Научная статья на тему 'Моделирование процессов выборочного таможенного контроля'

Моделирование процессов выборочного таможенного контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калинина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование процессов выборочного таможенного контроля»

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОцЕССОВ ВыБОРОЧНОГО

таможенного контроля1

Калинина О. В.

В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза объекты таможенного контроля определяются посредством применения системы управления рисками (далее - СУР). Тем самым мы можем отметить основополагающее значение СУР при выборе объектов контроля, т.е. при реализации принципа выборочности.

Роль принципа выборочности сегодня неимоверно велика. Исследование ряда стратегических документов ФТС России, строящихся по принципу сквозного планирования, показало, что вопросы применения СУР локализованы внутри вопросов оказания услуг участникам ВЭД при сокращении их издержек на прохождение процедур таможенного оформления и таможенного контроля. В рамках второй цели стратегического развития ФТС «повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем» поставлена задача внедрения выборочных методов таможенного контроля на основе применения СУР, в т.ч. путем уменьшения субъективизма при принятии решений о выпуске товаров.

Решение данной задачи связано с достижением контрольных значений по следующим двум показателям. Доля таможенных партий ввозимых / вывозимых товаров, досматриваемых таможенными органами в рамках применения СУР при осуществлении таможенных процедур в общем количестве товарных партий должна составить 16/6%2. При том, что доля таможенных партий товаров, подвергнутых выборочному таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства РФ либо выпуск товаров был запрещен, в общем объеме досматриваемых партий товаров, - 3,5%. Значения данных показателей в 2012 году планируются на уровне не более 14/4% и не менее 4,5%, соответственно3. Таким

1 В статье изложены материалы доклада, представленного автором на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Таможенные чтения - 2010. Росия и ВТО: непростой диалог», которая состоялась в Санкт-Петербургсокм имени В.Б.Бобкова филиале Российской таможенной академии 23 и 24 ноября 2010 года.

2 План работы ФТС на 2010 год. ФТС России. Федеральная таможенная служба России. Таможня. ГТК. [Электрон.ресурс]. Режим доступа: WorldWideWeb.URL: http://customs.ru/ru/ activities/planFTS.

3 Показатели эффективности деятельности ФТС России. Приложение №1 к докладу ФТС России о результатах и основных направлениях деятельности ФТС на 2010-2012 годы. Федеральная таможенная служба России. Таможня. ГТК. [Электрон.ресурс]. Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http://customs.ru/ru/activities/indexes.

образом, досмотр в рамках применения СУР при ввозе в 2012 году не должен превышать 14% общего количества ввозимых товарных партий. Вопрос выбора данных 14% может быть рассмотрен в качестве проблемы, требующей научного подхода к ее решению.

Автор предлагает к рассмотрению предмет нового научного направления в области знаний таможенного дела, которое определяет как «таможенная рискология». Таможенная рискология может быть определена как область таможенного знания, включающая в себя следующие направления:

1) разработку системы понятий и концептуальных основ анализа возможных источников риска в таможенном деле и общих принципов построения системы таможенного обслуживания и принятия эффективных решений в этих условиях;

2) разработку комплекса математико-экономических моделей потоков объектов (деклараций), подлежащих обработке в системе таможенного контроля с учетом вероятностной и целенаправленной природы содержащихся в них нарушений (описание внешней среды);

3) разработку моделей выборочного таможенного контроля с учетом анализа источников риска, кластеризации объектов по степени опасности и общей организации соответствующих операций контроля (описание структуры системы таможенного контроля);

4) разработку методов и комплекса алгоритмов принятия эффективных решений по селекции потока объектов для проведения операций контроля с целью минимизации ущерба для государства в условиях ограниченных ресурсов системы таможенного контроля с учетом неопределенности и конфликтной природы таможенной деятельности на основе вероятностных и игровых моделей;

5) разработку практических методик и рекомендаций, обеспечивающих эффективную таможенную деятельность в условиях риска.

При моделировании таможенных процессов предлагается рассматривать две подсистемы - систему управления рисками и систему таможенного контроля. Автор рассматривает следующие основные элементы этой модели. Клиентами таможенного сервиса являются участники ВЭД, которые формируют входной поток товарных партий, т.е. упорядоченную во времени случайную последовательность поступающих в таможенную систему товарных партий.

