория «Мечта» ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. Блочно-модульный подход к реализации программы обучения обеспечивает возможность выбора обучаемыми индивидуальной образовательной траектории, при этом каждый обучаемый выбирает не менее 3-х модулей (72 часа), первый модуль является инвариантным и обязателен для обучения всех слушателей. Практические занятия проводятся на базе «стажировочных площадок» (школ, гимназий, учреждений дополнительного образования). Входящее и выходящее тестирование позволяет проверить эффективность работы на занятиях и уровень полученных профессиональных компетенций.
В период системного реформирования образования возникает настоятельная необходимость выработать новые формы поведения менеджеров образования, усилить гибкость и стратегическую направленность управления. Задачи, стоящие перед менеджерами образования, изменяются и значительно усложняются. Современный менеджер образования, руководитель учебного заведения должен на высоком уровне обладать не только профессиональными компетентностями, но и личностно-социальными компетентностями, лидерскими качествами, позволяющими ему максимально эффективно
решать управленческие задачи различной степени сложности. В условиях модернизации российского образования изменяются задачи, стоящие перед учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками образовательных учреждений. Эти изменения приводят к реальной необходимости непрерывного педагогического и управленческого образования как в форме профессиональной переподготовки, повышения квалификации, индивидуальной стажировки, так и в форме непрерывного самообразования в течение всей жизни.
В этих целях в университете реализуются программы профессиональной переподготовки для руководителей учебных заведений: «Менеджер в образовании», «Государственное и муниципальное управление в сфере образования» с выдачей дипломов о присвоении дополнительной квалификации и нового вида деятельности. По заявкам районных управлений образования обучение слушателей организовано на базе школ в районных центрах. Сегодня такие выездные «школы» работают в селах Батырево, Красноармейское, городах Цивильске, Ядрине, Канаше, в поселке Ибреси. Комплектование аналогичных групп продолжается.
Несмотря на все перечисленное выше, система повышения квалификации педагогов Чувашской Республики требует дальнейшей модернизации. Мы считаем, что сегодня, а тем более завтра, система повышения квалификации учителей республики должна решать комплекс следующих задач:
- создание условий для свободного, многовекторного, личностно ориентированного и востребованного профессионального роста учителя;
- первоочередная направленность общего содержательного вектора повышения квалификации на основные, выверенные направления модернизации образования;
- реализация интерактивности, модульности, проектности, дистантности и непрерывности как факторов, обеспечивающих творческий, индивидуальный подход к повышению квалификации;
- актуализация и многоаспектная диссеминация опыта учителей (в том числе и повышающих квалификацию);
- создание условий для постоянной и объективной оценки учителем уровня своей квалификации.
Модель системы повышения квалификации, на наш взгляд, может состоять из следующих элементов:
1. Самоопределение обеспечивает возможность педагогу самому выбирать свою траекторию профессионального роста, содержание, сроки и место (учреждение) повышения квалификации.
2. Актуализация компетентностей. Осознание учителем необходимости сформировать у себя такой уровень представлений в области экономики образования, нормативных, правовых, электронно-информационных, психолого-педагогических, предметно-технологических, культурно-эстетических направлений, который бы позволил действовать творчески и адекватно.
3. Обратная связь. Очень необходимый и своеобразный элемент модели, учитывающий особенности педагогической деятельности и, следовательно, особенности профессионального роста работников образования.
4. Непрерывность работы учителя над своим профессионализмом [4].
Эффективность от предлагаемой модели значительно повышается, если обеспечить ее трехэтапную циклическую реализацию (рис. 1).
Цсдиш)- Тгоретнко
йоД 1 о 1Гйн н ■ Ы ьны н пру к I н чес кн н "Т Внедренческий
(прссшок) 1 (курсы) 1 1 (ДМЛШ'реКбЙ)
1 1 1 * 1.» ч 1 1.1 • +11
I ■
Рис. 1. Этапы работы над профессионализмом учителя
На первом этапе (исходно-подготовительном) на основе уровневой рамки квалификации учитель определяет уровень своего профессионализма и с учетом актуальных проблем в развитии образования составляет проект роста своей квалификации. Здесь определяются цель, задачи, выбираются модули для овладения новыми компетентностями, формулируются для себя ожидаемые результаты обучения, выбираются места для повышения квалификации (их может быть несколько), время (может быть несколько периодов), методы отслеживания изменения своего профессионализма.
В ходе второго этапа (теоретико-практического), когда собственно осуществляется курсовое обучение, обучаемый обеспечивает постоянный самоанализ учебной деятельности, корректировку содержания выбранных модулей и уровень своей самостоятельности. Данный этап максимально предполагает использование интерактивных, дистантных, групповых, индивидуальных и других организационных форм обучения. На этом этапе выполняется ядро запланированного профессионального проекта, поэтому по характеру технологий здесь доминирует исследовательский подход обучаемого работника образования.
Третий этап (рефлексивно-внедренческий) является показательным для отслеживания результативности курсового обучения. Именно здесь осуществляется полномасштабная рефлексия всей деятельности в ходе второго этапа повышения квалификации. Третий этап предусматривает творческий отчет учителя об осуществленной им деятельности на первых двух этапах, систему мастер-классов для своих коллег в методическом объединении. С одной стороны, у него формируется ответственность за результаты обученности, а с другой - эта деятельность очень серьезно мотивируется, так как по своему характеру большинство учителей хотят, чтобы их опыт был замечен. На этом же этапе учитель выявляет проблемные места в своем профессионализме и начинается планирование нового проекта по решению этих проблем. Таким образом, цикл повторяется.
Резюме. Предлагаемая модель системы повышения квалификации работников образования позволит обосновать содержание обучения учителей-практиков, ответить на вопрос: «Чему, как и где учить учителей?» Успешное внедрение рассмотренной выше модели возможно при решении таких задач, как:
- выявление различных способов определения работником образования своего уровня профессионализма;
- разработка технологии составления учителем плана-проекта повышения своего профессионализма;
- определение оптимального сочетания выбора модулей повышения квалификации, времени на освоение модуля, периодичности обучения с целью накопления необходимого ресурса для получения соответствующего документа об образовании и места обучения (учреждение повышения квалификации или вуз);
- выявление оптимальных путей рефлексии своей послевузовской деятельности, комплекса мероприятий по диссеминации своего опыта и банка данных проблемных вопросов профессионализма.
Эти задачи в той или иной мере решаются, однако необходимо более полное их рассмотрение с адекватной поддержкой как Министерства образования России и Чувашии, так и современной педагогической науки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Республиканская целевая программа комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011-2015 годы и на период до 2020 года: постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.02.2011г. № 60. - Чебоксары, 2011.
2. Программа развития Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева на 2010-2014 годы / сост. Г. Н. Григорьев и др. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - 194 с.
3. Иванов, Д. Е. Программы дополнительного образования, планируемые в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева на 2011-2012 учебный год / Д. Е. Иванов. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. - 50 с.
4. Синенко, В. Я. Система повышения квалификации работников образования - от кризиса в сознании до реальных перспектив / В. Я. Синенко // Сибирский учитель. - 2010. - № 2. - С. 5-12.