Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ РИТМИЧНОСТИ СИСТЕМЫ "МАРШРУТЫ ПЕРЕВОЗОК - ОСТАНОВОЧНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЙ ПУНКТ"'

МОДЕЛИРОВАНИЕ РИТМИЧНОСТИ СИСТЕМЫ "МАРШРУТЫ ПЕРЕВОЗОК - ОСТАНОВОЧНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЙ ПУНКТ" Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕВОЗКИ / ПАССАЖИРЫ / ТРАНСПОРТ / ОСТАНОВОЧНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЙ ПУНКТ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Арсланов Мурат Арсланович, Минатуллаев Шамиль Минатуллаевич

Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам. Список факторов, влияющих на эффективность, большой и постоянно пополняется. К новым факторам относится многократное уве- личение пассажиропотоков, характерное для массовых культурных и спортивных мероприятий, во время массового отдыха в соответствующих местностях. Особенности организации работы транспортной системы в таких условиях требуют дополнительного изучения. Цель - повышение эффективности перевозок пассажиров автомобильным транспортом на основе обеспечения ритмичности действия системы «маршруты перевозок - остановочно-пересадочный пункт» с учётом многократного увеличения пассажиропотоков. Теоретико-методический подход базируется на положениях теории пассажирских автомобильных перевозок, теории транспортных процессов и систем, математической статистики, натурных исследо- ваний. В работе исследована ритмичность остановочно-пересадочного пункта, как свойства обслужи- вать пассажиров и транспортные средства без задержек с заданной периодичностью в соответствии с расписанием, с учётом допустимых отклонений от него.Результаты исследования могут быть использованы при оптимизации процессов перевозок пассажи- ров автомобильным транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Арсланов Мурат Арсланович, Минатуллаев Шамиль Минатуллаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION OF THE RHYTHMICITY OF THE SYSTEM "ROUTES OF TRANSPORTATION- STORAGE-RETRAINING ITEM"

The relevance of the study is due to the need to improve the efficiency of passenger transportation by road on regular routes. The list of factors influencing efficiency is large and constantly updated. The new factors include a multiple increase in passenger traffic, typical for mass cultural and sports events, during mass recreation in the relevant areas. Features of the organization of the transport system in such conditions require additional study.The goal is to increase the efficiency of passenger transportation by road on the basis of ensuring the rhythmic effect of the system «transportation routes-stop-transplant point», taking into account the multiple increase in passenger traffic.The theoretical-methodical approach is based on the provisions of the theory of passenger road transport, the theory of transport processes and systems, mathematical statistics, field studies. In the work, the rhythm of the stopping point was studied, as the properties serve passengers and vehicles without delays at a given periodicity in accordance with the schedule, taking into account permissible deviations from it.The results of the study can be used to optimize the processes of passenger transportation by road.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ РИТМИЧНОСТИ СИСТЕМЫ "МАРШРУТЫ ПЕРЕВОЗОК - ОСТАНОВОЧНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЙ ПУНКТ"»

УДК 653.13

Мурат Арсланович Арсланов, кандидат технических наук, доктор сельскохозяйственных наук, доцент, профессор кафедры технической эксплуатации автомобилей, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова» e-mail: arsmurat@yandex.ru

Шамиль Минатуллаевич Минатуллаев, старший преподаватель кафедры технической эксплуатации автомобилей, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова» e-mail: interpol1199@mail.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ РИТМИЧНОСТИ СИСТЕМЫ «МАРШРУТЫ ПЕРЕВОЗОК -ОСТАНОВОЧНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЙ ПУНКТ»

Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам. Список факторов, влияющих на эффективность, большой и постоянно пополняется. К новым факторам относится многократное увеличение пассажиропотоков, характерное для массовых культурных и спортивных мероприятий, во время массового отдыха в соответствующих местностях. Особенности организации работы транспортной системы в таких условиях требуют дополнительного изучения.

Цель - повышение эффективности перевозок пассажиров автомобильным транспортом на основе обеспечения ритмичности действия системы «маршруты перевозок - остановочно-пересадочный пункт» с учётом многократного увеличения пассажиропотоков.

Теоретико-методический подход базируется на положениях теории пассажирских автомобильных перевозок, теории транспортных процессов и систем, математической статистики, натурных исследований. В работе исследована ритмичность остановочно-пересадочного пункта, как свойства обслуживать пассажиров и транспортные средства без задержек с заданной периодичностью в соответствии с расписанием, с учётом допустимых отклонений от него.

