Представлена математична модель результативностi стратегiчного розвитку морського туризму, що встановлюе еконо-метричну залежтсть мiж рiвнем прямих доходiв в1д кругзного туризму i факторни-ми ознаками економiчного, сощального та ресурсного характеру. Застосування цег моделi дозволяе прогнозувати рiвень розвитку кругзного туризму в умовах нестачi статистичног шформацп та обгрунтувати ключовi напрямки економiчног полтики в туристськог сферi
Ключовi слова: кругзний туризм, еконо-метрична залежтсть, прямi доходи, ре-зультативтсть, туристська дестинащя
Представлена математическая модель результативности стратегического развития морского туризма, устанавливающая эконометрическую зависимость между уровнем прямых доходов от круизного туризма и факторными признаками экономического, социального и ресурсного характера. Использование этой модели позволяет прогнозировать уровень развития круизного туризма в условиях недостатка статистической информации и обосновать ключевые направления экономической политики в туристской сфере
Ключевые слова: круизный туризм, эко-нометрическая зависимость, прямые доходы, результативность, туристская дести-нация
УДК 338.2+004.043
|DOI: 10.15587/1729-4061.2015.56030|
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ СЛОЖНЫХ СТРУКТУР НА ПРИМЕРЕ МОРСКОЙ ОТРАСЛИ
Н. А. Логунова
Доктор экономических наук, профессор* Е-mail: [email protected] С. Г. Черный Кандидат технических наук, доцент Кафедра электрооборудования судов и автоматизации производства** E-mail: [email protected] А. Ю. Семенова Ассистент Кафедра «Экология моря»** Е-mail: [email protected] И. В. Антипенко Преподаватель* Е-mail: [email protected] *Кафедра «Экономика предприятия»** **Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Керченский государственный морской технологический университет» ул. Орджоникидзе, 82, г. Керчь
1. Введение
Круизный туризм является одним из самых популярных и быстрорастущих сегментов международного туристского рынка, обладающих значительным инвестиционным потенциалом, исходя из природных особенностей, постоянно увеличивающегося спроса и, как следствие, экономических результатов, которые достигаются в данном виде туризма. Только за последние 5 лет темп роста прямых доходов от круизного туризма в Европе составил более 200 %, а количество европейских туристов, отправившихся в круиз, увеличилось на 4 млн. чел. По прогнозам The Marine Institute именно круизное судоходство названо первым среди морских секторов с наиболее высоким потенциалом развития на ближайшее столетие.
Украина представляет собой уникальный туристский объект и имеет все предпосылки для организации и развития круизного туризма благодаря наи-
большей протяжённости морского побережья среди всех Черноморских стран, благоприятному климату, богатому историко-культурному наследию, многообразию достопримечательностей. Однако, несмотря на значительный морской и туристский потенциал, результативность функционирования круизного туризма в Украине в десятки раз уступает общемировому уровню развития, а объем морских пассажирских перевозок в стране составляет не более 3 % от общего туристского пассажиропотока.
2. Анализ литературных данных и постановка проблемы
Теоретические аспекты развития круизного туризма исторически базируются на сопоставлении категорий «круиз» и морское путешествие» как форм организации транспортного обслуживания круизных
©
туристов [1, 2], имеющих множество специфических свойств [3], а также объединяющих предприятия и организации, участвующие в процессе создания кру-изного турпродукта [4]. При этом, изучая историю происхождения и современное состояние развития круизного туризма [5], классификационные признаки и технические составляющие морских круизных судов [6] и организацию круизного сервиса с учетом особенностей восприятия морских круизов отдельными категориями пассажиров круизного судна [7], большинство авторов не вдаются в подробности организации берегового обслуживания круизных туристов.
Практические вопросы организации круизного туризма нашли свое отражение в трудах [8-12], в которых ученые систематизируют принципы формирования круизных маршрутов [8]; анализируют географию круизной деятельности и особенности судов, предназначенных для круизного плавания [9]. В данных публикациях изучаются факторы и закономерности структуризации глобального круизного рынка [10], а также вопросы моделирования круизных ставок пассажирского судовладельца [11] и условия агентирования круизных судов [12].
Вместе с тем, несмотря на достаточно содержательное описание процессов функционирования круизной индустрии, в трудах ученых не представлена экономическая интерпретация показателей, на основании которых можно оценить уровень развития исследуемых процессов в контексте комплексного анализа их составляющих элементов.
В работах зарубежных исследователей процессы развития морского туризма представлены более подробно. В частности, ученые уделяют внимание источникам влияния круизного туризма на экономику региона [13], а также последствиям развития круизной индустрии в экотуристской дестинации [14]. Отдельно рассматриваются экономические аспекты эффективного развития круизного туризма [15], обосновывается значимость формирования потенциала круизного сектора [16], устанавливаются принципы организации круизной деятельности [17], исследуются вопросы изменения правил функционирования круизной индустрии [18].
