Научная статья на тему 'Моделирование систем тягового электроснабжения, оснащенных симметрирующими устройствами'

Моделирование систем тягового электроснабжения, оснащенных симметрирующими устройствами Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
169
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ / СИММЕТРИРУЮЩИЕ ТРАНСФОРМАТОРЫ / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ФАЗНЫХ КООРДИНАТАХ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Закарюкин Василий Пантелеймонович, Крюков Андрей Васильевич, Авдиенко Илья Михайлович

Для снижения несимметрии в системе электроснабжения железной дороги переменного тока 27.5 кВ используют три типа фазировки подключения трансформаторов на тяговых подстанциях. Этот способ не дает достаточного эффекта, особенно при малой мощности питающей электроэнергетической системы, когда мощности короткого замыкания на шинах тяговых подстанций не превышают 1000 МВ·А. Устранение несимметрии может осуществляться на основе симметрирующих трансформаторов, однако методы расчетов режимов систем тягового электроснабжения (СТЭ) с такими трансформаторами практически отсутствуют. В статье рассмотрены вопросы моделирования СТЭ, оснащенных симметрирующими устройствами, на основе методов, разработанных в ИрГУПС. Проанализирована эффективность применения симметрирующих трансформаторов Скотта, Б.М. Бородулина, также устройства, реализованного на основе схемы Штайнмеца. Положительный эффект симметрирующих установок зависит от соотношения нагрузок плеч питания, то есть от электропотребления поездами и графика их движения. Наибольший эффект имеет место при соизмеримых размерах движения поездов с одинаковым токовым профилем по обе стороны от подстанции с симметрирующим трансформатором. Для реализации такой ситуации при моделировании использовались идеализированные токовые профили поездов и график движения. Результаты компьютерного моделирования на основе программного комплекса Fazonord свидетельствуют о достаточно высокой эффективности применения симметрирующих устройств. Имеет место существенное снижение несимметрии напряжений на шинах питающего напряжения подстанций по сравнению с традиционной системой тягового электроснабжения 27.5 кВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Закарюкин Василий Пантелеймонович, Крюков Андрей Васильевич, Авдиенко Илья Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Single-phase traction loadings of alternating current railroad cause essential asymmetry in the feeding three-phase network. For the purpose of her reduction three types of transformers connection on traction substations are used. For feeding electrical power systems with short circuit power less than 1000 MV·A such accession of traction substations doesn't give sufficient effect. Asymmetry elimination can be carried out on the basis of symmetrizing transformers, however calculation methods of modes of traction power supply system with such transformers are practically absent. In article modeling of traction power supply system equipped with the symmetrizing devices on the basis of methods developed in Irkutsk State Transport University are considered. Using efficiency of symmetrizing Scott's transformers, B.M. Borodulin, also the device on basis of Shtaynmets's scheme is analyzed. The positive effect of the symmetrizing devices depends on a ratio of shoulders loadings, that is on a power consumption by trains and graphics of their movement. The greatest effect takes place at the commensurable amount of train service with an identical current profile on both sides from substation with the symmetrizing transformer. For realization of such situation when modeling idealized current profiles of trains and the schedule were used. Computer modeling results on program Fazonord basis testifies to rather high efficiency of symmetrizing devices using. Essential decrease in substations’ voltage asymmetry in comparison with traditional traction power supply system of 27.5 kV takes place.

Текст научной работы на тему «Моделирование систем тягового электроснабжения, оснащенных симметрирующими устройствами»

УДК 621.331

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ, ОСНАЩЕННЫХ СИММЕТРИРУЮЩИМИ УСТРОЙСТВАМИ Закарюкин Василий Пантелеймонович

Д.т.н., профессор, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения»,

664074, Иркутск, ул. Чернышевского, д. 15, e-mail: zakar49@mail.ru

Крюков Андрей Васильевич

Д.т.н., профессор, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения»,

664074, Иркутск, ул. Чернышевского, д. 15;

ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет»,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова 83, e-mail: and_kryukov@mail.ru

Авдиенко Илья Михайлович

Аспирант, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения»,

664074, Иркутск, ул. Чернышевского, д. 15, e-mail: av.ila@mail.ru

Аннотация. Для снижения несимметрии в системе электроснабжения железной дороги переменного тока 27.5 кВ используют три типа фазировки подключения трансформаторов на тяговых подстанциях. Этот способ не дает достаточного эффекта, особенно при малой мощности питающей электроэнергетической системы, когда мощности короткого замыкания на шинах тяговых подстанций не превышают 1000 МВ А. Устранение несимметрии может осуществляться на основе симметрирующих трансформаторов, однако методы расчетов режимов систем тягового электроснабжения (СТЭ) с такими трансформаторами практически отсутствуют.

