УДК 159.92
Чернышева Наталья Степановна
кандидат психологических наук, доцент Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
chrnshv@yandex.ru
МОДЕЛИРОВАНИЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Анализируются данные, собранные на основе преподавания учебного спецкурса. Изложено исследование программ самосовершенствования студентов психологического факультета. Самосовершенствование студентов представлено в многообразии форм. Описаны уровни и стадии самосовершенствования. Делаются выводы о важности самосовершенствования как жизненной стратегии личности.
Ключевые слова: творчество, развивающаяся личность, самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование, самосозидание.
В любой деятельности важно наметить пути развития умений и навыков, определяющих ее успешность. В преподавании психологии необходимо сформировать стремление студентов к «личностному росту», «саморазвитию» и «самосозиданию». Направленность на самосовершенствование способствует достижению личностной зрелости, свидетельствует об успешной профессиональной идентификации студентов-психологов [3]. Отсюда особая потребность вузовского образования в учебных курсах, ориентирующих учащихся на жизнетворчество.
В поле терминов, предполагающих самостоятельную работу личности над собственным развитием, можно выделить три смысловых центра: «самовоспитание», «саморазвитие» и «самосовершенствование». Задаваемые ими векторы изменений представлены на протяжении всей жизни человека, устремленного к высшим духовным и нравственным ценностям. Однако их значимость на конкретных стадиях личностно-профессиональ-ного развития является разной. «Самовоспитание» более характерно для начальных этапов личностного роста, когда человек осознает необходимость самокоррекции и готовность заниматься ею. «Саморазвитие» проявляется наиболее интенсивно тогда, когда возникают цели, для достижения которых требуется сформировать новые навыки. «Самосовершенствование» связано с периодами осмысления личностью своего жизненного пути и актуализацией стремления к идеалу.
Термин «самосовершенствование» отличается от родственных понятий тем, что ориентирует студентов на образ совершенного человека, на образцы гуманности и духовности. Неслучайно слово «самосовершенствование» используется в православной антропологии и семантически близко словам «самосозидание» и «жизнетворчество». Стремление к совершенству («теозису») помогает уйти от сугубо прагматических потребностей и мотивов, направить свои усилия на утверждение общечеловеческих гуманистических ценностей.
Обращение к вопросам самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования способствует усвоению культуры. Это особенно важно в пери-
од вузовского обучения, когда «средствами образования» [2] идет формирование мировоззрения молодежи. Поэтому во Владимирском государственном университете им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, а ранее и во Владимирском государственном гуманитарном университете, в течение двенадцати лет преподавалась учебная дисциплина «Самосовершенствование личности». Целью спецкурса было осознание студентами необходимости само-акутализации личности, предупреждение у них личностных деформаций, формирование стремления к творческой деятельности. Предметом спецкурса «Самосовершенствование личности» была личность, способная стать субъектом собственной жизни, достичь раскрытия собственной индивидуальности.
Преподавание данной дисциплины основывалось на понимании саморазвития как особого вид развития [5], ориентированного на творческую деятельность и достижение целей, осознаваемых и выбираемых личностью самостоятельно. Понятие «самосовершенствование» выступало по отношению к «саморазвитию» как более широкое, включало его в себя как один из образующих компонентов и означало направленность личности на духовный и нравственный рост. Учебная дисциплина [4] была построена так, что по мере прохождения курса росло количество заданий, требующих самостоятельной работы студентов.
Спецкурс состоял из четырех тематических блоков: 1) аналитического - систематизирующего современные отечественные и зарубежные концепции личности, помогающего студентам осмыслить барьеры и источники личностного роста, определить роль и место психолога в современном мире; 2) рефлексивного - расширяющего опыт самопознания и подготавливающего учащихся к творческой деятельности. Его целью было самоопределение студентов в выборе творческой или приспособительной стратегий поведения; 3) блока самореализации, включавшего анализ трех аспектов самосовершенствования личности (телесного, социального и духовного) в условиях современности; 4) блока проектирования будущей жизнедеятельности, завершающегося работой над проектом
150
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
© Чернышева Н.С., 2016
самосовершенствования (содержание и оформление программы продумывались студентами самостоятельно).