Признавая высокую научную значимость работ вышеперечисленных авторов, следует отметить, что в имеющихся исследованиях недостаточно изученной остаётся проблема обеспечения результативного развития круизного туризма. При этом, рассматривая эффективность круизного туризма, ученые подразумевают наличие трех видов эффекта: экономический, социальный и экологический [13, 14], однако, комплексному влиянию этих видов эффектов на результативность функционирования круизной индустрии внимания не уделено.
Дальнейшего развития требуют методологические основы организации круизного туризма, а также методические подходы к оценке уровня развития круизного туризма и практические аспекты повышения эффективности его функционирования. Так, в работах [4, 10] эти вопросы отражены лишь фрагментарно, без учета специфики функционирования украинского круизного рынка и особенностей создания
круизного туристского продукта для отечественных потребителей.
В научных трудах [8, 9] и др. ученых актуализируется необходимость в использовании мирового опыта передовых туристских дестинаций для достижения желаемого уровня эффективности функционирования круизной индустрии. Вместе с тем, в работах вышеназванных авторов не установлены параметры и не выявлены системообразующие факторы, влияющие на результативность деятельности предприятий и организаций круизной сферы и определяющих их динамическое развитие.
Важность решения сформулированной проблемы, фрагментарность теоретической базы, недостаточность методического и научно-прикладного инструментария обусловливают актуальность и значимость данного исследования, предопределяют его цель и задачи.
3. Цель и задачи исследования
Целью исследования является разработка экономико-математической модели результативности стратегического развития круизного туризма, позволяющей прогнозировать уровень развития круизного туризма в условиях недостатка статистической информации и обосновать ключевые направления экономической политики в туристской сфере.
Задачами исследования выступили:
- обоснование выбора факторов, влияющих на результативность развития круизного туризма;
- оценка степени влияния факторных условий на уровень развития круизного туризма в определенной туристкой дестинации;
- моделирование желаемого уровня развития национального круизного туризма.
4. Материалы и методы исследования результативности развития круизной индустрии
4. 1. Материалы для исследования результативности развития круизного туризма
Одним из необходимых условий результативного развития круизного туризма является применение точных методов количественного анализа, основанных на широком использовании экономико-математических моделей, нахождении оптимального решения и ограничивающих условий, способных повлиять на конечный результат, с помощью методов линейного, нелинейного и динамического программирования.
С целью обеспечения высоких темпов роста национального круизного рынка и нахождения количественных параметров, при изменении которых будет достигнут необходимый результат, было проведено экономико-математическое моделирование на основе построения эмпирического уравнения регрессии, позволяющее оценить степень влияния отдельных переменных на уровень результативности развития круизного туризма наиболее успешных туристских де-стинаций.
В качестве результативного показателя было принято решение использовать прямые доходы от кру-
изного туризма (У), факторными показателями, поэтапно вводимыми в модель, выступили показатели, характеризующие экономическую, социальную и ресурсную эффективность функционирования круиз-ной индустрии:
- количество туристов, отдавших предпочтение круизам, тыс. чел. (xi);
- индекс конкурентоспособности путешествий и туризма отдельно взятой страны (х2);
- протяженность береговой линии государства, км (хз);
- индекс стоимости жизни (х4), определяющий уровень цен в той или иной стране;
- количество работников круизной сферы, тыс. чел. (х5);
- капитальные инвестиции в развитие туристского сектора, млн. евро (хб);
- среднемесячная заработная плата одного работника круизной индустрии, евро/чел. (х7);
- число портов, обладающих необходимой инфраструктурой для приема круизных судов (х8);
- v производительность труда работников круизной индустрии, тыс. евро/чел. (х9).
При этом избранные переменные отражали средние значения развития европейского круизного рынка за 2005-2011 г. (табл. 1, 2).
4. 2. Методика определения эконометрической зависимости
Следует отметить, что математически задача корреляционно-регрессионного анализа сводится к поиску аналитического выражения, которое как можно лучше отражало бы связь факторных признаков с результативным признаком, т. е. к нахождению функции: ух = f (х1,х2,хз,...,х„ ) .
Принимая во внимание, что любую функцию нескольких переменных можно путем логарифмирования или замены переменных привести к линейному виду, уравнение множественной регрессии было выражено в линейной форме, а параметры уравнения найдены методом наименьших квадратов [19]:
yx = ao+a1X1+a2X2+ азХз+...+апХп
(1)
где ух - расчетные значения результативного признака-функции; х1, х2_ хп - факторные признаки; а0, а1, а2.... ап - параметры уравнения.