В статье рассмотрены вопросы моделирования СТЭ, оснащенных симметрирующими устройствами, на основе методов, разработанных в ИрГУПС. Проанализирована эффективность применения симметрирующих трансформаторов Скотта, Б.М. Бородулина, также устройства, реализованного на основе схемы Штайнмеца. Положительный эффект симметрирующих установок зависит от соотношения нагрузок плеч питания, то есть от электропотребления поездами и графика их движения. Наибольший эффект имеет место при соизмеримых размерах движения поездов с одинаковым токовым профилем по обе стороны от подстанции с симметрирующим трансформатором. Для реализации такой ситуации при моделировании использовались идеализированные токовые профили поездов и график движения. Результаты компьютерного моделирования на основе программного комплекса Fazonord свидетельствуют о достаточно высокой эффективности применения симметрирующих устройств. Имеет место существенное снижение несимметрии напряжений на шинах питающего напряжения подстанций по сравнению с традиционной системой тягового электроснабжения 27.5 кВ.

Ключевые слова: системы электроснабжения железных дорог, симметрирующие трансформаторы, имитационное моделирование в фазных координатах.

Введение. Однофазные тяговые нагрузки электрифицированной железной дороги переменного тока создают существенную несимметрию в питающей трехфазной сети. Для ее снижения традиционно применяется три типа тяговых подстанций (ТП) по фазировке подключения трансформаторов [1, 15]. Такое присоединение ТП дает недостаточный эффект симметрирования, особенно для питающих электроэнергетических систем (ЭЭС) с мощностями коротких замыканий, не превышающими 1000 МВА. Одна из причин малой эффективности традиционного способа симметрирования состоит в наличии отдельных межподстанционных зон, расположенных на перевальных участках с резко выделяющимся энергопотреблением. Другая причина связана с неравномерностью движения поездов повышенной массы, вследствие чего нагрузки шести тяговых подстанций, образующих «винт», редко бывают сравнимыми по величине. Кроме того, точками присоединения тяговых подстанций к сетям 110-220 кВ являются вводы питающих ЛЭП 110-220 кВ, а не границы сетевого района, питающего группу тяговых подстанций. Эти обстоятельства приводят к росту одного из важнейших показателей качества электроэнергии - несимметрии напряжений питающей ЭЭС по обратной последовательности. Поэтому требуется разработка более эффективных технических решений по симметрированию тяговой нагрузки, что, в свою очередь, приводит к необходимости создания методов анализа режимов систем с устройствами симметрирования.

1. Схемы симметрирования. Из известных технических решений по снижению несимметрии, создаваемой тяговыми нагрузками, можно выделить следующие схемы:

- для симметрирования двухфазной нагрузки путем формирования напряжений, отличающихся по фазе на 90°;

- для симметрирования на базе индуктивных и емкостных элементов.

К первому типу можно отнести схему Скотта [3] с двумя однофазными трансформаторами (рис. 1а), а также трехфазные трансформаторы, описанные в работах [14, 16] и реализующие тот же эффект одним трехфазным трансформатором, двухфазные симметрирующие трансформаторы (ДСТ) Б.М. Бородулина (рис. 1б) [2].

Рис. 1. Схемы симметрирующих устройств: а - схема Скотта; б - схема ДСТ Бородулина; в - схема Штайнмеца

Применение при модернизации систем тягового электроснабжения (СТЭ) технических решений первого типа требует замены существующего оборудования, что далеко не всегда приемлемо. Кроме того, трехфазные трансформаторы с большим количеством обмоток отличаются значительными напряжениями короткого замыкания, что

неблагоприятно сказывается на симметрирующем эффекте. В этом плане выгодно отличаются ДСТ, достоинством которых является возможность модернизации существующих ТП без замены тяговых трансформаторов. Однако их применение требует значительного увеличения трансформаторной мощности ТП.

