Научная статья на тему 'Моделирование силовой подготовленности спортсменок в баскетболе и футзале'

Моделирование силовой подготовленности спортсменок в баскетболе и футзале Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / СИЛА / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СПОРТСМЕНКИ / БАСКЕТБОЛ / ФУТЗАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряшов Е.В.

Процесс развития спортивной науки и практики в последние годы претерпевает все большие изменения. Интенсификация тренировочного процесса, все возрастающая конкуренция между спортсменами высокой квалификации и другие тенденции в развитии международного спортивного движения предъявляют требования к пересмотру подходов в подготовке, структуре тренировочного процесса, изменению уровня развития двигательных качеств занимающихся. Не является секретом, что успешность выступления спортсменов на соревнованиях зависит от различных критериев, в число которых входят показатели подготовленности. С учетом возросших требований к выполнению больших, а чаще всего предельных для человеческого организма объемов тренировочной работы, огромных соревновательных перегрузок возникает необходимость в создании мощной атлетической базы для ведения эффективной конкурентоспособной спортивной борьбы во время соревнований. Только достаточный потенциал физической подготовленности дает возможность сформировать качественный фундамент для предстоящего строительства технически грамотного, тактически подготовленного, с определенным запасом функциональной устойчивости спортсмена, способного достичь вершины успеха в спорте. Изложенное выше и послужило определению выбора темы для проведения научных исследований. В работе представлены экспериментальные данные, полученные при проведении тестирования показателей уровня силовой подготовленности у спортсменок различной спортивной квалификации, специализирующихся в баскетболе и футзале. В исследовании приняли участие 177 спортсменок квалификации от ІІІ спортивного разряда до мастера спорта. Проведен сравнительный анализ этих показателей и даны практические рекомендации относительно их использования в тренировочном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование силовой подготовленности спортсменок в баскетболе и футзале»

моделирование силовой подготовленности спортсменок в баскетболе и футзале

УДК/UD 796.1

Информация для связи с автором: kudryashov-e-v@mail.ru

Поступила в редакцию 06.06.2015 г.

Кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент Е.В. Кудряшов1

'Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь

modeling of strength ABILITIEs iN WoMEN's BAsKETBALL AND futsal

Associate professor, PhD E.V. Kudryashov1 'Perm National Research Polytechnic University, Perm

Аннотация

Процесс развития спортивной науки и практики в последние годы претерпевает все большие изменения. Интенсификация тренировочного процесса, все возрастающая конкуренция между спортсменами высокой квалификации и другие тенденции в развитии международного спортивного движения предъявляют требования к пересмотру подходов в подготовке, структуре тренировочного процесса, изменению уровня развития двигательных качеств занимающихся. Не является секретом, что успешность выступления спортсменов на соревнованиях зависит от различных критериев, в число которых входят показатели подготовленности. С учетом возросших требований к выполнению больших, а чаще всего предельных для человеческого организма объемов тренировочной работы, огромных соревновательных перегрузок возникает необходимость в создании мощной атлетической базы для ведения эффективной конкурентоспособной спортивной борьбы во время соревнований. Только достаточный потенциал физической подготовленности дает возможность сформировать качественный фундамент для предстоящего строительства технически грамотного, тактически подготовленного, с определенным запасом функциональной устойчивости спортсмена, способного достичь вершины успеха в спорте. Изложенное выше и послужило определению выбора темы для проведения научных исследований. В работе представлены экспериментальные данные, полученные при проведении тестирования показателей уровня силовой подготовленности у спортсменок различной спортивной квалификации, специализирующихся в баскетболе и футзале. В исследовании приняли участие 177 спортсменок квалификации от Ill спортивного разряда до мастера спорта. Проведен сравнительный анализ этих показателей и даны практические рекомендации относительно их использования в тренировочном процессе.

Ключевые слова: моделирование, сила, подготовленность, спортсменки, баскетбол, футзал.

Annotation

The process of development of sport science and practice in recent years is undergoing big changes. The intensification of the training process, the ever-increasing competition between elite athletes and other trends in the development of the international sports movement necessitate revising training methods, the structure of the training process and changes in the level of development of motor qualities of those involved. It is no secret that the success of performance of an athlete in a competition depends on various criteria, which include fitness indicators. In view of the increased requirements to the implementation of large, and often limit to the human body volume of training work, enormous competitive overloads it is necessary to create a strong athletic base for effective competitive activity during a sports competition. Only in case of sufficient physical fitness potential one can form a quality foundation for further building of technically competent, tactically prepared, rather functionally stable athlete capable of reaching the pinnacle of success in sport. The stated above helped choose the topic for research.

The paper contains experimental data obtained during testing of strength fitness indicators of female athletes of different skill levels, specializing in basketball and futsal. 177 female athletes (III sports category to master of sport) were involved in the study. These indicators were compared and practical recommendations on their use in the training process were given.

