Научная статья на тему 'Моделирование процесса управления карьерным ростом менеджеров организации'

Моделирование процесса управления карьерным ростом менеджеров организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
894
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / MODEL / КАРЬЕРА / CAREER / МЕНЕДЖЕР / MANAGER / ОЦЕНКА / EVALUATION / ПРОГРАММА КАРЬЕРНОГО РОСТА / CAREER DEVELOPMENT PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимов Б.Н.

Компетентные менеджеры необходимы во всех областях деятельности современных организаций. Разработана модель процесса управления карьерным ростом организации менеджеров организации. Дано описание основных этапов этой модели. Главное внимание в модели уделено оценке выполнения основных разделов программы карьерного роста менеджеров организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS MODELING MANAGEMENT CAREER GROWTH MANAGERS IN THE ORGANIZATION

Competent managers are needed in all fields of activity of modern organizations. The developed model of the process of career management organization management organization. A description of the main stages of this model. The main attention in the model is paid to assessing the implementation of the main sections of the program of career growth of managers in the organization.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса управления карьерным ростом менеджеров организации»

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРНЫМ РОСТОМ МЕНЕДЖЕРОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Международный институт рынка (Россия, г. Самара)

Аннотация. Компетентные менеджеры необходимы во всех областях деятельности современных организаций. Разработана модель процесса управления карьерным ростом организации менеджеров организации. Дано описание основных этапов этой модели. Главное внимание в модели уделено оценке выполнения основных разделов программы карьерного роста менеджеров организации.

Ключевые слова: модель, карьера, менеджер, оценка, программа карьерного роста.

Развитие России за последние годы заставляет в корне изменить отношение к карьерному росту и формирует предпосылки рассмотрения его как творческий процесс, от которого во многом зависит качество и эффективность национального менеджмента и управленческой элиты.

Рациональное построение процесса управления карьерным ростом сотрудников имеет важное значение для функционирования и развития организации, являясь фактором повышения эффективности ее деятельности, условием ее устойчивости и жизнеспособности организации в изменяющейся среде, движущей силой, механизмом его развития [1].

Для обеспечения в организации успешной управленческой деятельности в целом и индивидуальным продвижением каждого специалиста разработана модель карьерного роста менеджеров организации (рис. 1), которая должна направлять и поддерживать кадровую стратегию организации и взаимодействовать с потребностями каждого сотрудника. Это, в свою очередь, позволит организации более эффективно функционировать и развиваться, а также 1;оперативно реагировать на вызовы рынка и современных тенденций в мировой экономике. Рассмотрим подробнее отдельные этапы этой модели.

Рис. 1. Модель управления карьерным ростом менеджеров организации

Формирование целей и разработка критериев управления организацией и её подразделений. Формулирование и изложение целей организации представляет собой сложный механизм управления различными процессами в организации, потому что дает возможность её членам знать, к чему они должны стремиться. Крупные организации имеют несколько целей. Главными являются экономические цели организации: доход, прибыль, объем продаж и себестоимость (затраты). Для того, чтобы получить прибыль, организация должна сформулировать цели в таких областях как доля рынка, разработка новой продукции, качество продукции/услуг, управление трудовыми ресурсами, социальная ответственность и др. [2].

Цели подразделений должны представлять конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений организации. Каждое подразделение действует в рамках своей функциональной области, т.е. реализует один или несколько процессов организации [12].

Назначение экономических показателей состоит не в том, чтобы заменить цель, а в том, чтобы на их основе проверить варианты, предположения, гипотезы. Такие проверки являются основой для конструирования процесса решения проблем и задач. Комплекс показателей, с помощью которых выносится суждение об альтернативах, должен быть полностью определен.

Управление карьерным процессом целесообразно начинать на начальном этапе работы сотрудника в конкретной должности в данной организации.

Первоначальное интервью (собеседование, тестирование) уже дает информацию о компетенциях кандидата и позволят определить необходимые зоны развития. Для будущего развитии менеджеров по любому профилю необходимо выявить и оценить отдельно все мотиваторы кандидата на должность и наличие у него собственных установок на развитие [15].

Это можно многими способами для того, чтобы понять следующее:

- каков предпочитаемый путь развития (профессиональный рост, его направления, каковы предпочтения, есть ли установка на карьерный рост как таковой, то есть рост по вертикали и т.п.);

- есть ли у кандидата мотивация на развитие как таковая.