В целом первая группа методов симметрирования, использующая питание плеч подстанций напряжениями, отличающихся по фазе на 90°, обладает существенным недостатком, заключающимся в том, что наибольший эффект симметрирования имеет место при двух равных по величине нагрузках.

Схемы симметрирования второго типа предполагают включение регулируемых реакторов и конденсаторных батарей на двух или трех фазах трехфазной системы [16]. Широкое распространение получила схема Штайнмеца (рис. 1в), создающая наибольший эффект при чисто активной нагрузке. В случае однофазной нагрузки в свободные фазы

включаются реактор и батарея конденсаторов, реактивные мощности которых в V3 раз меньше мощности симметрируемой нагрузки. Достоинством схемы является равенство номинальной трехфазной мощности трансформатора и активной мощности однофазной нагрузки, поэтому ее применение в СТЭ 25 кВ позволит полностью использовать мощность трансформатора для питания тяги поездов.

Схема Штайнмеца обеспечивает симметрирование и активно-индуктивной нагрузки, однако общий коэффициент мощности при этом снижается. Кроме того, для эффективного применения схемы требуется использование регулируемых индуктивно-емкостных элементов с высоким быстродействием. Разработанные в последние годы регулируемые источники реактивной мощности снижают остроту этой проблемы, однако стоимость такого оборудования остается высокой. Для симметрирования двухфазной тяговой нагрузки потребуется установка индуктивно-емкостных элементов на три фазы с разработкой алгоритма управления ими с учетом необходимости компенсации реактивной мощности и симметрирования тяговых нагрузок.

Вопросы моделирования СТЭ с симметрирующими трансформаторами некоторых типов рассмотрены в работах [5 - 9]. Ниже представлены результаты исследований, направленных на разработку технологий имитационного моделирования режимов СТЭ, оснащенных симметрирующими устройствами, выполненными по схемам Скотта и Штайнмеца, а также СТЭ, в которых используются ДСТ Б.М. Бородулина.

2. Методика моделирования. Система электроснабжения железной дороги (СЭЖД) переменного тока формируется на основе трехфазно-однофазных электрических сетей, для моделирования которых целесообразно использовать фазные координаты [4, 12]. В ИрГУПС разработаны методы моделирования СЭЖД в фазных координатах, базирующиеся на применении решетчатых схем замещения (РСЗ), которые представляют собой RLC -элементы, соединенные в схемы полных графов. Для РСЗ можно записать следующее формализованное определение:

TEC : hub U con, Vi, j с hub ^ con, , с con ,

где TEC - обозначение РСЗ; hub - множество узлов РСЗ; con - множество ветвей РСЗ.

С помощью объединения РСЗ отдельных элементов трехфазно-однофазной сети в единую расчетную схему может быть сформирована модель для расчета режимов.

Технология моделирования режимов СЭЖД с использованием РСЗ реализована в

программном комплексе Ба20П0гё, позволяющим создавать модели однофазных и трехфазных трансформаторов с любыми применяемыми на практике схемами соединения обмоток. Принципы работы комплекса изложены в работах [4, 12], а результаты исследований, направленных на разработку методов управления режимами сложных СЭЖД и СТЭ, представлены в работах [11, 13].

3. Результаты моделирования. Эффект использования симметрирующих трансформаторов исследовался путем имитационного моделирования работы СТЭ 25 кВ с помощью расчетных схем, приведенных на рис. 2. Модели включали в свой состав сеть внешнего электроснабжения с напряжением балансирующих узлов 230 кВ, ЛЭП 220 кВ, выполненные проводом АС-240, тяговые трансформаторы мощностью 40000 кВА каждый и две межподстанционные зоны двухпутного участка протяженностями по 50 км с контактной подвеской ПБСМ95+МФ100. Имитационное моделирование работы системы электроснабжения при движении поездов проведено с помощью программного комплекса Ба20П0гё [4, 12] в предположении пропуска пяти четных и такого же числа нечетных поездов.

