Научная статья на тему 'Моделирование системы нечеткого управления рабочим процессом стрелового крана'

Моделирование системы нечеткого управления рабочим процессом стрелового крана Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
276
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕЛОВОЙ КРАН / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / НЕЧЕТКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / SIMULATION / FUZZY CONTROL / JIB CRANE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Денисов Игорь Владимирович, Мещеряков Виталий Александрович, Итяксова Вера Сергеевна

На основании анализа экспериментальных данных о рабочем процессе стрелового крана разработана модель системы автоматического управления креном. Алгоритм функционирования системы управления основан на математическом аппарате нечеткой логики. Промоделирован процесс перемещения груза, выполнено сравнение траектории груза при нечетком и программном управлении с экспериментальными данными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Денисов Игорь Владимирович, Мещеряков Виталий Александрович, Итяксова Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling of the fuzzy control system forjib crane

The model of the fuzzy control system for a jib crane is suggested. The control algorithm contains experiment based rules. The results of the load motion modeling are presented, the program, fuzzy controlled and experimental trajectories of the load are compared

Текст научной работы на тему «Моделирование системы нечеткого управления рабочим процессом стрелового крана»

ремонте / Проблемы динамики и прочности исполнительных механизмов и машин. — Астрахань : Иэд по ЛІТУ, 2007. — С. 108-109.

2. Коновалом Л. В, Нагружснипсть, усталость. надежность д<*талеЯ м<*тлллургмческих МАШИН. М.: Металлургия 1981 —

280 с.

3. Конойалоп А. В. Определение коэффициента переменности нагрузки кранового механизма с учетом динамических составляющихспектранагружении/Тр. ВІІИИПТМА1ІІ. - 1975 — N*6 - С. 82 86.

АХ I УЛОВ Алексей Леонидович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Управление качеством и сертификация» Сибирской государ-

ственной автомобильно-дорожиой академии, академик Международной академии авторов научных открытий и изобретений, действительный член Академии проблем качества России.

Адрес для переписки: 644080. г. Омск, пр. Мира, 5. КИРАСИРОВ Олег Михайлович, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Технологии машиностроения и технического сервиса» Омскою государственного аграрного университета. Адрес дли переписки: 644008, г. Омск, Институ тская пл.. 2.

Статья поступила п редакцию 26.08.2009 г.

® Л. Л. Ах гулов, О. М. Кираснрои

УДК 621.873 : 419.711 И. В. ДЕНИСОВ

в. А. МЕЩЕРЯКОВ В. С. ИТЯКСОВА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

Омский государственный технический университет

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕЧЕТКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧИМ ПРОЦЕССОМ СТРЕЛОВОГО КРАНА____________________________________

На основании анализа экспериментальных данных о рабочем процессе стрелового крана разработана модель системы автоматического управления краном. Алгоритм функционирования системы управления основан на математическом аппарате нечеткой логики. Промоделирован процесс перемещения груза, выполнено сравнение траекторий груза при нечетком и программном управлении с экспериментальными данными.

Ключевые слова: стреловой кран, имитационное моделирование, нечеткое управление.

В настоящее время вопросам рационального управления подъемно-транспоргными машинами уделяется большое внимание, так как от него зависят производительность машины, ее долговечность и условия работы обслуживающего персонала. Самоходный стреловой кран представляет собой сложный агрегат, включающий в себя несколько независимо работающих механизмов, управление которыми для достижении наилучшего результата возможно лишь на основе применения современных средств автоматизации,

Традиционный подход к автоматизации крана предполагает разработку математической модели динамики рабочего процесса на основе априорной информации о конструкции механизмов крана. Сложного. крана как объекта управления, а также изменение ею технических характеристик в процессе эксплуатации затрудняют создание адекватной модели и син тез системы управления. На основе анализа зке-перимоггальио полученной информации о показателях рабочею процесса и действиях оператора крана была предложена система программного управле-

ния 111. Такая система функционирует на основе правил, имитирующих действия человека-онератора.