Услышав ответы на подобный вопрос, можно понять, нужна ли человеку карьера как таковая, т.е. возможность управлять людьми, принимать решения более высокого уровня, добиваться более высоких целей, реализовывать себя с точки зрения амбиций и профессионализма, или же его интересуют только статус, зарплата, стабильность организации на рынке и т.д.

Все эти характеристики кандидата и заносятся на специальный бланк, а затем переносятся в личное дело.

Определение ключевых компетенций менеджеров организации. Одним из ключевых моментов в развитии персонала организации является правильное определение значимых (ключевых) компетенций. Под ними мы понимаем индивидуально-личностные характеристики, общие знания, специальные знания, умения и навыки, необходимее для занятия определенной должности, модели поведения сотрудника, его ценности и потребности [8]. Вся эта совокупность определяет профессионализм менеджера. Кроме того, выявляются следующие группы компетенций:

- компетенции, которыми сотрудник или кандидат на должность сотрудник обладает на данный момент (например, при приеме на работу и по итогам испытательного срока);

- компетенции, которые необходимы любому сотруднику организации для начала и поддержания успешной служебной карьеры и соответствия ценностей сотрудника корпоративным ценностям и нормам;

- компетенции, необходимые для успешного выполнения некоторых обязанностей, соответствующих некоторым смежным должностям.

Правильное определение значений параметров и профиля основных компетенций сотрудника - фундамент для планирования и прогнозирования карьерного роста

менеджера и его дальнейшего развития. Это важнейший вопрос кадровой стратегии и кадровой политики для выстраивания ввей организации на много лет вперед. Например, организация поддерживает положения развития и продвижения специалистов внутри организации [21]. Поэтому она весьма редко осуществляет поиск и приглашение специалистов со стороны. Кроме при его приеме необходимо просчитывать потенциал развития сотрудника, причем как в отношении многофункциональности и возможности ротаций по горизонтали, так и в вертикальном росте.

Таким образом, из этого следует, что при всех прочих равных показателях, необходимых для выполнения текущей деятельности организации, преимущество отдается кандидату, которому в будущем (например, через несколько лет) можно рассчитывать на повышение по служебной лестнице и имеет хорошие личностные характеристики, необходимые для продвижения. Другой важный момент: тот или иной этап развития организации требует людей разных типов.

Для определения ключевых компетенций необходимо составить опросные листы и предоставить их экспертам, и, на основе оценок экспертов, выстраиваются и

исследуются профили (профессиограммы) каждого кандидата на управленческую должность.

В состав экспертной комиссии, как правило, включаются руководитель отдела, в котором присутствует вакантная должность или претендент на продолжение карьеры, ведущий специалист отдела, специалист отдела кадров [5].

Модель, определяющая профиль должности представлена на рис. 2. Компетенции разделены на 4 основных блока, которые определяют профессионализм менеджера [3]:

- общие знания;

- личностные качества;

- специальные профессиональные знания;

- умение применять технологии менеджмента.

Одним из самых важных параметров компетентного профессионала любых специалистов и управленцев, в т.ч. является базовое образование и соответственное ему совокупность знаний, умений и навыков. Требования, предъявляемые к обязательному набору знаний, умений и навыков по различным должностям, приведены в государственных образовательных стандартах.

Рис. 2. Модель, определяющая профиль должности

Но этого для успешной карьеры недостаточно, Кроме того, в процессе профессиональной деятельности управленцы могут повышать свой профессиональный уровень в процессе переподготовки, повышения квалификации, тематических семинаров и тренингов и т.д. [4]. Для этого разрабатываются продвинутые учебные планы и программы в различных высших учебных заведениях и образовательных центрах, а также существуют известные специальные программы, например, Президентская программа подготовки управленческих кадров, программы МБА и др.

В различных научных исследованиях, проводимых с целью выявления наиболее важных факторов компетентности управленцев, вносящий наибольший вклад в обеспечение результативности профессиональной деятельности организации, авторы работ [16, 18] приходят к тому выводу, что помимо различного рода процессных и функциональных навыков, важнейший, а порой и решающий, вклад в достижение высокой эффективности управленческой деятельности вносят такие характеристики самого субъекта управленческой деятельности организации, которые традиционно относятся к личностным свойствам - индивидуальным проявления мышления, коммуникаций, темперамента, значимым факторам мотивационного состояния и развития личности, ее ценностных установок и практической направленности этих ценностных ориентации.

