Научная статья на тему 'Моделирование региональной системы художественного образования'

Моделирование региональной системы художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная система художественного образования / принципы художественного образования / уровни художественного образования / условия организации художественного образования / the regional system of artistic education / principles of artistic education / levels of artistic education / conditions of artistic education organizing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Елена Юрьевна, Сальдаева Ольга Викторовна

Статья посвящена проблеме проектирования региональной системы художественного образования. Определена система отношений между общим и профессиональным художественным образованием. Выделены уровни и условия организации художественного образования, отражены основные направления непрерывности региональной системы художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Елена Юрьевна, Сальдаева Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modelling of Artistic Education Regional System

The article is devoted to the problem of projecting regional system of artistic education. The system of relationships between basic and professional artistic education is defined. The levels and conditions of organization of artistic education are pointed out. The major branches of continuity of regional system of artistic education are reflected.

Текст научной работы на тему «Моделирование региональной системы художественного образования»

УДК 372.87

ББК 74.268.5

Никитина Елена Юрьевна

доктор педагогических наук, профессор г. Челябинск Сальдаева Ольга Викторовна соискатель г. Оренбург

Nikitina Elena Yurievna

Doctor of Pedagogics, Professor Chelyabinsk Saldaeva Olga Viktorovna Candidate for a Degree Orenburg

Моделирование региональной системы художественного образования Modelling of Artistic Education Regional System

Статья посвящена проблеме проектирования региональной системы художественного образования. Определена система отношений между общим и профессиональным художественным образованием. Выделены уровни и условия организации художественного образования, отражены основные направления непрерывности региональной системы художественного образования.

The article is devoted to the problem of projecting regional system of artistic education. The system of relationships between basic and professional artistic education is defined. The levels and conditions of organization of artistic education are pointed out. The major branches of continuity of regional system of artistic education are reflected.

Ключевые слова: региональная система художественного образования, принципы художественного образования, уровни художественного образования, условия организации художественного образования.

Key words: the regional system of artistic education, principles of artistic education, levels of artistic education, conditions of artistic education organizing.

Осознание необходимости создания современной региональной системы непрерывного художественного образования изначально вносит в термин «региональная система художественного образования» принципиально новые смысловые аспекты, не сводимые к ее традиционной трактовке как форме, в которую облекается национально-культурное содержание. В современных социокультурных

условиях, требующих взаимодействия национальной художественной культуры конкретного общества и субъектов региональных художественно-образовательных процессов, система становится средством решения задач воспроизводства национальной художественной культуры. Следовательно, проектируемая региональная система непрерывного художественного образования не представляет собой статичной, зафиксированной данности, а является развивающейся действительностью, от степени продуктивности функционирования которой зависит достижение тех целей, ради которых эта система создается. И с этих позиций употребление термина «региональная система непрерывного художественного образования» означает стремление использовать региональную систему художественного образования как средство целенаправленного непрерывного взаимовлияния, взаиморазвития и взаимообогащения национально-регионального компонента содержания. Обогащение художественного образования национально-региональным компонентом содержания, таким образом, создает предпосылки для укрепления функционального единства всей системы непрерывного художественного образования региона.

Соотнесенность общего и профессионально-педагогического художественного образования в реализации национально-регионального компонента в содержании позволяет судить о системе отношений между общим и профессиональным художественным образованием в процессе реализации данного компонента как преемственных, что согласуется с идеями А.В. Батаршева, А.П. Владиславлева, СМ. Годника, Ю.Н. Кулюткина, А.П. Онушкина о преемственности и непрерывности образования [6].

Реализация принципов непрерывного образования (непрерывности, поступательности, преемственности, итеративности, самообразования) в структуре модели региональной системы непрерывного художественного образования основывается на сущности данного образования, которая состоит во включении национально-регионального компонента содержания в целостный процесс национального художественно-культурного развития личности. Данные принципы выполняют системообразующие функции как по отношению к региональной системе

художественного образования в целом, так и к отдельным ее звеньям; они существенно влияют на определение уровней и этапов, взаимосвязи компонентов художественного образования, обусловливают конкретные требования, направленные на достижение целостности:

- непрерывность и поступательность выражаются непрерывностью и последовательностью освоения национально-регионального компонента содержания на всех уровнях региональной системы художественного образования - от дошкольного к профессиональному;

- итеративность реализуется в достижении целостности и единства национальных художественно-культурных знаний с другими содержательными компонентами региональной системы художественного образования;

- преемственность постигается путем рассмотрения прямых и обратных связей региональной системы непрерывного художественного образования с предыдущими и последующими этапами художественного образования и включения обусловленных каждым из этапов компонентов (элементов) в содержание художественного образования.

