Научная статья на тему 'Моделирование процессов управления службой медицины катастроф территориального уровня и место в ней фармацевтической составляющей'

Моделирование процессов управления службой медицины катастроф территориального уровня и место в ней фармацевтической составляющей Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
369
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Ключевые слова
МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Мельникова Ольга Александровна

В работе описывается структура сил медицины катастроф с позиции организации лекарственного обеспечения и фармацевтической деятельности. Составляется план медицинского обеспечения населения с помощью методов организационно-функционального моделирования. Проводится типологизация фармацевтических служб в территориальных центрах медицины катастроф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование процессов управления службой медицины катастроф территориального уровня и место в ней фармацевтической составляющей»

УДК 614.2:614.8:615.1

моделирование процессов управления службой медицины катастроф территориального уровня и место в ней фармацевтической составляющей

© 2011 г. О. А. Мельникова

Уральская государственная медицинская академия,

Территориальный центр медицины катастроф Свердловской области, г. Екатеринбург

В работе описывается структура сил медицины катастроф с позиции организации лекарственного обеспечения и фармацевтической деятельности. Составляется план медицинского обеспечения населения с помощью методов организационно-функционального моделирования. Проводится типологизация фармацевтических служб в территориальных центрах медицины катастроф.

Ключевые слова: медицина катастроф, организация лекарственного обеспечения, фармацевтическая деятельность.

Как известно, организационная структура управления представляет собой сочетание отдельных звеньев, выполняющих различные функции, в их взаимосвязи и соподчиненности. Организационная структура управления, её типы и параметры зависят от многих факторов, определяются размером управляемой системы, видом её деятельности, уровнем специализации в конкретных службах, характером и сложностью оказываемых услуг.

Для оценки существующего состояния организации лекарственного обеспечения и фармацевтической деятельности нами было проведено исследование организационной структуры службы медицины катастроф (СМК). Представляло интерес рассмотреть общую структуру взаимодействия между силами службы с точки зрения обеспечения медицинским имуществом.

Главной задачей СМК является оказание медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации (ЧС), когда местная система управления здравоохранением с ней не справляется.

На территории Свердловской области ликвидация медико-санитарных последствий ЧС достигается четкой иерархией сил и средств службы [4], представленной на рис. 1 (рис. 1 см. на внутренней сторонке задней стороны обложки).

На схеме показана двухэтапная система оказания медицинской помощи [5]: догоспитальный этап оказания экстренной медицинской помощи и госпитальный на базе лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).

На догоспитальном этапе лекарственное обеспечение осуществляется:

1. Силами центра медицины катастроф — ЦМК (бригады экстренного реагирования, бригады постоянной готовности, мобильный медицинский отряд специального назначения, мобильный медицинский комплекс на базе автобуса, резерв лекарственных средств (ЛС) и изделий медицинского назначения (ИМН) на 500 поражённых).

2. Силами ЛПУ, расположенного в зоне ЧС (отряды, специализированные бригады, резерв ЛС, ИМН и медицинского имущества на 50 поражённых и объектового уровня на 10 поражённых).

Организация лекарственного обеспечения пострадавших в условиях ЧС тесно соприкасается с этапами оказания медицинской помощи. Ее успех будет зависеть от общей характеристики конкретной ситуации, величины медико-санитарных потерь, потребности в силах и средствах СМК, своевременных мероприятий по введению режима ЧС.

План медицинского обеспечения населения в условиях ЧС с участием фармацевтической службы можно представить с помощью методологии организационно-функционального моделирования [1, 2].

В нотации IDEF0 моделируемая система представляется как совокупность взаимодействующих работ и функций. Функции системы анализируются независимо от объектов, которыми они оперируют. Каждый процесс изображается в виде прямоугольника, а связи между ними — в виде стрелок с надписями. Стрелки слева показывают информацию, материалы, которые преобразовываются в результате деятельности, стрелки справа — результат работы. Стрелки сверху обозначают управляющие воздействия (например, регламентирующие документы, приказы, команды и т. п.). Исполнителей показывают как стрелки, входящие снизу. С помощью наглядного графического языка IDEF0 изучаемая система предстает в виде набора взаимосвязанных функций (рис. 2).

На модели видно, что план медицинского обеспечения в условиях ЧС с участием фармацевтического звена СМК будет состоять из пяти функциональных блоков (в терминах IDEF0), взаимосвязанных и объединённых одной целью — оказать помощь поражённым.

Функциональный блок «Анализ общей характеристики ЧС» содержит общую информацию: краткую климатогеографическую и медико-тактическую характеристику территории, факторы, приводящие к возникновению ЧС, природные условия (рельеф, климат, почвы, внутренние воды и моря, растительность, животный мир); экономико-географические условия (население, населенные пункты, промышленность и сельское хозяйство, пути сообщения (данного уровня) и т. п.; лечебно-эвакуационную характеристику поражённых.