Таким образом, определив ключевые компетенции для каждой должности, можно получить идеальный профиль.

Аттестация менеджеров организации. Чтобы определить степень соответствия сотрудника данному профилю необходимо определить, на каком уровне находится сотрудник в данный момент.

Основная цель оценки - подтверждение менеджером соответствия его деловых и профессиональных качеств занимаемой должности, и определение потенциала для дальнейшего развития [10].

Подцели (сопутствующие цели) оценки менеджеров:

- выявление потребности в развитии конкретного менеджера для формирования

в дальнейшем программы его профессиональной подготовки в организации;

- оценка профессиональной деятельности менеджера за отчетный период;

- рациональная расстановка кадров (в части распределения или перераспределения прав и обязанностей, ответственности и функций);

- обмен информацией по «вертикали» (руководство - подчиненные);

- выявление кадрового резерва управленцев организации;

- коррекция должностных инструкций соответственно реально выполняемым функциям сотрудника организации;

- оценка (отслеживание) динамики развития менеджера.

В процедуре оценки используются различные методы: анкетирование, собеседование, самооценка, оценка экспертной комиссии, оценка сотрудника непосредственным руководителем [17].

При этом оцениваются:

- знание должностной инструкции менеджера;

- выполнение функций, прописанных в должностной инструкции;

- осведомленность о деятельности организации, её целях и политики;

- профессионально-важные качества;

- корпоративно-значимые качества;

- способность к управленческой деятельности;

- результаты профессиональной деятельности за отчетный период;

- планирование своей профессиональной деятельности на следующий отчетный период;

- составление должностной инструкции будущим управленцем для своего сотрудника.

Каждая оценочная позиция имеет свой балл, в соответствии с инструкцией по оценке, комиссия выносит решение о соответствии должности (возможности занять должность) [11]. В итоге оценки у сотрудника остается пакет документов о профессиональных знаниях, об уровне профессионализма, содержание личностных характеристик и об оценки потенциала развития.

Таким образом, в результате комплексной оценки мы получаем профиль менеджера. Следующий важный этап - соотнесение идеального профиля должности с полученным профилем данного менеджера. В данном случае это будет что-то вроде SWOT-анализа (сильные, слабые стороны, возможности, угрозы):

- какие характеристики реального кандидата/сотрудника совпадают с идеальным профилем;

- какие характеристики реального кандидата/сотрудника превосходят идеальный профиль;

- какие характеристики реального кандидата/сотрудника не достигают идеального профиля;

- какие характеристики реального кандидата/сотрудника противоречат идеальному профилю.

Таким образом, такой подход позволяет добиться сразу нескольких целей и решения важнейших задач для планирования карьеры менеджеров:

- развитие тех личностные качества, которые не достигают нормативного уровня, оптимального для организации;

- поддержание и развитие тех профессиональных навыков, которые превосхо-

дят текущие обязанности специалиста за его счет вовлечения в различные проекты для мотивации сотрудника;

- тщательная оценка потенциала развития и карьерного роста сотрудника в тех сферах, которые неполно соответствуют его нынешней деятельности (маркетинг, менеджмент, социология. психология).

На каждом целевом этапе, обозначенным планом, ставится балл, оценка. Для принятия решения комиссии предоставляется ряд оценок: результаты тестирования на общие знания, экспертные оценки степени развития личностных качеств, умение применять технологии менеджмента, умение решать управленческие задачи в определенном виде менеджмента [9]. Модель оценки степени реализации программы карьерного роста менеджеров представлена на рис. 3.

Полная реализация поставленных задач свидетельствует о готовности сотрудника к аттестации, итогом которой будет вердикт аттестационной комиссии о соответствии полученного профиля заданному и выполнении программы карьерного развития.

Рис. 3. Модель оценки степени реализации программы карьеры менеджеров

Планирование карьеры менеджеров организации. Во время проведения оценки сотрудник заполняет план своего развития. Этот план содержит цели, которые менеджер должен достигнуть за опреде-

ленный период. Эти цели корректируются руководителем, который приводит их в соответствие со стратегическими целями организации и с учетом требований руко-

водства к управленцам на данном этапе её жизнедеятельности.

