Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / HUMAN RESOURCES / PUBLIC SERVICES / MODELING OF HUMAN RESOURCES DEVELOPMENT / FORECASTING OF HUMAN RESOURCES DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткаченко Дарья Васильевна, Резникова Ольга Сергеевна

В настоящей статье рассматривается проблема удовлетворенности трудом работников сферы предоставления государственных услуг. Многими исследователями современности отмечается недостаточная изученность концепций мотивации профессиональной деятельности и удовлетворенности трудом, применительно к работникам сферы предоставления государственных услуг. Результаты работы могут быть применены кадровыми службами исследуемой организации, также взяты за основу при организации работы персонала сферы предоставления государственных услуг с целью управления уровнем удовлетворенности персонала трудом иными организациями. Направления будущих исследований: определение стратегических направлений повышения эффективности системы управления кадровым потенциалом сферы предоставления государственных услуг чрезвычайного ведомства Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development modeling human resources in the provision of public services

This article deals with the problem of satisfaction with the work of employees in the sphere of public services. Many modern researchers note that the concepts of motivation for professional activity and job satisfaction are insufficiently studied in relation to employees in the sphere of providing public services. The results of the work can be applied by the personnel services of the organization under study, as well as taken as a basis for organizing the work of personnel in the sphere of public services in order to manage the level of staff satisfaction with work by other organizations. Directions for future research: identification of strategic directions for improving the efficiency of the personnel management system in the public services sector of the emergency Department of the Republic of Crimea.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ»

- оптимистичная модель;

- пессимистичная модель;

- инерционная модель.

Реализация каждой модели обусловлена определенным набором факторов макро и микроокружения, а также зависит от стратегических целый развития национальной экономики. Человеческий капитал является инструментом развития национальной экономики, увеличение инвестиций в человеческий капитал способствует повышению качества экономического роста.

Литература:

1. Токарева В.В. Развитие человеческого капитала на субрегиональном уровне (в малых городах России). - Мичуринск-Наукоград РФ : Изд-во Мичурин. гос. arpa р. ун-та, 2007. - 186 с.

2. Официальный сайт Рамблер/финансы [Электронный ресурс]. - URL:https://f¡nance.rambler.ru/ та rkets/43453 902/?utm_content=f¡ nance_ med¡a&utm_med¡um=read_more&utm_source= copylink

3. Официальный сайт Правда.ру [Электронный ресурс]. - URL: https://www.pravda.ru/news/ econom¡cs/1470141 -economika

4. Acemoglu D., Johnson S. Disease and development: the eff ect of life expectancy on economic growth // Journal of Political Economy. 2007. Vol. 115. No. 6. P. 925-985. [Электронный ресурс]. - URL:https://economics.mit.edu/files/4478

5. Ashraf Q„ Weil D.N., Wilde J. The effect of fertility reduction on economic growth // Population and Development Review. 2013. Vol. 39. No. 1. P. 97-130. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.ncbi. nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4267474/

6. Psacharopoulos G. Returns to Investment in Education: A Global Update //World Development. 1994. Vol. 22. No. 9. P. 1325-1343. [Электронный ресурс]. - URL:http://siteresources.worldbank.org/ INTDEBTDEPT/Resources/468980-1170954447788/ 3430000-1273248341332/20100426_16.pdf

7. Barro R.J. Human capital and growth // American Economic Review. 2001 .Vol. 91. No. 2. P. 12-17. [Электронный ресурс]. - URL: https://translate. g oogle.com/trans la te?hl=ru&s I =en&u= https:// www.jstor.org/stable/2677725&prev=search

8. Паспорт национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (Протокол от 24 декабря 2018 г. №16)) // [Электронный ресурс]. - URL:https://base.garant.ru/ 72185938/

DEVELOPMENT MODELING HUMAN RESOURCES IN THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES Tkachenko Daria Vasilievna, Postgraduate student Reznikova Olga Sergeevna, DSc ofEconomics, Professor