Бал .узлы ЛЭП 1 1тип ЛЭП 2 «тип ЛЭП Z Штип Бал.узлы ЛЭП 1 1тип ЛЭП 2 «тип ЛЭП 2 Штип

в) г)

Рис. 2. Расчетные схемы ПК Fazonord:

а - классическая СТЭ 27.5 кВ; б - СТЭ с трансформаторами Скотта; в - СТЭ с симметрирующими устройствами, реализованными на основе схемы Штайнмеца; г -СТЭ с трансформаторами Б.М. Бородулина

Положительный эффект симметрирующего трансформатора (СТ) зависит от соотношения нагрузок плеч питания, то есть от токопотребления поездами и графика их движения. Наибольший эффект наблюдается при соизмеримых размерах движения поездов с одинаковым токовым профилем по обе стороны от подстанции с симметрирующим

трансформатором. Для реализации такой ситуации при моделировании использовались идеализированные токовые профили поездов (рис. 3 а и 3б) и график движения (рис. 3в), обеспечивающие одинаковые нагрузки плеч трансформатора Т2. Трансформаторы Т1 и Т3 остаются нагруженными на одно плечо.

Применение схемы Штайнмеца связано с необходимостью использования регулируемых конденсаторных и реакторных установок с высоким быстродействием и с требуемой большой реактивной мощностью в десятки Мвар. Это создает некоторые алгоритмические трудности при имитационном моделировании работы такой схемы при движении поездов. В качестве приближенного решения может рассматриваться применение нерегулируемых элементов со средними для данной поездной ситуации параметрами. В табл. 1 представлены результаты оценки параметров нерегулируемых элементов схемы Штайнмеца для симметрирования средних тяговых нагрузок при условии применения емкостной компенсации реактивной мощности, потребляемой с плеч питания подстанций.

— Активный — - Полный

400

1 1 1

350 1 1 1 i ■ i

300 1 1 1

i i i

< 250 о 200 150 1 1 1

1 1 1 ■ ■ 1

1 1 1

1 1 1

100

1 1 1

50

58 00 5820 5840 5880 -1-1 5880 590

Пикет, Ki.i

а)

б)

5 900 5 880 г * 5 860 H tu s 5 840 I

С

5 820

5 800 У S, s V s 4 s s >4,

2 0 40 60 80 E 100 120 ремя, мин 140 160 18 Î0 200

в)

Рис. 3. Токовые профили поездов и график их движения:

а - токовый профиль нечетного поезда; б - токовый профиль четного поезда;

в - график движения

Таблица 1. Оценки параметров нерегулируемых элементов схемы Штайнмеца

Плечо Rэкв, Ом Хэкв, Ом ^экв, Ом Х^экв, Ом R^xe, Ом

ПП-Т1 95,5 156,5 103,8 170 180

ЛП-Т2 133,3 139,0 139,1 145 241

ПП-Т2 113,5 183,9 129,6 210 224

ЛП-Т3 119,9 135,7 141,4 160 245

Примечания. 1111 - правое плечо питания; ЛП - левое плечо; Д,кв, Хэкв - эквивалентные сопротивления нагрузок плеч; Л(1)экв,, -Х^кв - увеличенные примерно в 1,1 раза значения сопротивлений для учета увеличения средних напряжений за счет компенсации реактивной

мощности;

?(5) _ ! 7^59. рО)

экв

= 1.732R экв - значения сопротивлений элементов схемы Штайнмеца.

Результаты моделирования в виде графиков зависимостей коэффициентов несимметрии по обратной последовательности на шинах питающего напряжения Т1, Т2, Т3 от времени приведены на рис. 4 - 6. Интегральные результаты моделирования сведены в табл. 2 и проиллюстрированы на рис. 7.

Рис. 4. Динамика изменения коэффициентов несимметрии по обратной последовательности на шинах высокого напряжения Т1: 1 - классическая СТЭ; 2 -СТЭ с трансформаторами Скотта; 3 - СТЭ с симметрирующими устройствами, реализованными на основе схемы Штайнмеца; 4 - СТЭ с трансформаторами Б.М. Бородулина

Рис. 5. Динамика изменения коэффициентов несимметрии по обратной последовательности на шинах высокого напряжения Т2; обозначения по рис. 4

Рис. 6. Динамика изменения коэффициентов несимметрии по обратной последовательности на шинах высокого напряжения Т3; обозначения по рис. 4

Таблица 2. Коэффициенты несимметрии по обратной последовательности

ТП Показатель Схема СТЭ 'азличие, %

1 2 3 4 Между 1 и 2 Между 1 и 3 Между 1 и 4

Т1 Среднее значение 2.15 0.19 0.20 0.35 91.2 90.6 83.б

Максимум 2.26 0.21 0.31 0.40 90.7 86.3 82.3

Т2 Среднее значение 2.98 0.72 0.27 0.93 75.9 90.8 б8.7

Максимум 3.15 0.87 0.43 1.08 72.4 86.3 б5.7

Т3 Среднее значение 3.45 1.23 0.29 1.50 64.2 91.7 5б.4

Максимум 3.67 1.53 0.62 1.76 58.3 83.1 52.0

Примечание. Обозначения такие же, как на рис. 4; жирным шрифтом выделены варианты с максимальным эффектом, курсивом - с минимальным.