Построение уравнения множественной регрессии возможно реализацией нескольких альтернативных процедур: пошагового подхода [20, 21], искусственной ортогонализацией данных пассивного эксперимента [22-24], построением модели при неаддитивном случайном дрейфе [25-28]. В рассматриваемой задаче был выбран пошаговый подход, в пользу которого говорит то обстоятельство, что эффективное применение метода искусственной ортогонализации сопряжено с достаточно громоздкими вычислениями, а использование адаптивного подхода базируется на предположении о наличии дрейфа оценок коэффициентов. Поэтому, несмотря на очевидные сложности, связанные с необходимостью многократного повторного расчета дисперсионной матрицы при выявлении статистически незначимого фактора, полученная в итоге точность оказывается достаточной для возмож-
ного применения получаемого уравнения в практических расчетах.
Для установления соответствия математической модели экспериментальным данным и оценки достаточности включения в уравнение объясняющих переменных для описания зависимой переменной, была проведена проверка адекватности модели с помощью расчета средней ошибки аппроксимации. В результате полученных значений из выборки, состоявшей из 15 европейских стран, были исключены три страны (Дания, Финляндия и Нидерланды), ошибка аппроксимации которых превысила 40 %.
Результаты расчетов показали, что, начиная с ше-стифакторной модели, коэффициенты детерминации имели достаточно высокие значения, а фактический критерий Фишера значительно превышал табличные показатели. Во избежание проникновения в уравнение регрессии случайного слагаемого для выбора наиболее адекватной модели с помощью программы «Excel» и функции «Поиск решения» были вычислены параметры, при которых средняя ошибка аппроксимации достигает наименьшего значения.
Следует отметить, что, несмотря на сохранение общих пропорций, параметры регрессионных уравнений с использованием двух разных методик несколько отличаются. Кроме того, учитывая, что значения коэффициентов регрессии не позволяют судить, какой из включенных в модель факторных признаков больше влияет на уровень прямых доходов от круизного туризма, поскольку коэффициенты между собой несравнимы, так как по сути отражаемые ими явления не только не сопоставимы, но и выражены разными единицами измерения, нами были рассчитаны частные коэффициенты эластичности и ß-коэффициенты.
Частные коэффициенты эластичности (si) были определены по формуле:
Xi
e i = ai — ,
У
(2)
где аi - коэффициент регрессии при 1-ом факторе; х, - среднее значение 1-го фактора; у - среднее значение результативного фактора; Бета-коэффициенты (в,) были рассчитаны по формуле:
a °xi
ßi = ai—,
°y
(3)
где ох - среднее квадратическое отклонение 1-го фактора; ау - среднее квадратическое отклонение результативного признака.
Для характеристики тесноты связи в множественной линейной корреляции был использован множественный коэффициент корреляции (Я^ х ), рассчитываемый по формуле:
Ry
г2 + г2 _ 2. г
I УХ1 Ух2_УХ1
1 _ г
(4)
где г ;г ;г - парные коэффициенты линейной корреляции, позволяющие оценить влияние каждого фак-
тора отдельно на результативным показатель, и определяемые по формулам:
. УХ! - у ■ Х1 . о„о„
г = УХ2 - У ■ Х2 .
УХ2 0„ 0 .
Х..Х, - Х1 ■ Х2
(5)
(6)
(7)
На основе парных коэффициентов корреляции были найдены частные коэффициенты корреляции первого порядка, показывающие связь каждого фактора с исследуемым показателем в условиях комплексного взаимодействия факторов, рассчитываемые по формулам:
7х!(Х2) "
- ГУ2Х2 М1 - ГХ1Х2 )
г
Ух2(х1)
)_ 7(1 -Гу2Х1 )■(!-ГХ21Х2)
(8)
(9)
Применение представленной методики позволит установить наиболее значимые факторы, обеспечивающие комплексное развитие круизной индустрии и способствующие росту результативности деятельности всех участников круизного рынка [29].