Institute of Economics and Management, Crimean Federal University named after V.i. Vernadsky, Simferopol, Republic of Crimea

This article deals with the problem of satisfaction with the work of employees in the sphere of public services. Many modern researchers note that the concepts of motivation for professional activity andjob satisfaction are insufficiently studied in relation to employees in the sphere of providing public services. The results of the work can be applied by the personnel services of the organization under study, as well as taken as a basis for organizing the work of personnel in the sphere of public services in order to manage the level of staff satisfaction with work by other organizations. Directions for future research: identification of strategic directions for improving the efficiency of the personnel management system in the public services sector of the emergency Department of the Republic of Crimea.

Keywords: human resources; public services; modeling of human resources development; forecasting of human

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

В настоящей статье рассматривается проблема удовлетворенности трудом работников сферы предоставления государственных услуг. Многими исследователями современности отмечается недостаточная изученность концепций мотивации профессиональной деятельности и удовлетворенности трудом, применительно к работникам сферы предоставления государственных услуг. Результаты работы могут быть применены кадровыми службами исследуемой организации, также взяты за основу при организации работы персонала сферы предоставления государственных услуг с целью управления уровнем удовлетворенности персонала трудом иными организациями. Направления будущих исследований: определение стратегических направлений повышения эффективности системы управления кадровым потенциалом сферы предоставления государственных услуг чрезвычайного ведомства Республики Крым.

resources development.

УДК331.1 ВАК РФ 08.00.05

© ТкаченкоД.В., 2020 © Резникова О. С., 2020

Ключевые слова: кадровый потенциал; государственные услуги; моделирование развития кадрового потенциала; прогнозирование развития кадрового потенциала

Современная динамично изменяющаяся экономическая среда диктует необходимость создания в организациях всех условий для удовлетворенности работников своим трудом, так как именно от эффективности работы персонала зависит успешность деятельности организации. Определение влияния на уровень удовлетворенности персонала своим трудом различных факторов необходимо для того, чтобы грамотно использовать различные инструменты управления удовлетворенностью персонала трудом. В статье проблема удовлетворенности персонала трудом рассматривается на примере Федерального казённого учреждения "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым" (далее - ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Крым"). Целью работы является установление причинно-следственной связи удовлетворенности трудом и в зависимости от среднесписочной численности и уровня заработной платы работников, оказывающих государственные услуги, а также количества заявок на получение государственных услуг. В качестве гипотезы рассматривалось использование научного подхода при организации формирования и использования кадрового потенциала сферы предоставления государственных услуг. Методической основой данной статьи являются определение удовлетворенности трудом работников сферы предоставления государственных услуг. Практическая значимость работы определяется важностью поиска путей увеличения удовлетворенности персонала трудом сферы предоставления государственных услуг. Научный вклад заключается в анализе состояния удовлетворенности персонала сферы предоставления государственных услуг исследуемой организации. Представление об актуальном состоянии исследуемой сферы, с целью подготовки предложений по повышению уровня удовлетворенности трудом персонала сферы предоставления государственных услуг.

Любая система, в том числе и кадровый потенциал сферы предоставления государственных услуг ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Крым", нуждается в движении вперед, которое определяется на практике как развитие [1, с. 230; 2, с. 85]. Его отсутствие рано или поздно в том или ином виде приводит к торможению и застою, что не может являться конечной целью развития кадрового потенциала сферы предоставления государственных услуг организаций, претендующих на достижение высоких показателей качества предоставляемых государственных услуг, в свою очередь являющееся следствием удовлетворенности персонала данной организации [3, с. 29; 4, с. 68; 5, с. 124]. В этой связи всесторонний анализ разнообразных трудностей, препятствий и проблем развития кадрового потенциала сферы предоставления государственных услуг ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Крым" заслуженно вызывает повышенный интерес.