Для педагогической оценки программ использовались следующие критерии: наличие у программы продуманной теоретической основы, объясняющей выбор направления и способы самосовершенствования; самостоятельность в представлении материала; оригинальность оформления работы. Всего было получено 536 программ студентов психологического факультета как очного, так и заочного обучения.
Исследование программ самосовершенствования студентов психологического факультета. Обращаясь в программах к своему будущему, студенты определяли, какое место в их дальнейшей жизнедеятельности займет самосовершенствование. Это определение зависело от того, насколько ценностным для авторов программ было самосовершенствование.
По критерию щенностность самосовершенствования» программы были поделены на две группы: те, в которых самосовершенствование выступало как центральная, стрежневая линия общих изменений (целостное представление о самосовершенствовании), и те, в которых предполагалось самосовершенствование отдельных учебных или деловых показателей: познавательных, коммуникативных, интеллектуальных и т.д. (фрагментарное представление о самосовершенствовании).
Наличие целостного представления свидетельствовало о том, что автору программы была важна сама идея непрерывного развития личности, что ему была понятна взаимосвязь физических, социальных и духовных изменений, приближающих человека к высоким нравственным идеалам. При фрагментарном представлении о самосовершенствовании автор программы стоял перед задачей
частных изменений: преодоление лени, повышение организованности, отработка навыков саморегуляции эмоционального состояния, владение ораторским искусством.
Исследование показало, что большинство студентов-психологов (389, или 72,6%, работ) дорожат возможностями саморазвития, стремятся к личностному росту, творчеству, осмысленности жизни в целом. Профессиональное самосовершенствование рассматривалось ими как важная составляющая в раскрытии собственного творческого потенциала, способствующая формированию индивидуальности, ответственности, самостоятельности человека; стратегия самосовершенствования у них связывала прошлое, настоящее и будущее.
Вместе с тем 147 авторов (27,4%) представили программы самосовершенствования в конкретных отдельных направлениях развития. Примечательно, что работы с целостным и фрагментарным представлением о самосовершенствовании различались не только количественно, но и качественно, в частности, по числу программ-«репродукций», сконструированных на основе чужих работ (психологических концепций, методических пособий, сценариев тренингов). Авторы программ в случае заимствований ссылались на источники, послужившие им основой, однако их собственная активность проявлялась лишь в выборе и обосновании материала. Таких «репродуктивных» работ среди программ с целостным представлением о самосовершенствовании было 13,1 % от их общего числа, а среди работ с фрагментарным представлением о самосовершенствовании - 16,3 %.
Презентация программ осуществлялось в разных формах. Студенты самостоятельно выбирали ее форму (индивидуально или в присутствии однокурсников). Они использовали музыку, пластику, лепку, поэзию, умение декорировать содержание
Форма предст. Уровень самосовершенств. ^^^^^^ Представление о самосовершенствовании
целостное фрагментарное £
символ. аналит. смешан. символ. аналит. смешан.
Самопознание 2 4 2 2 1 11 (2,1%)
Преодоление недостатков 19 11 7 6 16 13 72 (13,4%)
Адаптация 6 18 11 14 3 52 (9,7%)
Самоутверждение 21 18 17 2 5 7 70 (13%)
Самореализация 59 27 17 4 26 23 156 (29,2%)
Творчество 8 3 13 2 2 7 35 (6,5%)
Внешняя и внутренняя гармония 40 49 37 1 4 9 140 (26,1%)
I 155 130 104 15 69 63 536 (100%)
Репродукция 10 27 14 1 22 1 75 (14%)
I 389 / 72,6% 147 /27,4%
I 536 / 100%
Таблица 1
Распределение программ по уровням самосовершенствования и видам представлений о самосовершенствовании
своих работ. В зависимости от формы преподнесения все программы были поделены на три группы: выполненные в символической, аналитической или смешанной форме (см. таблицу 1).