Keywords: simulation, strength, fitness, female athletes, basketball, futsal.

Введение. Современные спортивные игры за последние годы претерпели ряд значительных изменений. Достаточно сравнить правила соревнований по баскетболу, футболу, настольному теннису и другим видам спортивных игр в конце прошлого столетия и начале ХХ1 в. Появление новой экипировки, напольных покрытий в залах, учета соревновательных особенностей. Все это закономерно привело к повышению отдельных результатов соревнований и как следствие коснулось системы подготовки спортсменов. В связи с этим указанные в статье проблемы являются актуальными и требуют досконального изучения.

Цель исследования - разработать модельные показатели и провести сравнительный анализ силовой подготовленности спортсменок различной квалификации, специализирующихся в баскетболе и футзале.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 177 спортсменок квалификации от Ill спортивного разряда до мастера спорта, специализирующихся в футзале и баскетболе.

На основе использования методики Б. М. Рыбалко и динамометра системы В. М. Абалакова у спортсменок исследовались показатели силы сгибателя и разгибателя бедра, сгибателя и разгибателя голени, подошвенного сгибателя стопы, сгибателя и разгибателя плеча, сгибателя и разгибателя предплечья, мышц кисти, сгибателя туловища. Полученные данные пересчитывались в значения относительной силы по формуле:

Таблица 1. Модельные характеристики силовой подготовленности баскетболисток различных спортивных разрядов

Исследуемые показатели МС КМС I разряд II разряд III разряд

X±mx р X±mx р X±mx р X±mx р X±mx

n=12 n=15 n=17 n=17 n=22

Относительная сила 5 мышечных групп ноги 4,88±0,02 <0,05 4,75±0,08 <0,05 4,55±0,05 <0,05 4,34±0,07 <0,05 3,51±0,04

Относительная сила 5 мышечных групп руки 2,47±0,07 >0,05 2,35±0,04 <0,05 2,15±0,03 <0,05 2,09±0,04 <0,05 2,01±0,02

Относительная сила 11 мышечных групп 7,65±0,02 <0,05 7,42±0,03 <0,05 7,15±0,03 <0,05 6,86±0,04 <0,05 5,85±0,03

Таблица 2. Модельные характеристики силовой подготовленности футболисток различных спортивных разрядов

МС КМС I разряд II разряд III разряд

Исследуемые показатели X±mx Р X±mx Р X±mx Р X±mx Р X±mx

n=14 n= 15 n=21 n=21 n=23

Относительная сила 5 мышечных групп ноги 5,05±0,08 >0,05 4,99±0,04 <0,05 4,92±0,07 <0,05 4,83±0,05 <0,05 4,71±0,02

где С0- относительная сила, Сд- абсолютная сила, м - масса тела спортсмена.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенные исследования показали, что рост квалификации спортсменок в баскетболе сопровождается повышением суммарных показателей относительной силы верхних и нижних конечностей, а также суммарного показателя силы 11 исследуемых мышечных групп (табл. 1).

Так, суммарные показатели относительной силы пяти мышечных групп ноги составили 3,51 у баскетболисток III спортивного разряда, 4,34 - у второразрядниц и 4,55 у спортсменок I разряда. У кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта соответственно 4,75 и 4,88 (при достоверности различий <0,05).

В суммарном показателе относительной силы пяти мышечных групп руки были получены следующие результаты: 2,01 -у спортсменок III спортивного разряда, 2,09 и 2,15 - у второразрядниц и перворазрядниц соответственно при достоверности различий (<0,05) с ростом квалификации спортсменок. У баскетболисток квалификации кандидата в мастера спорта и мастера спорта эти показатели составили 2,35 и 2,47 соответственно. Однако у квалифицированных спортсменок эти результаты недостоверны (р>0,05).

Динамика изменения уровня развития относительной силы 11 мышечных групп, то есть всех исследованных мышечных групп, характеризуется статистически значимыми изменениями от III спортивного разряда до мастера спорта (рис. 1).

Что касается, показателей силовой подготовленности спортсменок, занимающихся футзалом, также выявлены определенные закономерности. Полученные результаты характеризуются следующими особенностями: с ростом квалификации спортсменок изменяются результаты в тестировании силовых качеств. Особенно четкая взаимосвязь этих параметров с ростом квалификации наблюдается не по показателям силы отдельных мышечных групп, а их суммарного значения. Так, суммарные показатели относительной силы 5 мышечных групп ноги составили 4,71 на уровне III спортивного разряда, 4,83 - у второразрядниц, а у спортсменок I спортивного раз-

I Относительная сила 5 мышечных групп

I разряд

I разряд I разряд Кандидат Мастер в мастера спорта спорта

5,1 5 4,9 4,8 4,7 4,6 4,5

I

П

I Относительная сила 5 мышечных групп ноги

I разряд II разряд

I разряд Кадидат в мастера спорта

Мастер спорта

Рис. 1. Динамика изменения показателей относительной силы различных мышечных групп с ростом квалификации баскетболисток

Рис. 2. Динамика изменения показателей относительной силы 5 мышечных групп ноги с ростом квалификации футболисток

ряда достигли показателя 4,92, у футболисток квалификации кандидата в мастера спорта и мастера спорта составили 4,99 и 5,05 соответственно (рис. 2, табл. 2).