Для построения модели уровня удовлетворенности персонала, оказывающих государственные услуги, работой были использованы материалы исследования процессов удовлетворенности работников ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Крым", оказыва-

О си о си

I—

О-<

=г со

V

Ё

99

ТКА ЧЕНКО Дарья Васильевна, соискатель

РЕЗНИКОВА Ольга Сергеевна, доктор экономических наук, профессор

Институт экономики и управления, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым

ющих государственные услуги [6, с. 130; 7, с. 140]. При этом использовался корреляционно-регрессионный анализ (методика многофакторной линейной регрессии), а результаты исследования представляются в графическом виде [8, с. 144].

Параметр, который необходимо посчитать и предсказать - уровень удовлетворенности работников ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Крым", оказывающих государственные услуги, - является зависимой переменной У.

Другие параметры, которые представляют собой уже известные значения, а также оказывают влияние на значение зависимой переменной, являются независимыми переменными X. В настоящей работе отобраны следующие факторные показатели, предположительно оказывающие наиболее существенно влияние на уровень удовлетворенности: Х1 - среднесписочная численность работников, оказывающих государственные услуги; Х2 - уровень заработной платы работников, оказывающих государственные услуги; Х3 - количество заявок на получение государственных услуг.

Корреляционная зависимость зависимой и независимых переменных - это функциональная зависимость: у (X,, Х2, Х3), где у - всевозможные значения параметра У, которые соответствуют значениям X,, Х2, Х3.

При построении модели многофакторной линейной регрессии, уравнение регрессии имеет вид:

У = а0 + а1Х1 + а2Х2 + а3Х3, (1),

где У - зависимая переменная - уровень

удовлетворенности работников, оказывающих государственные услуги;

Х1( Х2, Х3 - независимые переменные - среднесписочная численность работников, оказывающих государственные услу-ги;уровеньзаработной платы работников, оказывающих государственные услуги; количество заявок на получение государственных услуг соответственно;

На основе расчетных значений показателей, характеризующих уровень удовлетворенности работников, оказывающих государственные услуги, исследованных за период 2015 -2019 гг., было произведено моделирование уровня удовлетворенности работников ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Крым", оказывающих государственныеуслуги (табл. 1).

Таблица 1 - Расчетные значения моделирования

уровня удовлетворенности работников ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Крым", оказывающих государственные услуги

Годы Уровень удовлетворенност и работников, оказывающих государственные услуги, %, Y Среднесписочная численность работников, оказывающих государственные услуги, чел., Xi Уровень заработной платы работников, оказывающих государственные услуги тыс. руб., Х2 Количество заявок на получение государствен ных услуг, ед-, Хз Значение ? (по модели), %

2015 64 41 23 5407 64,08

2016 69 41 24 3280 68,56

2017 78 38 26,7 1859 78,47

2018 85 34 27,2 1289 85,54

2019 90 33 28,5 846 89,35

С помощью аппарата регрессионного анализа был определен массив данных с помощью MS Excel. Параметры уравнения многофакторной линейной регрессии определены с помощью функции "ЛИНЕЙН". Для реализации данного уравнения был выделен весь массив значений У и X. В итоге получен массив данных - а„, а,, а.

, а3 (табл. 2).

Да0

Да!

Да2 Д '

(2)

Таблица 2 - Массив данных, необходимый для реализации уравнения многофакторной линейной регрессии модели уровня удовлетворенности работников ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Крым", оказывающих государственные услуги

аз а2 ai ао

-1.46966Е-05 0,013552077 -0,01389 0,978029

1,09701Е-05 0,012814138 0,004425 0,490633

0,997539847 0,01071634 #н/д #Н/Д

135,1596045 1 #н/д #Н/Д

0,04656516 0,00011484 #н/д #н/д

а„, а.., а„ а^

значения параметров уравнения;

R - достоверность аппроксимации.

На основе массива данных - а0, а,, а2 и а3, представленного в таблице 2 определен У по модели. Определение У осуществлено согласно следующим параметрам, представленным в таблице 3. Результаты вычислений значений У представлены соответствующей колонкой в таблице 1.