Результаты исследования могут быть использованы при оптимизации процессов перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Ключевые слова: перевозки, пассажиры, транспорт, остановочно-пересадочный пункт, ритмичность.

Введение. Перевозки пассажиров автомобильным транспортом имеют важное народно-хозяйственное и социальное значение. Организация и технология перевозок пассажиров определяются большим количеством факторов, обусловленных сложностью рассматриваемого процесса. Многие из них изучены. К ним относится организация и технология перевозок [1, 6, 10] по маршрутам, технология использования транспортным средством остановочных пунктов. Учёт этих факторов существенно влияет на качество и производительность транспортного процесса. Однако эти два процесса до настоящего времени рассматривались обособленно.

Требования к транспортному процессу постоянно изменяются, что вызывает необходимость реагирования транспортной системы. Основным фактором, определяющим показатели перевозок, является величина пассажиропотока и его изменение во времени. Пассажиропоток изменяется по времени суток, по дням недели, по временам года. Теория пассажирских автомобильных перевозок предлагает общие решения, содержащие методологию решения широкого круга задач, в том числе связанных с многократным [2, 3] увеличением пассажиропотока. Однако технология и организация транспортно-

го процесса в таких условиях имеет существенные особенности, которые необходимо учитывать для эффективного управления перевозками.

В работе приведены результаты исследования системы «маршруты перевозок - остановочно-пе-ресадочный пункт» на основе обеспечения ритмичности её функционирования с учётом многократного увеличения пассажиропотоков.

Целью исследования является - повышение эффективности перевозок пассажиров автомобильным транспортом на основе обеспечения ритмичности действия системы «маршруты перевозок - остановочно-пересадочный пункт» с учётом многократного увеличения пассажиропотоков. В работе использованы положения теории пассажирских автомобильных перевозок, математической статистики, натурные исследования.

Теоретико-методический подход. Ритмичность действия системы «маршруты перевозок -остановочно-пересадочный пункт» определяется ритмичностью остановочно-пересадочного пункта (О1III). предназначенного для высадки и посадки пассажиров, ожидания транспортных средств, в том числе для поездки по другому маршруту. Под ритмичностью ОПП понимают его свойство [9]

обслуживать пассажиров и транспортные средства без задержек с заданной периодичностью на основе своевременного прибытия и отправления автобусов в соответствии с расписанием, с учётом допустимых отклонений от него, согласованного процесса взаимодействия пассажирского транспорта [9]. Для управления этим сложным процессом разработана модель (рисунок 1) взаимодействия пассажирского транспорта с учётом ритмичности ОПП.

Объектом управления является система «мар-

шруты перевозок - ОПП», которая взаимодействует с пассажиром и перевозчиком. Эффективность действия системы определяется на этапе проектирования и зависит от точности разработанных локальных моделей, учитывающих характеристики пассажиропотоков, маршрутную схему, структуру подвижного состава, их распределение по маршрутам и скорость движения, расписание движения транспортных средств, количество и ритмичность ОПП на маршрутах.

Рисунок 1. Схема модели взаимодействия пассажирского транспорта с учётом ритмичности ОПП

Выходным сигналом действия системы является показатель планируемой ритмичности Rm процесса перевозки пассажиров.

Возмущающими воздействиями являются факторы, которые не учтены на стадии проектирования. К ним могут быть отнесены заторы на мар-

шрутной улично-дорожной сети, дорожно-транспортные происшествия, многократные увеличения пассажиропотоков и другие. В результате их действия фактическое значение показателя ^ рит-

т факт г

мичности системы отличается от планируемой Rпл ритмичности на величину AR рассогласования.

Для минимизации образовавшегося рассогласования AR модель содержит многоконтурную обратную связь. Оперативный контур обратной связи выполняет диспетчерское управление. Оно вырабатывает и направляет управляющие воздействия перевозчикам [4, 5] для оперативного реагирования на процесс перевозок. Кроме того, результаты действия диспетчерского управления должны транслироваться на уровень проектирования системы. В этом случае появляется контур корректирования проектных показателей системы, вносящий коррективы в расписание движения транспортных средств по маршрутам из условия обеспечения ритмичности ОПП.