5. Результаты исследования зависимости между уровнем прямых доходов от круизного туризма и факторными признаками экономического, социального и ресурсного характера
Согласно проведенным расчетам, наиболее полно зависимость между уровнем доходов, полученным в результате осуществления предпринимательской деятельности в круизном бизнесе, описывает девяти-факторная модель, средняя ошибка аппроксимации которой имеет наименьшее значение (7,91 %):
У=0,448+0,267х1-85,828х2+0,004х3+0,231х4+ +113,763х5+27,816х6-0,040х7-2,017х8+4,514х9. (10)
Параметры уравнения девятифакторной регрессии показывают, что повышение интереса к круиз-ному туризму и рост его приверженцев на 1 тыс. чел. способствует увеличению доходной части круизной индустрии на 267 тыс. евро. увеличение протяженности береговой линии на 1 км обеспечит рост прямых поступлений круизного сектора на 4 тыс. евро. за счет роста цен в магазинах и ресторанах на 1 евро доходы круизной индустрии каждой страны увеличиваются
на 231 тыс. евро. Вместе с тем, при фиксированном положении остальных факторов, ни размер береговой линии, ни количество туристов, ни уровень жизни в той или иной стране не окажут существенного влияния на рост результативного признака, о чем свидетельствуют полученные значения коэффициентов эластичности и р-коэффициентов, а также корреляционная зависимость между факторами (табл. 3) [30, 31].
Согласно расчетам, наибольшее воздействие на результативность круизного туризма оказывают число занятых в данном секторе, рост которых на 1 % обусловливает увеличение доходов на 0,95 % и уровень производительности труда работников круизной индустрии, увеличение которого на 1 % способствует росту прямых доходов на 0,54 %. Это в полной мере согласуется с общепринятым положением о важности самого главного ресурса любого государства - человека.
Особое значение для развития круизного туризма имеют инвестиционные вложения, которые, по мнению Дж. Кристофера Холловей [32], являются ключевым критерием, позволяющим определить степень успешности туристской отрасли в отдельно взятой дестинации. От уровня инвестиций зависит техническое состояние объектов инфраструктуры: её производственная (транспорт, связь, строительство, водо-тепло и энергоснабжение) и социальная (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, культурные, детские, медицинские учреждения) составляющие. Данное положение подтверждается и параметрами регрессионного уравнения (коэффициентом при х6): увеличение капитальных инвестиций на 1 млн. евро генерирует приток прямых поступлений круизного сектора более, чем на 27 млн. евро.
Интерес вызывает тот факт, что, согласно полученным данным, такие показатели, как индекс конкурентоспособности путешествий и туризма, определяющий ключевые компоненты комплексного развития туристской сферы, и количество портов, которым обладает то или иное государство, при условии фиксации остальных факторов, не оказывают позитивного влияния на результативность функционирования круизной индустрии. Значимость данных факторов нивелируется положительными значениями остальных параметров, которые в своей совокупности полноценно отражают уровень развития круизного туризма в той или иной туристской дестинации.
Для моделирования желаемого уровня развития национального круизного туризма были использованы параметры полученного уравнения регрессии, на основании которых была представлена геометрическая интерпретация реально достигнутых результатов развития украинского круизного рынка и возможные изменения этих результатов при корректировке отдельных переменных с учетом фиксации остальных факторов (рис. 1-6). Нижними границами поочередно изменяемых факторных признаков при решении поставленной задачи явились фактические данные, характеризующие имеющийся потенциал Украины в сфере круизного бизнеса, верхними границами выступили желаемые результаты его развития.
Х(Хт
о
Расчетная таблица для построения девятифакторной модели зависимости уровня дохода европейской круизной
индустрии от объясняющих переменных
