Научная статья на тему 'Моделирование самовоспламенения перед фронтом пламени в двигателе с искровым зажиганием на основе детальной кинетики элементарных реакций'

Моделирование самовоспламенения перед фронтом пламени в двигателе с искровым зажиганием на основе детальной кинетики элементарных реакций Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
219
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬ С ИСКРОВЫМ ЗАЖИГАНИЕМ / ФРОНТ ПЛАМЕНИ / САМОВОСПЛАМЕНЕНИЕ / СТУК И ДЕТОНАЦИЯ / ДЕТАЛЬНАЯ КИНЕТИКА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ENGINE WITH SPARK IGNITION / FLAME FRONT / SPONTANEOUS IGNITION / KNOCK AND DETONATION / DETAILED KINETICS / MODELING

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Сеначин П. К., Сеначин А. П.

В статье приведены результаты численного моделирования пределов самовоспламенения смесей изооктана и н-гептана перед фронтом пламени в поршневом двигателе с искровым зажиганием в фазовой плоскости частота вращения угол зажигания при варьировании степени сжатия для смесей различного стехиометрического состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Сеначин П. К., Сеначин А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPONTANEOUS IGNITION MODELING BEFORE FLAME FRONT IN THE ENGINE WITH SPARK IGNITION ON THE BASIS OF DETAILED ELEMENTARY REACTIONS KINETICS

In article results of numerical modeling of spontaneous ignition limits of isooctane and n-heptane mixtures before flame front in the piston engine with spark ignition in a phase plane of rotation speed the spark-ignition angle at variation of compression degree for mixtures of various stechiometric structure are resulted.

Текст научной работы на тему «Моделирование самовоспламенения перед фронтом пламени в двигателе с искровым зажиганием на основе детальной кинетики элементарных реакций»

УДК 536.46+662.61

МОДЕЛИРОВАНИЕ САМОВОСПЛАМЕНЕНИЯ ПЕРЕД ФРОНТОМ

ПЛАМЕНИ В ДВИГАТЕЛЕ С ИСКРОВЫМ ЗАЖИГАНИЕМ НА ОСНОВЕ ДЕТАЛЬНОЙ КИНЕТИКИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ РЕАКЦИЙ

© 2011 П.К. Сеначин, А.П. Сеначин

Алтайский государственный технический университет им.И.И. Ползунова

Поступила в редакцию 17.03.2011

В статье приведены результаты численного моделирования пределов самовоспламенения смесей изооктана и н-гептана перед фронтом пламени в поршневом двигателе с искровым зажиганием в фазовой плоскости частота вращения - угол зажигания при варьировании степени сжатия для смесей различного стехиометрического состава.

Ключевые слова: двигатель с искровым зажиганием, фронт пламени, самовоспламенение, стук и детонация, детальная кинетика, моделирование

Проблема жесткого сгорания, со стуком или детонацией, в двигателях внутреннего сгорания с искровым зажиганием все еще далека от окончательного решения [1-3]. В настоящее время исследователи решают эту задачу с привлечением детальной кинетики химических реакций [4-8]. Однако, неэмпирические детальные кинетические механизмы (ДКМ) окисления углеводородов бензиновых фракций содержат тысячи элементарных реакций и сотни частиц, что является серьезным препятствием для применения подобных ДКМ при численном моделировании процессов горения в ДВС. Кроме того, в настоящее время эти ДКМ или отсутствуют или практически недоступны (полностью не опубликованы). Предлагаемая работа посвящена численному моделированию самовоспламенения смеси изооктана и н-гептана с воздухом на основе сокращенного детального кинетического механизма (ДКМ).