Время ?А нахождения транспортного средства в ОПП равно времени его простоя на посадочной площадке:

^ = t +1 +1 (1),

А манев пос ож

где (жнее - среднее время маневрирования транспортного средства при подъезде к ОПП и отъезде от него, мин;

(пос - время высадки и посадки пассажиров, мин;

/ож - среднее время ожидания транспортным средством заезда на ОПП, вызванное отсутствием свободной посадочной площадки, мин.

Время (пос высадки и посадки пассажиров определено с учётом коэффициента неравномерности пассажиропотоков

I =Г. • К ■ г

пос п( в) н Он

(2)

Так как время задержки на посадку из-за отсутствия свободных площадок t ^ 0, тогда:

+

) • Ч '7с ■ Qmax / (А) • (1п

(5).

асГ(А/)•1п

Время, которое может быть отведено ОПП на одно транспортное средство, равно:

? - ^ I пп -

А

(6),

где 1пп - временные возможности одной посадочной площадки, мин;

Ач - количество автобусов, проходящих через ОПП в час; ед.; Т = 60 минут.

Тогда ритмичность Rnn = ^

Я =

_ *п( в) • Я -Га • Qmaxf (^) ' (1 пл + М) (7).

Количество посадочных площадок для посадки и высадки пассажиров при имеющемся количестве транспортных средств на ОПП можно определять по формуле:

NA =

R ■ Т

пп

А

(8),

или с учётом вместимости транспортных средств,

где ?п(в) - время простоя подвижного состава в процессе посадки - высадки пассажиров на посадочных площадках, мин;

Кн - коэффициент неравномерности пассажиропотоков, ед;

gн - коэффициент неравномерности прибытия автобусов на посадочные площадки.

Коэффициент Кн определяют по формуле:

К =

(3),

(Л*)

где Qmax - максимальный часовой пассажиропоток в заявленном периоде прибытий (отправлений) Д^ пасс.;

Qcp - средний пассажиропоток в заявленном периоде прибытий (отправлений), Д^ пасс.

Коэффициент gн определяют по формуле:

I +|А/| gн = (4),

пл

где I - плановый интервал движения транспортных средств на маршруте, в состав которого входит исследуемый ОПП, мин;

А1 - отклонение от планового интервала, мин.

где Rnn - ритмичность посадочной площадки, мин;

А - количество маршрутных транспортных средств, которые необходимо подать к месту посадки - высадки пассажиров, ед.

Если происходит нарушение (отклонение) интервала движения автобуса, то есть фактический интервал движения (1ф) отличается от планового (1пл) [8]:

1ф > 1пл , то автобус может быть перегружен;

t > 0;

ож '

1ф < Г™, то в автобусе имеются свободные места;

t = 0;

ож

Математическая модель функционирования ОПП, включающая определение ритмичности оста-новочно-пересадочных пунктов и определение количества посадочных площадок:

Я =

_ в) ^ Ус ) (1'пл + | ^^ 1|)

) 1п

Я Т

МА = при ^ 0

(9).

А манев + пос манев +

Для системы «маршруты перевозок - ОПП» при наличии нескольких ОПП предлагается устанавливать, исходя из ритмичности, наиболее крупного из них по показателю «количество рейсов в единицу времени»:

R

ma xiRaum )

(10).

Результаты эксперимента. Экспериментальная часть исследований осуществлена на примере ОПП «Красная площадь», расположенного в городе Краснодар в северной части города в 2016 году. В микрорайоне проживает около 20000 жителей, расположен торгово-развлекательный центр. В микрорайоне находится [7] около 30 мест тяготения. Через этот ОПП проходит 17 городских автобусных маршрутов с разными пассажиропотоками и один троллейбусный маршрут. Количество транспортных средств, проходящих через ОПП, равно 85 ед./ч.

Средние значения показателей, влияющих на ритмичность функционировании системы «маршрут перевозок - ОПП», составили: / мин; t , - 0,06 мин/чел.; t - 0,

' пос/выс > ' ож '

Значения коэффициентов Кн неравномерности изменялись в пределах от 58,70 % до 331,25 %.

Время, необходимое одному транспортному средству для посадки-высадки пассажиров и маневрирования на остановочном пункте:

А = 0,62+0,06-40 0,3 1,71 1,17+0,88 = 2,94 ~ 3 мин.

