Научная статья на тему 'Моделирование с применением ANSYS Workbench напряжённо-деформированного состояния резинотканевой конвейерной ленты с механическим стыком при изгибе на обводных барабанах'

Моделирование с применением ANSYS Workbench напряжённо-деформированного состояния резинотканевой конвейерной ленты с механическим стыком при изгибе на обводных барабанах Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
16
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конвейерная лента / механическое соединение / моделирование / напряжённо-деформированное состояние. / conveyor belt / mechanical connection / modeling / stress-strain state.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Корнеев Сергей Васильевич, Доброногова Виктория Юрьевна, Долгих Виталий Павлович, Захаров Олег Витальевич

Приводится модель и результаты моделирования напряжённо-деформированного состояния механического стыка резинотканевых конвейерных лент при изгибе на обводных барабанах в программном комплексе ANSYS Workbench. Установлены коэффициенты концентрации напряжений в элементах механических стыков и расчётные запасы прочности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Корнеев Сергей Васильевич, Доброногова Виктория Юрьевна, Долгих Виталий Павлович, Захаров Олег Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANSYS Workbench modeling of the stress-strain state of a fabric-ply belt with a mechanical joint under bending on return pulleys

The model and results of modeling the stress-strain state of the mechanical joint of fabric-ply belts under bending on return pulleys in the ANSYS Workbench software package are presented. The ANSYS Workbench software package is used to simulate the complex loading process of a mechanical joint when it passes the conveyor’s return pulleys. The stress concentration factors in the elements of mechanical joints and calculated strength reserves are determined.

Текст научной работы на тему «Моделирование с применением ANSYS Workbench напряжённо-деформированного состояния резинотканевой конвейерной ленты с механическим стыком при изгибе на обводных барабанах»

д.т.н. Корнеев С. В., к.т.н. Доброногова В. Ю., Долгих В. П., Захаров О. В.

(ДонГТУ, г. Алчевск, ЛНР)

МОДЕЛИРОВАНИЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ANSYS WORKBENCH

НАПРЯЖЁННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ РЕЗИНОТКАНЕВОЙ КОНВЕЙЕРНОЙ ЛЕНТЫ С МЕХАНИЧЕСКИМ СТЫКОМ ПРИ ИЗГИБЕ НА ОБВОДНЫХ БАРАБАНАХ

Приводится модель и результаты моделирования в программном комплексе ANSYS Workbench напряжённо-деформированного состояния механического стыка резинотканевых конвейерных лент при прохождении им обводного барабана. Установлены коэффициенты концентрации напряжений в элементах механического стыка и расчётные запасы прочности.

Ключевые слова: конвейерная лента, механическое соединение, моделирование, напряжённо-деформированное состояние, напряжение.

Машиностроение и машиноведение

УДК 621.876.212

Проблема и её связь с научными и практическими задачами. В участковых шахтных конвейерах резинотканевые ленты соединяются, как правило, механическим способом. Прочность различного типа механических стыков, согласно требованиям отраслевого стандарта [1], должна быть не менее 60 % агрегатной прочности ленты, а на практике составляет всего лишь 30...40 % [2]. Срок службы стыка, выполненного с помощью заклёпок, составляет 3.4 месяца, а с помощью П-образных скоб — 6.8 месяцев, что примерно в 5 раз меньше срока службы ленты [2].

Важным этапом, предшествующим разработке мероприятий по повышению прочности и долговечности механического стыка, является выбор подходящего метода исследования и определение нормальных напряжений в прокладках ленты и касательных напряжений в сквиджах, возникающих в зоне механического стыка при прохождении им обводных и приводных барабанов конвейера.

Известны различные аналитические методы исследования напряжённо-деформированного состояния (НДС) конвейерной ленты и вулканизированных стыков при воздействии растягивающих и из-

гибных нагрузок на отклоняющих барабанах. В работе [4], например, в которой рассматривается слоистая структура ленты, достигнуто наибольшее приближение структуры модели к оригиналу. Однако при линейной постановке задачи рассматриваются только продольные деформации ленты без учёта упругих и прочностных свойств прокладок по утку, что, несомненно, снижает точность полученных результатов.

