Научная статья на тему 'Моделирование процессов влияния физико-химических показателей метиловых эфиров рапсового масла на характеристики впрыскивания и распыливания топлива'

Моделирование процессов влияния физико-химических показателей метиловых эфиров рапсового масла на характеристики впрыскивания и распыливания топлива Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
178
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Известия Транссиба
ВАК
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ / ТОПЛИВО / СТЕПЕНЬ СЖАТИЯ / ПРОЦЕСС СГОРАНИЯ / ЭФФЕКТИВНАЯ МОЩНОСТЬ / УДЕЛЬНЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА / ЭКОНОМИЧНОСТЬ / INTERNAL COMBUSTION ENGINE / FUEL / COMPRESSION RATIO / COMBUSTION PROCESS / EFFECTIVE POWER / SPECIFIC FUEL CONSUMPTION / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Милютина Лариса Владимировна, Чулков Алексей Владимирович, Петров Павел Геннадьевич

В статье рассмотрены физико-химические свойства дизельного топлива и метиловых эфиров рапсового масла, представлены графические зависимости изменения плотности, кинематической и динамической вязкости, поверхностного натяжения дизельного топлива и метиловых эфиров рапсового масла при изменении температуры в цилиндре дизеля, моделирование процессов влияния физико-химических показателей метиловых эфиров рапсового масла на характеристики впрыскивания и распыливания топлива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Милютина Лариса Владимировна, Чулков Алексей Владимирович, Петров Павел Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE PROCESSES OF INFLUENCE OF PHYSICAL-CHEMICALINDICATORS OF METHYL ETHER OF RAPE OILCHARACTERISTICS OF INJECTION AND SPRAYING OF FUEL

The physicochemical properties of diesel fuel and methyl ester of rapeseed oil are reviewed, graphical dependencies of density, kinematic and dynamic viscosity, surface tension of diesel fuel and rapeseed oil methyl ester are shown when the temperature in the diesel cylinder changes, chemical indicators of methyl esters of rapeseed oil on the characteristics of injection and spraying of fuel.

Текст научной работы на тему «Моделирование процессов влияния физико-химических показателей метиловых эфиров рапсового масла на характеристики впрыскивания и распыливания топлива»

faktora na bezotkaznuju rabotu tormoznogo oborudovanija poezdov]. Nauka vchera, segodnja -Science yesterday, today, tomorrow, 2016, pp. 48 - 57.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Иванов Павел Юрьевич

Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС).

ул. Чернышевского, д. 15, г. Иркутск, 664074, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Электроподвижной состав», ИрГУПС.

E-mail: savl.ivanov@mail.ru

Мануилов Никита Игоревич

Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС).

ул. Чернышевского, д. 15, г. Иркутск, 664074, Российская Федерация.

Аспирант кафедры «Электроподвижной состав», ИрГУПС.

E-mail: nikita-manuilov@mail.ru

Дульский Евгений Юрьевич

Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС).

ул. Чернышевского, д. 15, г. Иркутск, 664074, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроподвижной состав», ИрГУПС.

E-mail: E.Dulskiy@mail.ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Иванов, П. Ю. Причины самопроизвольного срабатывания автотормозов в грузовых поездах [Текст] / П. Ю. Иванов, Н. И. Мануилов, Е. Ю. Дульский // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. -Омск. - 2017. - № 2 (30). - С. 17 - 25.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Ivanov Pavel Yurievich

Irkutsk State University of Railways (IRGUPS). 15, Chernyshevskogo st., Irkutsk, 664074, the Russian Federation.

Candidate of Technical Sciences, Chief lecturer of the department «Electric rolling stock», IRGUPS. E-mail: savl.ivanov@mail.ru

Manuilov Nikita Igorevich

Irkutsk State University of Railways (IRGUPS). 15, Chernyshevskogo st., Irkutsk, 664074, the Russian Federation.

Postgraduate of the department «Electric rolling stock», IRGUPS.