Блок «Анализ медико-санитарных последствий ЧС» дает информацию о характере их возникновения, возможной величине, структуре и лечебно-эвакуационной

характеристике пораженных; условиях, влияющих на организацию лекарственного обеспечения.

Блок «Определение потребности в силах и средствах» предоставляет данные о потребности в медицинском имуществе для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, мероприятиях, проводимых при переходе к режиму повышенной готовности.

Блок «Функционирование в режиме повышенной готовности» обеспечивает приведение в готовность медицинских и фармацевтических служб для выполнения возложенных на них задач при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, проверку готовности к использованию резервов медицинского имущества и их пополнение.

Блок «Функционирование в режиме ЧС» предусматривает организацию и осуществление лечебноэвакуационного, медико-санитарного, лекарственного, санитарно-гигиенического, противоэпидемического обеспечения населения, пострадавшего при ЧС.

Важным звеном СМК территориального уровня, оказывающим помощь на догоспитальном этапе в условиях ликвидации последствий ЧС, является территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК).

Автором статьи был проведён менеджмент-аудит существующего состояния ЦМК с позиций организации лекарственного обеспечения и фармацевтической деятельности. Выявленная неоднородность структур ЦМК обусловила целесообразность проведения исследования по типологизации фармацевтических служб [3] в их составе. С помощью приёма создания классификаций на основе различных признаков были получены следующие модели систем организации лекарственного обеспечения и фармацевтической деятельности ЦМК, представленные в табл. 1.

Рис. 2. План медицинского обеспечения населения в условиях чрезвычайной ситуации с участием фармацевтической службы в нотации IDEF0

Таблица 1

Модели типологизации систем по лекарственному обеспечению в центрах медицины катастроф

№ Классификационный признак Механизм работы фармацевтической службы ЦМК Представители системы

1 ТЦМК находится в структуре министерства здравоохранения (в качестве отдела) Запас ЛС и ИМН формируется при министерстве здравоохранения на базе подведомственной больницы ЦМК Республики Коми

2 ТЦМК находится в структуре ЛПУ в качестве отделения или располагается на площадях, арендуемых у больницы. Задействован только для ликвидации последствий ЧС Фармацевтическая служба состоит из одного лица с фармацевтическим образованием, в функции которого входит работа по накоплению, освежению резерва ЛС и ИМН на 500 поражённых, резерв расположен на базе ЛПУ Красноярский ЦМК, Иркутский ЦМК

3 ТЦМК находится в структуре службы скорой медицинской помощи, функционирует в качестве подразделения, состоящего из нескольких (или одного) отделов, задействован только для ликвидации последствий ЧС Деятельность фармацевтической службы направлена на создание резервов медицинского имущества на базах других учреждений здравоохранения по принципу ответственного хранения. Провизор службы осуществляет контроль за состоянием всех запасов ЛС и ИМН на территории области (подстанциях СМП, стационарах и т. д.). Резерв на 500 поражённых находится на базе ЛПУ или в НИИ в зависимости от распоряжения губернатора Городская станция скорой медицинской помощи Санкт-Петербурга (отдел ТЦМК)

4 ТЦМК является самостоятельным юридическим лицом с развитой структурой Имеет отдел обеспечения медикаментами, основной функцией которого является организация бесперебойного обеспечения медикаментами и ИМН на случай ЧС из расчета на 500 пострадавших на 3 дня работы ЦМК Республики Татарстан, Омский ТЦМК

5 ТЦМК является самостоятельным юридическим лицом, имеет развитую структуру подразделений и отделов, часть из которых расположена на ведущих клинических базах города и области. Работа направлена на ликвидацию последствий ЧС Деятельность фармацевтической службы направлена также на создание резервов медицинского имущества на базах других учреждений здравоохранения по принципу ответственного хранения. Резервы создаются не только при ЛПУ, но и на предприятиях «Фармация» и других складах, расположенных на данной территории. В самом центре содержится очень небольшой запас медицинского имущества Пермский краевой ТЦМК, Архангельский областной ЦМК

6 ТЦМК является самостоятельным юридическим лицом, имеет развитую структуру подразделений и отделов. Ведёт работу в условиях как ЧС, так и повседневной деятельности (плановая и экстренная медицинская помощь, санитарная авиация) Фармацевтическая служба отсутствует, обеспечение деятельности центра ЛС, ИМН осуществляется преимущественно через главную медицинскую сестру ЦМК Ханты-Мансийского автономного округа

7 ТЦМК является самостоятельным юридическим лицом, имеет развитую структуру подразделений и отделов. Ведёт работу в условиях как ЧС, так и повседневной деятельности (плановая и экстренная медицинская помощь, санитарная авиация, помощь при ДТП) Фармацевтическая служба представлена отделами, обеспечивающими работу в условиях повседневной деятельности и отделами, обеспечивающими работу в условиях ЧС (резерв на 500 поражённых), имеется лицензия на фармацевтическую деятельность ТЦМК Свердловской области

Из данных таблицы видно, что существуют различные модели, связанные с лекарственным обеспечением в ЦМК. Часть из них действует в качестве отделов при министерствах здравоохранения, станциях скорой медицинской помощи, другая часть является самостоятельным юридическим лицом.

