Научная статья на тему 'Моделирование процессов инструментальной подготовки сервисного обслуживания на основе экспертных оценок'

Моделирование процессов инструментальной подготовки сервисного обслуживания на основе экспертных оценок Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
102
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / СЕРВИС / МЕТОДИКА / ПРОЦЕСС / ГРАФ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / MODEL / SERVICE / METHOD / PROCESS / GRAPH / EXPERT JUDGMENT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Головкин Юрий Борисович, Ярцев Рустэм Альбертович, Газетдинова Светлана Геннадьевна

Обсуждается методика построения моделей на основе графов с приоритетами, предназначенная для автоматизированной поддержки процесса управления инструментальной подготовкой на предприятиях сервиса. Показана эффективность методики в условиях расхождения экспертных оценок по количеству и номенклатуре инструмента, необходимого для внутреннего потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modelling the Process of Instrumental Preparation of Service Rendering Based on Expert Judgment

A method for construction of graph-based models for automated control over instrumental preparation at service enterprises is discussed. The method effectiveness is demonstrated in situation when expert judgments differ in range and quantity of instrument necessary for internal implementation.

Текст научной работы на тему «Моделирование процессов инструментальной подготовки сервисного обслуживания на основе экспертных оценок»

УДК 004.91

Ю. Б. Головкин, Р. А. Ярцев, С. Г. Газетдинова

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

НА ОСНОВЕ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

Обсуждается методика построения моделей на основе графов с приоритетами, предназначенная для автоматизированной поддержки процесса управления инструментальной подготовкой на предприятиях сервиса. Показана эффективность методики в условиях расхождения экспертных оценок по количеству и номенклатуре инструмента, необходимого для внутреннего потребления.

Ключевые слова: модель, сервис, методика, процесс, граф, экспертная оценка.

Введение. Современное предприятие сервиса — это сложная система, которая характеризуется высоким уровнем технической оснащенности, обеспечивающим эффективное решение задач в сфере производства и оказания услуг. В такой системе особую актуальность приобретает организация бесперебойного снабжения всех процессов необходимыми ресурсами, к которым относятся, в частности, технологическая оснастка и инструмент, подверженные быстрому моральному и физическому износу [1]. Следовательно, правильное планирование инструментальной подготовки является важнейшим фактором обеспечения устойчивой работы предприятия сервиса.

В настоящее время не существует ни готовых программных продуктов, ни методических средств, позволяющих эффективно решать задачу планирования инструментальной подготовки в условиях, когда требуется согласование различных мнений по поводу номенклатуры и количества необходимого инструмента и оснастки.

Согласование различных вариантов плана инструментальной подготовки, предложенных участниками процесса планирования, является весьма трудоемким, при этом составление итогового плана вручную неэффективно. Анализ существующих средств, методов и моделей, используемых для автоматизации процесса планирования и управления системами (см., например, работы [2—9]), показал, что они не позволяют осуществлять обработку противоречивых экспертных оценок и не обеспечивают автоматизированное сопоставление, обобщение и согласование точек зрения отдельных экспертов. В связи с этим был сделан вывод о необходимости разработки новой методики моделирования, позволяющей с помощью компьютерных технологий учитывать мнения различных экспертов по заказу необходимого инструмента и оснастки с последующим устранением возникающих расхождений. Содержание этой методики и обсуждается в настоящей статье.

Планирование инструментальной подготовки производства и сервисного обслуживания. В настоящее время порядок организации инструментальной подготовки на крупном предприятии сервиса предполагает планирование деятельности инструментальных цехов, производящих различные виды инструмента и оснастки, и включает следующие этапы: 1) формирование портфеля заказов; 2) планирование объема трудовых затрат инструментальных цехов; 3) составление и утверждение номенклатурного плана.

Портфель заказов формируется ежемесячно на основании большого числа заявок от подразделений предприятия. Удовлетворить эти заявки в полном объеме инструментальные цехи часто не в состоянии даже при полной загрузке имеющихся мощностей. Поэтому для выявления наиболее важных позиций портфеля заказов составляется номенклатурный план, который содержит заказы на изготовление, ремонт и модернизацию инструмента и оснастки

в следующем месяце и служит своего рода „фильтром", позволяющим обеспечить баланс между потоком заявок и пропускной способностью инструментальных цехов, выражаемой в виде планового объема трудовых затрат.