Не подлежит сомнению, что региональная система художественного образования современности представляет собой не только социально-психологический, но и сложный социально-педагогический региональный феномен, обладающий собственной историей и логикой развития. В процессе конкретизации этого общего представления мы вскрыли пласт фундаментальных проблем, от которых нельзя отвлечься ни в процессе научно-теоретической реконструкции сущности художественного образования, ни в ходе построения новых художественно-образовательных институциональных практик. С осознанием этого факта мы связываем начало нового видения проблемы взаимосвязи национальной художественной культуры личности и общества. Этот тезис служит теоретической констатацией наличного места региональной системы художественного образования в традиционных унитарных социальных системах и обусловливает ее культурно-историческую самоценность в современных региональных общностях.

Современные регионы, будучи закономерным следствием национально-культурного прогресса и изменившихся демографических условий, демонстрируют более высокую, сложную организацию художественного образования как социально-педагогической области, так и многообразие художественно-ценностных потоков в содержании художественного образования, сознании и художественной деятельности отдельного индивида, окружающей человека национально-культурной действительности в целом. Исходя из тезы Б.С. Гершунского, что общество представляет каждому человеку возможность воспользоваться совокупностью образовательных звеньев, которые, преемственно связанные друг с другом, составляют систему образования, рассмотрим структуру современной региональной системы художественного образования [3].

Региональная система художественного образования выражает в своей основе сформировавшуюся государственную систему и разнится с ней лишь масштабами и наличием видов образовательных учреждений. Она представляет собой многосоставную структуру, которая формирует разнообразные художественно-деятельностные способности и обогащает внутренний мир детей и учащейся молодежи (Рис. 1).

Говоря об уровнях художественного образования, традиционно выделяют общее и профессиональное художественное образование. К средствам общего художественного образования относятся общеобразовательные школы.

Второй уровень соотносится с художественным образованием, осуществляемым в учебных заведениях, обучение в которых предполагает приобретение человеком определенного общественного статуса, связанного с профессиональной деятельностью в образовательных учреждениях ведомств образования и культуры. К средствам художественного образования данного уровня, именуемого профессиональным, относятся среднепрофессиональные (художественно-педагогические училища, педагогические колледжи и колледжи культуры) и высшие учебные заведения (педагогические вузы и консерватории, вузы культуры и искусства). Этот уровень носит логически системную социально-профессиональную направленность, когда молодые люди овладевают оптимумом

знаний, умений и навыков в художественно-педагогической, художественно-исполнительской, музыковедческой или другой деятельности, то есть включаются в реальную социокультурную практику на основе познания художественного искусства и особенностей избранной сферы профессионального функционирования, овладения различными способами художественной деятельности. В настоящее время в учебных заведениях высшего уровня профессионального художественного образования имеются и различные ступени: бакалавриат, специализация, магистратура.

Но наряду с этими существуют еще уровни дошкольной художественной подготовки и послевузовского образования. Детские дошкольные учреждения являются самой первой институциональной формой, в которой проводится художественно-педагогическая работа с маленькими детьми. Послевузовское образование осуществляется через высшие учебные заведения второго уровня. Оно рассчитано на дальнейшее профессиональное совершенствование квалифицированных специалистов через аспирантуру и ассистентуру, а также на переподготовку кадров посредством курсов при вузах и региональных учреждений повышения квалификации.

С позиций этапности региональное художественное образование структурируется как базовое и дополнительное. Первый этап - базовый - реализуется в учебных заведениях общего и профессионального художественного образования, окончание которых связывается с получением конкретного образовательного документа. Второй этап, совершаемый без отрыва от базового, дает дополнительную подготовку в учреждениях общехудожественного вида, в состав которых входят детские музыкальные школы и школы искусств, кружки и студии в различных Дворцах, Домах, Центрах, выполняющих работу по художественно-эстетическому воспитанию подрастающих поколений; специализированную подготовку в кружках и т.п., в ССУЗах и вузах. Третий этап - неформальный. Он связан с деятельностью учреждений культуры и досуга (культурно-рекреационная среда), средств массовой информации (информационная среда) и семьи, которые так или иначе реализуют художественное образование неформально.