Например, в Архангельской области ЦМК функционирует в качестве самостоятельного юридического лица, имеет филиалы в других городах. В структуре центра имеется должность фармацевта, однако резерв для оказания помощи пострадавшим формируется на базе областной клинической больницы.

В республиканском ЦМК Татарстана содержится резерв медицинского имущества на 500 поражённых, однако какие-либо методические рекомендации по формированию его структуры и работе с ним отсутствуют. Сравнение моделей представлено в табл. 2.

Наиболее рациональной и функциональной с точки зрения организации лекарственного обеспечения и фармацевтической деятельности являются модели 6 (Ханты-Мансийский ЦМК) и 7 (ТЦМК Свердловской области). Модель 6 имеет много положительных моментов, дающих дополнительные возможности (работа в ЧС, трассовая служба и т. д.), однако

отличием модели 7 является развитая структура работы в условиях повседневной деятельности, а также перспективная структура фармацевтической составляющей, ответственной за организацию лекарственного обеспечения ЦМК.

Таблица 2

Сравнение различных моделей организации лекарственного обеспечения и фармацевтической деятельности центров медицины катастроф

Отличительная черта Модель

2 3 4 5 6 7

Управляемость в условиях ЧС + + + + + + + + ++ +++ + + +

Доставка к месту ЧС — + + + + + + + + + ++ + + + +

Финансовая поддержка из регионального бюджета + + + + + + + ++ + + + +

Возможность решать вопросы освежения резерва + + + — — — — + + + +

Наличие штатных провизоров + + + + + — + + +

Взаимодействие с Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» + ++ + ++ ++ ++ ++

Обмен опытом между провизорами ТЦМК + + + + + + + + + + +

Взаимодействие провизоров с органами власти субъектов РФ +++ + + + + + +++

Возможность привлечь к консультированию ученых и преподавателей вузов ++ + + + + + +++

Возможность использовать опытную базу вуза + + + + + + + + + +

Работа по линии санитарноавиационной помощи — — — + — + + + +

Помощь пострадавшим при ДТП + + + + +

Примечание. « — » — нет возможности; « + » — возможность имеется; « + + » — возможность средняя; « + + + » — возможность высокая.

Таким образом, в настоящем законодательстве назрела необходимость регламентировать аспекты деятельности, связанной с организацией лекарственного обеспечения и фармацевтической деятельности, в структуре службы медицины катастроф в соответствии с её современными задачами.

Список литературы

1. Постановление Правительства Свердловской области от 11 ноября 2008 г. № 1188-ПП «Об утверждении состава сил службы медицины катастроф Свердловской области» // Консультант Плюс. Версия Проф. [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — М., 2010.

2. Сахно И. И. Медицина катастроф (Организационные вопросы) / И. И. Сахно, В. И. Сахно. — М. : Изд-во ВУНМЦ, 2002. - 560 с.

3. Верников Г. Основные методологии обследования организаций. Стандарт IDEF0 / Г. Верников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfin.ru/vemikov/idef/ idef0. (http://consulting.psi.ru/).

4. Марка Дэвид. А. Методология структурного анализа и проектирования SADT (Structured Analysis & Design Technique) / Дэвид А. Марка, Клемент Макгоуэн. — М., 1993. — 240 с.

5. Мельникова О. А. Медицина катастроф: организация фармацевтической службы / О. А. Мельникова // Новая аптека. — 2009. — № 3. — С. 40—44.

MODELING OF TERRITORIAL EMERGENCY MEDICINE SERVICE MANAGEMENT AND PHARMACEUTICAL SERVICE’S PLACE IN IT

O. A. Melnikova

Ural State Medical Academy,

Territorial Emergency Medicine Center, Ekaterinburg

In the article, the structure of the emergency medicine service concerning organization of pharmaceutical support and pharmaceutical activity has been described. The plan of population pharmaceutical support with use of the methods of organizational-functional modeling is being made up. Graduation of pharmaceutical services in the territorial centers of emergency medicine is being conducted.

Key words: emergency medicine, organization of pharmaceutical support, pharmaceutical activity.

Контактная информация:

Мельникова Ольга Александровна — кандидат химических наук, доцент кафедры фармации Уральской государственной медицинской академии

Адрес: 620028, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 3

E-mail: farm@tcmkso.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.