E-mail: nikita-manuilov@mail.ru

Ivanov Evgeniy Yurievich

Irkutsk State University of Railways (IRGUPS). 15, Chernyshevskogo st., Irkutsk, 664074, the Russian Federation.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the department «Electric rolling stock», IRGUPS. E-mail: E.Dulskiy@mail.ru

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Ivanov P. Y., Manuilov N. I., Dulskiy E. Y. The reasons of spontaneous operation of autobrakes in freight trains. Journal of Transsib Railway Studies, 2017, vol. 30, no. 2, pp. 17 - 25. (In Russian).

УДК 629.4.016.01

Л. В. Милютина, А. В. Чулков, П. Г. Петров

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Российская Федерация

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ВЛИЯНИЯ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕТИЛОВЫХ ЭФИРОВ РАПСОВОГО МАСЛА НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ВПРЫСКИВАНИЯ И РАСПЫЛИВАНИЯ ТОПЛИВА

Аннотация. В статье рассмотрены физико-химические свойства дизельного топлива и метиловых эфи-ров рапсового масла, представлены графические зависимости изменения плотности, кинематической и динамической вязкости, поверхностного натяжения дизельного топлива и метиловых эфиров рапсового масла при изменении температуры в цилиндре дизеля, моделирование процессов влияния физико-химических показателей метиловых эфиров рапсового масла на характеристики впрыскивания и распыливания топлива.

Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, топливо, степень сжатия, процесс сгорания, эффективная мощность, удельный расход топлива, экономичность.

Larisa V. Milyutina, Alexey V. Chulkov, Pavel G. Petrov

Omsk State Transport University (OSTU), Omsk, Russian Federation

MODELING OF THE PROCESSES OF INFLUENCE OF PHYSICAL-CHEMICAL INDICATORS OF METHYL ETHER OF RAPE OIL CHARACTERISTICS OF INJECTION AND SPRAYING OF FUEL

Abstract. The physicochemical properties of diesel fuel and methyl ester of rapeseed oil are reviewed, graphical dependencies of density, kinematic and dynamic viscosity, surface tension of diesel fuel and rapeseed oil methyl ester are shown when the temperature in the diesel cylinder changes, chemical indicators of methyl esters of rapeseed oil on the characteristics of injection and spraying offuel.

Keywords: internal combustion engine, fuel, compression ratio, combustion process, effective power, specific fuel consumption, efficiency.

Железнодорожный транспорт является одним из основных потребителей топливно-энергетических ресурсов, на его долю приходится более 16 % от общего потребления энергоресурсов всеми видами транспорта. Для перевозки грузов и пассажиров железными дорогами расходуется до 6 % выработанной в стране электроэнергии и более 16 % всего произведенного жидкого топлива[1].

Задача обеспечения устойчивого снабжения тепловозов моторным топливом и снижения расходов на его приобретение диктует поиски альтернативных видов моторного топлива не нефтяного происхождения. Переход на биотопливо означает децентрализацию по крайней мере части топливно-энергетического комплекса, демонополизацию производства горючего и снижение капитальных затрат на его производство.

Анализ свойств альтернативных топлив позволяют сделать вывод о том, что наиболее близким по физико-химическим свойствам к дизельному топливу (ДТ) является смесь метиловых эфиров жирных кислот рапсового масла (МЭРМ).

В таблице 1 приведены физико-химические показатели ДТ и МЭРМ.

Таблица 1 - Физические показатели дизельного топлива и смеси метиловых эфиров жирных кислот рапсового масла

Показатели

Топливо mB, кг/кмоль Qh, МДж/кг С Н О в М0, кмоль/кг L0, кг/кг

ДТ 190 - 210 42,6 0,870 0,126 0,004 0,342 0,495 14,35

МЭРМ 300 - 330 38,1 0,775 0,120 0,105 0,327 0,435 12,60

Средняя молекулярная масса метиловых эфиров рапсового масла равна сумме масс составляющих компонентов с учетом их процентного содержания в смеси. С учетом разного процентного содержания жирных кислот в рапсовом масле молекулярная масса МЭРМ может изменяться в пределах 300 - 330 кг/кмоль [2].

Процентное содержание углерода, водорода и кислорода в МЭРМ таково: С = 77,5 %, Н = 12 % и О = 10,5 %. С учетом сказанного можно записать формулу для усредненного гипотетического метилового эфира С19,бН3б,бО2. Предполагается, что при полном сгорании топлива в результате реакций углерода и водорода с кислородом воздуха будут образовываться соответственно углекислый газ и водяной пар [2].