Дополнитель-ное удожественное образование

Центры эстетического воспитания (районные, городские, региональные)

Центры художественного творчества и образования учащихся (районные, городские, региональные)

1— 1 1 I

Центры культуры (районные, городские, региональные)

I__

Детские музыкальные школы, школы искусств, студии

Базовое художественное образование

Курс^по-вышения квалификации художестве

нных работников среднего звена

Послевузо-в-ское образование (институты и курсы повышения квалификации, докторантура, аспирантура, ассистентура)

Среднее специальное художественное образование (музыкальные училища, колледжи культуры и искусства)

Курсы повышения квалификации

Высшее профессиональное художестве нное образование (педагогические вузы, консерватории, вузы культуры и искусства)

Среднее профессионально-педагогическое образование (педагогические и художес-твенно-пе-дагогичес-кие училища, колледжи)

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, ясли)

ЛИЧНОСТЬ

Неформальное художественное образование

Университеты культуры

Кружки, секции,

Творческие союзы,

Самообразован

Филармония

Библиотеки

Театры

Общеобразовательные учебные заведения (школы, гимназии, лицеи)

3 ступень Полная общеобразовательная школа (X-XI кл.)

2 ступень Основная общеобразовательная школа (У-1Х кл.)

1 ступень Начальная школа (1-Ш кл.) ▲

Дворцы и дома культуры,

Культ.-просвет. общества

СМИ, музеи

Семья

Рис. 1. Региональная система непрерывного художественного образования

В качестве компонентов региональной системы непрерывного художественного образования рассматриваются цели художественного образования, содержание, методы, формы, условия, принципы. В соответствии с выделением в процессе разработки модели региональной системы непрерывного художественного

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ образования составляющих «по горизонтали» (уровни) и «по вертикали» (компоненты) модель включает средства художественного образования, каждое из которых соответствует конкретному дидактическому процессу, включающему в себя весь компонентарный состав системы. В данном смысле основные характеристики компонентов будут расположены в каждом дидактическом процессе и соответствовать этапам региональной системы непрерывного художественного образования.

В связи с этим необходимо рассматривать особенности каждого дидактического процесса как в аспекте генезиса, так и функционирования компонентов региональной системы непрерывного художественного образования. В основе генезиса лежат требования социального и национального художественно-культурного прогресса к художественной подготовке подрастающих поколений на конкретном цивилизационном этапе развития общества и культуры. В современных условиях они находят свое преломление в воплощении главной цели региональной системы непрерывного художественного образования - развитии художественной культуры личности. Цель становится реальным практическим ориентиром организации дидактических процессов в системе непрерывного художественного образования, определения национально-регионального компонента его содержания.

Национально-региональный компонент содержания художественного образования рассматривается как опыт системных преобразований в организации художественного образования как региональной системы с обязательным учетом условий конкретики его особенностей и возможностей процессуального функционирования и развития как социально-педагогической системы. Охарактеризуем общие принципы отбора и построения национально-регионального компонента содержания художественного образования в каждом дидактическом процессе регионального социума.

1. Принцип соответствия национально-регионального компонента содержания целям развития художественной культуры личности. Данный принцип предполагает необходимость изменения традиционно узкого понимания

национально-регионального компонента содержания, сводимого, в основном, к перечню определенных знаний о национальном искусстве.

Анализ результатов исследований этой проблемы на материале общего и профессионального художественного образования (Е.А. Коряжкина, И.Ю. Павлова, З.М. Явгильдина, А.Р. Якупова), а также общепедагогических работ, посвященных вопросам содержания образования (В .В. Давыдов, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.В. Скаткин, Н.Ф. Талызина) привел к выводу о том, что в национально-региональный компонент содержания художественного образования в общеобразовательной и высшей школе кроме традиционных должны быть включены и следующие обязательные составляющие:

а) система ценностных ориентации личности, то есть система чувств и переживаний ценностей художественной культуры, определяющих отношение человека к окружающей национально-культурной действительности и отражающих социальный опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности;

б) конкретная методология региональной системы художественного образования и методы ее использования в раскрытии и обосновании национально-регионального компонента содержании, то есть следующие элементы: 1) основные термины и понятия, без которых невозможно понять и сознательно усвоить знания о художественной культуре; 2) научные факты, без знания которых нельзя понять закономерности функционирования художественной культуры и образования; 3) положения, раскрывающие сущность художественной культуры, объективные связи между коллективной и индивидуальной познавательной и творческой национально-культурной художественной деятельностью; 4) система научных знаний о национальном художественном искусстве и закономерностях его развития (специфика языковых средств, формообразования, гармонический склад и т.д.); 5) знания о методах познания национального художественного искусства; 6) ведущие направления развития художественной культуры, имеющие общечеловеческое значение, в свете которых должен изучаться национально-региональный компонент;

в) система ориентиров, объективно необходимых для осознания и переживания обучающимися значимости их общения с национальной музыкой фольклорной и профессиональной традиций.

