Научная статья на тему 'Моделирование самосовершенствования студентами психологического факультета'

Моделирование самосовершенствования студентами психологического факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / CREATIVE WORK / РАЗВИВАЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ / DEVELOPING PERSONALITY / САМОВОСПИТАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / SELF-IMPROVEMENT / САМОСОЗИДАНИЕ / SELF-UPBRINGING / SELF-CREATIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышёва Наталья Степановна

Анализируются данные, собранные на основе преподавания учебного спецкурса. Изложено исследование программ самосовершенствования студентов психологического факультета. Самосовершенствование студентов представлено в многообразии форм. Описаны уровни и стадии самосовершенствования. Делаются выводы о важности самосовершенствования как жизненной стратегии личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышёва Наталья Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modelling of self-improvement by psychology department students

Self-improvement is analysed with the data collected from the special course. What is described, are the self-improvement research programs of the psychology department students. The student self-improvement is given in variety of forms. What is described, are the levels and stages of the self-improvement. Conclusions about the importance of the self-improvement as a vital strategy for the individual are made.

Текст научной работы на тему «Моделирование самосовершенствования студентами психологического факультета»

УДК 159.92

Чернышева Наталья Степановна

кандидат психологических наук, доцент Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

chrnshv@yandex.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Анализируются данные, собранные на основе преподавания учебного спецкурса. Изложено исследование программ самосовершенствования студентов психологического факультета. Самосовершенствование студентов представлено в многообразии форм. Описаны уровни и стадии самосовершенствования. Делаются выводы о важности самосовершенствования как жизненной стратегии личности.

Ключевые слова: творчество, развивающаяся личность, самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование, самосозидание.

В любой деятельности важно наметить пути развития умений и навыков, определяющих ее успешность. В преподавании психологии необходимо сформировать стремление студентов к «личностному росту», «саморазвитию» и «самосозиданию». Направленность на самосовершенствование способствует достижению личностной зрелости, свидетельствует об успешной профессиональной идентификации студентов-психологов [3]. Отсюда особая потребность вузовского образования в учебных курсах, ориентирующих учащихся на жизнетворчество.

В поле терминов, предполагающих самостоятельную работу личности над собственным развитием, можно выделить три смысловых центра: «самовоспитание», «саморазвитие» и «самосовершенствование». Задаваемые ими векторы изменений представлены на протяжении всей жизни человека, устремленного к высшим духовным и нравственным ценностям. Однако их значимость на конкретных стадиях личностно-профессиональ-ного развития является разной. «Самовоспитание» более характерно для начальных этапов личностного роста, когда человек осознает необходимость самокоррекции и готовность заниматься ею. «Саморазвитие» проявляется наиболее интенсивно тогда, когда возникают цели, для достижения которых требуется сформировать новые навыки. «Самосовершенствование» связано с периодами осмысления личностью своего жизненного пути и актуализацией стремления к идеалу.

Термин «самосовершенствование» отличается от родственных понятий тем, что ориентирует студентов на образ совершенного человека, на образцы гуманности и духовности. Неслучайно слово «самосовершенствование» используется в православной антропологии и семантически близко словам «самосозидание» и «жизнетворчество». Стремление к совершенству («теозису») помогает уйти от сугубо прагматических потребностей и мотивов, направить свои усилия на утверждение общечеловеческих гуманистических ценностей.

Обращение к вопросам самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования способствует усвоению культуры. Это особенно важно в пери-

од вузовского обучения, когда «средствами образования» [2] идет формирование мировоззрения молодежи. Поэтому во Владимирском государственном университете им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, а ранее и во Владимирском государственном гуманитарном университете, в течение двенадцати лет преподавалась учебная дисциплина «Самосовершенствование личности». Целью спецкурса было осознание студентами необходимости само-акутализации личности, предупреждение у них личностных деформаций, формирование стремления к творческой деятельности. Предметом спецкурса «Самосовершенствование личности» была личность, способная стать субъектом собственной жизни, достичь раскрытия собственной индивидуальности.

Преподавание данной дисциплины основывалось на понимании саморазвития как особого вид развития [5], ориентированного на творческую деятельность и достижение целей, осознаваемых и выбираемых личностью самостоятельно. Понятие «самосовершенствование» выступало по отношению к «саморазвитию» как более широкое, включало его в себя как один из образующих компонентов и означало направленность личности на духовный и нравственный рост. Учебная дисциплина [4] была построена так, что по мере прохождения курса росло количество заданий, требующих самостоятельной работы студентов.