Программы, выполненные в символической форме (170 работ, или 31,7%), отличались образность, метафоричностью, ассоциативностью. Центральный образ в таких программах обладал выразительностью, свидетельствовал об эмоциональных переживаниях, возникавших у студентов при выполнении задания, и придавал работе эстетическую ценность. Если исходить из определения символа, согласно которому он «есть, прежде всего, волнение, данное в средствах изобразительности; и наоборот: средства выразительности даны в волнении», то символизм во всех его проявлениях «есть само творчество...» [1, с. 77]. Символы и образы подчас открывали в программе больше, чем было прямо заявлено автором. Так, например, в программе изображался «кувшин жизни», наполненный золотыми монетками. Однако надписи на них означали «здоровье», «родители», «любовь», «разум», «оптимизм», «память об истоках».
Аналитические программы (199 работ, или 37,1%) содержали аргументы в пользу сделанного выбора, формулировали цель и логически описывали ее достижение. Смешанная форма (167, или 31,2%) означала применение обоих видов оформления материала, когда программные тезисы студентов иллюстрировались символами и метафорами. В итоге среди полученных программ преобладали работы, в которых использовалась образность (337, или 62,9%).
Распределение работ по критерию «степень осмысленности самосовершенствования» позволило определить уровень самосозидания, на котором находится автор. Осмысленность программы определялась по таким показателям, как реализм (соответствие возможностям автора и среды), самостоятельность (опора на внутренние, а не на внешние ресурсы, самодетерминация поведения), цель самосовершенствования (конечный желаемый результат), действенность программы (включенность в развитие, а не только его планирование), понимание открытости процесса развития (недостижимости завершения).
Следует заметить, что были работы, в которых называлось несколько целей, однако, как правило, автор отдавал приоритет какой-то одной из них. Кроме того, при распределении работ по данному показателю учитывалось, какая именно цель содержалась в программе. В итоге были выделены следующие уровни самосовершенствования автора:
- самоанализ на основе самопознания (11 работ, или 2,1%). Этому уровню соответствовали программы, авторы которых стремились разобраться в своих особенностях и описывали те личностные черты или способности, которыми обладали
(цель - самопознание). Большую часть содержания таких программ составлял анализ результатов проведенной самодиагностики, описание пройденных этапов становления или рассказ о прошлых достижениях. Будущее не получало полноценного обсуждения, оно оставалось неопределенным, не-конкретизированным. Например: «С самого детства я посещала большое количество кружков. У меня разносторонняя натура [далее следует рассказ о прошлых талантах и достижениях - прим. автора статьи]. Но ничего из этих увлечений не сохранилось. Главное сейчас - получить диплом, а потом развития не будет, только семья». Именно в этой группе были наиболее пессимистичные программы, когда автор еще не способен определить, что он ищет, что ему нужно, и только цитирует чужие строки, отвечающие его состоянию:
«Ты капитан, корабль - судьба.
На нем лишь ты и нет матросов.
Ты ищешь в море острова,
Где есть ответы на вопросы»;
- самокоррекция для преодоления выявленных недостатков (72 работы, или 13,4%). В программах данного уровня студенты сосредотачивались на собственных трудностях, описывали проблемы, с которыми не могут справиться, и подбирали в научной и научно-популярной литературе конкретные технологии для достижения цели - преодоления своих недостатков (неумения справляться с негативными эмоциями, неорганизованности, лени, неуверенности, тревожности, игровой или другой зависимости). Так, например, борьба с табачной зависимостью изображалась с помощью цветных картинок, на которых автор отразила свои последовательно сменяющиеся состояния: острое желание курить; занятия спортом; применение заменителей табака (конфеты); уход от общения с теми, кто злоупотребляет курением; правильный режим дня; тренинг по преодолению зависимости и т.д.;
- самообразование для улучшения общественного положения, для успешной адаптации (52 работы, или 9,7%). Авторы данных работ начинали с признаний в том, что в силу обстоятельств не смогли своевременно получить знания или важный, с их точки зрения, опыт. Они отмечали, что вуз стал для них способом расширить кругозор, продвинуться на пути развития собственной личности, дал сведения, необходимые для улучшения статуса и роста в профессиональной области. Диплом о высшем образовании представлялся авторам таких программ своеобразным «счастливым билетом», который изменит их социальное положение. В будущем они планировали поддерживать определенный уровень компетентности, необходимый для сохранения достигнутого положения, и не задавались мыслями о продолжении самосовершенствования. Типичный пример подобных работ - программа в форме большой открытки в ро-