Принятый в данной работе на основе разработок специалистов Института химической физики им.Н.Н. Семенова РАН, ДКМ 43/31 включает 43 реакции и 31 частицу (табл. 1) и состоит из: блока самовоспламенения и редукции к углеводородам С1-С2 (реакции 128) и блока реакций самовоспламенения С1-С2 (реакции 29-43) [5-7]. Верификация ДКМ 43/31 на гомогенном реакторе идеального смешивания показала, что он удовлетворительно воспроизводит двухстадийность воспламенения

Сеначин Павел Кондратьевич, доктор технических наук, профессор кафедры двигателей внутреннего сгорания. E-mail: senachinpk@mail.ru Сеначин Андрей Павлович, инженер кафедры двигателей внутреннего сгорания. E-mail: an-drey.senachin @myttk.ru

углеводородов [8], результаты расчетов близки к результатам моделирования по ДКМ 284/43 и другим [5-7]. Постановка задачи соответствует работе [9]. Моделирование проводится применительно к характеристикам двигателя автомобиля «Renault Logan» типа «K7J710» размерностью 4Ч 7,95/7 для модельных смесей, соответствующих бензину с октановым числом (ОЧ), равным 90.

Таблица 1. Сокращенный ДКМ смесей изооктана и н-гептана с воздухом

№ п/п Механизм 43/31

1 С7Н16 ^ С7Н15 + Н

2 С7Н15 > С бН 12 + СН3

3 СбН12+О2^С2Нз + С2Н5 + СН4 + СО2

4 С7Н16+ОН—С7Н15+ Н2О

5 С7Н15+О2 ^ С7Н15 О2

6 С7Н15О2 ^ С7Н15 + О2

7 С7Н15О2 + С7Н16—С7Н15О2Н+ С7Н15

8 С7Н16+ О2 ^ С7Н15 + НО2

9 С7Н16 + СН3О2—СН3О2Н + С7Н15

10 С7Н15 О2Н—^ С7Н15 О + ОН

11 С7Н15О—СН11+СН3+ ОН

12 СН11+2О2—С2Н3+ 2СН4+ 2СО2

13 С7Н15О2+ С7Н15—2С7Н15О

14 С7Н15О2+НО2—С7Н15О2Н + О2

15 С7Н15+НО2—С7Н15О + ОН

16 СН18—СН17+ Н

17 СН17—СН12+ С2Н5

18 СН18 + ОН—СН17+ Н2О

19 СН17 +О2—СН17О2

20 СН17О2—СН17 + О2

Продолжение таблицы

21 СН17О2+ С 8Н\8 ^ С8Н17О2Н + СН17

22 CH18+02^CHn+H02

23 СНм+СНО^СНОИ + СН17

24 СН17О2Я ^СН^О + ОН

25 СН170 ^ С6Н11+СН3+ СН3О

26 с^о+снП^с^о

27 С8Н17О2+ НО^СНОН + О2

28 С8Н17+НО2^С8Н17О+ ОН

29 Н + 02^Н02

30 ОН +Н202^Н02+ Н2О

31 Н2О2^2ОН

32 2НО2^Н2О2+Н2О

33 СН20+0Н^НС0+Н20

34 НСО + о2^Н2О +СО

35 снъ+о2^снъо2

36 сн3о2^сн3+о2

37 снэо2^сно + он

38 снъо ^сн2о+Н

39 С2Н4+ ОН^СННО

40 С2Н3+ 02^С2Н2 + НО2

41 с2н3+сн2о^нсо + С2Н4

42 С2Н5+02^С2НА + НО2

43 с2н5+он^сн3+ сн3о

• S-1

V = Vc —2— sin ф

f

\

1 +

cos^

2 • 2 sin ф

(1)

где V = ёУ/ёф- производная объема по углу

ПКВ; Ус - объем камеры сгорания; е - геометрическая степень сжатия; Х=г/1 - отношение радиуса кривошипа к длине шатуна; - объема свежей смеси (термическое уравнение состояния идеального газа)

V ={ma/Mu )(1 - X )RTjp

(2)

где та - полная масса смеси в цилиндре двигателя; Ми - средняя молекулярная масса свежей смеси; Я - универсальная газовая постоянная; Ти - температура зоны свежей смеси; р - давление в цилиндре двигателя; х - массовая доля сгоревшей смеси в цилиндре двигателя; - объема продуктов сгорания

Vb = V - Vu

(3)

- динамики скорости горения топливнои смеси (массовой доли)