Более детальный и развернутый план личностного и профессионального развития менеджера составляется по итогам оценки. Он как раз и позволяет, при условии его выполнения, нивелировать разницу между идеальным профилем и реально существующим, полученным при последней аттестации на соответствие занимаемой должности или, еще ранее, при приеме на работу [13].

План профессионального развития включает перечисление целей и инструментов достижения этих целей, ключевые даты проверки и способ оценки степени достижения целей и задач. Непременным условием являются конкретность, измеримость и достижимость поставленных целей.

Цели могут быть обозначены в разных областях: достижение какой-либо компетенции, получение опыта путем ротации или участия в проектных группах, получение знаний через самообучение, развитие каких-то личностных характеристик через тренинги и т.п.

Разработка программы профессионального развития менеджеров организации. Средства достижения целей, указанных в индивидуальной программе профессионального развития менеджеров, могут быть различными. Как отмечалось выше, планирование карьеры организуется как двупутный процесс: одна часть, свое представление возможностей карьерного роста предлагает сотрудник (менеджер), другая часть - свои предложения формирует непосредственный руководитель, а также менеджер по персоналу, когда речь идет о предполагаемом значительном карьерном росте, подключается руководство организации.

В соответствии с этими представлениями возникает совокупность предложения для формирования программы профессионального развития менеджеров, а затем предлагается система шагов, которые необходимы пройти для успешного карьерного роста. При этом все предложения могут выполнены в рамках проектов, суще-

ствующих и или разработанных в организации.

Участие в специальных проектах, где сотрудник (менеджер) может, как проявить себя новыми профессиональными гранями своей личности, так и приобрести дополнительные компетенции. Они могут быть краткосрочными (несколько дней или недель), среднесрочными (2-6 мес.) и средне (до 1 года) и связаны с непосредственными обязанностями сотрудника (менеджера). Например, создание базы информации по потребителям, исследование эффективности деятельности менеджеров по продажам организации. Но проект может выходить за их рамки должности сотрудника. Например, подготовка программы мотивации для каких-либо профессий сотрудников.

Планирование и организация коучинга, т.е. помощь в подготовке программы развития или повышения квалификации профессий сотрудников [14]. Такие формы участия, помимо проверки личностных или профессиональных качеств, необходимых будущему управленцу, для реализации своих должностных обязанностей на следующем управленческом уровне организации.

Тренинги. Квалифицированный персонал в настоящее время все более становится фактором стратегического преимущества организации, поэтому в настоящее время многие организации стали активно развивать систему корпоративного обучения всех категорий менеджеров организации.

Программы тренинга ориентированы развитие тех навыков или моделей поведения и деятельности, которые возможно не требуются в полном объеме на текущей должности, но будут необходимы при дальнейшем карьерном росте сотрудника (менеджера). Это могут быть основы менеджмента для рядовых сотрудников, финансы для нефинансовых менеджеров, кто пока не вовлечен в бизнес-планирование и т.п. Эффективное средство достижения нового уровня, этапа личностного развитие - использование интенсивных образовательных технологий (ИОТ).

Характерными особенностями ИОТ являются: искусственная активизация обу-

чаемых; длительная и устойчивая активность обучаемых; творческий характер и эмоциональная окрашенность процессов принятия решений, индивидуальной и групповой работы; коллективизация процесса обучения [6, 19]. Примером ИОТ являются еаБе-метод, ролевая игра, деловая игра, мозговая атака и т.п.

В зависимости от выбранных средств достижения поставленных целей выбирается способ оценки степени их реализации: тестирование, экзамен, оценка руководителя проекта, количество нововведений и рациональных предложений, отчеты, рефераты, результаты аттестации и т.п.

Реализация программы карьерного роста менеджеров организации. Для успешного выполнения программы карьерного роста менеджеров требуется непосредственное участие трех сторон - самого сотрудника, отдела персонала и высшего руководства организации. Развитие менеджеров предполагает, в первую очередь, активное и позитивное участие самого участника программы карьерного роста: без его мотивационных усилий самая совершенная программа может закончится неудачей.

Руководству организации необходимо четко представлять, что реализация программы карьерного роста менеджеров требует от сотрудника значительных дополнительных (по сравнению с текущей деятельностью в должности) затрат времени, умственных и физических усилий и сознательно мотивировать самого себя на активное участие в программе развития.