Г 1оскольку на практике управляющие воздействия оператора на механизмы крана различаются для разных рабочих циклов, экспериментальная инфор мация о рабочем процессе может быть обобщена с помощью математического аппарата нечеткой логики и использована для построения интеллектуальных систем управления (2].

В настоящей статье предложен алгоритм функци-онирования системы нечеткою управления рабочим процессом стрелового крана, основанный на анализе экспериментально измеренных показателей рабочею процесса и действий челонска-оператора. представлены результаты моделировании системы управления, а также выполнено сравнение системы нечеткою управления и системы автоматическою программного управления крапом,

Система автоматического управления рабочим процессом крана формирует управляющие воздействия на механизмы крана (грузовую лебедку, гидроцилиндр подъема стрелы и механизм поворота крана),

Рис. I.Структура системы нечеткого управления длиной каната

Рис. 2. Структура системы нечеткого управлении попоротом платформы

Рнс. 3. Структура системы нечеткого управления пылетом стрелы

РЙ \‘.тай!ез

Мш1»«11ч> Лгоюп рм«

Г~1

ж

101)

УК

мчмимм'кг*

Риг. 4. Функции принадлежности рассогласования по высоте груза

УМоЫИ М «X

*ЛН-»«Т-.|Ц. Мн|.»1 |Л11

плаыи 1ТШ

Рис. 5. Функции принадлежности рассогласования по углу поворота и плане

Рис. 0. Зависимость скорости клнлтл от рлссогллсоплиия по высоте груїл и углу поворота крлмл

изменяя длину канате Ц вылет стрелы Л и угол <р поворота платформы крана в плане. Целью управления является перемещение груза из начального положения с декартовыми координатами (х0; у„; характеризующегося начальными значениями показателей А(|; ф(1), п конечное положение с координатами (хц; уу; г ). которым соответствуют требуемые значения (Ц; Ад; ф1(). Управляющее устройство на каждом шаге повремени формирует управляющие воздействия в виде линейной скорости каната угловой скорости наклона стрелы Уи и угловой скорости поворота крана в плане у,. Управляющие воздействия формируются па основе информации о рассогласовании между заданным и текущим положениями груза но высоте е<( но выле ту ел и по углу поворо та в плане еч, а также между начальным и текущим положением груза по высоте е.

Рис. 7. Зависимость угловой скорости поворота платформы крана от рассогласования по углу поворота крана и высоты груїа относительно исходного положения

/0'

с, = /„-/; еА = Лв-Л; е,»фч-ф; *,0-Zo-2.

(11

Управляющее устройство содержиттри системы нечеткого вывода — для управления лебедкой, вылетом стрелы и поворотом крана

Система нечеткого вывода для управления лебедкой представлена на рис. I. Входами системы валяются лингвистические переменные EZ и ЁР, т.е. рассогласования между заданным и текущим положениями груза но высоте и по углу поворота в плане. Выход - лингвистическая переменная V К, т.е. скорость каната.

Система нечеткого вывода для управления поворотом платформы крана (рис. 2) имеет входные лингвистические переменные EF и EZ0 — рассогласование но углу поворота в плане и высота груза относительно исходного положения. Выход — угловая скорость платформы VF.

В системе нечеткого вывода для управления вылетом стрелы крана (риг. 3) входами являются EF и ЕЛ — рассогласования по углу поворота в плане и но вылету стрелы. Выход - угловая скорость подъема стрелы VA.

Программная реализация модели системы нечеткого управления рабочим процессом крана выполнена в MATLAB 2007а с пакетом расширения Fuzzy Logic Toolbox |3J. Тип систем нечеткого вывода -Сугэно; метод импликации - умножение; операция объединения функций принадлежности выходной переменной вероятностное «ИЛИ»; дефаззифи-ка цим - методом взвешенного среднего.