X = ■

f. 1-Х

2пп Vu

VS

u2 + u2

(4)

где Ff - площадь поверхности фронта пламени, определяемая как поверхность сферических сечений рабочего объема через приведенную координату фронта пламени rf и текущую координату поршня z; п - частота вращения ко-ленвала;

- нормальной скорости пламени

Su = Su0 (P/Po Р (Tu T )mT , (5)

где Su0 - нормальная скорость пламени при нормальных условиях; p0, T0 - давление и температура при нормальных условиях;

- скорости турбулентных пульсаций на фронте пламени

ut = knop(unop) - 4rnkпор

= 4,2rn

(6)

Математическая модель процесса фронтального горения смеси в ДВС с искровым зажиганием и самовоспламенения (теплового взрыва) перед фронтом пламени включает уравнения (в функции угла ПКВ ф): - динамики объема для одного цилиндра двигателя

где кпор и (иПОр^ - эмпирический коэффициент

и средняя скорость поршня; - динамики давления в цилиндре двигателя (энергии всей системы)

V - V

R

C

- Vb

R

pu

C

- pV + х

R ( H

C

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

pb

pb у

H

Vu Vb

= -pX\ ----

1 - X

R

, "" 1 + öu^ + Qb

1 - x x у C

R

pu

C

pb

(7)

где Qu и Qb - теплообмен со стенками цилиндра, поршня и крышки зон свежей смеси и продуктов сгорания соответственно; Сри, СрЬ, и Ни, Нь - средние молярные теплоемкости и энтальпии свежей смеси и продуктов сгорания; - скоростей химических реакций в зоне свежей смеси

Жг = кр (р/р0 )к,Тп- ПА • ехр(- Е,/ЯТ)

(8)-(50)

где кр - коэффициент влияния давления на скорость химической реакции; к/ и Е^ - пре-дэкспонент константы скорости и энергия активации /-ой реакции (таблица 1); Ау - концентрации 7-ой компоненты частиц, вступающих в г-ю реакцию);

- динамики температуры свежей смеси

( •

Т

я

Т с

ри

л

р +. ^

1

Р РУи 2ППР

УкЖ

(51)

где кI - теплота (энтальпия) I-ой реакции; - средней температуры продуктов сгорания (для идеального газа)

Т = рУМь/(таЯх)

(52)

где Мь - средняя молекулярная масса продуктов сгорания;

- динамики концентраций компонентов свежей смеси (частиц)

• Ж, А, + А, ] 2п ]

(

Р Т ят

и у Ж

Р Ти 2ППР

\

(53)-(83)

холоднопламенной стадии, а при переходе ко второй стадии самовоспламенения, проходит третью точку перегиба. Затем в процессе объемного взрывного горения оставшейся смеси температура резко возрастает. При наступлении холоднопламенной стадии самовоспламенения резко возрастает и затем падает концентрация изооктанового перекисного радикала СНпОг, при этом максимальное значение концентрации достигает 4600 ppm (рис. 2, линия 2).

и начальные условия в моменты закрытия впускного клапана (индекс а) и зажигания (индекс 1):

ф=фа,.--Р=Ра,.-- Ти=Та,^А}=Аа} (84)

Ф=Ф1,...Р=Р1,... Ти=Т1,.А]=Аа] (85)

Численное интегрирование системы уравнений (1)-(85) проводилось по собственной программе с привлечением специальных методов интегрирования систем жестких уравнений. На рис. 1 представлены зависимости критического угла опережения зажигания, обеспечивающего сгорание без стука и детонации, от частоты вращения коленчатого вала при различных значениях степени сжатия и коэффициентах избытка воздуха. Характер зависимостей соответствует результатам, ранее полученным в [9] с использованием макроки-нетического уравнения для химической реакции самовоспламенения смеси перед фронтом пламени. Видно, что существует вполне определенная область углов зажигания, для которых в некоторый момент времени фронтальный режим горения смеси переходит в объемный (со стуком или детонацией) из-за самовоспламенения смеси перед фронтом пламени.

