Батьковский Александр Михайлович
канд. экон. наук, ст. н. сотрудник, профессор, Академия военных наук, начальник научно-исследовательского отделения, ОАО «ЦНИИ Электроника», г. Москва [email protected]
радиоэлектроника:
инновационное развитие и экономические решения
моделирование процесса согласования
экономических решений при формировании и реализации программ инновационного развития
радиоэлектронной промышленности1
_Аннотация
Процесс согласования экономических решений лежит в основе разработки любой программы инновационного развития радиоэлектронной промышленности. Средства всегда лимитированы, и чтобы избежать ошибок при формировании таких программ, автор предлагает использовать методологию экономико-математического моделирования. В статье описан применяемый при этом инструментарий.
Ключевые слова: программа инновационного развития, моделирование, экономические решения
Модели линейного программирования, используемые при моделировании инновационной деятельности предприятий радиоэлектронной промышленности (РЭП), сложны в компьютерной реализации, а также требуют от пользователей определенной корректности в построении оптимизационных матриц и осуществления трудоемких подготовительных операций, что при проведении расчетов в реальном масштабе времени затрудняет их использование. Поэтому для моделирования процесса согла-
сования экономических решений при формировании программ инновационного развития РЭП можно использовать альтернативные методы поиска эффективных программно-плановых решений. К ним относятся матричные методы распределения ресурсов, приближенные методы, использующие функции отклика при согласовании экономических решений, а также
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проекты № 10-06-00146а и № 11-06-00129а).
алгоритмы балансировки затрат на заявленные элементы программы с проектными показателями объемов распределяемых ресурсов (1),
Распределение финансовых ресурсов
Распределение лимитированных ресурсов в случае превышения спроса на них над предложением осуществляется в соответствии с принципом приоритетности распределения или путем замещения высококачественных ресурсов на менее качественные. Однако при формировании программ инновационного развития РЭП такое замещение, как правило, нецелесообразно, так как высокий технический уровень инновационной продукции требует высококачественных ресурсов. Поэтому обычно производится прямое распределение ресурсов, которое регулирует финансовый и инвестиционный процессы по всему жизненному циклу программы, то есть осуществляется отбор вариантов программы по критерию «стоимость-эффективность» для гарантированной реализации принятых решений.
Задача распределения лимитированных ресурсов формулируется следующим образом: максимизировать степень реализации различных проектов и мероприятий программы развития РЭП при ограничениях на выделяемые на это ресурсы с учетом степени их важности и обеспечения целевой эффективности программы при сохранении нормативной динамики осуществления затрат и нормативной продолжительности выполнения ее элементов. Механизм распределения финансовых ресурсов должен опираться при этом на эмпирически вырабо-
танную лицом, принимающим решение (ЛПР) систему приоритетов в реализации важнейших элементов программы и имеющиеся различия в осуществлении менее приоритетных ее элементов (2).
Значение приоритета каждого элемента программы необходимо увязать с объемом выделяемых ему лимитированных финансовых ресурсов таким образом, чтобы всякое дополнительное приращение ресурсов в более приоритетные элементы программы в большей мере отражалось на ее реализации, чем при приращении ресурсов в элементы с более низкими значениями приоритетов.
Формирование вариантов программы инновационного развития радиоэлектронной промышленности может осуществляться ЛПР путем изменения ее отдельных параметров:
- приоритетов ее элементов;
- контрольных уровней имеющихся в распоряжении ЛПР лимитированных ресурсов (как правило, финансовых);
- сроков начала и окончания работ (путем параллельного переноса жизненных циклов элементов программы);
... обычно производится прямое распределение
ресурсов, которое регулирует финансовый и инвестиционный процессы по всему жизненному циклу программы
- динамики затрат по элементам программы.
Алгоритм формирования программного решения
Алгоритм формирования программного решения, сбалансированного с заданным ЛПР уровнем контрольных цифр по располагаемым лимитированным ресурсам, может быть реализован путем послойного (под слоем понимается набор элементов программы V, имеющих одинаковый приоритет wV ) включения элементов в проект программы, пока не будет достигнуто предельное значение уровня использования этих ресурсов.
При этом должны осуществляться следующие процедуры:
распределение лимитированных ресурсов в случае превышения
спроса на них над предложением осуществляется в соответствии с принципом приоритетности распределения или путем замещения высококачественных ресурсов на менее качественные
а) расчет объемов работ по проектам и мероприятий программы инновационного развития радиоэлектронной промышленности с высшим приоритетом А по годам программного периода:
■ Ч 1 ■ ■ ; ■..... ■ ■ ■ ■ (1)
v:ov« А
где:
VtA - общий объем работ по проектам и мероприятий программы инновационного развития РЭП для каждого года t программного периода;
б) сопоставление VtA с контрольным уровнем КЦЬ,
Если VtA < КЦ для каждого года t программного периода, все элементы с высшим приоритетом А включаются в проект программы, а высший приоритет переходит к элементам следующего ранжированного слоя работ, то есть А : А -1, и все расчеты повторяются с пункта а, причем полагается, что:
Если VtA > КЦхотя бы для одного года t программного периода, то работы с приоритетом А и распределением затрат Bvt не могут быть профинансированы в полном объеме. Назовем этот приоритет пороговым или критическим - А*.