Функциональную зависимость между уровнем удовлетворенности работников, оказывающих государственныеуслуги, и среднесписоч-

ной численностью работников, оказывающих государственные услуги, уровнем заработной платы работников, оказывающих государственные услуги, количеством заявок на получение государственных услуг для ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Крым", можно описать уравнением:

у = 0,0675 х + 0,5694 R2 = 0,9791.

(3)

Таблица 3 - Определение У по модели уровня удовлетворенности работников ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Крым", оказывающих государственные услуги

Годы Формула расчета

2015 0,978029 + (-0,01389 * 41) + 0,013552077 * 23) + (-1.46966Е-05 * 5407)

2016 0,978029 + (-0,01389 * 41) + 0,013552077 * 24) + (-1.46966Е-05 * 3280)

2017 0,978029 + (-0,01389 * 38) + 0,013552077 * 26,7) + (-1.46966Е-05 * 1859)

2018 0,978029 + (-0,01389 * 34) + 0,013552077 * 27,2) + (-1.46966Е-05 * 1289)

2019 0,978029 + (-0,01389 * 33) + 0,013552077 * 28,5) + (-1.46966Е-05 * 846)

Описанное уравнение представим в графическом виде с тенденцией и коэффициентом аппроксимации (рис.).

Рисунок - Зависимость уровня удовлетворенности работников, оказывающих государственные услуги, и среднесписочной численностью работников, оказывающих государственные услуги, уровнем заработной платы работников, оказывающих государственные услуги,

количеством заявок на получение государственных услуг для ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Крым"

Согласно рисунку, полученный коэффициент аппроксимации (К2) составляет 0,9791.

Таким образом, с помощью полученной модели, используя линию тренда, возможно спрогнозировать значения динамики уровня удовлетворенности работников ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Крым", оказывающих государственные услуги, на 2020 -2021 годы. График, изображенный на рисунке 1, показывает, что к середине 2020 года уровень удовлетворенности работников ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Крым", оказывающих государственные услуги, при-

близится к своему максимальному значению

(100%).

Выводы: сегодня существует необходимость использования научного подхода при осуществлении деятельности в сфере предоставления государственных услуг; проведенная работа дает представление о причинно-следственной связи удовлетворенности трудом в зависимости от среднесписочной численности и уровня заработной платы работников, оказывающих государственные услуги, а также количества заявок на получение государственных услуг. Для того чтобы качественно оценить данную связь, был проведен корреляционно-регрессионный анализ. Результаты работы могут быть применены кадровыми службами исследуемой организации, также взяты за основу при организации работы nep-J сонала сферы предоставления государственных услуг с целью управления уровнем удовлетворенности персонала трудом иными организациями. Направления будущих исследований: определение стратегических направлений повышения эффективности системы управления кадровым потенциалом сферы предоставления государственных услуг чрезвычайного ведомства Республики Крым.

Примечания:

1. Черникова В.Е. Развитие кадрового потенциала как инструмента повышения конкурентоспособности организации // РППЭ. - 2018. - №12 (98). -С. 229-235.

2. Леонидова Г.В., Попов A.B. Удовлетворённость трудом как индикатор эффективности государственного управления (социологический анализ) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - №3 (33). - С. 84-99.

3. Зайнашева З.Г., Мешкова Н.Г. Проблемы формирования кадрового потенциала государственной и муниципальной службы в современных условиях // Вестник ГУУ. - 2015. - №6. - С. 29-33.

4. Слепцова Е.В., Олейник С.С. Кадровый потенциал государственной службы в современных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. -2017,-№2.-С.68-71.

5. Ясько Б.А., Лузаков A.A., Степенко О.Б. К проблеме взаимосвязи удовлетворенности трудом и профессиональной мотивации субъекта государственной гражданской службы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2019. - №2 (238). -С. 121-131.

О си о си

I—

Q-<

=г со

сдмт С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S

101

6. Калгин A.C., Двинских Д.Ю., Парфентьева Д.С. Повышают ли системы управления по результатам Удовлетворенность работой государственных служащих? // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2017. - №3. -С. 129-148.