К недостаткам существующего способа планирования инструментальной подготовки можно отнести: 1) большие потери времени на согласование и коррекцию номенклатурного плана; 2) высокую степень субъективности принимаемых решений; 3) сложность коррекции номенклатурного плана при необходимости изменения планового объема трудовых ресурсов; 4) ручной характер обработки данных. Это обусловливает необходимость автоматизации процесса планирования, что позволит предоставить техническому директору, выступающему в роли лица, принимающего решения (ЛИР), возможность просмотра, доработки и согласования различных вариантов номенклатурного плана, а также коррекции планового объема трудовых затрат.

Иредлагаемая методика моделирования для составления плана инструментальной подготовки должна выступать в качестве теоретической основы для разработки конкретных моделей экспертных оценок и их практической реализации в виде программного обеспечения на языке высокого уровня.

Методика моделирования для составления плана инструментальной подготовки. Ио своему характеру процесс планирования может быть отнесен к классу простых элементарных процессов (ЭИ) как дискретных процессов специального вида, которые целесообразно представлять моделями в виде графов [10, 11]. Разработанная методика основывается на использовании моделей ЭИ, каждая из которых включает в качестве главного компонента так называемый граф элементарного процесса (ГЭИ) — ориентированный граф, вершины которых отображают возможные состояния моделируемого процесса, а дуги — возможные переходы между ними [10, 11].

Для удобства описания методики вводится нормализация графов и соответствующих моделей: ГЭИ первого нормального вида определяется как граф, каждой дуге dk которого, исходящей из произвольной вершины Sj, однозначно соответствуют приоритет n(dk,G), предикат активности ра и слово c(dk,G), состоящее из символов алфавита C; ГЭИ второго нормального вида может быть получен из предыдущего удалением всех недостижимых вершин и дуг. Изначально первый нормальный вид имеют индивидуальные модели ЭИ, которые строятся экспертами и представляют собой исходные данные для моделирования.

Модели, получаемые на основании экспертных данных, называются индивидуальными. Они содержат ГЭИ первого нормального вида и обозначаются как M (см. рис.1). Иредлагает-ся объединить индивидуальные модели в обобщенную модель ЭИ M, включающую:

* N

предикат активности — переменную pa = v pai, где pai — предикат активности инди-

i=1

видуальной модели Mi;

вектор активности — вектор-строку вида pa =[Pa1; Pa2; . . ; Pai; . - PaN\ = [Pai ]1N, который в каждый текущий момент времени указывает на i-активность процесса (т.е. его активность в представлениях i-го эксперта) по каждой из моделей M;

обобщенный граф элементарного процесса (ОГЭИ) — ГЭИ G , включающий начальную

вершину о* = o(G*), вершины Sj* которого (Sj*eO*=O(G*), j= 1, N*, N*=N(G*)) соединены ду-

гами ё к (ёк е А =А(0 ), к= 1, В*, В = В(0 ), причем если В} = ОД ,0 ), то В = £ Б* ).

Для каждой дуги ё к ОГЭП задаются: 1) предикат активности ра(ё к, О ), определяющий активность данной дуги; 2) функция прообраза Г(ё к , О , 0г), принимающая единичное значение в том и только в том случае, если для дуги ё к на индивидуальном ГЭП (ИГЭП) О^ най-

N

дется прообраз, т.е. соответствующая ей дуга й (3 й(йе Л(0г) ^ й ~ й /)); 3) вектор-приоритет

П(й и, О ), хранящий приоритеты всех дуг й на различных ИГЭП, соответствующих й ¿; 4) век* *

тор информационного сопровождения С(й ¿, О ), хранящий символы информационного со* ~ 1 провождения таких дуг; 5) семейство функций развития т — множество вида [т(0 )},

г=1, N, где т( 01) — функция развития приведенной индивидуальной модели М1, определенная на соответствующем графе 01; 6) семейство функций информационного сопровождения е — множество вида [е1(01)}, 1=1, N, где е1(01) — функция информационного сопровождения приведенной индивидуальной модели Ми

Динамические

модели Выходные

Рис. 1

Разработана процедура, позволяющая строить обобщенную модель ЭП на основе предложенных экспертами индивидуальных моделей, устраняя их избыточность и сохраняя различия. Основная идея данной процедуры заключается в том, что так называемые соответствующие вершины и дуги различных индивидуальных моделей объединяются в одну вершину или дугу на обобщенной модели. Реализация процедуры подробно обсуждается в работе [9].