Дальнейшие действия ЛПР включают следующие процедуры (3): 1) осуществить перераспределение, если это допустимо, финансовых ресурсов КЦ внутри программного периода с целью расшивки «узких мест» при соблюдении следующего условия:
^ КЦ ' =R = const (3)
2) пересмотреть набор работ V с точки зрения их важности и заново их проранжировать, уменьшив количество работ с приоритетом А > А*;
3) при наличии «узких мест» изыскать пути увеличения объемов финансирования работ;
4) пересмотреть стратегию выполнения работ по отдельным элементам программы, т.е. либо заново сформировать их жизненный цикл, либо осуществить параллельный перенос его вдоль оси времени (1,7], то есть изменить начало и окончание выполнения работ, не меняя их продолжительность и динамику финансирования мероприятий и проектов программы инновационного развития РЭП. Каждая из перечисленных процедур может использоваться ЛПР в сочетании с другой процедурой или всеми другими процедурами. Далее ЛПР повторяет свои действия, начиная с пункта а) (4).
в) если уровень финансирования КЦ не позволяет выполнять все работы V, то осуществляется следующий этап балансировки программы инновационного развития РЭП: снятие объемов ее работ по элементам с критическим приоритетом А* до уровня остатка финансовых средств. При этом остаток средств КЦ* распределяется в каждом последующем году программного периода, начиная с первого, пропорционально весам В^ (для работ, у которых А<А*), а невы-полняемые объемы по каждой работе в году I переносятся на t+1 год. Следовательно, в проектное решение работы с приоритетом А* войдут в деформированном виде, то есть с измененным исходным жизненным циклом.
Окончательное решение об их включении в проект программы принима-
.. .высокий технический уровень инновационной продукции требует высококачественных ресурсов
ет ЛПР с учетом возможных действий, перечисленных в пункте в). Элементы программы с приоритетом А<А* в проектное решение не включаются, а их объемы работ передвигаются на более поздний период.
Заключение
Рассмотренный алгоритм балансировки программы инновационного развития РЭП на основе моделирования процесса согласования экономических решений при ее формировании может быть эффективен на стадии предплановых расчетов, когда ЛПР работает с агрегированными данными по элементам данной программы, просчитывает и анализирует множество вариантов проектных решений в ограниченное время.
Таким образом, основой модель-но-алгоритмического инструментария формирования и согласования программы инновационного развития РЭП являются способы и модели формирования вариантов жизненных циклов работ и согласование данных работ с учетом ограничений на общепрограммные ресурсы (финансовые и материальные), а также их приоритетов.
Литература
1. Батьковский А.М., Лури А.В., Тельнов Ю.Ф. Экономико-математический
инструментарий финансового оздоровления российских предприятий в условиях глобализации и мирового финансового кризиса / Под ред. Батьковского А.М. - М.: МЭСИ, 2009. -420 с.
2. Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Булава И.В. Финансовое оздоровление и развитие предприятий радиоэлектронного комплекса в период посткризисного восстановления и модернизации российской экономики / Под ред. Авдонина Б.Н. - М.: Креативная экономика, 2010. - 472 с
3. Батьковский А.М., Булава И.В., Кравчук П.В. Методология и инструментарий управления инновационной деятельностью экономических систем в условиях транснационализации экономики и ее неустойчивого посткризисного развития / Под ред. Батьковского А.М. - М.: МЭСИ, 2010. -360 с.
4. Батьковский А.М. Управление инновационным развитием предприятий радиоэлектронной промышленности. - М.: ОнтоПринт, 2011. - 248 с.
Alexandr M. Batkovsky
Cand. of Econ. Sci., Senior Researcher, Professor, Academy of Military Sciences; Head of Research Department, TsNII Elektronika (Central Research Institute of Electronics) OJSC, Moscow
Modeling the Process of Coordination of Economic Decisions When Forming and Implementing Innovative Development Programs in the Electronic Industry
_Abstract
The process of harmonizing economic decision-making underlies the development of any innovation development program in the electronic industry. Funds are always limited, and to avoid errors when forming such programs, the author suggests using a methodology for economic and mathematical modeling. The article describes the tools used in this case.
Keywords: innovative development program, modeling, economic decisions