Получение новых научных результатов в исследуемой предметной области объёмной деформации элементов механических соединений лент стало возможным благодаря применению новых технологий исследования, в частности программного комплекса ANSYS Workbench. Проведённые с применением ANSYS Workbench исследования НДС при растягивающих нагрузках, передаваемых ленте от размещённых в ней скрепляющих металлических стержней (заклёпок или болтов), позволили выявить значительную концентрацию напряжений вокруг отверстий, в которых размещены эти стержни [3]. Коэффициенты концентрации напряжений в прокладках и сквиджах при определённых сочетаниях параметров стыка достигают значений, близких к нормативным запасам

Машиностроение и машиноведение

прочности ленты, что может привести к разрушению стыка. Очевидно, что программный комплекс ANSYS Workbench может быть применён и для моделирования более сложных случаев нагружения, в том числе и таких, которые возникают при прохождении механическим стыком обводных и приводных барабанов конвейера. Исследования такого рода не проводились.

Целью работы является исследование с применением программного комплекса ANSYS Workbench напряжённо-

деформированного состояния конструктивных элементов механического стыка резинотканевой конвейерной ленты при прохождении ею обводных барабанов.

Изложение материала и результатов исследования. На рисунке 1 представлена разработанная в программном комплексе ANSYS Workbench геометрическая модель ленты с механическим соединением типа «Флекско» и обводного барабана в начальном положении, а на рисунке 2 — нанесённая на неё конечно-элементная сетка.

Рисунок 1 Геометрическая модель обводного барабана и ленты с механическим стыком

Рисунок 2 Конечно-элементная сетка модели обводного барабана и ленты с механическим стыком

Машиностроение и машиноведение

При составлении конечно-элементной модели системы «лента — механическое соединение — барабан» принимаются следующие положения:

1) резинотканевая лента является слоистой композицией из тканевых прокладок, резиновых прослоек и обкладок;

2) тканевые прокладки представляются в виде упругих ортотропных тел;

3) резиновые прокладки и обкладки являются упругими изотропными телами;

3) барабан и элементы механического соединения — абсолютно твёрдые тела;

4) трение между лентой и обводным барабаном отсутствует;

5) для сокращения продолжительности компьютерного моделирования рассматривается не вся лента, а два выделенных отрезка в виде продольных полос, соединённых тремя П-образными скобами, что допустимо ввиду регулярного строения ленты и распределения напряжений в области стыка [3];

6) на свободные концы отрезка ленты, расположенного на обводном барабане и плоского в исходном относительно барабана положении, действует равномерно распределяемое между прокладками и по ширине отрезка изгибающее усилие S, направленное вдоль оси конвейера (в исходном положении ленты — по нормали к её поверхности);

7) нагружение ленты производится в статическом режиме, т. е. динамика, насколько это возможно, минимизируется. При этом силы инерции и внутреннего трения незначительны;

8) лента находится в работоспособном состоянии, если выполняются условия

ПРОЧНОСТИ Gj <

о

пр.о

, о2 <

'пр.у J (первая теория прочности) иттах <[т], где Gj и G2— главные нормальные напряжения в

прокладках ленты,

о

пр.о

и

G

пру.

пределы прочности по основе и по утку, ттах и [т] — максимальное и допустимое

по условию сцепления резины с прокладками тангенциальные напряжения в сквиджах и обкладках.

Принятые допущения в ANSYS Workbench обеспечиваются следующим образом:

1) элементы системы «лента — барабан» моделируются объёмными трёхмерными конечными элементами (КЭ) в виде призм и тетраэдров;

2) между КЭ прокладок и КЭ окружающих их прослоек и обкладок осуществляется связь типа Bonded;

3) между поверхностями нижней обкладки и барабана принимается контакт типа Frictional;

4) между металлическими пластинами механического соединения и обкладками ленты принимается контакт типа Frictional;

5) резиновые обкладки и прослойки ленты представляются в виде двухпара-метрической модели Муни — Ривлина, которая обычно используется для описания гиперупругих материалов. Модель определяется так называемыми материальными коэффициентами Сю и С01 в зависимости «напряжение — деформация». Значения коэффициентов, полученные расчётным путём на основании известных экспериментальных зависимостей «нагрузка — деформация»: С10 = 0,66 МПа, С01 = 0,324 МПа [5].

В качестве исходных данных принимаются геометрические параметры и физико-механические свойства конструктивных элементов системы «лента — механический стык — барабан».

Исходные данные: отрезок ленты типа ЕР шириной 0,2 м и с числом прокладок n = 3; обкладочная резина класса А; изгибающее усилие, действующее на ленту вдоль оси конвейера (вначале в направлении, противоположном оси z) — 10 Н; растягивающее усилие, прикладываемое к концам отрезка ленты по окончании изгиба — 2 кН; модули упругости тканевой прокладки ленты по осям х, y и z: Ех = 108 Па, Еу = 6107 Па, Еz = 6107 Па; модули сдвига по осям х, y и z: Gx=2,85 108 Па, Gv = Gz = 1,14108 Па;

Машиностроение и машиноведение

коэффициенты Пуассона: для тканевой прокладки по основе цт о = 0,275 и по утку цт у=0,135, для резины1 — =0,4; прочность тканевых прокладок по основе [o]x и по утку [o]y равна соответственно 125 и 34,4 МПа; толщина тканевых прокладок 5п = 1,2 мм; толщина резиновых прослоек (сквиджей) 5с=0,5 мм; диаметр барабана D = 500 мм.