Спецкурс состоял из четырех тематических блоков: 1) аналитического - систематизирующего современные отечественные и зарубежные концепции личности, помогающего студентам осмыслить барьеры и источники личностного роста, определить роль и место психолога в современном мире; 2) рефлексивного - расширяющего опыт самопознания и подготавливающего учащихся к творческой деятельности. Его целью было самоопределение студентов в выборе творческой или приспособительной стратегий поведения; 3) блока самореализации, включавшего анализ трех аспектов самосовершенствования личности (телесного, социального и духовного) в условиях современности; 4) блока проектирования будущей жизнедеятельности, завершающегося работой над проектом

150

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

© Чернышева Н.С., 2016

самосовершенствования (содержание и оформление программы продумывались студентами самостоятельно).

Для педагогической оценки программ использовались следующие критерии: наличие у программы продуманной теоретической основы, объясняющей выбор направления и способы самосовершенствования; самостоятельность в представлении материала; оригинальность оформления работы. Всего было получено 536 программ студентов психологического факультета как очного, так и заочного обучения.

Исследование программ самосовершенствования студентов психологического факультета. Обращаясь в программах к своему будущему, студенты определяли, какое место в их дальнейшей жизнедеятельности займет самосовершенствование. Это определение зависело от того, насколько ценностным для авторов программ было самосовершенствование.

По критерию щенностность самосовершенствования» программы были поделены на две группы: те, в которых самосовершенствование выступало как центральная, стрежневая линия общих изменений (целостное представление о самосовершенствовании), и те, в которых предполагалось самосовершенствование отдельных учебных или деловых показателей: познавательных, коммуникативных, интеллектуальных и т.д. (фрагментарное представление о самосовершенствовании).

Наличие целостного представления свидетельствовало о том, что автору программы была важна сама идея непрерывного развития личности, что ему была понятна взаимосвязь физических, социальных и духовных изменений, приближающих человека к высоким нравственным идеалам. При фрагментарном представлении о самосовершенствовании автор программы стоял перед задачей

частных изменений: преодоление лени, повышение организованности, отработка навыков саморегуляции эмоционального состояния, владение ораторским искусством.

Исследование показало, что большинство студентов-психологов (389, или 72,6%, работ) дорожат возможностями саморазвития, стремятся к личностному росту, творчеству, осмысленности жизни в целом. Профессиональное самосовершенствование рассматривалось ими как важная составляющая в раскрытии собственного творческого потенциала, способствующая формированию индивидуальности, ответственности, самостоятельности человека; стратегия самосовершенствования у них связывала прошлое, настоящее и будущее.

Вместе с тем 147 авторов (27,4%) представили программы самосовершенствования в конкретных отдельных направлениях развития. Примечательно, что работы с целостным и фрагментарным представлением о самосовершенствовании различались не только количественно, но и качественно, в частности, по числу программ-«репродукций», сконструированных на основе чужих работ (психологических концепций, методических пособий, сценариев тренингов). Авторы программ в случае заимствований ссылались на источники, послужившие им основой, однако их собственная активность проявлялась лишь в выборе и обосновании материала. Таких «репродуктивных» работ среди программ с целостным представлением о самосовершенствовании было 13,1 % от их общего числа, а среди работ с фрагментарным представлением о самосовершенствовании - 16,3 %.

Презентация программ осуществлялось в разных формах. Студенты самостоятельно выбирали ее форму (индивидуально или в присутствии однокурсников). Они использовали музыку, пластику, лепку, поэзию, умение декорировать содержание

Форма предст. Уровень самосовершенств. ^^^^^^ Представление о самосовершенствовании

целостное фрагментарное £

символ. аналит. смешан. символ. аналит. смешан.