Обобщенная модель в дальнейшем используется для контроля развития ЭП вместо ин-

*

дивидуальных моделей. Это достигается путем восстановления из модели М так называемых

*

1-моделей М1 , эквивалентных индивидуальным моделям М1, приведенным ко второму нор* *

мальному виду. Модели М1 предназначены для построения динамических моделей М1 (1), которые непосредственно служат для контроля развития описываемого ЭП в момент времени 1, обеспечивая лицо, принимающее решения, информацией в виде выходных слов Гг(0.

Для упрощения контроля ЭП разработаны две процедуры преобразования обобщенной модели к специализированным моделям, имеющим второй нормальный вид. В основу одной из этих процедур положен принцип ранжирования экспертов и предложенных ими моделей

по приоритетам, а в основу другой — принцип преобладания коллективного мнения экспертов над индивидуальными мнениями. Использование данных процедур устраняет противоречия, содержащиеся в индивидуальных моделях, без согласования с их авторами.

Применение разработанной методики. Предлагаемый порядок планирования инструментальной подготовки предприятия сервиса и его реализация иллюстрируются общей схемой автоматизированного процесса формирования номенклатурного плана (рис. 2).

Коррекция и выбор окончательного варианта номенклатурного плана

Вывод принятого варианта плана

План W -W +W W 11 ост 11 ост 11 р 11 тр

Да

Выход без решения

Лицо, принимающее решения

С

Данные об имеющихся трудовых ресурсах

' * Ввод АШ* J - Ш- р

- Шр-АШ

Рабочий вариант плана ОУ

Генерация рабочего варианта номенклатурного плана

Базовая модель

т

Коррекция базовой модели

т

Базовый план

Доработка базового варианта

I

Базовый план

Просмотр вариантов и выбор базового варианта (базовой модели)

\

Варианты 1-^

Вариант

Генерация вариантов номенклатурного плана

I

Обобщенная модель

Построение обобщенной модели

* Индивидуальные модели

Специализированная модель Построение специализированной модели

Перевод вариантов плана в модели

ВПЭ 1

ВПЭ 2

ВПЭ N

Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт N

Генерация вариантов плана экспертов

Портфель заказов

Расчетная потребность в инструменте и оснастке

Фактическое наличие в цехе

Данные об имеющихся трудовых ресурсах

Рис. 2

Экспертам предлагается выбрать наиболее важные, по их мнению, позиции перечня инструмента и оснастки для включения в номенклатурный план следующего месяца. Сформированные экспертами варианты плана (ВПЭ) преобразуются в индивидуальные модели на основе ГЭП, объединяемые в обобщенную модель, которая образует базу для генерации

любого из вариантов номенклатурного плана, а также построения специализированных моделей по запросу ЛИР. Выбранный им вариант является базовым и хранится в виде базовой модели. После его доработки формируется рабочий вариант плана, который используется для выбора окончательного варианта номенклатурного плана, осуществляемого ЛИР.

Далее суммарная трудоемкость выполнения заказов Жтр рабочего варианта плана сравнивается с плановым объемом Жр имеющихся в распоряжении трудовых ресурсов (в нормо-часах). Если разность АЖ между Жр и Жтр не меньше нуля, то такой вариант считается приемлемым и ЛПР лишь подтверждает решение о принятии окончательного варианта. Программа при этом вычисляет остаток трудовых ресурсов Жост и осуществляет вывод плана по специальной форме. Если же АЖ <0, что означает недостаток трудовых ресурсов, то рабочий вариант плана неприемлем, и программа сигнализирует об этом управляющему, предлагая принять одно из рекомендуемых решений.

Индивидуальные модели, построенные с помощью предлагаемой методики для экспертов конкретного предприятия, показали избыточность данных более чем на 30 %, которая

*

была устранена построением обобщенной модели М (рис. 3). На основе данной методики был разработан комплекс алгоритмов, программная реализация которого позволила сократить время, расходуемое на принятие решений по номенклатурному плану, более чем на 60 %.