На рис. 2 приведена динамика самовоспламенения (теплового взрыва) стехиометри-ческой смеси (а=1,0) перед фронтом пламени при степени сжатия е=11 и частоте вращения вала п=2500 мин-1 для значения угла зажигания ф1=30 Град ПКВ. Можно отметить следующие особенности динамики процесса самовоспламенения. Температура смеси перед фронтом пламени Ти после момента зажигания плавно растет в результате процессов сжатия поршнем и продуктами фронтального горения смеси. Далее она проходит 2 точки перегиба во время

1000 2000 3000 4000 Частота вращения, 1/мин а=0,8

5000

0 10

Е 0

а -10

1-4

1 -20

I

Я и -30

Я -40

И

Ч о -50

* -60

д. - е=9 -е=10 -£=11

ь

* -----

>

/

И г

1000 2000 3000 4000 5000 Частота вращения, 1/мин

а=1,0

е~9 е=10 £ = 11

>>

г

т 10

В 0

Д -10

1 -20

Е

2 -зо

I -40 | -50

-60

0 1000 2000 3000 4000 5000 Частота вращения, 1 /мин

а=1,2

Рис. 1. Графики зависимостей критического угла зажигания ф от частоты вращения вала п при различных значениях степени сжатия е для смесей разного стехиометрического состава. Вне полуострова самовоспламенение отсутствует, внутри полуострова - область стука или детонации

Рис. 2. Динамика самовоспламенения смеси

перед фронтом пламени: 1 - динамика температуры смеси перед фронтом пламени Ти; 2 - концентрация изооктанового перекисного радикала С8Нц02 в единицах ррт; 3 - динамика дифференциального критерия самовоспламенения С1пТи/С1пр

Динамика дифференциального критерия самовоспламенения [2]

СТи/Ср=Ти/р или С\пТи/Сщ>=сот1 (86)

(безразмерной функции процесса) следующая. В начале фронтального горения смеси его значение близко к нулю, во время холоднопла-менного процесса перед фронтом пламени его величина достигает нескольких единиц (порядка 1-3) и падает практически до нуля. Причем локальный максимум функции совпадает с максимумом концентрации изооктанового пе-рекисного радикала С8Н1702 (рис. 2, линия 3). Затем при переходе к второй стадии теплового взрыва величина критерия самовоспламенения снова резко возрастает и достигает максимального значения порядка 120. Поэтому при моделировании углеводородных смесей с детальной химической кинетикой в ДВС с искровым зажиганием в качестве условия самовоспламенения смеси можно принять достижение критерием самовоспламенения С1пТи/С1пр численного значения порядка 20-30. Отметим, что ранее при теоретическом решении задач самовоспламенения смеси при адиабатическом сжатии, в том числе в ДВС с искровым зажиганием [2, 9], с уравнением глобальной химической кинетики (макрокинетики), численное значение критерия принималось равным единице С1пТи/С1пр=1.

Выводы: численное моделирование самовоспламенения смеси перед фронтом пламени в ДВС с искровым зажиганием с на основе ДКМ 43/31 показывает: - предложенный ДКМ 43/31 для смесей изоок-тана и н-гептана с воздухом удовлетворительно

описывает процесс самовоспламенения смеси перед фронтом пламени в ДВС с искровым зажиганием и может быть использован для прогнозирования пределов стука или детонации в двигателях;

- подтверждено существование полуострова самовоспламенения смеси перед фронтом пламени в фазовой плоскости частота вращения вала - угол зажигания, ранее полученного с использованием уравнения макрокинетики [9];

- с использованием ДКМ подтверждено влияние термодинамических, конструктивно-геометрических, динамических и других параметров процесса на самовоспламенение смеси перед фронтом пламени в ДВС с искровым зажиганием, ранее полученное при использовании уравнения макрокинетики;

- при самовоспламенении углеводородных смесей в ДВС с искровым зажиганием динамика температуры перед фронтом пламени имеет три точки перегиба по причине двуста-дийности процесса;