2. Принцип соответствия национально-регионального компонента содержания требованиям построения органически целостной региональной системы непрерывного художественного образования предполагает в процессе определения содержания национально-регионального компонента образования опору на критерии, в соответствии с которыми должен производиться отбор национального художественно-культурного материала с целью преобразования его в образовательный материал.

1. Критерий гуманизации. Реализация данного критерия осуществляется через раскрытие гуманной сущности взаимоотношений человека и окружающей национально-культурной художественной действительности, рассмотрение идей исторической эволюции общества и культуры, национальных художественных ценностей как идеального общечеловеческого варианта, к которому следует стремиться через отбор национально-регионального компонента содержания.

2. Культурологический критерий. Целью включения национально-регионального компонента в содержание образования является развитие художественной культуры личности. Можно утверждать, что на каждом этапе национально-культурной подготовки обучающиеся овладевают элементами национальной художественной культуры общества, к которой человек стремится на протяжении своего жизнетворчества.

3. Критерий фундаментальности определяет наличие в содержании методологического базиса, опирающегося на положения и идеи философии, культурологии, музыкознания, педагогики, психологии, социологии и других наук. Междисциплинарное содержание общего и профессионального художественного образования на современном этапе развития науки о региональной системе непрерывного художественного образования объединяется вокруг таких фундаментальных понятий, как «национальная художественная культура общества», «ценности национальной художественной культуры», «национально-культурная

художественная деятельность», результатируется по структурно-морфологической (понятия, закономерности, идеи, структура) и функциональной (проблемы, методы, деятельность) формам.

4. Критерий историзма позволяет понять, что только в исторической ретроспективе обучающимся могут открыться ценности своего национально-культурного бытия.

5. Критерий интегративности предполагает различные виды интеграции знаний в контексте национально-регионального компонента.

6. Критерий дифференциации. Интегративность и дифференциация подразумевают внесение национально-регионального компонента содержания в вертикально и горизонтально развивающиеся линии процесса художественной подготовки. При этом дифференциация выступает как учет индивидуально-личностных особенностей обучающихся посредством их объединения и организации различного художественного обучения (по содержанию, объему, сложности, доступности, формам, методам и приемам) с целью развития национальной художественной культуры личности подрастающих людей и формирования у них национально-культурных способов художественной деятельности.

7. Критерий проблемности. Проблемность стимулирует высокую степень активности познавательной национально-культурной художественной деятельности, напряжения умственных сил обучающихся на пути творческого осмысления проблемной задачи, не имеющей очевидных путей решения. Проблемно-организованное национально-культурное знание включает в качестве основы своей когнитивной структуры проблему, определяющую научный поиск в ее решении.

8. Критерий национальной художественно-культурной направленности предполагает ориентацию на содержание, нацеленное на решение актуальных задач развития художественной культуры личности, поэтому закономерным видится перенос центра тяжести в национально-региональном компоненте содержания на те знания и способы деятельности, творческий опыт, которые окажутся необходимы человеку в познавательной и творческой национально-культурной деятельности.

9. Деятельностный критерий относится и к процессу отбора содержания, и к процессу обучения, где основополагающим становится постановка адекватных уровню национального художественно-культурного развития обучающихся задач, выполнение творческих заданий, затрагивающих мотивационно-ценностную, когнитивную и операциональную сферы личности.

3. Принцип соответствия национально-регионального компонента содержания художественного образования психолого-педагогическим требованиям означает, что при построении национально-регионального компонента содержания необходимо учитывать и его логику, и логику дидактического процесса, в котором данное содержание реализуется, то есть дидактический процесс должен включать не только национально-региональный компонент содержания, но и средства и методы организации процесса усвоения этого содержания.