Метиловые эфиры жирных кислот рапсового масла являются кислородосодержащим веществом, его низшая теплота сгорания Qн меньше, чем у ДТ, из-за различного процентного содержания С, Н и О в ДТ и МЭРМ ниже значения величины характеристики топлива в, а для полного сгорания МЭРМ массой 1 кг требуется меньше киломолей М0 и килограммов Ь0 воздуха (соответственно 0,435 кмоль/кг топлива и 12,6 кг воздуха/кг топлива).

26 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 2(30) 2017

1

К показателям топлива, влияющим на процессы испарения, смесеобразования и сгорания относятся плотность топлива р, кинематическая V и динамическая д вязкость, поверхностное натяжение о.

На рисунке 1 приведены диаграммы изменения физико-химических показателей ДТ и МЭРМ в интервале температур 20 - 70 °С, так как именно до этих температур нагревается топливо при его сжатии в нагнетательной секции топливного насоса тепловозного дизеля.

Р

950 кг/м3 850 800 750 700

20

30

50

70

- ДТ;

сСт

т

V

ч V

\

к

>

20 30 40 50 °С

Т ->

70

- МЭРМ

■ ДТ;

- МЭРМ

Па • с

\

Рисунок 1 - Диаграммы изменения плотности и кинематической вязкости ДТ и МЭРМ в интервале температур 20 - 70 °С

20

ч

\

—'

30

40

Т

50

70

!

31 Н/м 29 28 27 26 25

20

30

50

Т

-ДТ;

.-МЭРМ

■ ДТ;

- МЭРМ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 2 - Диаграммы изменения динамической вязкости и поверхностного натяжения ДТ и МЭРМ в интервале температур 20 - 70оС

Анализ диаграмм показал, что кинематическая и динамическая вязкость МЭРМ больше вязкости ДТ в два раза. Рост вязкости приводит к увеличению дальнобойности топливной струи, уменьшению угла рассеяния топливного факела, что уменьшает долю объемного смесеобразования, большая часть топлива при этом будет попадать на стенки камеры сгорания.

Рост поверхностного натяжения МЭРМ по отношению к ДТ на 14 % является причиной увеличения неоднородности распыливания топлива. Повышение плотности МЭРМ по отношению к ДТ на 6 % увеличивает максимальное давление топлива перед форсункой дизельного двигателя и сдвигает в сторону увеличения момент начала подачи топлива.

Пользуясь известными математическими зависимостями, предложенными А. С. Лышев-ским [3], можно смоделировать процессы влияния р, о и д метиловых эфиров рапсового масла на характеристики впрыскивания и распыливания.

8

о

8

а

о

о

С

При получении критериальных зависимостей использовалось топливо, для которого плотность рт, динамическая вязкость Ц и поверхностное натяжение Ст изменялись в следующих пределах: рт = (750 - 950) • 103 кг/м3; Ц = (0,45 - 98,5) • 10-3 Пас; Ст = (20 - 29,7) х х 10-3 Н/м.

Исходя из того, что для жидких альтернативных топлив рт, Цт и Ст не выйдут за пределы крайних значений указанных величин (для рапсового масла рт = 915 кг/м3; Цт = 69х10-3 Па-с), можно сделать вывод о том, что характеристики впрыскивания и динамику развития струи можно рассчитывать по критериальным зависимостям А. С. Лышевского [3].

Рассматривая структуру выражений для определения величин дальнобойности /т, угла раскрытия топливной струи ут, мелкости распыливания йт можно отметить, что при неизменных режимных, конструктивных и регулировочных параметрах тепловозного дизеля в случае применения альтернативного топлива претерпевают изменения значения величин рта,

Цта и Ста.

Рассмотрим математические выражения, по которым определяются характеристики впрыскивания топлива, и проведем оценку влияния физических параметров топлива на характеристики впрыскивания и распыливания. При проведении этой оценки предполагаем, что изменяются только физические параметры дизельного (традиционного) топлива и метиловых эфиров рапсового масла (альтернативного топлива), а режимные, регулировочные и конструктивные параметры дизеля остаются без изменений.