Самопознание 2 4 2 2 1 11 (2,1%)

Преодоление недостатков 19 11 7 6 16 13 72 (13,4%)

Адаптация 6 18 11 14 3 52 (9,7%)

Самоутверждение 21 18 17 2 5 7 70 (13%)

Самореализация 59 27 17 4 26 23 156 (29,2%)

Творчество 8 3 13 2 2 7 35 (6,5%)

Внешняя и внутренняя гармония 40 49 37 1 4 9 140 (26,1%)

I 155 130 104 15 69 63 536 (100%)

Репродукция 10 27 14 1 22 1 75 (14%)

I 389 / 72,6% 147 /27,4%

I 536 / 100%

Таблица 1

Распределение программ по уровням самосовершенствования и видам представлений о самосовершенствовании

своих работ. В зависимости от формы преподнесения все программы были поделены на три группы: выполненные в символической, аналитической или смешанной форме (см. таблицу 1).

Программы, выполненные в символической форме (170 работ, или 31,7%), отличались образность, метафоричностью, ассоциативностью. Центральный образ в таких программах обладал выразительностью, свидетельствовал об эмоциональных переживаниях, возникавших у студентов при выполнении задания, и придавал работе эстетическую ценность. Если исходить из определения символа, согласно которому он «есть, прежде всего, волнение, данное в средствах изобразительности; и наоборот: средства выразительности даны в волнении», то символизм во всех его проявлениях «есть само творчество...» [1, с. 77]. Символы и образы подчас открывали в программе больше, чем было прямо заявлено автором. Так, например, в программе изображался «кувшин жизни», наполненный золотыми монетками. Однако надписи на них означали «здоровье», «родители», «любовь», «разум», «оптимизм», «память об истоках».

Аналитические программы (199 работ, или 37,1%) содержали аргументы в пользу сделанного выбора, формулировали цель и логически описывали ее достижение. Смешанная форма (167, или 31,2%) означала применение обоих видов оформления материала, когда программные тезисы студентов иллюстрировались символами и метафорами. В итоге среди полученных программ преобладали работы, в которых использовалась образность (337, или 62,9%).

Распределение работ по критерию «степень осмысленности самосовершенствования» позволило определить уровень самосозидания, на котором находится автор. Осмысленность программы определялась по таким показателям, как реализм (соответствие возможностям автора и среды), самостоятельность (опора на внутренние, а не на внешние ресурсы, самодетерминация поведения), цель самосовершенствования (конечный желаемый результат), действенность программы (включенность в развитие, а не только его планирование), понимание открытости процесса развития (недостижимости завершения).

Следует заметить, что были работы, в которых называлось несколько целей, однако, как правило, автор отдавал приоритет какой-то одной из них. Кроме того, при распределении работ по данному показателю учитывалось, какая именно цель содержалась в программе. В итоге были выделены следующие уровни самосовершенствования автора:

- самоанализ на основе самопознания (11 работ, или 2,1%). Этому уровню соответствовали программы, авторы которых стремились разобраться в своих особенностях и описывали те личностные черты или способности, которыми обладали

(цель - самопознание). Большую часть содержания таких программ составлял анализ результатов проведенной самодиагностики, описание пройденных этапов становления или рассказ о прошлых достижениях. Будущее не получало полноценного обсуждения, оно оставалось неопределенным, не-конкретизированным. Например: «С самого детства я посещала большое количество кружков. У меня разносторонняя натура [далее следует рассказ о прошлых талантах и достижениях - прим. автора статьи]. Но ничего из этих увлечений не сохранилось. Главное сейчас - получить диплом, а потом развития не будет, только семья». Именно в этой группе были наиболее пессимистичные программы, когда автор еще не способен определить, что он ищет, что ему нужно, и только цитирует чужие строки, отвечающие его состоянию:

«Ты капитан, корабль - судьба.

На нем лишь ты и нет матросов.

Ты ищешь в море острова,

Где есть ответы на вопросы»;

- самокоррекция для преодоления выявленных недостатков (72 работы, или 13,4%). В программах данного уровня студенты сосредотачивались на собственных трудностях, описывали проблемы, с которыми не могут справиться, и подбирали в научной и научно-популярной литературе конкретные технологии для достижения цели - преодоления своих недостатков (неумения справляться с негативными эмоциями, неорганизованности, лени, неуверенности, тревожности, игровой или другой зависимости). Так, например, борьба с табачной зависимостью изображалась с помощью цветных картинок, на которых автор отразила свои последовательно сменяющиеся состояния: острое желание курить; занятия спортом; применение заменителей табака (конфеты); уход от общения с теми, кто злоупотребляет курением; правильный режим дня; тренинг по преодолению зависимости и т.д.;