В формировании содержания образования участвуют, как известно, все учебные заведения, в которых оно воплощается. Отсюда становится понятно, что механизм реализации указанного содержания художественного образования предусматривает участие в данном процессе учебных заведений не только одного уровня. Он требует взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной художественных школ, благодаря которой система художественного образования в регионах призывается и решать задачу национального художественно-культурного развития молодых людей, и претворять в жизнь принцип непрерывности. Учитывая то, что в качестве элемента, объединяющего структуру региональной системы художественного образования, мы выдвигаем идею единства учебных заведений в реализации национально-регионального компонента содержания художественного образования, раскроем ряд концептуальных положений нашего исследования.

Во-первых, культурные ценности художественного образования в проектируемой нами системе предстают как отражение в непрерывно организованной институциональной форме ценностей национально-культурной общественной среды. Во-вторых, любой художественно-образовательный процесс должен быть системно и целенаправленно структурирован и должен проявлять себя как часть

сложной региональной системы. В-третьих, в каждом учебном заведении должна создаваться своя национально-культурная образовательная среда, в которой, в свою очередь, происходит процесс присвоения и художественно-деятельностного воспроизведения актуализированных ценностей национальной художественной культуры. В-четвертых, ассимиляция нового в процессе познания не должна сводиться только к раскрытию его информационного аспекта, а базироваться на педагогическом управлении такой национально-культурной художественной подготовкой и ее организацией, которая служит необходимым условием развития национально-ценностного в сознании и деятельности самих учащихся. В-пятых, поскольку региональное художественное образование, понимаемое в самом широком смысле, включает в себя и когнитивное, и операциональное начала, постольку развитие региональной системы непрерывного художественного образования - это не просто развитие искусства применения национально-ценностного в содержании, а наличие глубоких качественных преобразований в индивидуально-личностном сознании людей, в знаниевом аппарате и способах художественной деятельности детей и учащейся молодежи.

С этой точки зрения, суть взаимодействия региональной системы художественного образования как сложной структуры с национально-культурной общественной средой состоит в том, что она является не только частью национальной художественной культуры этой региональной среды вообще, но и частью социально-педагогического (содержательно-структурного), организационно-педагогического (процессуального), психолого-педагогического (развивающего) влияния на индивида в интересах подготовки его к познанию, присвоению и воспроизведению общественного национально-культурного художественно-деятельностного опыта.

Исходя из вышеизложенного, выделим следующие социально-педагогические (содержательно-структурные) условия организации художественного образования как региональной ценности, обеспечивающей художественно-культурное развитие индивида качественной национально-культурной художественной подготовкой.

1. Следует обеспечить целостность национально-культурного развития

человека в региональной системе непрерывного художественного образования, выражающей единство национально-ценностного содержания образования в каждом из учебных заведений и самостоятельность, автономность средств художественного образования.

2. Необходима системность в структуре национально-культурной художественной подготовки детей и учащейся молодежи, проявляющая себя во взаимосвязанности и взаимообусловленности разноуровневых средств художественного образования.

3. Следует нормализовать непрерывность художественного образования, предполагающую совокупность преемственных процессов национальной художественно-культурной подготовки в архитектонике художественного образования и ориентацию на непрерывное национальное художественно-культурное развитие личности молодого человека.

Необходима преемственность в динамике непрерывного художественного образования, выступающая в виде связей целеполагания, логики развития национально-ценностного содержания, форм, методов и средств художественного обучения.

Преемственность национально-культурной художественной подготовки должна осуществляться комплексно в непрерывной системе образования во взаимосвязи учебных дисциплин как в общеобразовательной, так и в профессиональной школе. Принцип преемственности должен ориентировать на создание национально-культурной образовательной среды на всех уровнях художественного образования.

Реализация национально-регионального компонента содержания в системе непрерывного художественного образования должна осуществляться опережающими темпами в контексте современных национально- культурных воспроизводственных процессов и обострения духовного кризиса в стране.

Отразим основные направления непрерывности региональной системы художественного образования на Рис. 2.