а) б)

Рис. 7. Коэффициенты несимметрии по обратной последовательности: а - средние значения; б - максимумы

Результаты моделирования показывают высокую эффективность применения симметрирующих трансформаторов. В зависимости от типа СТ средние и максимальные значения коэффициента несимметрии по обратной последовательности снижаются на 50 - 90 %. Наибольший эффект наблюдается в СТЭ, использующих симметрирующие устройства по схеме Штайнмеца и Скотта, наименьший - для СТЭ с ДСТ.

Периодичность зависимостей, представленных на рис. 4 - 6, обусловлена движением поездов с интервалами 25 мин. Сравнительно небольшие изменения коэффициентов несимметрии во времени связаны с принятой формой токовых профилей поездов.

Полученные результаты при идеализированных токовых профилях и графиках движения поездов характеризуют потенциальные возможности симметрирования рассмотренных выше технических решений. Конкретный тип симметрирующего устройства необходимо выбирать на основе детального моделирования конкретной СТЭ с применением предлагаемой методики имитационного моделирования, а также использовать технико-экономическое сравнение вариантов симметрирования.

Заключение. На основе методов моделирования систем электроснабжения железных дорог, разработанных в ИрГУПС, реализованы модели симметрирующих устройств по схемам Скотта, Штайнмеца и Б.М. Бородулина, предназначенные для расчетов режимов СТЭ с такими устройствами. В приведенном примере имитационного моделирования режимов системы электроснабжения при идеализированном профиле токопотребления снижение

несимметрии напряжений на шинах питающего напряжения подстанций, оснащенных симметрирующими трансформаторами, по сравнению с традиционной СТЭ 25 кВ составило от 2 до 10 раз. Наиболее эффективной является схема Штайнмеца, позволяющая к тому же компенсировать реактивную мощность тяговых нагрузок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бардушко В.Д., Закарюкин В.П., Крюков А.В. Принципы построения систем электроснабжения железнодорожного транспорта. Москва: Теплотехник. 2014. 166 с.

2. Бородулин Б.М. Симметрирование токов и напряжений на действующих тяговых подстанциях переменного тока // Вестник ВНИИЖТ. 2003. № 2. С. 14 - 17.

3. Ворфоломеев Г.Н. Схема Скотта: история и перспективы совершенствования (к столетию создания) // Электричество. 1994. № 10. С. 74-77.

4. Закарюкин В.П., Крюков А.В. Сложнонесимметричные режимы электрических систем. Иркутск: Иркут. ун-т. 2005. 273 с.

5. Закарюкин В.П., Крюков А.В., Авдиенко И.М. Имитационное моделирование систем тягового электроснабжения, оснащенных симметрирующими устройствами // Транспорт Азиатско-Тихоокеанского региона. № 2 (4) 2015. С. 11-17.

6. Закарюкин В.П., Крюков А.В., Авдиенко И.М. Математические модели симметрирующих трансформаторов // Информационные и математические технологии в науке и управлении. Часть I. Иркутск: ИСЭМ СО РАН. 2015. С 121-128.

7. Закарюкин В.П., Крюков А.В., Авдиенко И.М. Моделирование систем тягового электроснабжения с симметрирующими трансформаторами // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. Иркутск: ИрГУПС. 2015. Т.1. С.599-604.

8. Закарюкин В.П., Крюков А.В., Авдиенко И.М. Устранение несимметрии в электрических сетях, питающих тяговые подстанции железных дорог // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. № 1(49). 2016. С. 189-195.

9. Закарюкин В.П., Крюков А.В., Иванова Е.С. Анализ схем симметрирования тяговых нагрузок железных дорог переменного тока // Системы. Методы. Технологии. № 4(20). 2013. С. 68-83.