Особое внимание необходимо уделить анализу силовых показателей различных мышечных групп руки. При проведении работы в этом направлении были выявлены недостоверно значимые изменения в динамике этих показателей у спортсменок с различным уровнем подготовленности.

Выводы. Проведенные исследования позволяют отметить:

• Разработаны модельные показатели силовой подготовленности спортсменок различной квалификации, специализирующихся в баскетболе и футзале.

• Сравнительный анализ данных силовой подготовленности у спортсменок, занимающихся футзалом и баскетболом, выявил следующее: у футболисток всех уровней квалификации показатели силы 5 мышечных групп ноги выше, чем у баскетболисток. Не установлено достоверной взаимосвязи показателей относительной силы 5 мышечных групп руки с ростом квалификации футболисток.

• Полученные результаты могут быть использованы в качестве ориентиров уровня силовой подготовленности при организации тренировочного процесса в баскетболе и футзале.

Литература

1. Болотин А.Э. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с применением нормирования тренировочной нагрузки / А.Э. Болотин, В.А. Борисов, С.А. Скрипачев // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 11-14.

2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. - 3-е изд. - М.: Советский спорт, 2013. - 216 с.: ил.

3. Корягин В.М. Актуальные проблемы физической и технической подготовки баскетболисток высокой квалификации в процессе многолетней тренировки / В.М. Корягин // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2001. - № 5. - С. 6-13.

4. Костарев А.Ю. Теоретические основы педагогического моделирования в соревновательной деятельности спортсменов в русской лапте: дис. ... докт. пед. наук / А.Ю. Костарев. - Ижевск, 2006. - 360 с.

5. Кудряшов Е.В. Показатели развития силовых качеств у баскетболисток массовых разрядов / Е.В. Кудряшов, В.Д. Паначев, Ю.А.

Корепанов / Матер. Междунар. науч.-практ. конф., 26-27 февраля 2015 г. - Набережные Челны: Изд-во НФ Поволжской ГАФКСиТ, 2015. - С. 192-194.

6. Кудряшов Е.В. Построение и контроль тренировочного процесса в волейболе: монография / Е.В. Кудряшов. - Луганск, 2005. - 254 с.

7. Кудряшов Е.В. Содержание модели силовой подготовленности квалифицированных спортсменок в настольном теннисе / Е.В. Кудряшов / Матер. I Междунар. науч.-практ. конф. «Инновационные технологии в физическом воспитании, спорте и физической реабилитации, 13 марта 2015 г. - Орехово-Зуево: Изд-во Московского государственного областного гуманитарного института, 2015. - С. 24-28.

8. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

References

1. Bolotin A.E. Pedagogicheskaya model' fizicheskoy podgotovki kursantov vuzov PVO s primeneniem normirovaniya trenirovochnoy nagruzki (Pedagogical model of physical training of cadets of air defense universities using valuation of training load) / A.E. Bolotin, V.A. Borisov, S.A. Skripachev // Uch. zapiski un-ta im. P.F. Lesgafta. -2014. - № 9 (115). - P. 11-14.

2. Verkhoshanskiy Yu.V. Osnovy spetsial'noy silovoy podgotovki v sporte (Fundamentals of special strength training in sport) / Yu.V. Verkhoshanskiy. - 3rd ed. - Moscow: Sovetskiy sport, 2013. - 216 p.: il.

3. Koryagin V.M. Aktual'nye problemy fizicheskoy i tekhnicheskoy podgotovki basketbolistok vysokoy kvalifikatsii v protsesse mnogoletney trenirovki (Actual problems of physical and technical training in long-term training process in professional women's basketball ) / V.M. Koryagin // Fizicheskoe vospitanie studentov tvorcheskikh spetsial'nostey. - 2001. - № 5. - P.

Ключевые слова: бакалавр физической культуры, дидактическая модель, профессиональная подготовка, физическая культура и спорт.

Целью исследования является изучение проблем разработки дидактических моделей профессиональной подготовки спортсменов в системе физического воспитания в вузе в соответствии с принципами компетентностного подхода.