Наиболее сильным мотиватором сотрудника по реализации программы карьерного роста менеджеров является возможность занять в перспективе одну из ключевых должностей в организации.

При этом, отделу кадров не следует забывать и о других интересах и потребностях сотрудника, особенно в том случае, если организация не информирует сотрудников о включении в резерв управленческого персонала.

Потенциальными мотиваторами сотрудника могут быть потребность профессионального развития в занимаемой должности, интерес к приобретению новых

знаний и навыков, участие в работе проектных групп, расширение социальных контактов внутри организации.

Важную роль в процессе реализации программы карьерного роста менеджеров играет руководство организации, включая непосредственного руководителя сотрудника. Руководители распоряжаются необходимыми для развития человеческими ресурсами: принимают решения о назначении на должность, финансируют временные трудовые коллектива, выделяют средств на дополнительное образование. Кроме того, они, чаще всего, определяют, как распределять рабочее время менеджера и его приоритеты - деятельность в занимаемой должности или подготовка к новой. При этом, руководители оказывают непосредственное влияние на мотивацию подчиненного в процессе реализации программы.

Роль отдела управления кадров состоит, прежде всего, в осуществлении общего контроля за реализацией программы карьерного роста и привлечении внимания высших руководителей к этому стратегически важному для организации процессу. Задача менеджеров по персоналу используют все доступные средства: убеждение (часто оказывается достаточно напоминания), официальное обращение к руководителю, обращение в высшие инстанции организации.

Аттестация менеджеров организации. После выполнения программы карьерного роста выполняется оценка уровня развития менеджера. Ежегодно (а иногда и чаще) руководитель организации совместно с начальником отдела кадров (иногда с участием некоторых других руководителей) проводит формальную оценку реализации программы карьерного роста менеджеров.

Иногда в ходе оценки происходит детальное обсуждение деятельности менеджера в занимаемой должности, реализации плана индивидуального развития, а также оценка степени готовности занять новую должность. Результатом промежуточной оценки реализации программы может стать корректировка этой программы или изменение состава резерва. Это связано с

тем, что не оправдавшие надежд на будущую карьеру менеджеры могут быть выведены из дальней реализации программы [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Планирование карьеры процесс сложный и многогранный. В нем задействовано большое количество участников и ресурсов (человеческих, временных, финансовых) организации. Процесс управления карьерным ростом должен быть, в первую очередь, направлен на тех менеджеров, которые имеет предпосылки для роста, т.е. обладают интеллектуальным потенциалом для дальнейшего развития в этой организации. На протяжении трудовой деятель-

ности сотрудник неоднократно оценивается. Положительная динамика полученных оценок позволяет предположить рост менеджера и в будущем (рис. 4). В данном случае следует отличать результаты комплексной оценки и рейтинг потенциала. Они хоть и связаны между собой, но отражают разные мнения - качество исполнения в текущей должности и оцененный потенциал роста. Поэтому наиболее полно процесс планирования карьеры будет затрагивать именно тех сотрудников, которые имеют потенциал роста не ниже среднего.

Рис. 4. Оценка потенциала развития менеджера

Принятие решения карьерного роста менеджеров организации. По результатам рассмотрения комиссией уровня оценки элементов профессионализма менеджера разрабатываются рекомендации по постановке менеджера в резерв на вышестоящую должность, продолжению или прекращению работы по повышению профессионализма (карьерного роста) того или иного менеджера организации. Кроме того, оценивается деятельность комиссии по оценке профессионализма управленцев и дальнейшему использованию и всех обеспечивающих её факторов в организации.

Оценка профессионализма управленцев, несмотря на благородные цели и задачи, может стать причиной раздора и ухудшения социально-психологического климата в организации.

Причиной неудовлетворенности работников использованием существующих

технологий карьерного роста являются высокие требования в той или иной организации или частые жалобы работников на субъективность аттестации, проводимой при оценке управленцев в организации.

Оценка эффективности программы карьерного роста менеджеров организации. Этот этап связан с уровнем работы комиссии по карьерному росту работников организации, а также с работоспособностью модели на всех этапах её выполнения. Очевидно, что развитие менеджеров любого профиля благотворно повлияет на уровень профессиональных компетенций персонала, что способствует повышению качества и эффективности работы организации.