- самообразование для улучшения общественного положения, для успешной адаптации (52 работы, или 9,7%). Авторы данных работ начинали с признаний в том, что в силу обстоятельств не смогли своевременно получить знания или важный, с их точки зрения, опыт. Они отмечали, что вуз стал для них способом расширить кругозор, продвинуться на пути развития собственной личности, дал сведения, необходимые для улучшения статуса и роста в профессиональной области. Диплом о высшем образовании представлялся авторам таких программ своеобразным «счастливым билетом», который изменит их социальное положение. В будущем они планировали поддерживать определенный уровень компетентности, необходимый для сохранения достигнутого положения, и не задавались мыслями о продолжении самосовершенствования. Типичный пример подобных работ - программа в форме большой открытки в ро-

зовых тонах, украшенной бумажными цветами. Ее создательница определяла самосовершенствование как «развитие в разных направлениях»: обустройство дома, внимание к близким, получение прав на вождение автомобиля, его приобретение, изучение иностранного языка, заграничные путешествия. Распространенным символом самосовершенствования в подобных работах становилась гора, которую собирался одолеть автор программы. Горы рисовались и клеились из бумаги, воспроизводились в электронных презентациях;

- саморазвитие для самоутверждения (70 работ, или 13%), целью которого было достижение нового положения среди коллег или однокурсников. В этих программах намечались амбициозные проекты: создание и развитие собственного бизнеса, заграничные командировки, приобретение модного автомобиля или получение высокой должности, что становилось символом социального роста. Одно из наиболее распространенных слов в таких программах - «конкурентоспособность». Движение к такому самосовершенствованию символически изображались в виде лестницы со ступеньками и мишени или спирали, главное звено которых обозначалось словом «успех»;

- профессиональная самореализация (156 работ, или 29,2%), когда для автора наибольшей ценностью была интересная, открывающая новые возможности работа, способная приносить высокий доход. Но сам доход в данном случае рассматривался как показатель профессионализма, карьеры, позволяющей заниматься тем, что приносит удовольствие: уделять время телесному здоровью и внешнему облику (спорт, фитнесс, правильное питание), путешествовать, наполнять свою жизнь эстетикой и искусством. При таком подходе особую важность приобретали способности, которые необходимы для больших достижений, поднимающих над обыденной жизнью. Программы воплощали мечты студентов о продуктивной жизни: «Сначала все в розовых очках. Потом - толчок или ситуация. Начинаешь думать: что же мне интересно, что я могу. Копаешься в себе, думаешь о работе, в которой полностью реализуешься. Созреваешь для семьи и детей. Получаешь материальное вознаграждение: машину, дачу и т.д. Чего-то не хватает. Идешь в другой институт - получаешь диплом, теперь новые горизонты, видишь свою работу по-другому, возникают новые возможности» (из выступления студента, презентирующего свою программу). Такие программы часто иллюстрировались уходящими вверх ступенями. Это могли быть мраморные или позолоченные лестницы высоких башен; ступени, ведущие на пьедестал или в небо. Частыми символами самосовершенствования становились корабли, уплывающие вдаль; маяки в безбрежных морских просторах, деревья, тянущиеся вверх, на ветвях которых крепились

плоды - почетные грамоты, дипломы, компьютеры. Таблицы и схемы отражали графики движения автора программы к поставленным целям;

- саморазвитие творческого потенциала (35 работ, или 6,5%), когда главной ценностью для автора программы становилось творчество в его разных проявлениях, а лучшим достижением -креативность созданного. К таким программам прилагались стихи, картины, глиняные скульптуры, фотографии, собственные учебные программы, изобретенные кулинарные рецепты. Студенты рассказывали о своих творческих увлечениях, утверждая, что творчество помогает им украсить и разнообразить собственную жизнь. Традиционные символы таких программ - гусеницы, меняющие свое обличье и превращающиеся в бабочку, композиции из высушенных растений, забавные или романтичные куклы-человечки, символические изображения искусственного интеллекта и т.д.;