Тип используемого механического соединения — Flexco Bolt Solid Plate. Диаметр стержней d и шаг их установки l принимаются равными соответственно 11 и 50 мм. Длина и ширина металлических пластин механического соединения равны соответственно 102 и 38 мм. Расстояние между стержнями — 62,5 мм.

Моделирование, в соответствии с принципом суперпозиции упругих сил, проводится в два этапа. Вначале к концам отрезков прикладывается сила, достаточная лишь для осуществления изгиба. Затем, по окончании изгиба, к ленте дополнительно прикладываются растягивающие силы, соответствующие номинальной нагрузке ленты (примерно 10 % от разрывного усилия). Такой подход позволяет выделить составляющие напряжений, обусловленные изгибом и растяжением ленты, а также установить соотношение между этими составляющими. В результате моделирования на каждом этапе определялись нормальные и касательные напряжения на

площадках, нормальных к осям x, y, и z локальной системы координат, главные напряжения о1, о2 и о3 в прокладках.

Для проверки точности расчётов с применением программного комплекса ANSYS Workbench произведено моделирование изгиба ленты без стыка и сопоставление полученных нормальных и касательных напряжений (рис. 3) с аналогичными напряжениями, полученными по известным аналитическим зависимостям Завгороднего — Морева [4]. Рассчитанные по формулам Завгороднего — Морева максимальные значения напряжений в тканевой прокладке ленты при угле обхвата барабана 90° не превышают 2 МПа. Результаты расчётов, полученные при моделировании с применением предложенной нами модели, приведены в таблице 1 и не превышают 2,2 МПа. Разработанная методика компьютерного моделирования изгибных нагрузок в элементах конвейерных лент даёт более точную оценку (до 10 %), так как позволяет учитывать большее число факторов при меньшем числе ограничений. Таким образом, есть основания полагать, что предлагаемая методика компьютерного моделирования обладает достаточной точностью и может быть применена также для исследования НДС механического стыка.

2,19 2,18 2,18 2.18 2.18

I 0Л4-► |о,16 | 0,16 | ► |о,16 \—► |о,16 |

Рисунок 3 Распределение напряжений ох (МПа) в прокладках ленты при изгибе

на обводном барабане

Машиностроение и машиноведение

Таблица 1

Результаты расчёта с применением ANSYS Workbench ох в прокладках ленты в зависимости от угла изгиба на обводном барабане

ох, МПа Угол изгиба, град

0 15 30 45 60 75 90

Верхняя прокладка 4,110-2 0,3 1,03 1,07 1,6 2,1 2,2

Средняя прокладка -1,110-2 -7-10-2 -8,3 10-2 -7,9 10-2 2,2-10-2 0,15 0,15

Нижняя прокладка -5,5-10-2 -0,49 -1,2 -1,2 -1,5 -1,8 -1,89

На рисунке 4 отражено положение ленты с механическим соединением, изогнутой на обводном барабане в конце первого этапа моделирования. На рисунке 5 отображено распределение полученных при изгибе нормальных напряжений ах в ленте вокруг центрального отверстия. В прокладках наблюдаются зоны растяжения (ох > 0) и сжатия (ох < 0). На данном этапе модуль сжатия принимался равным модулю растяжения, так как сжатие при изгибе следует считать условным, поскольку при наложении на втором этапе значительного растягивающего усилия в ленте возможны

только деформации растяжения. Верхняя прокладка при изгибе подвергается значительно большему нагружению, чем нижние прокладки. Максимальное напряжение растяжения в верхней прокладке ах изг возникает на поверхности отверстия в поперечном сечении, проходящем через ось отверстия, и достигает 1,01 МПа. Изгиб-ные нагрузки в верхней прокладке перфорированной и разрезанной ленты вследствие меньшей её изгибной жёсткости примерно в два раза меньше, чем в аналогичной прокладке целой ленты.