- при самовоспламенении смесей изооктана и н-гептана в ДВС с искровым зажиганием концентрация изооктанового перекисного радикала С8Н1702 последовательно проходит четко выраженные максимум и минимум на первой (холоднопламенной) стадии процесса, а на второй стадии (перехода к объемному взрыву или детонации) стремится к нулю, что может быть использовано при численном моделировании процесса;

- предложенный в [2] дифференциальный критерий С1пТи/С1пр при самовоспламенении смесей изооктана и н-гептана с воздухом в ДВС с искровым зажиганием имеет 2 максимума, причем первый является слабовыраженным с численным значением 1-3 при прохождении холоднопламенной стадии (с дальнейшим снижением практически на порядок), а второй на стадии перехода к взрыву является пикооб-разным (подобным дельта-функции) с максимальным значением порядка 100-120 с дальнейшим стремлением к нулю (при численных расчетах за критерий самовоспламенения можно положить достижение его значения порядка 20-30).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воинов, А.Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях / А.Н. Воинов. - М.: Машиностроение, 1977. 277 с.

2. Сеначин, П.К. Самовоспламенение газа перед фронтом пламени в закрытом сосуде / П. К. Сена-чин, В.С. Бабкин // Физика горения и взрыва. 1982.Т. 18, № 1. С. 3-8.

3. Bradley, D. Influence of Autoignition Delay Time Characteristics of Different Fuels on Pressure Waves and Knock in Reciprocating Engines / D. Bradley, G.T. Kalghatgi // Combustion and Flame. 2009. Vol. 156, No. 8. P. 2307-2318.

4. Варнац, Ю. Моделирование процессов горения с помощью детальной кинетики элементарных реакций / Ю. Варнац // Химическая физика. 1994. Т. 13, № 2. С. 3-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Басевич, В.Я. Сокращенная кинетическая схема для моделирования самовоспламенения воздушных смесей изооктана и н-гептана в течение периода индукции применительно к двигателям внутреннего сгорания / В.Я. Басевич, С.М. Фролов // Химическая физика. 1994. Т. 13, № 8-9. С. 146156.

6. Басевич, В.Я. Моделирование самовоспламенения изооктана и н-гептана применительно к условиям ДВС / В.Я. Басевич, А.А. Беляев, В. Брандштетер

и др. // Физика горения и взрыва. 1994. Т. 30, № 6. С. 15-25.

7. Басевич, В.Я. Моделирование задержек самовоспламенения метановоздушных смесей в двигателе внутреннего сгорания / В.Я. Басевич, В.И. Веденеев, В.С. Арутюнов // Физика горения и взрыва. 1994. Т. 30, № 21. С. 7-14.

8. Сеначин, А.П. Численное моделирование самовоспламенения смесей изооктана и н-гептана с воздухом перед фронтом пламени в поршневых двигателях с искровым зажиганием / А. П. Сена-чин, П.К. Сеначин // Ползуновский вестник. 2010. № 1. С. 3-12.

9. Сеначин, П. К. Самовоспламенение смеси перед фронтом пламени в поршневых двигателях с искровым зажиганием / П.К. Сеначин, В. С. Бабкин, А.В. Борисенко // Физика горения и взрыва. 1997. Т. 33, №6. С. 3-13.

SPONTANEOUS IGNITION MODELING BEFORE FLAME FRONT IN THE ENGINE WITH SPARK IGNITION ON THE BASIS OF DETAILED ELEMENTARY REACTIONS KINETICS

© 2011 P.K. Senachin, A.P. Senachin Altay State Technical University named after I.I. Polzunov

In article results of numerical modeling of spontaneous ignition limits of isooctane and n-heptane mixtures before flame front in the piston engine with spark ignition in a phase plane of rotation speed - the spark-ignition angle at variation of compression degree for mixtures of various stechiometric structure are resulted.

Key words: engine with spark ignition, flame front, spontaneous ignition, knock and detonation, detailed kinetics, modeling

Pavel Senachin, Doctor of Technical Sciences, Professor at the Internal Combustion Engines Department. E-mail: senachinpk@mail.ru

Andrey Senachin, Engineer at the the Internal Combustion Engines Department. E-mail: andrey.senachin@myttk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.