- самосовершенствование (140 работ, или 26,1%), когда автору было важно осмыслить жизнь, определить главное в обычном человеческом существовании. Их авторы реалистично, в соответствии с собственными возможностями были готовы принять мир и окружающих людей, находя в нем гармонию и красоту. В данных работах осуществлялся выбор жизненного пути в главном, без той детализации, которая присутствовала в работах, выполненных на других уровнях. Здесь авторы размышляли о том, что дает человеку общение с другими, о том, как не раствориться в текущем потоке времени и не растратить время и силы. Так, например, одна из программ самосовершенствования представляла собой дневник с записями о ежедневных событиях. В первой половине дневника записи заканчивались негативно: «Ненавижу себя (погоду, сестру, соседей, всех и т.д.)». Вторая половина дневника постепенно уводила от этого мрачного состояния, рассказывая о посещении тренингов и чтении книг по психологии, о судьбах выдающихся психологов, помогающих «ценить свою жизнь и судьбу», видеть свою уникальность. Стремление к акме-вершине физического, психологического и духовного развития - облекалось в таких программах в символы вечнозеленого дерева, человеческой фигуры, погруженной в размышления.

Философское отношение к жизни способствовало тому, что в подобных программах не только разрабатывались модули, помогающие достичь физического, нравственного и психологического здоровья, но и возникали аллегорические иллюстрации (например, изображение ящерицы, балансирующей на тоненькой веточке дерева). Она символизировала цель - «адаптирующуюся личность, способную сохранить себя в любых социальных условиях стойкой, красивой, сильной» [из студенческой программы].

Выводы. Анализ программ показал, что студенты психологического факультета, несмотря на общую для них акмеологическую направленность образования, находятся на трех разных стадиях осознанности самосовершенствования:

- на стадии самовоспитания, объединяющей этапы самопознания и самокоррекции (83 работы, 15,5%). Тем, кто находится на данной стадии, предстоит разобраться в самих себе, поработать над саморегуляцией, задуматься над смыслом своего существования;

- на стадии саморазвития (278 работ, 51,9%), объединяющей уровни самоадаптации, самоутверждения и самореализации. Студентам, чьи программы соответствуют данной стадии, наиболее интересен процесс реализации своих потенциальных возможностей. Они стремятся к практической деятельности и профессиональному росту, их мышление отличается профессиональной направленностью;

- на стадия самосозидания (175 работ, 32,6%), где авторы пошли дальше материальных и прагматических целей. Эта стадия объединяет уровни творческого самораскрытия с его основополагающей ценностью творчества и самосовершенствования, когда оно начинает рассматриваться как образ жизни. Здесь мотивация творческого самовыражения и жизнетворчества становится решающей, определяющей все сферы активности человека. То, что число таких программ составляет всего треть от общего количества выполненных работ, естественно, поскольку ценность и хрупкость жизни осознаются с возрастом, когда приходят зрелость и мудрость. Однако наличие студентов, стремящихся придерживаться вектора самосовершенствования, позволяет надеться, что стремление к самоактуализации и гармоничному взаимодействию с миром будет когда-то достигнуто.

Закономерно, что половина программ самосовершенствования соответствовала уровням само-

развития, поскольку это отвечает возрастным потребностям студенческой молодежи, значительная часть которой мечтает о сепарации от родителей, самостоятельной работе и приобретении профессионального опыта.

Таким образом, процесс самосозидания человека предполагает переход от одного уровня личност-но-профессионального развития к другому - более высокому. Для его успешного осуществления необходимо создавать условия интенсивного личност-но-профессионального развития, что приобретает особую важность в области психологического образования. Однако, как показало исследование, даже наличие специальных учебных дисциплин и применение стимулирующих технологий не дает стопроцентного результата. Вместе с тем изучение психологии включает студентов в процессы осознания и переживания, повышает уровень рефлексии и креативности, укрепляет их акмеологиче-скую направленность.

Библиографический список

1. Белый А. Эмблематика смысла / А. Белый. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, 1994. - С. 25-90.

2. Кузьмина Н.В. О предмете акмеоло-гии и направлениях ее развития в петербургской акмеологической научной школе // Акмеология. - 2013. - № 3 (47). - С. 9-13.

3. Чернышева Н.С. Гуманистическая идентификация студентов психологического факультета // Общественные науки. - 2011. - № 4. - С. 237-242.

4. Чернышева Н.С. Самосовершенствование личности. - Владимир: изд-во ВГГУ, 2010. - 44 с.

5. Щукина М.А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения. // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2014. -Т. 11. - № 2. - С. 7-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.