зовых тонах, украшенной бумажными цветами. Ее создательница определяла самосовершенствование как «развитие в разных направлениях»: обустройство дома, внимание к близким, получение прав на вождение автомобиля, его приобретение, изучение иностранного языка, заграничные путешествия. Распространенным символом самосовершенствования в подобных работах становилась гора, которую собирался одолеть автор программы. Горы рисовались и клеились из бумаги, воспроизводились в электронных презентациях;
- саморазвитие для самоутверждения (70 работ, или 13%), целью которого было достижение нового положения среди коллег или однокурсников. В этих программах намечались амбициозные проекты: создание и развитие собственного бизнеса, заграничные командировки, приобретение модного автомобиля или получение высокой должности, что становилось символом социального роста. Одно из наиболее распространенных слов в таких программах - «конкурентоспособность». Движение к такому самосовершенствованию символически изображались в виде лестницы со ступеньками и мишени или спирали, главное звено которых обозначалось словом «успех»;
- профессиональная самореализация (156 работ, или 29,2%), когда для автора наибольшей ценностью была интересная, открывающая новые возможности работа, способная приносить высокий доход. Но сам доход в данном случае рассматривался как показатель профессионализма, карьеры, позволяющей заниматься тем, что приносит удовольствие: уделять время телесному здоровью и внешнему облику (спорт, фитнесс, правильное питание), путешествовать, наполнять свою жизнь эстетикой и искусством. При таком подходе особую важность приобретали способности, которые необходимы для больших достижений, поднимающих над обыденной жизнью. Программы воплощали мечты студентов о продуктивной жизни: «Сначала все в розовых очках. Потом - толчок или ситуация. Начинаешь думать: что же мне интересно, что я могу. Копаешься в себе, думаешь о работе, в которой полностью реализуешься. Созреваешь для семьи и детей. Получаешь материальное вознаграждение: машину, дачу и т.д. Чего-то не хватает. Идешь в другой институт - получаешь диплом, теперь новые горизонты, видишь свою работу по-другому, возникают новые возможности» (из выступления студента, презентирующего свою программу). Такие программы часто иллюстрировались уходящими вверх ступенями. Это могли быть мраморные или позолоченные лестницы высоких башен; ступени, ведущие на пьедестал или в небо. Частыми символами самосовершенствования становились корабли, уплывающие вдаль; маяки в безбрежных морских просторах, деревья, тянущиеся вверх, на ветвях которых крепились
плоды - почетные грамоты, дипломы, компьютеры. Таблицы и схемы отражали графики движения автора программы к поставленным целям;
- саморазвитие творческого потенциала (35 работ, или 6,5%), когда главной ценностью для автора программы становилось творчество в его разных проявлениях, а лучшим достижением -креативность созданного. К таким программам прилагались стихи, картины, глиняные скульптуры, фотографии, собственные учебные программы, изобретенные кулинарные рецепты. Студенты рассказывали о своих творческих увлечениях, утверждая, что творчество помогает им украсить и разнообразить собственную жизнь. Традиционные символы таких программ - гусеницы, меняющие свое обличье и превращающиеся в бабочку, композиции из высушенных растений, забавные или романтичные куклы-человечки, символические изображения искусственного интеллекта и т.д.;
- самосовершенствование (140 работ, или 26,1%), когда автору было важно осмыслить жизнь, определить главное в обычном человеческом существовании. Их авторы реалистично, в соответствии с собственными возможностями были готовы принять мир и окружающих людей, находя в нем гармонию и красоту. В данных работах осуществлялся выбор жизненного пути в главном, без той детализации, которая присутствовала в работах, выполненных на других уровнях. Здесь авторы размышляли о том, что дает человеку общение с другими, о том, как не раствориться в текущем потоке времени и не растратить время и силы. Так, например, одна из программ самосовершенствования представляла собой дневник с записями о ежедневных событиях. В первой половине дневника записи заканчивались негативно: «Ненавижу себя (погоду, сестру, соседей, всех и т.д.)». Вторая половина дневника постепенно уводила от этого мрачного состояния, рассказывая о посещении тренингов и чтении книг по психологии, о судьбах выдающихся психологов, помогающих «ценить свою жизнь и судьбу», видеть свою уникальность. Стремление к акме-вершине физического, психологического и духовного развития - облекалось в таких программах в символы вечнозеленого дерева, человеческой фигуры, погруженной в размышления.