Рисунок 4 Положение ленты с механическим стыком, изогнутой на обводном барабане

Машиностроение и машиноведение

Рисунок 5 Распределение напряжений ох (МПа) в прокладках ленты вокруг центрального отверстия при изгибе на обводном барабане

На рисунке 6 отображена аналогичная картина распределения напряжений оу вокруг центрального отверстия. Максимальное значение напряжения оу изг в области растяжения составляет 0,26 МПа. Асимметрия нагрузок в верхней прокладке вызвана перекосом первоначально нормального к поверхности ленты скрепляющего болта в отверстии при его слабом зажатии. В верхней точке верхней прокладки имеет место только деформация растяжения, вызванная изгибом (оу = 0,26 МПа), а в нижней точке на деформацию растяжения накладывается деформация сжатия, вызванная давлением стержня (оу = 0,16 МПа). В нижней про-

кладке всё наоборот: в нижней точке наблюдается деформация сжатия от изгиба в чистом виде (оу = -6,65 10"2 МПа), а в верхней к ней добавляется деформация сжатия, вызванная давлением стержня, (суммарное напряжение оу = -0,1 МПа). Таким образом, при чистом изгибе ленты на барабане применение П-образных скоб для соединения лент приводит к увеличению нагрузок. Необходимо стремиться к исключению перекосов болтов, применяя короткие или составные с шарнирами соединительные пластины. Резину обкладок под пластинами следует удалять.

Рисунок 6 Распределение напряжений оу (МПа) в прокладках ленты вокруг центрального отверстия при изгибе на обводном барабане

Машиностроение и машиноведение

На рисунках 7 и 8 показана картина распределения нагрузок вокруг центрального отверстия при изгибе и приложенной к концам ленты растягивающей нагрузке, равной 2 кН, (второй этап нагружения). Максимальные напряжения ох тах (см. рис. 7), равные 5,67 МПа, наблюдаются на поверхности отверстия в верхней прокладке.

Наибольшее напряжение ох раст от растяжения по основе определяется согласно принципу суперпозиции. При этом из максимального суммарного напряжения ох тах, полученного на втором этапе нагружения, вычитается полученное в той же точке на первом этапе напряжение от чистого изгиба о.х изг, т. е.

а х раст а х max

а

х изг •

(1)

В рассматриваемом случае при ах тах = 5,67 МПа и ох изг = 0,92 МПа получается ох раст = 4,75 МПа.

Составляющая напряжения от изгиба ленты по основе составляет 16,2 % от суммарной нагрузки и должна учитываться при прочностных расчётах.

Коэффициент концентрации напряжений в верхней прокладке

kx а x max /а x р j

(2)

где ох р — расчётное нормальное напряжение в сечении прокладки плоскостью yz, проходящей через оси отверстий.

Рисунок 7 Распределение напряжений ох (МПа) в прокладках ленты вокруг центрального отверстия при изгибе и растягивающей нагрузке на обводном барабане

Рисунок 8 Распределение напряжений оу (МПа) в прокладках ленты вокруг центрального отверстия при изгибе и растягивающей нагрузке на обводном барабане

Машиностроение и машиноведение

Расчётное нормальное напряжение

а х р =

S

5Пn(B - 3d)

■ + а,

(3)

ау раст ау max ау изг,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ау раст = 2,21 - 0,26 = 1,95 МПа.

(5)

= [а]v /

а

у max

= 34,4/2,21 = 15,5. (6)

запаса

В данном случае кх = 1,7.

Фактический коэффициент прочности прокладки по основе

пх =[о]х / кхах р = 125/1,7 • 4,3 = 17. (4)

Полученный запас прочности механического соединения ленты на обводном барабане значительно превышает его нормативное значение пн (обычно пн = 8...10). При изменении натяжения £ или параметров стыка ситуация может измениться, что в случае пх < пн может привести к разрыву ленты по основе.

Напряжение от растяжения по утку определяется аналогичным образом:

Составляющая напряжения от изгиба ленты по утку составляет 11,8 % от суммарной нагрузки (изгиб вместе с растяжением), что не позволяет пренебрегать из-гибными напряжениями в ленте.

Фактический коэффициент запаса прочности прокладки по утку

Анализ результатов моделирования:

1) составляющие изгибных напряжений по основе и по утку составляют соответственно^^ % и 11,8 % от суммарной нагрузки при изгибе и растяжении;

2) коэффициент концентрации напряжений по основе составляет 1,7;

3) при заданной растягивающей нагрузке расчётные значения запасов прочности при изгибе на обводном барабане превышают нормативные значения, т. е. в данном случае механический стык удовлетворяет условиям прочности;

4) разработанная модель позволяет провести дальнейшие исследования НДС стыка на приводном барабане.