Рассчитаем путь, проходимый топливной струей от распылителя форсунки до границы между начальным и основным участками развития струи. Для этого запишем выражение для расчета границы между начальным и основным участками развития струи:

1 т = сА^0,2У,4р-0,6,

где с8 = 8,85 - эмпирический коэффициент;

ёс - диаметр распыливающего отверстия форсунки тепловозного двигателя;

(1)

Ц0Чрт

Ст

- критерий Вебера;

Ра

р = —— отношение плотностей воздуха и топлива; Р т

ра - плотность воздуха в цилиндре тепловозного двигателя;

1Т = сА(и0ёср т с-1)0,05(Ц ОРЖС -1)

V

(2)

ЧН т

где и0 =

В.

Ц^ср т Тв

средняя скорость за время впрыскивания цикловой порции топлива;

с с г т впр

Вц - цикловая порция топлива;

цГс - площадь эффективного проходного сечения распыливающих отверстий форсунки; г - количество распыливающих отверстий; твпр - продолжительность впрыскивания порции топлива.

После ряда несложных преобразований получим выражение /т функции величин рт,

Цт и Ст:

1 Л л-0,05_-0,65. .0,8 1т = Арт Ст Ц т

(3)

где А - множитель, включающий в себя постоянные величины.

Аналогично уравнению (3) запишем выражение для альтернативного топлива:

№ 2(30) 2017

0,4

и-

1Та = АР

-0,05 _-0,65 , 0,8

а

Д т

Разделив 1та на 1т, получаем:

\

-0,05 ,

V р т у

(~ Г^Л, Л

0,8

о

V а т у

Д

V Д т у

(4)

(5)

Как видно из выражения (5), увеличение или уменьшение плотности топлива относительно стандартной величины практически не влияет на границу между начальным и основным участками развития струи.

Увеличение поверхностного натяжения и уменьшение вязкости топлива без изменения прочих условий распыла приводит к приближению к распылителю границы участков. Основным фактором, влияющим на расположение границы между участками, является величина динамической вязкости топлива, так как ее значение в зависимости от вида топлива может изменяться в десятки раз, тогда как поверхностное натяжение изменяется в 1,3 - 1,5 раза.

Проведем оценку относительного времени достижения струей альтернативного топлива стенки камеры сгорания. Для этого рассчитаем относительное время тБа / тБ достижения

струей альтернативного топлива стенки камеры сгорания. При проведении расчетов принимаем, что путь, проходимый струей традиционного и альтернативного топлива, одинаков и равен расстоянию от распылителя форсунки до стенки камеры сгорания.

Запишем выражение для определения дальнобойности струи топлива на основном участке ее развития:

1 = В°,5т°,5

т Б Б

(6)

где ВБ = —5-

Окрл/2 '

= 4 - 5 - коэффициент молекулярной диффузии. Время достижения топливной струей стенки камеры сгорания т, запишем так:

Окрл/2

т = 12-

Б т асиХ,21м0Л6

(7)

где м

д 2

Рт^ сат

критерий, характеризующий соотношение сил поверхностного натяжения

т с т

и вязкости.

После преобразований получим выражение:

12^ ~0,37_0,37.. -0,32 Г^

т =12°8р; ат дт, V2.

(8)

Для альтернативного топлива

2 0,37 0,37 -0,32

т8а = 1т°8рта ата дт; V2. (9)

Относительное время достижения вершиной струи топлива стенки камеры сгорания

Та

т.

л0,37г

\ 0,37 .

\ -0,32

р та а та Д та

V рт У V 0 т У V Д т У

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(10)

Как видно из выражения (10), по мере увеличения рта и ата по сравнению с аналогичными величинами для летнего дизельного топлива и постоянном значением Дта увеличивается

та

та

1

та

та

время прохождения топливной струей расстояния от распылителя форсунки до стенки камеры сгорания. Это приводит к увеличению количества испарившегося топлива в объеме камеры сгорания, что оказывает влияние на динамику тепловыделения в начальной фазе процесса сгорания и увеличению «жесткости» работы двигателя.