Методика и организация исследования. Основным способом достижения высокой результативности внедрения дидактических моделей профессиональной подготовки спортсменов в системе физического воспитания в вузе предлагается обучение будущих педагогов-спортсменов решению задач, структурно взаимосвязанных и профессионально ориентированных, с активным использованием инновационных приемов и способов.

Результаты исследования и их обсуждение. Совершенствование профессиональной подготовки спортсменов в системе физического воспитания в вузе рассматривалась как задача, в сущности, вполне традиционная, и на её решение направлялись научно-методическая работа вузов и усилия кафедр. Однако, как подчеркивали некоторые современные педагоги-исследователи: «... познать сложную систему - значит постоить её системную модель», что и определяет в качестве научно-практического направления в решении проблем подготовки спортсменов в системе физического воспитания в педагогических вузах создание дидактической модели их подготовки.

Дидактическая модель профессиональной подготовки спортсменов в системе физического воспитания в вузе должна представлять собой разумное сочетание необходимой полноты с простотой пользования и расчетов и как инструмент иссле-

6-13.

4. Kostarev A.Yu. Teoreticheskie osnovy pedagogicheskogo modelirovaniya v sorevnovatel'noy deyatel'nosti sportsmenov v russkoy lapte: dis. ... dokt. ped. nauk (Theoretical basics of pedagogical modeling in competitive activity of Russian lapta players: doctoral thesis (Hab.) / A.Yu. Kostarev. -Izhevsk, 2006. - 360 p.

5. Kudryashov E.V. Pokazateli razvitiya silovykh kachestv u basketbolistok massovykh razryadov (Indicators of strength qualities of female basketball players of mass categories) / E.V. Kudryashov, V.D. Panachev, Yu.A. Korepanov / Mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 26-27 fevralya 2015 g. (Proc. of Intern. theor.-pract. conf., February, 26-27 2015) - Naberezhnye Chelny: Publishing House of National Federation of Volga Region GAFKSiT, 2015. - P. 192-194.

6. Kudryashov E.V. Postroenie i kontrol' trenirovochnogo protsessa v voleybole: monografiya (Building and control of training process in volleyball: monograph) / E.V. Kudryashov. - Lugansk, 2005. - 254 p.

7. Kudryashov E.V. Soderzhanie modeli silovoy podgotovlennosti kvalifitsirovannykh sportsmenok v nastol'nom tennise (The essence of model of strength fitness of skilled athletes in women's table tennis) / E.V. Kudryashov / Mater. I Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Innovatsionnye tekhnologii v fizicheskom vospitanii, sporte i fizicheskoy reabilitatsii (Proc. of I Intern. theor.-pract. conf. "Innovative technologies in physical education, sport and physical rehabilitation"), March 13, 2015 - Orekhovo-Zuyevo: Publishing House of Moscow State Regional Humanitarian Institute, 2015. - P. 24-28.

8. Platonov V.N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpiyskom sporte. Obshchaya teoriya i ee prakticheskie prilozheniya (Athletic training system in Olympic sport. General theory and its practical applications) / V.N. Platonov. - Kiev: Olimpiyskaya literatura, 2004. - 808 p.

г.

дования и реализации подготовки должна отражать признаки, факты, связи, отношения в определенной области знания в виде простой и наглядной формы, удобной и доступной для анализа и выводов. Эти два требования, как легко заметить, являются противоречащими друг другу. С одной стороны, беспредельная детализация этой модели приведёт к неизбежному усложнению, что, естественно, затруднит, а в ряде случаев даже может сделать невозможной работу с моделью. С другой стороны, стремление к максимальному упрощению модели приведет к потере учета ряда важных факторов, которые могут оказывать существенное влияние на педагогический процесс.

Выводы. Согласно компетентностному подходу подготовка бакалавров по профилю «Физическая культура» к профессиональной деятельности на основе реализации дидактических моделей является главной целью, а разработка дидактической модели профессиональной подготовки спортсменов в системе физического воспитания в вузе связана с осознанием каждым педагогом содержания исходных факторов, с соотнесением их связей и содержания между собой, с опорой на образовательные технологии, ориентированные на активизацию познавательной деятельности студентов, со структурированием знаний, умений, навыков и компетенций по уровням: от общих до отдельных профессионально-педагогических дисциплин.

Использованная литература

1. Губа В.П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи: учеб. пособие / В.П. Губа и др. - М.: Советский спорт, 2008. - 206 с.

2. Романов В.А. Профессиональное образование в вузе: научный взгляд / В.А. Романов // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2014. - № 2. - Т. 1. - С. 57-61.

Информация для связи с автором: е-mail: romanov-tula@mail.ru

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

дидактическая модель как основа профессиональном подготовки спортсменов

в системе физического воспитания в вузе

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 09.11.2015

Доктор педагогических наук, профессор В.А. Романов1 1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.