с1*21 (ра21 ,[10,13,13], С*21) с1*20 (ра20,[7,13,13],С*20) С*19 (ра19,[3,13,13],С*19) сГ18 (ра18,[13,10,13],С18) с1*17 (ра17,[4,13,13],С*17) с1*16 (ра16,[13,9,13],С*16) с1*15 (ра15,[2,13,4],С*15) с1*14 (ра14,[13,8,13],С*14) с1*13 (ра13,[9,7,13],С*13) с1*12 (р,,12,[1,6,13],С*12) С*11 (ра11,[13,5,13],С*11) с1*10 (ра10,[13,4,13],С*10) с1*9 (ра9,[8,13,13],С*9)

(ра1,[1,1,1],С*1) с1*22 (ра22,[7,11,11],С*22) с1*24 (ра24, [1,1,1], С*24)

Рис. 3

Заключение. Рассмотренная методика, таким образом, предназначается в первую очередь для автоматизации процесса управления в производственных системах и системах сервисного технического обслуживания, где требуется качественная инструментальная подготовка и возникают разногласия по поводу принимаемых решений. Однако универсальный характер данной методики обеспечивает возможность ее применения и для более широкого класса систем, к которым могут быть отнесены, например, системы библиотечного обслуживания [12, 13].

список литературы

1. Болгов И. В., Агарков А. П. Инфраструктура предприятий сервиса. М.: Изд. центр „Академия", 2008. 288 с.

2. Миронов В. В., Ярцев Р. А. Иерархические процессы и их реализация // Вопросы регулирования и управления в сложных системах: Межвуз. науч. сб. Уфа: УАИ, 1991. С. 46—58.

3. Виссарионов В. С., Газетдинова С. Г., Головкин Ю. Б., Ярцев Р. А. Об алгоритме контроля простого элементарного процесса. СПб, 2006. Деп. в ВИНИТИ, 24.05.06, № 703-В2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Виссарионов В. С., Газетдинова С. Г., Головкин Ю. Б., Ярцев Р. А. О контроле дискретных процессов специального вида на основе графов с приоритетами // Интеллектуальные системы обработки информации и управления: Сб. статей 2-й регион. зимней школы-семинара аспирантов и молодых ученых. Уфа: Изд-во „Технология", 2007. Т. 1. С. 102—106.

5. Богатырев В. А., Богатырев С. В., Богатырев А. В. Функциональная надежность вычислительных систем с перераспределением запросов // Изв. вузов. Приборостроение. 2012. Т. 55, № 10. С. 53—57.

6. Богатырев В. А. Распределение заданий в многомашинных вычислительных системах // Изв. вузов СССР. Приборостроение. 1986. Т. 29, № 5. С. 43—47.

7. Колбанёв М. О., Татарникова Т. М., Воробьёв А. И. Модель балансировки нагрузки в вычислительном кластере центра обработки данных // Информационно-управляющие системы. 2012. № 3. С. 37—41.

8. Пуха Г. П. Методология формирования и реализации систем интеллектуальной поддержки принятия решений. СПб: СМИО-Пресс, 2012. 337 с.

9. Газетдинова С. Г., Ярцев Р. А. О построении моделей управления на основе графов с приоритетами по методологии экспертных оценок // Вестн. УГАТУ. 2006. Т. 7, № 2 (15). С. 212—222.

10. Миронов В. В., Головкин Ю. Б., Юсупова Н. И. Об автоматной модели динамической ситуации // Управление сложными техническими системами: Межвуз. науч. сб. Уфа: УАИ, 1986. № 9. С. 3—10.

11. Ярцев Р. А. Об автоматизации управления элементарными процессами в сложных системах. Л., 1991. Деп. в ВИНИТИ, 13.02.91, № 739-В91.

12. Кромина Л. А., Ярцев Р. А. Формирование заказа литературы для библиотеки вуза на основе локальных рейтингов изданий как задача исследования операций // Вестн. УГАТУ. Уфа: УГАТУ, 2010. Т. 14, № 5 (40). С. 176—187.

13. Миронов В. В., Ярцев Р. А., Кромина Л. А. Применение общих рейтингов заказываемых изданий при формировании оптимального варианта заказа литературы для вуза // Вестн. НГУ. Серия: информационные технологии: Науч. журн. Новосиб. гос. ун-та. 2012. Т. 10, № 4. С. 5—12.

Сведения об авторах

канд. техн. наук, доцент; Санкт-Петербургский государственный экономический университет, кафедра прикладных информационных технологий; E-mail: comparif@rambler.ru канд. техн. наук, доцент; Уфимский государственный авиационный технический университет, кафедра автоматизированных систем управления; E-mail: rust-66@yandex.ru

канд. техн. наук; Уфимский государственный авиационный технический университет, кафедра автоматизированных систем управления; E-mail: svetlana_gazetdi@mail.ru

Рекомендована кафедрой Поступила в редакцию

прикладных информационных 28.04.14 г.

технологий

Юрий Борисович Головкин

Рустэм Альбертович Ярцев

Светлана Геннадьевна Газетдинова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.