Выводы и направления дальнейших исследований. Разработана компьютерная модель напряжённо-деформированного состояния элементов механического соединения резинотканевой конвейерной ленты, проходящих по одному барабану. При моделировании применён программный комплекс ANSYS Workbench.

Данная модель может быть адаптирована для исследования механического соединения, взаимодействующего с приводным барабаном.

Библиографический список

1. ДСТУ 10124183643.001-2003. Змикання та ремонт гумовотканевих конвеерних стр1чок розммними з'еднувачами. Вимоги до технологи виконання : чинний з 2003-10-14. — К. : М1нпаливенерго Украгни, 2003. — 46 с.

2. Комраков, А. Н. Применение механических соединений для стыковки конвейерных лент на угольных шахтах и промышленных предприятиях России [Текст] / А. Н. Комраков, А. Ю. Кондрашин, Р. Н. Николаев // Горный информационно-аналитический бюллетень. Горный инженер. — 2009. — № 10. — С. 44-55.

3. Корнеев, С. В. Моделирование напряжённо-деформированного состояния механических стыков конвейерных лент [Текст] / С. В. Корнеев, В. Ю. Доброногова, В. П. Долгих, О. В. Захаров // Сб. науч. трудов ДонГТУ. — Алчевск : ГОУ ВПО ЛНР «ДонГТУ», 2018. — Вып. 54. — С. 101-109.

4. Завгородний, Е. Х. Расчёт напряжений в многослойной ленте при одновременном действии изгиба и растяжений [Текст] / Е. Х. Завгородний, Ю. П. Ярцев, В. И. Морев, А. В. Переселков // Проблемы разработки угольных пластов Донбасса : сб. науч. тр. — К. : УМК ВО, 1991. — 144 с.

5. Корнеев, С. В. Коэффициенты модели Муни — Ривлина в пакете программ ANSYS Workbench, полученные для обкладочной резины шахтных конвейерных лент [Текст] /

Машиностроение и машиноведение

С. В. Корнеев, В. П. Долгих // Сб. научн. трудов ДонГТУ. — Алчевск : ДонГТУ, 2014. — Вып. 42. — С. 45-49.

6. Бруяка, В. А. Инженерный анализ в ANSYS Workbench [Текст] : учеб. пособ. / В. А. Бруяка, В. Г. Фокин, Е. А. Солдусова. — Самара : Самар. гос. техн. ун-т, 2010. — 271 с.

© Корнеев С. В. © Доброногова В. Ю. © Долгих В. П. © Захаров О. В.

Рекомендована к печати к.т.н., проф. каф. ММК ДонГТУ Ульяницким В. Н., к.т.н., доц., зав. каф. ГЭиТС СУНИГОТЛНУ им. В. Даля Петровым А. Г.

Статья поступила в редакцию 20.02.20.

д.т.н. Корнеев С. В., к.т.н. Доброногова В. Ю., Долгих В. П., Захаров О. В. (ДонДТУ, м. Алчевськ, ЛНР)

МОДЕЛЮВАННЯ З ВИКОРИСТАННЯМ ANSYS WORKBENCH НАПРУЖЕНО-ДЕФОРМОВАНОГО СТАНУ ГУМОВОТКАНИННО1 КОНВЕ6РНО1 СТР1ЧКИ З МЕХАН1ЧНИМ СТИКОМ ПРИ ЗГИНАНН1 НА ОБВ1ДНИХ БАРАБАНАХ

Наводиться модель i результати моделювання напружено-деформованого стану мехатчно-го стику гумовотканинних конвеерних стрiчок при згинант на обвiдних барабанах в програмно-му комплекс ANSYS Workbench. Встановлено коефщенти концентрацИ' напружень в елементах мехатчних стиюв i розрахунковi запаси мiцностi.

Ключовi слова: конвеерна стрiчка, мехатчне з 'еднання, моделювання, напружено-деформований стан.

Doctor of Technical Sciences Korneev S. V., PhD in Engineering Dobronogova V. Yu., Dolgikh V. P., Zakharov O. V. (DonSTU, Alchevsk, LPR)

ANSYS WORKBENCH MODELING OF THE STRESS-STRAIN STATE OF A FABRIC-PLY BELT WITH A MECHANICAL JOINT UNDER BENDING ON RETURN PULLEYS

The model and results of modeling the stress-strain state of the mechanical joint of fabric-ply belts under bending on return pulleys in the ANSYS Workbench software package are presented. The ANSYS Workbench software package is used to simulate the complex loading process of a mechanical joint when it passes the conveyor's return pulleys. The stress concentration factors in the elements of mechanical joints and calculated strength reserves are determined.

Key words: conveyor belt, mechanical connection, modeling, stress-strain state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.