Научная статья на тему 'Моделирование распределённого отбора и подвода охлаждающего воздуха в ГТД'

Моделирование распределённого отбора и подвода охлаждающего воздуха в ГТД Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
241
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ГТД / КОМПРЕССОР / ТУРБИНА / ОТБОР ВОЗДУХА / ПОДВОД ВОЗДУХА / MATHEMATICAL MODEL / GAS-TURB ENGINE / THE COMPRESSOR / THE TURBINE / SELECTION OF AIR / AIR INTAKE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Горюнов Алексей Иванович, Горюнов Иван Михайлович

Рассмотрены математические модели ГТД с учётом распределённого отбора воздуха из компрессора и распределённого подвода охлаждающего воздуха в турбине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Горюнов Алексей Иванович, Горюнов Иван Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION OF THE DISTRIBUTED SELECTION AND SUPPLY OF COOLING AIR IN GAS-TURB ENGINE

Mathematical models GAS-TURB ENGINE are considered in view of the distributed selection of air from the compressor and the distributed supply of cooling air in the turbine.

Текст научной работы на тему «Моделирование распределённого отбора и подвода охлаждающего воздуха в ГТД»

УДК 621.431.75

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЁННОГО ОТБОРА И ПОДВОДА ОХЛАЖДАЮЩЕГО ВОЗДУХА В ГТД

©2009 А. И. Горюнов, И. М. Горюнов

Уфимский государственный авиационный технический университет

Рассмотрены математические модели ГТД с учётом распределённого отбора воздуха из компрессора и распределённого подвода охлаждающего воздуха в турбине.

Математическая модель, ГТД, компрессор, турбина, отбор воздуха, подвод воздуха

Каждый год ужесточаются требования к разрабатываемым двигателям. Для сохранения конкурентоспособности и спроса на изделия разработчики применяют в проектировании новейшие методики и программные пакеты, повышают рабочие температуры, используя системы охлаждения лопаток тур -бин. Основным способом охлаждения является охлаждение воздухом.

Современные авиационные ГТД (АЛ-31Ф, РД-33, АЛ-55И, ПС-90А, БМ-146 и др.) отличаются все более сложными системами отбора и подвода рабочего тела. Например, отбор воздуха осуществляется между ступенями компрессора.

В большинстве математических моделей авиационных ГТД принято допущение, что отбор воздуха происходит за компрессором, что увеличивает потребную мощность компрессора и соответственно вносится погрешность в термогазодинамические расчеты.

Рассмотрим математическую модель компрессора с учетом распределенного отбора воздуха.

Принимаем допущение, что параметры рабочего тела и работа компрессора до соответствующего отбора определяются по модели политропного процесса сжатия.

Давление и температура воздуха в отборе определяются по заданным значениям относительной адиабатической работы компрессора до /-го отбора (рис. 1). Механические и гидравлические потери учитываются в расчёте требуемой работы компрессора *

( *к ).

е

Рис. 1. Диаграмма процесса сжатия рабочего тела в многоступенчатом- осевом- компрессоре

Потребная мощность компрессора яв-ляется суммой произведений расхода воздуха на выходе из компрессора на работу сжатия и количества отбираемого воздуха на работу соответствующей ступени:

* П / * I

N к = в 2 • Ь к + I [в _ . • Ь . I. (1)

к 2 к /=1' отб. 1 к 1/ 4 '

Расход отбираемого воздуха есть произведение расхода воздуха на входе в компрессор (в1) и заданного относительного

расхода отбираемого воздуха (в отб. 1):

в отб. 1 = в1в отб- 1. (2)

Расход воздуха на выходе из компрессора представляет собой разность расходов на входе и в отборах:

Авиационная и ракетно-космическая техника

0 2 = 01

п

-2 о.

і=1

отб. і

(3)

Учет влияния распределенного отбора воздуха на характеристику компрессора достигается коррекцией характеристик с использованием поправочных множителей к

соответствующим координатам р*, ц*к от приведенного расхода воздуха в отборе

о,

отб. і пр •

* = / (о.

5рк =

отб. і пр )’

* ( )

к = отб. і пр / •

ступенчатая (рис. 3). В этом случае распределение расходов охлаждающего воздуха между сопловыми и рабочими лопатками не соответствует действительному и подбирается таким образом, чтобы обеспечить потребную мощность и известные параметры за турбиной. Такое допущение вносит погрешность в термогазодинамический расчет многоступенчатой турбины.