Реализация программы карьерного роста менеджеров организации позволяет организации достичь следующих результатов [20]: создание условий для наиболее пол-

ной реализации потенциала сотрудников, уверенным в собственных силах и собст-их желаний и устремлений в осуществле- венном будущем, обеспечение постоянно-нии профессионального роста; оптималь- го притока квалифицированных специали-ное использование возможностей и лично- стов, являющихся перспективным резер-стного потенциала работника в настоящее вом, формирование внутреннего кадрового время и будущем, создание атмосферы резерва, обеспечение высокого уровня ло-взаимного уважения и доверия, когда каж- яльности и приверженности работников дый работник чувствует себя значимым и организации.

Библиографический список

1. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. М.; Новгород: СЕТ, 1995. 272 с.

2. Герасимов Б.Н. Теория управления. Самара: НОАНО ВПО СИБиУ, 2014. 404 с. Серия «Энциклопедия управленческих знаний».

3. Герасимов Б.Н. Повышение эффективности управленческой деятельности на основе оптимизации взаимодействия её элементов // Russian Journal of Management. 2015. Т. 3. №3. C. 240-247.

4. Герасимов Б. Профессиональная подготовка российских управленцев в контексте вызовов времени // Проблемы теории и практики управления. 2014. №8. С. 123-128.

5. Герасимов Б.Н. Развитие профессионализма управленцев // Управленческие науки. 2015. №4. С. 90-101.

6. Герасимов Б.Н. Игровое моделирование управленческих процессов. Самара: СНЦ РАН, 2006. 195 с.

7. Герасимов Б.Н. Выработка и выращивание инновационных идей на основе коллективной мыследеятельности // Креативная экономика и социальные инновации. 2016. №4. С. 20-33.

8. Герасимов Б.Н. Моделирование взаимодеиствия процессов организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2016. №4. С. 121-128.

9. Герасимов Б.Н. Основы российского менеджмента. Учебное пособие. Том часть 2. Самара: СГАУ, МИР, 2006. 228 с.

10. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Производственный менеджмент. Практикум. Самара: Изд-во МИР, 2015. 184 с.

11. Герасимов Б.Н. Введение в теорию и методологию научного менеджмента // Креативная экономика и социальные инновации. 2017. Т.7. №1. С. 41-59.

12. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б., Морозов В.В. Менеджмент маркетинга: содержание, структура, процессы. Самара: УДЦ, 2002. 164 с.

13. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Управление экономическими системами. М.: Вузовский вестник: ИНФРА-М, 2016. 225 с.

14. Герасимов Б.Н., Морозов В.В., Семенычев Е.В. Интенсивные технологии обучения управлению. Самара: СМИУ, 2010. 352 с.

15. Герасимов Б.Н., Яковлева Н.Г. Профессионализм управленцев: структура, оценка, развитие. СПб., 2003. 273 с.

16. Герасимов К.Б. Модель проектирования технологии решения функциональных задач управления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13. №3-2. С. 431-438.

17. Герасимов К.Б., Просвиркин Н.Ю. Управление инновациями. Самара: Изд-во «Самарский муниципальный институт управления», 2011. 124 с.

18. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 2014. 304 с.

19. Чумак В.Г., Герасимов Б.Н. Проблемно-ситуационные игры в инновационной деятельности организации // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2003. № 2(4). С. 68-75.

20. Шимельфениг О.В., Герасимов Б.Н. Игровое моделирование поведенческой деятельности управленцев // Поведенческий менеджмент в организациях: сб. ст. междунар. науч.-метод. конф. Пенза: ПДЗ, С^У, 2009. С. 73-77.

21. Gerasimov K., Gerasimov B. Formation of professionalism of executives // The International Journal of Educational Management. 2017. T. 31. №1. Р. 45-55.

22. Gerasimov B.N., Gerasimov K.B. Modeling the Development of Organization Management System // Asian Social Science. 2015. Т. 11. №20. С. 82-89.

PROCESS MODELING MANAGEMENT CAREER GROWTH MANAGERS IN THE ORGANIZATION

B.N. Gerasimov, doctor of economic sciences, professor International market institute (Russia, Samara)

Abstract. Competent managers are needed in all fields of activity of modern organizations. The developed model of the process of career management organization management organization. A description of the main stages of this model. The main attention in the model is paid to assessing the implementation of the main sections of the program of career growth of managers in the organization.

Keywords: model, career, manager, evaluation, career development program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.