Если величина динамической вязкости топлива значительно увеличивается (например, рапсовое масло: дта = 67 • 10-3 Пас, летнее дизельное топливо: мт = 3,8-10-3 Пас) время Tsa уменьшается в 2,5 раза, что, в конечном итоге приводит к увеличению доли пленочного смесеобразования и «мягкой» работе двигателя.

Проведем оценку влияния физических параметров топлива на мелкость его распылива-ния. Используем уравнение для отыскания средних диаметров капель топливной струи, которое записывается в виде:

d к = Ек dc(pWe)

-0,266^0,0733

(11)

где Ек - постоянный коэффициент, зависящий от конструкции форсунки дизеля.

Распишем составляющие уравнения для отыскания среднего диаметра капель традиционного топлива

d к = Е d

Рт

Bc

VМ^сРтТвпр у

а т

Г. . 2_-1j -1_-1 "I0,0733 т-)-.0,4587 _1

\2P-dcaTJ = вр; а

0,4587 _0,1927. 0,1466 М- т

(12)

где В - константа, включающая в себя все величины, неизменные для разных видов топлива. Уравнение для расчета среднего диаметра капель альтернативного топлива имеет вид:

i Т-»-.0,4587 —0,1927, , 0,1466 d ка = ВРта ^та М та ■

(13)

Относительное изменение диаметра капель при переходе от традиционного топлива к альтернативному

i d„

' Р J

0,4587

V Р т у

í а J

0,1927

М Л

0,1466

V ат у

V М т у

(14)

Как видно из выражения (14), на диаметр капель оказывают влияние рта, ота и Дга. По мере увеличения рта, ота и д средний диаметр капель возрастает. При применении в качестве топлива рапсового масла средний диаметр капли топлива увеличивается в 1,6 раза по сравнению с дизельным топливом.

Проведем оценку влияния физических параметров топлива на угол рассеивания топливной струи. Критериальное уравнение определения угла раскрытия топливной струи на основном участке имеет вид:

ут = 2агс1е(ЕХ,32М-0,07р0,5), (15)

где = 0,009 - постоянный коэффициент.

tgí ^-J = FsWe°,32M-°,°7р°,5.

(16)

Распишем составляющие уравнения (16):

7 л2

tg

Y

Fs

Bc

VМfScP'впр у

d

Рт

ат

\mIP~1« ]0

0

' Ра J

V Рт у

(17)

-0,266

2

Р

Р

d

а

т

c

0,32

30 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 2(30) 2017

i

После преобразований получим уравнение:

ъ_

-с /~>,,-0,75 _-0,25 , -0,14

РсСр- , О , Дт , .

Аналогично для струи альтернативного топлива запишем:

Т та 2

РсСр

-0,75 _-0,25 , -0,14

О

Дт

(18)

(19)

Относительное изменение угла рассеивания топливной струи при переходе от традиционного топлива к альтернативному

41,

Ь- у

^ л-0,75 г а Л

V н т у

' Дта Л-

V ат у

V Д т у

(20)

При впрыскивании в цилиндр дизеля метиловых эфиров рапсового масла угол рассеивания топливной струи и ее боковая поверхность уменьшаются, что приведет к уменьшению количества испарившегося топлива за период задержки воспламенения, более «мягкой» работе двигателя. Это позволит увеличить число сопловых отверстий и интенсифицировать «закрутку» воздушного заряда, что в конечном итоге положительно отразится на топливной экономичности двигателя. Проведенный анализ показал, что использование метиловых эфи-ров рапсового масла может привести к увеличению среднего диаметра капель и уменьшению угла рассеяния топливного факела. Изменение данных параметров при работе на метиловых эфирах рапсового масла вызовет увеличение нагарообразования в районе сопловых отверстий и их закоксовывание, при длительной работе возможен выход дизеля из строя ввиду большого нагарообразования на деталях, образующих камеру сгорания.