10. Закарюкин В.П., Крюков А.В., Черепанов А.В. Интеллектуальные технологии управления качеством электроэнергии. Иркутск: Издательство ИрНИТУ. 2015. 218 С.

11. Закарюкин В.П., Крюков А.В., Черепанов А.В. Управление качеством электроэнергии в системах электроснабжения железных дорог. Иркутск: ИрГУПС. 2015. 180 с.

12. Крюков А.В., Закарюкин В.П. Методы совместного моделирования систем тягового и внешнего электроснабжения железных дорог переменного тока. Иркутск: ИрГУПС. 2011. 170 с.

13. Крюков А.В., Закарюкин В.П., Абрамов Н.А. Управление системами тягового электроснабжения железных дорог // Управление большими системами. Вып. 29. М.: ИПУ РАН. 2010. С. 201-213.

14. Мамошин Р.Р., Бородулин Б.М., Зельвянский А.Я., Титов А.Ф. Трансформаторы тяговых подстанций с повышенным симметрирующим эффектом // Вестник ВНИИЖТ. 1989. № 4. С. 22-25.

15. Тер-Оганов Э.В., Пышкин А.А. Электроснабжение железных дорог. Екатеринбург: Изд-во УрГУПС. 2014. 431 с.

16. Шалимов М.Г., Маслов Г.П., Магай Г.С. Современное состояние и пути совершенствования систем электроснабжения электрических железных дорог. Омск: 2002. 49 с.

3ampwKun B.n., KpwKoe A.B., AedueuKO H.M.

UDK 621.311

MODELLING OF TRACTION POWER SUPPLY SYSTEMS EQUIPPED WITH SYMMETRIZING DEVICES Vasilij P. Zakaryukin

Dr., Professor, Irkutsk State Transport University 15, Chernyshevsky St., 664074, Irkutsk, Russia, e-mail: zakar49@mail.ru

Andrey V. Kryukov Dr., Professor, Irkutsk State Transport University 15, Chernyshevsky St., 664074, Irkutsk, Russia, e-mail: and_kryukov@mail.ru;

Irkutsk national research technical university 83, Lermontov St. 83, 664074, Irkutsk, Russia, e-mail: and_kryukov@mail.ru

Il'ya M. Avdienko Graduate student, Irkutsk State Transport University 15, Chernyshevsky St., 664074, Irkutsk, Russia, e-mail: av.ila@mail.ru

Abstract. Single-phase traction loadings of alternating current railroad cause essential asymmetry in the feeding three-phase network. For the purpose of her reduction three types of transformers connection on traction substations are used. For feeding electrical power systems with short circuit power less than 1000 MVA such accession of traction substations doesn't give sufficient effect. Asymmetry elimination can be carried out on the basis of symmetrizing transformers, however calculation methods of modes of traction power supply system with such transformers are practically absent. In article modeling of traction power supply system equipped with the symmetrizing devices on the basis of methods developed in Irkutsk State Transport University are considered. Using efficiency of symmetrizing Scott's transformers, B.M. Borodulin, also the device on basis of Shtaynmets's scheme is analyzed. The positive effect of the symmetrizing devices depends on a ratio of shoulders loadings, that is on a power consumption by trains and graphics of their movement. The greatest effect takes place at the commensurable amount of train service with an identical current profile on both sides from substation with the symmetrizing transformer. For realization of such situation when modeling idealized current profiles of trains and the schedule were used. Computer modeling results on program Fazonord basis testifies to rather high efficiency of symmetrizing devices using. Essential decrease in substations' voltage asymmetry in comparison with traditional traction power supply system of 27.5 kV takes place. Keywords: railroad power supply system, symmetrizing transformers, imitating modeling in phase coordinates.

References

1. Bardushko V.D., Zakaryukin V.P., Kryukov A.V. Principy postroeniya sistem 'elektrosnabzheniya zheleznodorozhnogo transporta [Principles of railway power supply system's creation]. Moscow: Heating engineer, 2014. 166 p.

2. Borodulin B. M. Simmetrirovanie tokov i napryazhenij na dejstvuyuschih tyagovyh podstanciyah peremennogo toka [Balancing of currents and voltage on the operating traction substations of alternating current] // Railway Research Institute Transactions. 2003. No. 2. Pp.