В результате действия многоконтурной обратной связи, состоящей в оперативных диспетчерских взаимодействиях и корректировании расписания движения транспортных средств на основе обеспечения ритмичности, позволило сократить время t

ож

- 0,62

манев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мин.; g - 1,17.

н

ожидания до нуля. В этом случае

А = 0,62 + 0,06-40 0,3 1,71 1,17 = 2,06 ~ 2 мин.

В случае, если ОПП «Красная площадь» будет содержать не рассчитанное количество остановочных площадок, а только одну, то для всех транспортных средств, движущихся по маршрутам, наибольшее tпп 1 время пребывания на нём одного автобуса составит

t 1 = 60/А = 60/85 = 0,71 мин.

пп ч ^

Обсуждение и заключение. Системное изучение процессов перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок и обслуживания на остановочных пересадочных пунктах является методом повышения эффективности транспортного процесса. Основой такого изучения стала модель взаимодействия пассажирского транспорта с учётом ритмичности ОПП, учитывающая многократное увеличение пассажиропотоков. Результаты экспериментальных исследований, выполненных в соответствии с положениями модели, свидетельствуют о том, что если на ОПП «Красная площадь» будет расположена только одна остановочная площадка, то время пребывания на нём одного автобуса не может быть больше 0,71 минуты. В этом случае перед въездом на ОПП образуется очередь из транспортных средств, что вызывает увеличение затрат перевозчиков и недополученного дохода пассажирами, вызванного непроизводительным ожиданием поездки. Управление системой «маршруты перевозок - остановочно-пересадочный пункт» позволяет сократить время пребывания транспортных средств на ОПП с 3 минут до 2 минут, то есть в 1,5 раза за счёт устранения времени ожидания для заезда.

Литература

1. Вельможин, А.В. Эффективность городского пассажирского общественного транспорта: монография / А.В. Вельможин, В.А. Гудков, А.В. Куликов, А.А. Сериков. - Волгоград: ВолгГТУ - 256 с.

2. Власов, В.М. Основные принципы обеспечения безопасности и эффективности пассажирских перевозок при проведении массовых многодневных спортивных мероприятий на основе использования спутниковых навигационных диспетчерских систем / В.М. Власов, Д.Б. Ефименко, В.Н. Богумил, К.А. Кузнецов // Автотранспортное предприятие. - 2012. - № 12. - С. 16-22

3. Гуляев, В.Г. Туристские перевозки (документы, правила, формуляры, технология). - Москва: Финансы и статистика, 1998. - 368 с.

4. Кравченко, А.Е. Методология совершенствования системы организации и управления процессами транспортного обслуживания населения в курортных зонах: дисс. ... докт. техн. наук: 05.22.10 / Кравченко Алексей Евгеньевич. - Краснодар, 2013. - 355 с.

5. Кравченко, Е.Е. Повышение качества обслуживания населения за счёт использования служебного автобусного транспорта на муниципальной маршрутной сети: автореф. дисс. канд. техн. наук: 05.22.10 / Кравченко Евгений Евгеньевич. - Волгоград, 2006. - 19 с.

6. Якимов, М.Р. Научная методология формирования эффективной транспортной системы крупного города: автореф. дис... д-ра. техн. наук: 05.22.01/ Якимов Михаил Ростиславович. - Москва, 2011. - 46 с.

7. Якунина, Н.В. Методология повышения качества перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам: монография / Н.В. Якунина. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2015. - 262 с.

8. Dugge, B. Simultanes Erzeugungs-, Verteilungs-, Aufteilungs- und Routenwahlmodell. Dissertation, Fakultat Verkehrswissenschaften «Friedrich List» TU Dresden, 2006.

9. Friedrich, M., Haupt, T., Nokel, K. Freight Modelling: Data Issues, Survey Methods, Demand and Network Models, 10th International Conference on Travel Behaviour Research, Lucerne, 2003. Gliicker, C. et ah: MOSCA - Decision Support System For Integrated Door-Tj-Door Delivery: Planning and Control in Logistic Chains - Deliverable 7 - Test Sites Report, 2003.

10. Lohse, D. Grundlagen der Strapenverkehrstechnik und der Verkehrsplanung, Band 2: Verkehrsplanung, 2. Auflage, Berlin, Verlag fur Bauwesen GmbH, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.