Поэтому необходимо измененить конструкцию распылителя форсунки либо осуществлять подачу сжатого воздуха в топливный факел при помощи специальной форсунки, что позволит в процессе истечения газожидкостной смеси через сопло распылителя достигнуть взрывного эффекта, когда пузырьки сжатого воздуха на выходе из канала сопла лопаются, разрывая струю, дробя и распыливая топливо. К преимуществам такого впрыскивания исследователи относят дополнительное диспергирование топлива, более качественное распределение его в окислителе за счет расширения пузырьков воздуха и газов на выходе из сопловых отверстий распылителя и улучшение условий его воспламенения, что уменьшает вероятность образования зон, переобогащенных топливом [9].

Так как при применении рапсового масла (РМ) наблюдается ухудшение смесеобразования и увеличение продолжительности сгорания, связанные с особенностями физико-химических свойств топлива, дополнительное перемешивание топливовоздушной смеси за счет явления «микровзрывов» позволит улучшить экономические и экологические показатели.

Использование смесей топлив на основе рапсового масла и дизельного топлива позволит изготовить топливо в условиях производственного предприятия. Механизм получения метиловых эфиров рапсового масла состоит в проведении реакции этерификации - взаимодействия жирных кислот, содержащихся в сырье с метиловым спиртом. Смесь метиловых эфи-ров рапсового масла и дизельного топлива можно использовать без изменения конструкции тепловозного двигателя, что является существенным преимуществом, способствующим переходу на данный вид альтернативного топлива [9].

та

-0,25

На основании анализа влияния физико-химических показателей метиловых эфиров рапсового масла на характеристики впрыскивания и распыливания топлива можно сделать следующие выводы:

предложенная модель изменения физико-химических свойств рапсового масла в качестве моторного топлива для тепловозных дизелей позволяет оценить влияние показателей метиловых эфиров рапсового масла на параметры впрыска и распыливания топлива в цилиндрах дизеля;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

впрыскивание в цилиндр дизеля метиловых эфиров рапсового масла приводит к уменьшению количества испарившегося топлива за период задержки воспламенения и более «мягкой» работе дизеля;

топливо для тепловозных дизелей на основе метиловых эфиров рапсового масла можно использовать без изменения конструкции элементов топливной системы дизеля, что является одним из путей экономии натурального дизельного топлива.

Список литературы

1. Методы оценки технического состояния, эксплуатационной экономичности и экологической безопасности локомотивов: Монография / Под ред. А. И. Володина. - М.: Желдор-издат, 2007. - 264 с.

2. Demirbas, A. Biodiesel: a realistic fuel alternative for diesel engines / A. Demirbas // Springer-Verlag. - London Limited, 2008.

3. Лышевский, А. С. Процессы распыливания топлива дизельными форсунками /

A. С. Лышевский. - М.: Машгиз, 1963. - 180 с.

4. Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей / Д. Н. Вырубов, Н. А. Иващенко и др. - М.: Машиностроение, 1983. - 372 с.

5. Химия жиров / Б. Н. Тютюнников, З. И. Бухштаб и др. - М.: Колос, 1992. - 448 с.

6. Сравнительная оценка эффективности применения растительных топлив в дизельном двигателе / А. П. Марченко, А. А. Прохоренко и др. // Двигатели внутреннего сгорания. -2004. - № 1. - С. 46 - 51.

7. Marchenko, A. P. Alternative biofuel from rape oil derivatives / A. P. Marchenko, V. G. Se-menov // UDC 662.75:629.7 (Chemistry and Technology of Fuels and Oils). - 2001. - № 3. -Vol. 37.

8. Семенов, В. Г. Определение теплоты сгорания биотоплив растительного происхождения / В. Г. Семенов // Физические и компьютерные технологии в народном хозяйстве: Труды междунар. науч.-техн. конф. / ХНПК «ФЭД». - Харьков, 2001. - С. 250 - 253.

9. Льотко, В. Н. Применение альтернативных топлив в двигателях внутреннего сгорания /

B. Н. Льотко, В. Н. Луканин, А. С. Хачиян / МАДИ (ТУ). - М., 2000. - 311 с.

References

1. Volodyn A. I. Metody otsenki tekhnicheskogo sostoianiia, ekspluatatsionnoi ekonomichnosti i ekologicheskoi bezopasnosti lokomotivov: Monografiia (Methods for assessing the technical state, operational economics and environmental safety of locomotives: Monograph). Moscow: Zheldoriz-dat, 2007, 264 p.