Страны Национальные туристы, тыс. чел. Индекс конкурентоспособности путешествий и туризма Протяженность береговой линии, км Индекс стоимости жизни Количество работников круизной сферы, тыс. чел. Капитальные инвестиции в туристский сектор, млн. евро Среднемесячная заработная плата одного работника, евро/чел. Количество портов, ед. Производительность труда, тыс. евро/чел. Прямые доходы круизного сектора, млн. евро Теоретические доходы, млн. евро Абсолютное отклонение, млн. евро Ошибка аппроксимации
Х1 Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 Х7 Х8 Х9 У Уt А А
Греция 17,500 4,75 13676 89,81 3,570 5,443 1614,510 103 112,745 438,429 455,111 16,682 0,038
Норвегия 22,500 4,95 25148 139,53 4,332 2,636 2615,120 79 89,576 411,714 404,841 6,873 0,017
Дания 26,000 4,98 7314 119,67 0,790 1,892 2946,770 159 177,848 140,500 140,473 0,027 0,000
Португалия 29,286 5,01 1793 73,09 2,712 2,971 1171,390 29 51,622 166,000 113,489 52,511 0,316
Мальта 9,000 4,92 197 78,23 0,971 0,144 940,980 2 88,614 76,952 64,691 12,261 0,159
Кипр 23,000 4,84 648 90,96 0,520 0,324 1501,500 4 98,171 49,571 52,351 2,779 0,056
Австрия 71,857 5,39 0 95,23 0,357 2,757 3712,880 4 109,397 34,714 34,711 0,004 0,000
Франция 320,000 5,31 4853 101,17 5,420 17,214 3779,120 159 162,377 1032,571 1030,242 2,330 0,002
Италия 709,143 4,90 7375 95,85 34,081 14,600 2533,580 311 101,979 3833,857 3841,321 7,464 0,002
Испания 531,429 5,38 4964 76,08 8,291 17,314 2533,080 105 119,467 1004,857 1364,540 359,683 0,358
Германия 949,714 5,39 2389 87,19 12,489 15,314 3043,390 98 144,012 1998,714 1998,178 0,536 0,000
Великобритания 1420,286 5,38 12429 93,80 21,340 8,643 3044,350 389 105,811 2225,000 2225,195 0,195 0,000
В среднем по странам 344,143 5,10 6732 95,05 7,906 7,438 2453,056 120 113,468 951,073 977,095 38,445 0,079
Коэффициенты эластичности 0,096 -0,474 0,024 0,024 0,949 0,217 -0,094 -0,254 0,540 - - - -
р-коэффи-циенты 0,104 -0,019 0,021 0,004 0,995 0,161 -0,029 -0,208 0,132 - - - -
Вариация параметров уравнений множественной регрессии
Характеристики Параметры факторов Коэффициент множественной корреляции, R Коэффициент множественной детерминации, К2 Скорректированный коэффициент детерминации Критерий Фишера фактический Критерий Фишера табличный Значимость критерия Фишера
Х2 ^3 Х4 Х7 Х8 Х9
Парная линейная регрессия 1,9817 - - - - - - - - 0,7842 0,6150 0,5765 15,977 4,96 0,0025
Двухфакторная модель 2,546 -1813,968 - - - - - - - 0,8431 0,7108 0,6465 11,058 4,26 0,0037
Трехфакторная модель 2,580 -1897,966 -0,007 - - - - - - 0,8439 0,7123 0,6045 6,603 4,07 0,0148
Четырехфак-торная модель 2,754 -2108,604 -0,031 12,172 - - - - - 0,8529 0,7274 0,5717 4,672 4,12 0,0374
Пятифактор-ная модель 0,125 193,841 -0,014 4,379 109,807 - - - - 0,9862 0,9725 0,9497 42,513 4,39 0,0001
Шестифактор-ная модель 0,386 -581,902 -0,023 8,383 89,800 38,872 - - - 0,9960 0,9921 0,9826 104,538 4,95 0,0001
Семифактор-ная модель 0,390 -613,355 -0,022 7,931 89,577 38,504 0,012 - - 0,9960 0,9921 0,9783 95,527 6,09 0,0004
Восьмифактор-ная модель 0,709 -1142,212 -0,015 4,822 94,176 34,865 0,154 -1,684 - 0,9982 0,9964 0,9868 103,427 8,85 0,0014
Девятифактор-ная модель 0,267 -85,828 0,004 0,231 113,763 27,816 -0,040 -2,017 4,514 0,9983 0,9966 0,9814 65,513 19,38 0,0151
Среднее значение параметра 1,343 -1111,065 -0,017 6,833 96,868 35,287 0,095 -1,783 1,514 - - - - - -
Среднее стандартное отклонение, а 1,034 739,485 0,008 3,016 7,677 4,003 0,060 0,099 - - - - - - -
Коэффициент вариации, су % 76,955 -66,556 -44,323 44,137 7,925 11,345 63,583 -5,526 - - - - - - -
Таблица 3
Данные, характеризующие связь каждого фактора с исследуемым показателем в условиях комплексного
взаимодействия факторов
Х1 Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 Х7 Х8 Х9 У
Х1 1,0000
Х2 0,5856 1,0000
Х3 0,0690 -0,2339 1,0000
Х4 -0,1679 -0,1662 0,7185 1,0000
Х5 0,7611 0,1354 0,1733 -0,0502 1,0000
Х6 0,6192 0,5537 -0,0355 -0,1965 0,5789 1,0000
Х7 0,4000 0,7090 0,1199 0,4243 0,2213 0,4995 1,0000
Х8 0,7756 0,2046 0,3607 0,1662 0,8250 0,4811 0,3920 1,0000
Х9 0,1548 0,3194 -0,0379 0,3268 -0,0297 0,4005 0,6508 0,2432 1,0000
У 0,7842 0,2085 0,1215 -0,0570 0,9818 0,6838 0,3005 0,7949 0,0950 1,0000
минимальный объем инвестиций
максимальный уровень дохода
- 221.12,
*
\
\ >
\
\
0 .4 ..а < з 6 7 9 а п. : п 6 14.С
Х£. млн. евр
О о.