В развитие существующей Концепции реализации системы управления рисками, предполагающей осуществление контроля исходя из распределения ресурсов на наиболее важных направлениях работы для предотвращения нарушений, автор предлагает исходный поток товарных партий подвергать селекции в системе управления рисками (СУР) по принципу анализа рисков. Первый поток составляют декларации, в отношении которых принимается решение освободить соответствующие товары от детального контроля,

Конференции и семинары

Калинина О. В.

- поток направляется в «зеленый коридор». Второй поток составляют партии товаров, которые подлежат детальному контролю (доскональному изучению сопроводительных документов и (или) досмотру) как потенциальные носители таможенных нарушений, - поток направляется в «красный коридор».

Для описания условий функционирования СУР в качестве исходных были введены следующие характеристики внешней среды:

1) среднее количество товарных партий, поступающих в систему за единицу времени (влияние внешней среды);

2) априорная информация о возможных таможенных нарушениях, которая характеризуется мерой входного риска.

Эти характеристики были использованы с целью включения в модель системы управления рисками алгоритма дискриминантного анализа, селектирующего исходный поток деклараций на два подпотока: подпоток «красного коридора» и подпоток «зеленого коридора».

Система таможенного контроля (СТК) предназначается для таможенного контроля деклараций, направленных из СУР в «красный коридор». Операции обслуживания в СТК представляют собой законодательно регламентированные функциональные действия в отношении товаров и сопроводительных документов, совершаемые таможенными операторами. При этом, несмотря на законодательное регламентирование по срокам, обслуживание характеризуются случайным характером по длительности. Часть товарных партий может находиться в стадии ожидания, представляя собой очередь.

Для характеристики функционирования СТК в работе в качестве исходных рассматриваются следующие данные:

1) среднее количество деклараций, поступающих в «красный коридор» за единицу времени (влияние внешней среды и функционирования СУР);

2) среднее количество деклараций, обслуживаемых на одном автоматизированном рабочем месте (АРМе) за единицу времени (влияние технологии обслуживания);

3) затраты на содержание одного АРМа таможенного оператора, отнесенные к единице времени (влияние экономических ресурсов и волевых решений).

Эти характеристики позволяют представить систему таможенного контроля в качестве системы массового обслуживания, рассчитать соответствующие характеристики, ставить и решать оптимизационные задачи, в частности речь идет о задачах оптимального ресурсного обеспечения выборочного таможенного контроля.

Важнейшей характеристикой системы таможенного сервиса является качество таможенного обслуживания, которое определено как степень соответствия характеристик обслуживания требованиям государства и участников ВЭД. Показатели качества таможенного обслуживания рассматриваются автором как количественные характеристики свойств процесса обслуживания,

Моделирование процессов выборочного таможенного контроля

которые также могут представлять собой оценку соблюдения нормативных требований к их значениям. Требованиями со стороны государства являются высокая выявляемость таможенных нарушений и полнота сборов таможенных платежей в бюджет. Показателем качества таможенного обслуживания автором определена мера выявленного риска.

Процесс принятия решения вСУР о направлении декларации в «красный коридор» с целью выявления нарушения может сопровождаться так называемой ошибкой «пропуск нарушения». Под ошибкой «пропуск нарушения» автор понимает ошибку, которая заключается в неверном принятии решения о том, что товар, заявленный в декларации, перемещается без нарушения и в соответствии с заявленными сведениями. При этом, если бы были проведены дополнительные процедуры контроля, то их результаты выявили бы наличие нарушения, т.е. существующие ресурсы СТК не были израсходованы и не дали требуемого эффекта. Оценка выявленного риска дополняется показателем выходного риска.

Процесс обслуживания в СТК может сопровождаться так называемой ошибкой «ложная тревога», важной с точки зрения участников ВЭД. Под ошибкой «ложная тревога» автором понимается ошибка, заключающаяся в неверном принятии решения о том, что товар, заявленный в декларации, перемещается с нарушением. Однако при проведении проверок выявляется, что товар перемещается без нарушения таможенных правил. В таком случае безрезультатно затрачиваются ресурсы СТК, которые могли бы быть израсходованы на выявление пропущенных в данное время нарушений.

Сокращение числа ошибок «ложная тревога» и «пропуск нарушения» является необходимым условием повышения качества таможенного обслуживания, так как позволит, во-первых, относительно быстро и с наименьшими затратами обслуживать декларации, не являющиеся носителями нарушений; во-вторых, результативно выявлять таможенные правонарушения.

Конференции и семинары

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.