Рис. 8. Зависимость угловой скорости наклона стрелы от рассогласования по пылету стрелы и углу поворота крана

Правила нечеткого вывода составлены на основе правил программного управления рабочим процессом крана 11). Функции принадлежности лингвистических переменных построены в результате анализа экспериментальных данных о рабочих скоростях механизмов крана и о действиях оператора в зависимости от текущего положения груза в каждый моментвремени (*11.

Для построения функций принадлежности входных переменных использованы пороговые значения координат груза по высоте Z, углу поворота н плане и вылета стрелы крана Л, при которых оператор крана осуществлял управляющие воздейст вия. В результате обобщения информации о трех рабочих циклах крана определены пороговые значения высотной координаты Za=0,01 м, Z,.,= 1,178 м, Z, = 0,825 м. Z,=2.66 м, Z-, = 0,79 м. Z4=0,748 м, Z4 = 40 м и Z,_ = 41 м. Пороговые значения угла поворота платформы ф(1 = 0,5, ф, = 4,ф; = 33,ф,= 14, ф, ~58, фл = 26. Пороговые значения вылета стрелы Ad = 0,038 м. А, =* 0,6 м.

Для построения функций принадлежности выходных лингвистических переменных, т.е. скорости каната VK, скоростей поворота крана VF и наклона стрелы VA, использованы значения, задаваемые оператором: vM = 0,17 м/с. Vkl = - 0,17 м/с, vk, = 0.116 м/с.

VM =---0,116 м/с. vM = 0.07 м/с. vk0 = — 0.07 м/с,

v«,= 24 град/с, v#a=—24 град/с, vul = 0.32 град/с.

0,45 грал/с.

На рис. 4 и 5 представлены построенные в относительных единицах функции принадлежности вход-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ МОНК* *# З СИ) 1009

ных переменных Е2 и ЕЯ. Для переменной Е7. Стли заданы следующие функции принадлежности: функция Е2Р трапецеидальной формы с параметрами (— 0,748: -0,001;0,001;0,748),функции треугольной формы ЕгР4, Е7М4, П7.РЗ. Е&143 с параметрами соответственно, (0,001; 0,748; 0,79), | —0,79; —0,748, -0.001), (0,748, 0,79, 2,66). 1-2,66; -0,79; -0,748). Б-функция Е/Р2 с параметрами (0,79; 2.66) и г-функция Е7.М2с параметрами (- 2,66; - 0,79). Для переменной ЕР заданы следующие функции принадлежности: функции трапецеидальной формы ЕГО, ЕР2, ЕРЗ с параметрами, соответственно, ( — 4; —0,5; 0,5; 4), (-58; -33; 33; 58), (-26; -14; 14; 26), Б-функция ЕРР1 с параметрами (0,5; 4) и 7-функция ЕР|\ 1 с параметрами (- 0,5; - 4). Диапазон изменения переменной ЕТ от 50 до 50 м, а переменной ЕР — от - 180" до 180".

Нечеткое управление лебедкой осуществляется с помощью следующих восьми правил:

1. К (Е2и ЕгР2) апс! (ЕР 1к ЕРЗ) Шеп (УК 1«УК№).

2. К (Е7.ЕгМ2) апс! (ЕР ЕРЗ) Шеп (УК УКРЗ).

3. II [Сг ю ЕгРЗ) ап<1 (ЕР Ь ЕРЗ) Шеп (УК УК\'4).

4. К (Ег ЕгМЗ) апс! (ЕР 18 ЕРЗ) Шеп (УК 18 УКР4).

5.1Г (Ег ЕгР1) апс! (ЕР ЕРЗ) 1Неп (УК ■*УКЫ5).

6. К [иг 15 EZN4) апс! (ЕР I* ЕРЗ) Шеп (УК 1чУКР5).

7. К (Е2 «8 ЫО) <ик1 (ЕР 14 ЕРЗ) Шеп (УК 18 0).