14 - 17.

3. Vorfolomeev G.N. Shema Skotta: istoriya i perspektivy sovershenstvovaniya (k stoletiyu sozdaniya) [Scott's scheme: history and the prospects of improvement (by century of creation) ] // Electricity. 1994. No. 10. Pp. 74-77.

4. Zakaryukin V.P., Kryukov A.V. Slozhnonesimmetrichnye rezhimy 'elektricheskih sistem [Asymmetrical modes of electric systems]. Irkutsk. 2005. 273 p.

5. Zakaryukin V.P., Kryukov A.V., Avdienko I.M. Imitacionnoe modelirovanie sistem tyagovogo 'elektrosnabzheniya, osnaschennyh simmetriruyuschimi ustrojstvami [Imitating modeling of traction power supply systems equipped with the symmetrizing devices] // Transport of the Pacific Rim No. 2 (4). 2015. Pp. 11-17.

6. Zakaryukin V.P., Kryukov A.V., Avdienko I.M. Matematicheskie modeli simmetriruyuschih transformatorov [Mathematical models of the symmetrizing transformers ] // Information and mathematical technologies in science and management. Part I. Irkutsk: Melentiev Energy Systems Institute of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 2015. Pp. 121-128.

7. Zakaryukin V.P., Kryukov A.V., Avdienko I.M. Modelirovanie sistem tyagovogo 'elektrosnabzheniya s simmetriruyuschimi transformatorami [Modeling of traction power supply systems with the symmetrizing transformers ] // Transport infrastructure of the Siberian region. Irkutsk, 2015. T.1. Pp. 599-604.

8. Zakaryukin V.P., Kryukov A.V., Avdiyenko I.M., Ustranenie nesimmetrii v 'elektricheskih setyah, pitayuschih tyagovye podstancii zheleznyh dorog [Elimination of asymmetry in the electric networks feeding railroad traction substations] // Modern technologies. System analysis. Modeling. No. 1(49). 2016. Pp. 189-195.

9. Zakaryukin V.P., A.V., Ivanova E.S., Kryukov A.V. Analiz shem simmetrirovaniya tyagovyh nagruzok zheleznyh dorog peremennogo toka [Analysis of balancing schemes of alternating current traction loadings ] // System. Methods. Technologies. No. 4(20). 2013. Pp. 68-83.

10. Zakaryukin V.P., Kryukov A.V., Cherepanov A.V. Intellektual'nye tehnologii upravleniya kachestvom 'elektro'energii [Intellectual technologies of electric power quality management]. Irkutsk, 2015. 218 p.

11. Zakaryukin V.P., Kryukov A.V., Cherepanov A.V. Upravlenie kachestvom 'elektro'energii v sistemah 'elektrosnabzheniya zheleznyh dorog [Quality management of the electric power in railroad power supply systems]. Irkutsk, 2015, 180 p.

12. Kryukov A.V., Zakaryukin V.P. Metody sovmestnogo modelirovaniya sistem tyagovogo i vneshnego 'elektrosnabzheniya zheleznyh dorog peremennogo toka [Methods of joint modeling of alternating current railroad traction systems and external power supply systems]. Irkutsk, 2011. 170 p.

13. Kryukov A.V., Zakaryukin V.P., Abramov N.A. Upravlenie sistemami tyagovogo 'elektrosnabzheniya zheleznyh dorog [Management of railroad traction power supply systems] // Management of big systems. Is. 29. M., 2010. P. 201-213.

14. Mamoshin R. R., Borodulin B. M., Zelvyansky A.Ya., Titov A.F. Transformatory tyagovyh podstancij s povyshennym simmetriruyuschim 'effektom [Transformers of traction substations with the increased symmetrizing effect] // Vestnik of the Railway Research Institute. 1989. No. 4. Pp. 22-25.

15. Ter-Oganov E.V., Pyshkin A.A. 'Elektrosnabzhenie zheleznyh dorog [Power supply of the railroads]. Yekaterinburg. 2014. 431 p.

16. Shalimov M.G., Maslov G.P., Magay G.S. Sovremennoe sostoyanie i puti sovershenstvovaniya sistem 'elektrosnabzheniya 'elektricheskih zheleznyh dorog [Current state and ways of improvement of railroad power supply systems]. Omsk: 2002. 49 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.