Научная статья на тему 'Моделирование работы системы «Тиристорный преобразователь напряжения асинхронный электродвигатель»'

Моделирование работы системы «Тиристорный преобразователь напряжения асинхронный электродвигатель» Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
515
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Каширских Вениамин Георгиевич, Переверзев Сергей Сергеевич

Представлена математическая модель системы «тиристорный преобразователь напряжения АД», описана методика её разработки и приведены результаты компьютерного моделирования прямого и управляемого пусков асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором с использованием разработанной математической модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Каширских Вениамин Георгиевич, Переверзев Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование работы системы «Тиристорный преобразователь напряжения асинхронный электродвигатель»»

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ И СИСТЕМЫ

УДК 62-83-52:62-573

В.Г. Каширских, С.С. Переверзев

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ СИСТЕМЫ «ТИРИСТОРНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ НАПРЯЖЕНИЯ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ »

В последнее время для управляемого пуска асинхронных электродвигателей короткозамкнутым ротором (АД), во многих отраслях промышленности начинают широко внедряться устройства плавного пуска (УПП), представляющие, в своей основе, тиристорный преобразователь напряжения (НІН) с фазовым или квазичастотным управлением.

Для исследования качества переходных процессов при управляемом пуске асинхронного электропривода с применением УПП для конкретной промышленной установки необходимо иметь математическую модель системы «ТПН-АД», с достаточной степенью точности описывающую электромагнитные переходные процессы в АД, вызванные переключением тиристорных коммутационных элементов (ТКЭ). Это обусловлено тем, что управляемый пуск во многом определяет эффективность электропривода в целом и влияет на надежность и срок службы машин и установок.

Основной особенностью при математическом описании работы ТПН является скачкообразное изменение проводящего состояния ТКЭ в течение положительного полупериода приложенного напряжения, из-за чего трёхфазная цепь статора становиться несимметричной, а режим работы цепи при этом характеризуется нестационарностью.

Анализ режима статорной цепи возможен поочерёдным решением дифференциальных уравнений, описывающих её мгновенные состояния, которые, в свою очередь, зависят от сочетания проводящих состояний ТКЭ в фазах электродвигателя. В этом случае математическую модель системы «ТПН-АД» удобно представить в виде системы дифференциальных уравнений обобщенной электрической машины [1], записанных в неподвижной относительно статора системе координат а, в в виде:

1

■(изА — Я5іа — егА );

&

в

1

(и*в — ^зів — егВ );

с

1

& аЬ5

ё/

■ (и,с - К,іс — егС );

Я

г

г а п Ьт & _ яг ~Ь — Ь у га — Р®/гр;

&/„Р _ 0 Ьт. Яг

^ - Яг ~1Ф — угв + раУ/га;

3 Ь

М ЭМ _ 2 Р^~ (/гаі,р—/грі,аУ;

1

і,а іА ; і,р ^3 (ІВ ІС);

&/гА _ &/га .

&

&/гВ _ 1 &/га , V3 &/„Р .

------ _----------1--------;

& 2 & 2 &

&/гС _ 1 &/га V3 ЛЩгр ,

&

2 &

„ _ Ьт &/гА . „ _ т

ЧГА ~---------------; —

2 &

Ьт &/„В .

Ь„ гВ Ь„

егС _

Ьт &/„С

Ь„ &

где Іа , Ів , ІС, и,А , и,В , и,С - фазные токи и

иА иТА

Рис. 1. Схема замещения статорных цепей системы «ТПН-АД»

г

О

О

а) б)

Рис. 2. Результаты моделирования пуска электродвигателя: а - электромагнитный момент и частота вращения электродвигателя при управляемом пуске; б - электромагнитный момент и частота вращения электродвигателя при прямом пуске; в - фазные токи; г - фазные напряжения

напряжения статора; Ьт -взаимная индуктивность обмоток статора и ротора; Ь,, Ь„ -индуктивности статора и ротора; Я,, Я„ -активные сопротивления статора и ротора; о -коэффициент рассеяния; у„а, У„р - составляющие потокосцепления об-

мотки ротора по осям а, в ; І,а, Іф- составляющие токов обмоток статора по осям а, в; р - число пар полюсов; т, Мэм - частота вращения ротора и электромагнитный момент.

На основании представленной математической модели АД и схемы замещения (рис. 1) опи-

а)

б)

Рис. 3. Моделирование процесса пуска АД ограничением приложенного напряжения: а - электромагнитный момент и частота вращения электродвигателя при управляемом пуске; б - формирование напряжения и тока фазы А; в - фазные токи; г - фазные напряжения

Таблица 1

Состояние ТКЭ Уравнения электрического равновесия статорной цепи Фазные напряжения (иЛ иВ, ис)

ТКЭ открыты во всех фазах diA 1 г ,, - т (uA RsJA erA X dt jLs diB 1 / D N , - T (uB RsJB erB X dt jLs die 1 / n ч , - T (ue Rsie erC X dt jLs iA + iB + ie - °- Фазные напряжения на зажимах АД равны фазным напряжениям источника питания: ияЛ = иЛ; и^В = иВ ; изС = иС •

ТКЭ закрыты во всех фазах При закрытых тиристорах во всех фазах, токи в них равны нулю: lA - lB - le - 0 - Фазные напряжения на зажимах электродвигателя равны фазным ЭДС, наводимым потокосцеплением ротора: изЛ = егЛ; изВ = егВ; изС = егС •

ТКЭ открыты в фазах А и В diA 1 dt oLs diB 1 dt oLs dic 1 dt oLs iA =-iB > iC 2(UA — erA + erB — uB ) —RsiA 2(UB - erB + erA — UA ) -RsiB (usC — erC ); — 0; 5 5 Напряжение фазы С равно ЭДС, наводимой потокосцеплением ротора: и8С = егС. Напряжения фаз А и В : ияЛ = ~^(иЛ - иВ - егС ); иі'С = ~^(иВ - иЛ - егС )•

ТКЭ открыты в фазах А и С diA 1 dt oLs dic = _1_ dt oLs diB = 1 dt oLs iA = —ic > h 2(UA — erA + erC — UC) —RsiA 2(UC — erC + erA — UA) -RsiC UsB — erB ); j = 0; 5 5 Напряжение фазы В равно ЭДС, наводимой потокосцеплением ротора: и5в = егв . Напряжения фаз А и С определяются выражениями: и8Л = 2(иЛ - иС - егВ); и8С = 2 (иС - иЛ - егВ).