(4)

*?к = ^(0отб. і пр )- (5)

Конкретные способы забора воздуха и места на двигателе определяются в зависимости от нужд и возможностей размещения магистралей.

Для повышения эффективности охлаждения, а тем самым снижения количества отбираемого воздуха, применяют теплообменники различного типа. Проходя через них, воздух охлаждается в среднем на 300 - 400 К.

Современные высокотемпературные турбины авиационных ГТД отличаются сложными системами подвода охлаждающего воздуха. Охлаждающий воздух подводится для охлаждения сопловых и рабочих лопаток, диска рабочего колеса. Выпуск охлаждающего воздуха в газовоздушный тракт из систем охлаждения осуществляется через отверстия в передних и задних кромках сопловых и рабочих лопаток, а также в радиальный зазор между рабочими лопатками и корпусом. Воздух, охлаждающий диск рабочего колеса, выпускается в зазор между сопловыми и рабочими лопатками (рис. 2).

В большинстве математических моделей авиационных ГТД принято допущение, что воздух, охлаждающий сопловые лопатки, подмешивается к основному газовому потоку до горла соплового аппарата, а воздух, охлаждающий рабочие лопатки подмешивается за рабочими лопатками. Воздух, охлаждающий сопловой аппарат,

смешивается с газом и учитывается в работе турбины. Воздух, охлаждающий рабочее ко -лесо, смешивается с основным потоком за ним и участвует в работе последующей ступени. В процессе смешения давление основного потока не изменяется. Многоступенчатая турбина рассматривается как одно-

Звздцх т хвгнгрессорс

Воздух из-за

Рис. 2. Схема подвода в турбину охлаждающего воздуха

Рис. 3. Диаграмма процесса расширения в одноступенчатой турбине

В системе математического моделиро -вания тепловых, энергетических и комбинированных установок возможно

описание многоступенчатой турбины из элементов, описывающих каждую ступень. При этом должны быть известны характеристики отдельных ступеней турбины.

В связи с этим предложена математическая модель многоступенчатой турбины с учетом распределенного подвода охлаждающего воздуха. Рассматриваются изолированные процессы расширения газа, поступающего на вход в турбину, и охлаждающего воздуха до давления на выходе из турбины (рис. 4). При расчете турбины используется эффективный КПД охлаждаемой турбины 7*эф), который является

отношением мощности (Ут), развиваемой турбиной, к сумме изоэнтропических работ потоков газа (х*.) и охлаждающего воздуха

(х* охл. ;) в турбине, умноженным на соответствующие расходы газа (Сг) и воздуха

(^в.охл. 1 ) :

N т

G L +

г гs

У G . L

/ j в.охл. i .в.охл.s i

(б)

Энтальпия и соответственно температура рабочего тела на выходе из турбины рассчитываются на основе материального и теплового балансов.

Рис. 4. Диаграмма процесса расширения в многоступенчатой турбине

Учёт распределённого отбора и подво -да охлаждающего воздуха позволяет повысить адекватность математической модели ГТД.

SIMULATION OF THE DISTRIBUTED SELECTION AND SUPPLY OF COOLING AIR

IN GAS-TURB ENGINE

©2009 A. I. Goryunov, I. M. Goryunov

Ufa State Aircraft Technical University

Mathematical models GAS-TURB ENGINE are considered in view of the distributed selection of air from the compressor and the distributed supply of cooling air in the turbine.

Mathematical model, GAS-TURB ENGINE, the compressor, the turbine, selection of air, air intake

Информация об авторах

Горюнов Алексей Иванович, студент Уфимского государственного авиационного технического университета. E-mail: ushovec@ya.ru. Область научных интересов: математическое моделирование авиационных двигателей и энергетических установок.

Горюнов Иван Михайлович, доктор технических наук, профессор Уфимского государственного авиационного технического университета. E-mail: gorjunov@mail.ru. Область научных интересов: математическое моделирование авиационных двигателей и энергетических установок

Goryunov Alexey Ivanovich, student of Ufa State Aircraft Technical University. E-mail: ushovec@ya.ru. Area of research: mathematical modelling of aviation engines and power installations.

Goryunov Ivan Mikhailovich, Doctor of Engineering Science, professor of Ufa State Aircraft Technical University. E-mail: gorjunov@mail.ru. Area of research: mathematical modelling of aviation engines and power installations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.