Уровни

общее профессиональное

дошкольное школьное среднепро- высшее послевузовское фессиональное

Средства

принципы регионализации, развития, интеграции, дифференциации, демократизации, гуманизации, преемственности, культурологический принцип

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

цели генерализованные и иерархизированные (общие и конкретизированные)

процесс уровни образования и этапы учебного процесса, включающие упорядоченную совокупность соответствующих целей, содержания, методов, форм организации, принципов

содержание виды элементов национально-регионального компонента содержания; фрагменты содержания, соответствующие общим и конкретизированным целям обучения

методы классификация методов обучения; конкретное сочетание методов, обеспечивающее реализацию соответствующего фрагмента национально-регионального компонента содержания

формы массовые, групповые, индивидуальные, урочные, внеклассные, внешкольные

условия взаимосвязанное отражение федерального и национально-регионального компонентов в средствах образования; реализация интеграции, дифференциации, индивидуализации в учебном процессе; обеспечение личностно-деятельностных позиций; выполнение учебных заданий

Рис. 2 - Основные направления непрерывности региональной системы

художественного образования

Опираясь на имеющийся прецедент определения направленности обучения к целостности посредством соединения и координации общего и профессионального образования в диалектической взаимосвязи технологии учебно-воспитательного процесса, социально-психологических факторов и формирования духовно-личностных качеств (Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Н.Ф. Талызина), подчеркнем, что региональная система непрерывного художественного образования, отражая сущностный состав национально-регионального компонента содержания, структурно-процессуальные особенности, представляет собой содержательно-системное строение. Оно объединяет в себе следующее: а)

художественно-образовательное целое, представляющее собой в национальной художественной культуре регионального социума синтез структурных и содержательных составляющих; б) региональный художественно-образовательный процесс, выражающий дидактический аспект национально-культурной художественной подготовки людей; в) художественное образование человека, отражающее период приобретения индивидом определенного уровня национального художественно-культурного развития, воплощаемого в познавательной и творческой художественной деятельности.

Выделенные показатели свидетельствуют, что региональную систему непрерывного художественного образования необходимо рассматривать с трех позиций: как личностно-направленный процесс художественной подготовки, ориентированный на познание национального художественного искусства и овладение индивидом различными способами национально-культурной художественной деятельности; как структурную организацию, то есть совокупность дифференцированных дидактических процессов, направленных на разработку и реализацию национально-регионального компонента содержания и на формирование разнообразных способов познавательной и творческой национально-культурной художественной деятельности субъектов; как систему непрерывного художественного образования, учитывающую региональную организацию составляющих ее элементов и отождествляющую себя с общероссийской системой художественного образования.

Библиографический список

1. Батаршев, А. В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе (Теоретико-методологический аспект) / А.В. Батаршев / под ред. А. П. Беляевой. - СПб. : Ин-т профтехобразования РАО, 1996.-80 с.

2. Владиславлев А.П. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы. - М.: Молодая гвардия, 1978. — 36 с.

3. Гершунский Б.С. Педагогические аспекты непрерывного художественного образования // Вестник высшей школы. 1987. -.№ 8. - С.22-29.

4. Годник, С. М. Процесс преемственности высшей и средней школы / С. М. Годник.

- Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1981.- 208 с.

5. Краевский, В. В. Методологические основы построения теории содержания общего среднего образования и ее основные проблемы / В. В. Краевский // Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера.

- М.: Педагогика, 1983. - С. 40-59.

6. Онушкин, В. Г. Непрерывное образование - приоритетное направление науки / В. Г.

Онушкин, Ю. Н. Кулюткин // Педагогика. - 1989. -№2.-С. 86-90.

Bibliography

1. Batarshev, A.V. The Succession of Education in Secondary and Professional School (Theoretical-Methodological aspect) / A.V. Batarshev / under editing A. P. Belyaeva.- SPb.: The Institute of Professional Technical Education RAO, 1996. - 80 p.

2. Vladislavlev A.P. Uninterrupted Education: Problems and Perspectives. - M.: Molodaya Gvardia , 1978.-36 p.

3. Gershunsky B.S. Pedagogical Aspects of Uninterrupted Artistic Education // Bulletin of Higher School. 1987.- №8. - P.22-29.

4. Godnik S.M. The Process of Higher and Secondary School Succession / S.M. Godnik. -Voronezh: Voronezh Institute Publishing House, 1981. - 208 p.

5. Kraevsky V.V. The Methodological Basis of the Secondary Education Contents Theory Construction and its Main Problems./ V.V. Kraevsky// Theoretical Basis of the Secondary Education Contents / Edited by V.V. Kraevsky, E. Ya. Lerner. - M.: Pedagogics, 1983.-P.40-59

6. Onushkin V.G. Uninterrupted Education - the Main Branch of the Science/ V.G. Onushkin, Yu.N. Kilyutkin // Pedagogics. - 1989. - № 2-P. 86-90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.