2. Demirbas A. Biodiesel: a realistic fuel alternative for diesel engines / Demirbas A.-Springer-Verlag London Limited, 2008.

3. Lyshevsky A. S. Protsessy raspylivaniia topliva dizel'nymi forsunkami (Processes of spraying fuel with diesel injectors). Moscow: Mashgiz, 1963, 180 p.

4. Vyrubov D. N., Ivashchenko N. A., Ivin V. I. Dvigateli vnutrennego sgoraniia: Teoriiapor-shnevykh i kombinirovannykh dvigatelei (Internal combustion engines: The theory of reciprocating and combined engines). Moscow: Mechanical Engineering, 1983, 372 p.

5. Tyutyunnikov B. N., Bukhshtab Z. I., Gladky F. F. Khimiia zhirov (Chemistry of fats). Moscow: Kolos, 1992, 448 p.

32 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 2(30) 2017

i

6. Marchenko A. P., Prokhorenko A. A., Osetrov A. A., Smailys V., Senchila V. Comparative evaluation of the effectiveness of the use of vegetable fuel in a diesel engine [Sravnitel'naia otsenka effektivnosti primeneniia rastitel'nykh top-liv v dizel'nom dvigatele]. Dvigateli vnutrennego sgoraniia - Engines of internal combustion. 2004, no. 1, pp. 46 - 51.

7. Marchenko A. P., Semenov V. G. Alternative biofuel from rape oil derivatives UDC 662.75:629.7 (Chemistry and Technology of Fuels and Oils, Vol. 37, No. 3, 2001)

8. Semenov V. G. Determination of the heat of combustion of biofuels of plant origin. - Physical and computer technologies in the national economy [Opredelenie teploty sgoraniia biotopliv ras-titel'nogo proiskhozhdeniia]. Fizicheskie i komp'iuternye tekhnologii v narodnom khoziaistve. -Trudy 4-i Mezhdu-narodnoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii - Proceedings of the 4th International Scientific and Technical Conference, 2001, pp. 250 - 253.

9. Lvotko V., Lukanin V. N., Khachiyan A. S. Primenenie al'ternativnykh topliv v dviga-teliakh vnutrennego sgoraniia (Application of alternative fuels in internal combustion engines). Moscow: Publishing house MADI (TU), 2000, 311 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Милютина Лариса Владимировна

Омский государственный университет путей сообщения.

Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы», ОмГУПС.

Тел.: (3812) 31-34-17.

E-mail: milutina1965@mail.ru

Чулков Алексей Владимирович

Омский государственный университет путей сообщения.

Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы», ОмГУПС.

Тел.: (3812) 31-34-17.

Петров Павел Геннадьевич

Омский государственный университет путей сообщения.

Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Милютина, Л. В. Моделирование процессов влияния физико-химических показателей метиловых эфи-ров рапсового масла на характеристики впрыскивания и распыливания топлива / Л. В. Милютина, А. В. Чулков, П. Г. Петров // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2017. - № 2 (30). -С. 25 - 33.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Milyutina Larisa Vladimirovna

Omsk State Transport University (OSTU). 35, Marx av., Omsk, 644046, Russia. Ph. D., assistant professor of the department «Locomotives», OSTU.

E-mail: milutina1965@mail.ru Phone: (3812) 31-34-17.

Chulkov Alexey Vladimirovich

Omsk State Transport University (OSTU). 35, Marx av., Omsk, 644046, Russia. Ph. D., assistant professor of the department «Locomotives», OSTU.

Phone: (3812) 31-34-17.

Petrov Pavel Gennadievich

Omsk State Transport University (OSTU). 35, Marx av., Omsk, 644046, Russia. Ph. D., assistant professor of the department « Electric machines and general electrical engineering », OSTU.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Milyutina L. V., Chulkov A. V., Petrov P. G. The modeling of the processes of the influence of physical and chemical indices of rapeseed oil methyl esters on the characteristics of injection and spraying of fuel. Journal of Transsib Railway Studies, 2017, vol. 30, no. 2, pp. 25 -33. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.