ОС
Рис. 1. Влияние роста круизного пассажиропотока на уровень прямых доходов от круизного туризма
Так, согласно рис. 1, при условии сохранения настоящего пассажиропотока (5 тыс. чел.) и фиксированных значений остальных объясняющих переменных, эффективное развитие круизного бизнеса невозможно (убытки от данного вида деятельности составят более 200 млн. евро). Без изменения базовых параметров безубыточный объем реализации круизных туристских услуг будет достигнут только в случае роста числа украинских туристов, отправившихся в круиз, до 730 тыс. чел., при этом максимальный уровень прямых доходов кру-изной индустрии не превысит 65 млн. евро даже при увеличении круизных туристов до 1 млн. чел.
Рассматривая инвестиции в качестве ключевого факторного показателя, определяющего успешное развитие круизного туризма, следует иметь в виду, что их объем в денежном выражении должен соответствовать среднеевропейскому уровню. Так, капитальные вложения должны составлять не менее 7,5 млн. евро (непосредственно в развитие инфраструктуры портовых городов отдельной страны направляется порядка 20 % от общего объема вложенных средств) (рис. 2).
Однако, даже при условии роста капиталовложений до 15 млн. евро (соответственно объемам инвестиций передовых туристских дести-наций), доходность круизного бизнеса в Украине не приблизится к среднеотраслевым параметрам (951 млн. евро).
Принимая во внимание, что результативность развития круизного туризма напрямую зависит от уровня производительности труда работников данной сферы, была рассмотрена возможность роста эффективности труда до 160 тыс. евро/чел. (средний уровень использования человеческого капитала Франции, Дании и Швеции), при достижении которого прямые доходы украинского круизного сектора составят 428 млн. евро. Вместе с тем, увеличение производительности труда работников круизной индустрии до 55 тыс. евро/чел. обеспечит равенство доходной и расходной части в области оказания кру-изных туристских услуг (рис. 3).
Рис. 2. Влияние роста капитальных инвестиций в туристский сектор на уровень прямых доходов от круизного туризма
На рис. 4, а, б представлено влияние роста кру-изного пассажиропотока и капитальных вложений в туристский сектор на уровень прямых доходов от круизного туризма.
минимальны и уровень производительности труда
максимальный уровень дохода
427. 59
* %
31
0 6 ¡2 ■ ¡4 10 12 23 44 ]
тыс. евро/чел.
1 1 1
60
Рис. 3. Влияние роста производительности труда работников на уровень прямых доходов от круизного туризма
Изменение уровня прямых доходов от круизного туризма за счет роста производительности труда работников и капитальных вложений в туристский сектор приведено на рис. 5, а, б.
Одновременное увеличение числа туристов, отправившихся в круиз до 500 тыс. чел., и рост капитальных вложений в туристскую отрасль до 7 млн. евро, позволят получить доход от развития круизного бизнеса в размере 100 млн. евро (рис. 6).
Следовательно, эффективное развитие круизного туризма зависит, прежде всего, от двух факторов: степени производительности труда работников, напрямую связанной с уровнем их профессиональных компетенций, и капитальных вложений в объекты портовой, туристской и сопутствующих инфраструктур, что предполагает принятие комплекса соответствующих мер, направленных на развитие этих ключевых составляющих.
о о:
-201.657
максимальный уровень дохода
б
1000 *
Рис. 4. Влияние роста круизного пассажиропотока и капитальных вложений в туристский сектор на уровень прямых доходов от круизного туризма: а — изменение прямых доходов круизного туризма при условии роста капитальных вложений от 0,7 до 15 млн. евро и круизного пассажиропотока от 5 до 1000 тыс. чел.; б — изменение прямых доходов от круизного туризма при условии роста капитальных вложений от 10 до 15 млн. евро и круизного пассажиропотока до 1000 тыс. чел
а
максимальный уровень дохода
-199.851
а б
Рис. 5. Влияние роста производительности труда работников и капитальных вложений в туристский сектор на уровень прямых доходов от круизного туризма: а — изменение прямых доходов от круизного туризма при условии роста капитальных вложений от 0,7 до 15 млн. евро и производительности труда от 10 до 150 тыс. евро/чел.; б — изменение прямых доходов от круизного туризма при условии роста капитальных вложений от 10 до 15 млн. евро и
производительности труда до 150 тыс. евро/ чел
Рис. 6. Влияние роста количества работников, занятых в круизной индустрии, и капитальных вложений в туристский сектор на уровень прямых доходов от круизного туризма
6. Обсуждение результатов исследования влияния факторов на повышение результативности развития круизного туризма
Выявленная эконометрическая зависимость степени влияния количества туристов, отдавших предпочтение круизам; индекса конкурентоспособности путешествий и туризма отдельно взятой страны; протяженности береговой линии государства; количества работников, занятых круизной деятельностью; капитальных инвестиций в развитие туризма; среднемесячной заработной платы одного работника; числа портов, обладающих необходимой инфраструктурой для приема круизных судов и вклада работников в формирование доходной части круизной индустрии может выступать как базовая модель, позволяющая определить эффект от развития круизного туризма в определенной туристской дестинации.
