Научная статья на тему 'Моделирование систем управления процессом заправки'

Моделирование систем управления процессом заправки Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
131
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование систем управления процессом заправки»

ЛапшинВ.И., ЛёвинД.АСиневМ.П.

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ЗАПРАВКИ

До недавнего времени управление системами заправки производилось только с использованием жёсткой логики. Очевидно, что внесение любых изменений в алгоритм работы системы сопровождалось большими трудностями, это является существенным недостатком её использования. В настоящее время широко применяются управляющие системы на основе микроконтроллеров, с использованием которых гибкость системы, при внесении изменений в алгоритм её работы, существенно повышается.

Типовая структура заправочной системы представлена на рисунке 1.

ЖЕ

Контроллер

заправочной

цистерны

Ж

Заправочная

станция

ф«=)

Ф4=]=(|0

Контроллер заправочной станции

Пульт управления заправкой

Заправляемое

изделие

Ц- реле ^ - клапан ГО - насос

Рисунок 1 - Структурная схема заправочной системы.

Как видно из приведённой схемы, система включает в себя электронную и гидравлическую составляющие .

Так как при проведении отладки на реальном оборудовании имеется очень большое ограничение в применении отладочных средств, выявление ошибок на этапе разработки становиться очень важной задачей. Было бы очень удобно, иметь возможность производить отладку совокупности программ, управляющих оборудованием, не имея его под рукой, а так же получать состояние любого узла системы, например памяти и регистров контроллера или последовательности байтов при обмене между контроллерами, в конкретный момент времени.

Для решения задач отладки, составления и отработки чёткой реакции на срабатывание какого-либо датчика или реле при проведении технологически сложных процессов заправки и слива, и в связи с необходимостью наиболее полной проработки всех возникающих ситуаций создаётся программная модель, которая моделирует все электрические цепи системы, управляющие узлы (микроконтроллеры) и гидравлические составляющие, то есть весь набор клапанов, датчиков, реле и насосов, присутствующих в системе. Для составления максимально полных и точных алгоритмов операций, включающих реакции на все состояния совокупности показаний датчиков, которые может иметь система, и отслеживания всех протекающих процессов, необходимо производить наиболее полную и приближенную к реальности имитацию всех гидравлических составляющих и взаимодействующих между собой компонентов системы. При этом, поведение всех гидравлических составляющих должно чётко определяться. Это означает, что нужно точно знать, какое реле и в течение какого времени должно срабатывать при открытии клапана, какой датчик должен при этом включаться.

Таки образом, видно, что возникают две отдельные задачи:

моделирования электронной части, в которую входят микроконтроллеры, интерфейсы передачи данных и связи между ними, окружающие их цепи;

моделирование гидравлической части, в которую входят клапаны, реле, датчики, соединяющие их трубы и другие гидравлические составляющие.

Рассмотрим каждую из частей в отдельности.

Электронная часть

Электронная часть представляет собой, главным образом, имитатор ядра контроллера с набором периферийных устройств и интерфейсов обмена. В результате получаем полнофункциональную модель управляющего узла контроллера со всеми необходимыми функциями, которую можно, с помощью некоторой надстройки, путём имитирования электронной обвязки (шина данных) и каналов передачи данных, соединять с другими такими узлами, а также подключать к таким узлам всевозможные блоки индикации, ввода данных и приёма/передачи информации.

Пример работы главного окна программы моделирования контроллера представлен на рисунке 2.

MCS51

Файл Просмотр Отладка Настройка Справка

€03€h: MOV R5r A 20h 2h Ы

6037h: MOV Ar R7 2h 20h

€038h: MOV Br £3h 3h 0h

£03Bh: MUL AВ

S03Ch: AOD Ar #B4h BAh ■Sh

£03Ih: MOV DP0LrA BAh D7h

£040h: CLR A

£041h: ADOC Ar £oBh SBh Oh

6043h: MOV DP0HrA ooh I9h

£04Sh: MOVX Ar 0DPIR lh SBh

6045h: MOV R3r A lh lh

€047h: INC DPIR 33BBh 53BAh

6048h: MOVX Ar@DPIR B4h lh

€048h: MOV R2r A 54h 54h

£04Ah: INC DPIR SBBCh BBBBh

S04Bh: MOVX Ar 0DPIR 43h 54h

£04Ch: MOV Rlr A 43h 43h

S04Oh: MOV Ar R-S lh 43h

£04Ih: MOV Br £8h 8h Oh

6051h: MUL AB

£0S2h: MOV R7r A 8h 2h

6053h: MOV Ar R1 43h 8h

S054h: ADD Ar R7 4Bh 43h

6055h: MOV Rlr A 4Bh 43h

€03€h: MOV Ar R2 54h 4 Eh

€057h: ADDC Ar В

€038h: MOV R2r A 54h 54h

£03Ah: MOV DPIRr #3h 3h BBBCh I I

€03Oh: MOV Ar R4 0h 54h 0

Рисунок 2 - Главное окно программы моделирования контроллера Гидравлическая часть

Гидравлическая часть представляет собой программу, которая имитирует процесс работы гидравлики системы, то есть включает и или выключает реле и датчики в соответствии с состоянием того или иного клапана. Предоставляет пользователю набор тумблеров и переключателей - всех компонентов пульта управления, посредством которых пользователь может взаимодействовать с системой. Помимо этого, программа имитации осуществляет индикацию состояния всех своих компонентов (клапанов, реле, сухих контактов, кнопок и переключателей). На рисунке 3 представлен фрагмент индикации состояния клапанов заправочной цистерны.

Обозначение Режим Обозначение | Режим Обозначение Режим

О ЭК51 0 Кз51 ^ 0 Ко51

ОЭК52 0 Кз52 0 Ко52

ф ЭК53 О Кз53 ф Ко 53

О ЭК 54 0 Кз54 0 Ко 54

О ЭК55 ф Кз55 0 Ко55

Рисунок 3 - Индикация состояния элементов системы

Таким образом, связав все части воедино, получаем систему, которая даёт возможность провести полное моделирование процессов заправки и слива. Использование этой системы при разработке программ для управляющих узлов и отработка этих программ работы перед использованием на реальном оборудовании существенно повышает качество и надёжность будущей системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.