8. I! (ЕР 1япо! ЕРЗ) Шеп (УК 180).

В системе нечеткого вывода для управления поворотом крана функция принадлежности для переменной Его задана в виде г-функции Ег! с параметрами (40; 41) 13 системе нечеткого вы пода для управления вылетом стрелы функции

принадлежности для переменной ЕА заданы в виде функции ЕАЮ трапецеидальной формы с параметрами (-0.6; -0,038; 0.038; 0,6), Б-функции ЕЛР1 с параметрами (0,038; 0,6) и ^-функции EЛN1 с параметрами ( — 0.6; —0.038).

Нечеткое управление поворотом платформы крана осуществляется с помощью следующих правил.

1. И (ЕР и> ЕРР1) апН (Е7.0 Р.7.1) Шеп (УР УРМ1).

2. И (ЕР 18 ЕРМ1) апс) (Его 18 Е71) Шеп (УР 18 УРРI).

3. К (ЕР К ЕРЭ) апс! (Его 18 Ег1) Шеп (УР 0).

4. К (Его 18 по! Ег«) 1 Иеп (УР 0).

Нечеткое управление вылетом стрелы крана осуществляется с помощью следующих правил.

1. К (ЕР«8 ЕР2) апс! (ЕА 18 ЕАР1) Шеп (УЛ ьч УАЫ1).

2 II (ЕР 18 ЕР2) ап(1 (ЕА ЕАМ1) Шеп (УА (5 УАР1).

3. II (ЕР 18 ЕР2) ап(1 (ЕЛ 1Б ЕА1>) Шеп (УА 18 0).

4. II (ЕР 18 по! ЕР2) Шеп (УА 1в 0).

й результате моделирования системы управления получены поверхности отклика систем нечеткого вывода. Они представляют собой зависимости управляющих воздействий от величин рассогласования между заданным и текущим положением груза (рис. 6 —8),

11а рис. 9 выполнено сравнение результатов моделирования нечеткого управления, программного управления краном и эксперимента. Нечеткому управлению соответствует более плавное изменение рабочих скоростей механизмов крана по сравнению <• программным управлением. Благодаря этому можно уменьшить зону нечувствительности и повысить точность управления краном. По сравнению с действиями человека-оператора, длительность процесса перемещения груза сокращается с 250 до 150 с как для нечеткого, так и для программной) управления, что позволяет повысить производительность крана на гипо-пых операциях.

Предложенный в настоящей работ»' подход к моделированию и автоматизации рабочего процесса крана Позволяет на основе анализа действий оператора

Рис. 9. Траектории грузп при нечетком, программном управлении и эксперименте

учестьтрудноизмеримые и неконтролируемые внешние воздействия, а также неизвестные параметры крана.

Библиографический список

1 Денисов И. В., Мещеряков О. А. Моделирование системи ириї раммниш управления рабочим процессом стрелового крана // Омский научный вестник. - 2009. —N0 1(77). - С. 81 -86

2. Дсмснков П. П. Язык нечеткого управления // ПнКЛД -*2006. - М4 - С. 30 30.

З ШтоибаС Д Проектирование нечетких систем средствами МАТІАВ. — М.; Горячая линия—Телеком, 2007. — 288 с

4. Денисов И. В. Экспериментальные исследования стрело-вого крана ІЛЕВНЕІШ 1090/2 с помощью компьютерной системы индикации ІЛССОІЧ // Автомобили, сиецмллышн н технологические машины для Сибири и Крайнею Севера; материалы 59-й Междунар науч.-техн. коиф. Ассоциации автомобили»ых инженеров. - Омск : СибАДИ, 2007 - С . %-97

ДЕНИСОВ Игорь Владимиропнч, преподаватель кафедры электроники и автотракторного злектрообо-рудонапия Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ).

Адрес для переписки: e-mail: iden82@mail.ru МЕЩЕРЯКОВ Виталий Александрович, доктор тех нических наук, профессор кафедры дорожных машин СибАДИ.

Адрес для переписки: e-mail; vil_mes<?i>mail333.com ИТЯКСОВА Вера Сергеевна, инженер научного издательства Омского государственного технического университета.

Адрес для переписки: e-mail: itvera<§>mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.09.2009 г.

© И. В. Денисов, В. А. Мещеряков. В. С. Итяксова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.