7. Выводы
В результате проведенных исследований:
1. На основе детального изучения мирового опыта передовых туристских дестинаций установлены факторы (экономического, социального и ресурсного характера), способствующие росту результативности развития круизного туризма.
2. Анализ степени влияния факторных условий на уровень развития круизного туризма показал, что наибольшее воздействие на его результативность оказывают количество работников, занятых в данной сфере, и уровень их производительности труда. Также особую значимость для эффективного развития круизной индустрии имеют инвестиционные вложения в объекты портовой, туристской и сопутствующих инфраструктур.
3. Проведено моделирование желаемого уровня развития круизного туризма путем геометрической интерпретации реально достигнутых результатов развития украинского круизного рынка и возможных изменений этих результатов при корректировке отдельных факторных условий (уровня производительности труда, капитальных вложений в туристский сектор и
количества туристов, отдавших предпочтение круизам). Разработана экономико-математическая модель, которая позволит прогнозировать уровень развития круизного туризма в условиях недостатка статистической информации и обосновать ключевые направления экономической политики в сфере круизного туризма.
Данная модель представляет собой уравнение множественной регрессии, которое описывает зависимость уровня прямых доходов от круизного туризма от:
- степени влияния количества туристов, отдавших предпочтение круизам;
- индекса конкурентоспособности путешествий и туризма отдельно взятой страны;
- протяженности береговой линии государства;
- количества работников, занятых круизной деятельностью;
- капитальных инвестиций в развитие туризма;
- среднемесячной заработной платы одного работника;
- числа портов, обладающих необходимой инфраструктурой для приема круизных судов и вклада работников в формирование доходной части круизной индустрии.
Литература
1. ApioH, О. В. Оргашзащя транспортного обслуговування турис^в : навч. поабник [Текст] / О. В. ApioH. - К.: Альтерпрес, 2008. - 192 с.
2. Зима, А. Г. Особенности и развитие транспорта в туризме: препринт [Текст] / А. Г. Зима, И. И. Лисицына. - Х.: Изд-во ХНЭУ, 2010. - 310 с.
3. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма [Текст] / А. В. Бабкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 252 с.
4. Михайлова, Ю. В. Модели интеграции участников рынка круизных услуг [Текст]: зб. наук. пр. / Ю. В. Михайлова, А. М. Холоденко // Методи та засоби управлшня розвитком транспортних систем. - 2008. - № 13. - С. 107-119.
5. Зацешна, Н. О. Iстopiя виникнення та сучасний стан крупного туризму в свт [Текст] / Н. О. Зацешна // Наукoвi пращ юторичного факультету Зат^зького нащонального ушверситету. - 2012. - Вип. 34. - С. 232-234.
6. Паладич, Л. Морские круизы (Морской туризм) [Текст] / Л. Паладич. - М.: Знание, 1989. - 64 с.
7. Ляховська, О. С. Крул'зний туризм в Укршш [Текст] / О. С. Ляховська // Укра'шська культура: минуле, сучасне, шляхи розвитку // Наую^ записки Рiвненськoгo державного гумаштарного ушверситету. - 2011. - Т. 2, № 17. - С. 25-30.
8. Шпилько, С. Морские круизы: теория и практика : учеб. пособие [Текст] / С. Шпилько, Н. Андросова, Р. Чударев. - М.: Советский спорт, 2012. - 147 с.
9. Биржаков, М. Б. Индустрия туризма: перевозки [Текст] / М. Б. Биржаков, В. И. Никифоров. - М.: Герда; СПб.: Невский Фонд, 2003. - 397 с.
10. Голубкова, И. А. Факторы и закономерности структуризации глобального круизного рынка [Текст]: зб. наук. пр. / И. А. Голубкова // Вюник економши транспорту i промисловостг - 2010. - № 31. - С. 75-78.
11. Линский, Н. Е. Моделирование круизных ставок пассажирского судовладельца в условиях конкуренции [Текст]: сб. науч. тр. / Н. Е. Линский // Весник ОНМУ. - 1998. - Вып. 2. - С. 68-73.
12. Селиванов, В. В. Агентирование круизных судов и яхт : моногр. [Текст] / В. В. Селиванов. - Одеса: Фешкс, 2010. -240 с.