ТКЭ открыты в фазах С и В diC = dt aLs diB 1 dt oLs diA 1 dt oLs iC = —iB > 2(UC — erC + erB — UB ) —RsiC 2(UB — erB + erA — UA ) —RsiB ; (UsA — erA ); iA =0; Напряжение фазы А равно ЭДС, наводимой потокосцеплением ротора: usЛ = егЛ . Напряжения фаз В и С определяются выражениями: и5В = 2(иВ - иС - егЛ); и5С = ~2(иС - иВ - егЛ)•

шем возможные состояния статорной цепи с использованием правил Кирхгофа.

В произвольный момент времени система может находиться в одном из пяти состояний: 1) открыты ТКЭ во всех фазах; 2) ТКЭ во всех фазах закрыты; 3) открыты ТКЭ в фазах А и В; 4) от-

крыты ТКЭ в фазах А и С; 5) открыты ТКЭ в фазах В и С. При этом на каждом этапе цепь статора описывается своей системой дифференциальных уравнений (табл. 1).

При переключении тиристоров цепь статора описывается одной из приведенных систем диф-

ференциальных уравнений. Для применения этой математической модели в целях исследования переходных процессов при управляемом пуске или получении регулировочных характеристик системы «ТРН-АД», модель должна быть дополнена условиями переключения ТКЭ (условиями существования тока в цепи с ТКЭ).

При фазовом управлении тиристор открыт, если текущий электрический угол в, отсчитываемый от начала положительной полуволны фазного напряжения, больше угла управления а, или же выполняется условие i ■ и < 0 при угле в < а, когда ток поддерживается за счет накопленной энергии в индуктивностях цепи.

При квазичастотном управлении питание статорной цепи осуществляется системой выпрямленных токов переменной полярности, частота изменения которых определяется количеством положительных и отрицательных полупериодов напряжения, пропускаемых ТКЭ. Открытое состояние тиристора определяется условиями:

(в>а)and(и ■ F > 0);

(i ■ и < 0)and(и ■ F < 0),

где and - оператор логического «И»; F - дополнительная функция переключения:

1 ■ sign( uv )and( i = 0 );

1 ■ sign(i )and(i Ф 0).

В приведенном выражении переменная uv определяет эквивалентное напряжение требуемой частоты.

На рис. 2 представлены результаты компьютерного моделирования пуска электродвигателя ДКВ45 мощностью 45 кВт созданием ненулевых начальных электромагнитных условий [2] на основе описанной выше модели.

Из результатов моделирования с использова-

нием разработанной модели, можно сделать вывод, что пуск АД с созданием ненулевых начальных электромагнитных условий приводит практически к полному подавлению знакопеременной составляющей переходного момента, обусловленной подключением статорной обмотки АД к сети, не вызывая снижения быстродействия привода.

На рис. 3 представлены результаты моделирования управляемого пуска электродвигателя ДКВ45 ограничением скорости нарастания приложенного напряжения путем изменения в процессе пуска угла управления по линейному закону, с синхронизацией по напряжению.

Анализ результатов позволяет сделать вывод, что этот вид управляемого пуска приводит к снижению как знакопеременной, так и вынужденной составляющей электромагнитного момента, что приводит к снижению быстродействия привода. Однако, при этом достигается плавное нарастание момента, что благоприятно сказывается на ресурсе активных механических частей промышленной установки.

Таким образом, разработанная математическая модель системы «ТРН-АД» позволяет исследовать переходные процессы в асинхронном электроприводе при различных законах управления пуском АД с учетом влияния коммутации ТКЭ на электромагнитные процессы в АД, а также проводить анализ эффективности пуска асинхронного электропривода конкретной промышленной установки.

Результаты моделирования с использованием представленной модели подтверждены экспериментальными испытаниями тиристорного устройства для управляемого пуска АД, разработанного на кафедре электропривода и автоматизации Куз-ГТУ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Копылов И.П. Математическое моделирование электрических машин. -М.: Высш. шк., 2001. -327 с.

2. Петров Л.П. Управление пуском и торможением асинхронных двигателей. - М.: Энергоиздат, 1981. - 184 с.

□ Авторы статьи:

Каширских Вениамин Георгиевич

- канд. техн. наук, зав. каф. электропривода и автоматизации

Переверзев Сергей Сергеевич

- аспирант каф. электропривода и автоматизации

УДК 622.012:621.316.9 А.Г. Захарова, Г.А. Казунина ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕРЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В СИСТЕМАХ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ОЧИСТНЫХ ЗАБОЕВ

В последние годы на шахтах Кузбасса суще- телей. Это обстоятельство выдвинуло новые зада-

ственно возросла производительность забойных чи перед системами электроснабжения очистных

машин и увеличилась мощность их электродвига- забоев (СЭС ОЗ) по обеспечению их экономично-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.