7. Темницкий А.Л., Бессокирная Г.П. Удовлетворенность работой и удовлетворенность жизнью в

современной России: модели взаимосвязей // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. - 2018. - №4. -С. 138-151.

8. Карташевич Е.В., Агишева A.B., Григорьева A.A. Применение эконометрических методов в системе оценки удовлетворенности персонала // Символ науки. - 2015. - №9-1. - С. 142-149.

DISINTEGRA TION MANIFESTA TIONS IN THE BR/CS COUNTRIES: PREREQUISITES AND ECONOMIC CONSEQUENCES FOR THE GROUP

Fadeeva Inna Avenirovna, PhD of Economics, Professor, Department of English Language, International Economy Faculty, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs, Moscow

In the study, based on the author's position on the causes of intensification of disintegration processes, the analysis of the causes and individual disintegration manifestations in the BRiCS countries is carried out. The article solves the problems of studying the features of the dialectics of integration and disintegration processes, the changed role of the BRICS in recent years, the reasons underlying the creation of the BRICS and the analysis of disintegration risks and related manifestations in this integration Association. The study proves that the basis of disintegration manifestations are the prerequisites and reasons for the creation of an integration Association. The prerequisites for the creation of the BRiCS were the desire of the member States to move away from the unipolar world order, as well as the solution of a number of mutual trade, economic and in vestment problems. The circumstances and reasons for the creation of the BRICS indicate the presence of a number of disintegration risks that can provoke an integration crisis in the Union. The article notes that the main disintegration risks of the BRiCS are deep differences in the cultural, religious, ethnic, and historical characteristics of the participating countries, in addition, the disintegration manifestations are caused by the transcontinental rather than regional nature of the Association. The presence of disintegration manifestations is also influenced by private interstate contradictions, including those between India and China.

Keywords: BRiCS; disintegration; disintegration manifestations; disintegration risks; disintegration processes.

ДЕЗИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СТРАНАХБРИКС: ПРЕДПОСЫЛКИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ГРУППИРОВКИ

УДК 334.784 ВАК РФ 08.00.14

> Фадеева И.А., 2020

ФАДЕЕВА Инна Авенировна, кандидат экономических наук, профессор кафедры Английского языка факультета Международной экономики, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва

На основе авторской позиции о причинах интенсификации дезинтеграцион-ных процессов проводится анализ причин отдельных дезинтеграционных проявлений в странах БРИКС. В статье решаются задачи изучения особенностей диалектизма интеграционных и дезинтеграционных процессов, изменившейся роли БРИКС в последние годы, причинах, лежавших в основе создания БРИКС и анализе дезинтеграционных рисков и связанных с ними проявлений в данном интеграционном объединении. В исследовании обосновывается, что в основе дезинтеграционных проявлений лежат предпосылки и причины создания интеграционного объединения. Предпосылками создания БРИКС стало стремление государств-членов уйти от однополярного мироустройства, а также решение ряда взаимных торгово-экономических и инвестиционных задач. Обстоятельства и причины создания БРИКС свидетельствуют о наличии ряда дезинтеграционных рисков, способных спровоцировать интеграционный кризис в объединении. В статье отмечается, что основными дезинтегра-ционными рисками БРИКС являются глубокие различия в культурных, конфессиональных, этнических, исторических характеристиках стран-участниц. Кроме этого, дезинтеграционные проявления обусловливаются трансконтинентальным, а не региональным характером объединения. На наличие дезинтеграционных проявлений оказывают влияние и частные межгосударственные противоречия, в том числе, между Индией и Китаем. Ключевые слова: БРИКС;дезинтеграция; дезинтеграционные проявления;дезинтеграционные риски; дезинтеграционные процессы.

I

Характерной особенностью интеграционных объединений современности является интенсификация проявлений диалектизма интеграционных и дезинтеграционных процессов. Диалектическое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.