13. Aguirre, S. Z. The impacts of the cruise industry on tourism destinations [Text] / S. Z. Aguirre, J. G. Brida // Sustainable tourism as a factor of local development. - Trento: Tangram Edizioni Scientifiche, 2008. - Available at: http://papers.ssrn. com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1298403
14. Diedrich, A. Cruise ship tourism in Belize: The implications of developing cruise ship tourism in an ecotourism destination [Text] / A. Diedrich // Ocean and Coastal Management. - 2010. - Vol. 53, Issue 5-6. - Р. 234-244. doi: 10.1016/ j.ocecoaman.2010.04.003
15. Chase, G. Evaluating the economic impact of cruise tourism: a case study of Barbados [Text] / G. Chase, I. Alon // Anatolia: An International Journal of Tourism and Hospitality Research. - 2002. - Vol. 13, Issue 1. - Р. 5-18. doi: 10.1080/13032917.2002.9687011
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26
27
28
29
30
31
32
I
Papathanassis, A. Income lighthouses at sea: The potential of cruise tourism for German destinations [Text] / A. Papathana-ssis // Kreuzfahrttourismus in Schleswig-Holstein. - Kiel, 2011. - 23 p. - Available at: http://www.papathanassis.com/ images/dlfiles/cdlighthouse.pdf
Butler, M. Worldwide Cruise Ship Activity [Text] / M. Butler. - Madrid: World Tourism Organization, 2003. - 216 р. Camire, D. Rule change could alter cruise industry [Text] / D. Camire // The Honolulu Advertiser. - 2008. - Vol. 11. - Р. 1-2. Яркша, Н. М. Статистика [Текст]: навч. поабник / Н. М. Яркша. - К.: Ушверситет «Украша», 2012. - 256 с. Никифорова, Е. С. Метод регрессионного анализа. Вып. 76 [Текст] / Е. С. Никифорова // Планирование эксперимента (алгоритмы на языке Алгол-60): труды МЭИ. - М., 1970.
Efroymson, M. A. Multiple regression analysis [Text] / M. A. Efroymson // Mathematical Methods for Digital Computer. -New York: Wiley, 1960. - Р. 191-203.
Seraya, O. V. Linear regression analysis of a small sample of fuzzy input data [Text] / O. V. Seraya, D. A. Demin // Journal of Automation and Information Sciences. - 2012. - Vol. 44, Issue 7. - P. 34-48. doi: 10.1615/jautomatinfscien.v44.i7.40 Раскин, Л. Г. Нечеткая математика: моногр. [Текст] / Л. Г. Раскин, О. В. Серая. - Харьков: Парус, 2008. - 352 с. Дёмин, Д. А. Нечеткая кластеризация в задаче построение моделей «состав - свойство» по данным пассивного эксперимента в условиях неопределённости [Текст] / Д. А. Дёмин // Проблемы машиностроения. - 2013. - № 6. - С. 15-23. Kalman, R. E. Design of self-optimizing control systems [Text] / R. E. Kalman // Trans. ASME. - 1958. - P. 468-478. Перельман, Н. Н. Текущий регрессионный анализ и его применение в некоторых задачах автоматического управления [Текст] / Н. Н. Перельман // Известия АН СССР. Энергетика и автоматика. - 1960. - № 2. - С. 22-27. Ли, Р. Оптимальные оценки, определение характеристик и управление [Текст] / Р. Ли. - М.: Наука, 1966. - 176 с. Дёмин, Д. А. Адаптивное моделирование в задаче поиска оптимального управления термовременной обработкой чугуна [Текст] / Д. А. Дёмин // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. - 2013. - Т. 6, № 4 (66). - С. 31-37. -Режим доступа: http://journals.uran.ua/eejet/article/view/19453/17110
Логунова, Н. А. Мировой рынок круизной индустрии: особенности формирования и перспективы развития [Текст] / Н. А. Логунова // В^ник Бердянського ушверситету менеджменту i бiзнесу. - 2013. - № 2 (22). - С. 29-34. Черный, С. Г. Разработка сегментов кластеров координации отраслевой направленности [Текст] / С. Г. Черный, Н. А. Логунова // Мир транспорта. - 2014. - № 3 (52). - С. 104-115.
Chernyi, S. The implementation of technology of multi-user client-server applications for systems of decision making support [Текст] / S. Chernyi // Metallurgical and Mining Industry. - 2015. - Vol. 3. - P. 60-65
Холловей, Дж. К. Туристический бизнес [Текст] / Дж. К. Холловей, Н. Тейлор; пер. с 7-го изд. - К.: Знання, 2007. - 798 с.