Философское отношение к жизни способствовало тому, что в подобных программах не только разрабатывались модули, помогающие достичь физического, нравственного и психологического здоровья, но и возникали аллегорические иллюстрации (например, изображение ящерицы, балансирующей на тоненькой веточке дерева). Она символизировала цель - «адаптирующуюся личность, способную сохранить себя в любых социальных условиях стойкой, красивой, сильной» [из студенческой программы].
Выводы. Анализ программ показал, что студенты психологического факультета, несмотря на общую для них акмеологическую направленность образования, находятся на трех разных стадиях осознанности самосовершенствования:
- на стадии самовоспитания, объединяющей этапы самопознания и самокоррекции (83 работы, 15,5%). Тем, кто находится на данной стадии, предстоит разобраться в самих себе, поработать над саморегуляцией, задуматься над смыслом своего существования;
- на стадии саморазвития (278 работ, 51,9%), объединяющей уровни самоадаптации, самоутверждения и самореализации. Студентам, чьи программы соответствуют данной стадии, наиболее интересен процесс реализации своих потенциальных возможностей. Они стремятся к практической деятельности и профессиональному росту, их мышление отличается профессиональной направленностью;
- на стадия самосозидания (175 работ, 32,6%), где авторы пошли дальше материальных и прагматических целей. Эта стадия объединяет уровни творческого самораскрытия с его основополагающей ценностью творчества и самосовершенствования, когда оно начинает рассматриваться как образ жизни. Здесь мотивация творческого самовыражения и жизнетворчества становится решающей, определяющей все сферы активности человека. То, что число таких программ составляет всего треть от общего количества выполненных работ, естественно, поскольку ценность и хрупкость жизни осознаются с возрастом, когда приходят зрелость и мудрость. Однако наличие студентов, стремящихся придерживаться вектора самосовершенствования, позволяет надеться, что стремление к самоактуализации и гармоничному взаимодействию с миром будет когда-то достигнуто.
Закономерно, что половина программ самосовершенствования соответствовала уровням само-
развития, поскольку это отвечает возрастным потребностям студенческой молодежи, значительная часть которой мечтает о сепарации от родителей, самостоятельной работе и приобретении профессионального опыта.
Таким образом, процесс самосозидания человека предполагает переход от одного уровня личност-но-профессионального развития к другому - более высокому. Для его успешного осуществления необходимо создавать условия интенсивного личност-но-профессионального развития, что приобретает особую важность в области психологического образования. Однако, как показало исследование, даже наличие специальных учебных дисциплин и применение стимулирующих технологий не дает стопроцентного результата. Вместе с тем изучение психологии включает студентов в процессы осознания и переживания, повышает уровень рефлексии и креативности, укрепляет их акмеологиче-скую направленность.
Библиографический список
1. Белый А. Эмблематика смысла / А. Белый. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, 1994. - С. 25-90.
2. Кузьмина Н.В. О предмете акмеоло-гии и направлениях ее развития в петербургской акмеологической научной школе // Акмеология. - 2013. - № 3 (47). - С. 9-13.
3. Чернышева Н.С. Гуманистическая идентификация студентов психологического факультета // Общественные науки. - 2011. - № 4. - С. 237-242.
4. Чернышева Н.С. Самосовершенствование личности. - Владимир: изд-во ВГГУ, 2010. - 44 с.
5. Щукина М.А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения. // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2014. -Т. 11. - № 2. - С. 7-22.