УДК 373
Сальникова Ю.Н.
Моделирование процесса развития профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста в русле идей системного подхода
В статье с позиции системного подхода раскрываются особенности технологии развития профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста, характеристика ее структурных элементов как целостной системы: внешнее окружение, структурные элементы системы, внешние и внутренние связи технологии как системы и компоненты, поступающие в систему и выходящие из нее.
Ключевые слова: система, системный подход, профессиональная компетентность, бакалавры педагогики.
Появившийся в середине XX столетия системный подход открыл для гуманитарных и естественных наук возможность исследовать любой объект материальной и духовной действительности как систему взаимосвязанных элементов, что привело не к линейному, «плоскостному» рассмотрению изучаемых явлений, а к их многомерному восприятию, с множеством различных взаимосвязей и функций. В современных педагогических исследованиях системный подход позволяет комплексно изучить явления и феномены педагогической действительности, рассматривая их организацию с позиции усложнения ее системных элементов, находя для каждого элемента ряд задач, критерии его решения и конструирование на этой основе эффективных технологий их развития.
Опираясь на педагогические исследования системного подхода, представленные в работах В.И. Боголюбова, Г.К Селевко, М.И. Махмутова и классическое толкование системного подхода в философии (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин), мы понимаем под ним «комплексное изучение объектов или явлений педагогической действительности как целостной системы с множеством ее элементов в структурной
и динамической плоскости ее изображения» [2].
Системный подход является общеметодологическим, позволяет научным изысканиям в области педагогики определить структурообразующие детерминанты образования и исследовать базисные компоненты любой подсистемы содержания образования с учетом дифференциации и интеграции ее компонентов.
Использование системного подхода к проблеме развития профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста позволило не только предложить ее научно обоснованное решение, но и разрешить сложившиеся в науке и обществе противоречия:
• между глубоким теоретическим обоснованием феномена профессиональной компетентности в контексте гуманитарных наук (философия, социология, психология) и недостаточной разработанностью понятия и структуры профессиональной компетентности бакалавров педагогики в различных областях воспитания и развития детей дошкольного возраста, в том числе и в области гендерного воспитания;
• между реальной возможностью использования ресурсов системы высшего образования для развития психолого-педагогической и социокультурной составляющих профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста и отсутствием целевых ориентиров, содержания, технологии и диагностического инструментария по изучению результативности и организации этого процесса [3].
Руководствуясь главными принципами системного подхода (единства, целостности, взаимозависимости системы и среды, декомпозиии и иерархичности), мы спроектировали технологию развития профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
При этом в нашем исследовании под технологией понимается «комплексный интегративный процесс, построенный на научной основе и запрограммированный во времени, включающий системную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» [1].
Профессиональную компетентность бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста мы рассматриваем как «многомерное инте-гративное личностное образование, характеризующееся наличием знаний о генедерной культуре общества и гендерных особенностях субъектов образовательного процесса, ценностно-смысловым представлением о развитии личности с точки зрения гендерного подхода, умений успешно применять данные знания в практической деятельности и формируемом на этой основе профессиональном
опыте по решению задач развития гендерной культуры детей дошкольного возраста» [3].
С точки зрения идей системного подхода и на основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы предположили, что профессиональная компетентность бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста содержит две составляющие: психолого-педагогическую и социокультурную компетентности [2]. «Психолого-педагогическая компетентность - базовое профессионально-личностное качество, которое проявляется в наличии знаний в области психологии и педагогики гендера, интереса к современным образовательным программам гендерного образования в дошкольный период детства; в овладении технологиями эффективной реализации процесса гендерного воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Социокультурная компетентность определяется как интегративное качество личности, проявляющееся в наличии знаний в области гендерной культуры, интереса к ее освоению, потребности в сохранении ее ценностей, готовности к позитивному диалоговому общению с противоположным полом в рамках пространства гендерной культуры» [3].
Итак, если технологию развития профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста рассматривать как систему, то ее системообразующими компонентами будут выше обозначенные компетентности. В свою очередь, используя принцип декомпозиции, и социокультурная и психолого-педагогическая компетентность содержат следующие структурные элементы: информационную, мотиваци-онную, операциональную, рефлексивную компетенции.
Внешняя среда по отношению к проектируемой нами технологии представлена социальным заказом общества на компетентного в вопросах гендерного воспитания детей специалиста, которыми выступают руководители дошкольных организаций, так и студенческим сообществом, интересующимся в получении дополнительной компетентности в области гендерной педагогики и психологии.Также во внешнюю среду входят изданные нормативно-правовые документы (Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 12.11.2012 г., Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 9 июля 2003 года «Об изучении вопросов по основам тендерных знаний, гендерным проблемам в системе образования», Гендерная стратегия Российской федерации 2004 г., государственная программа «Развития образования» на 2013-2020 гг., Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., Концепция профессионального стандарта педагога (Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 г. №544н)) и научные разработки в области педагогики и психологии, из которых наиболее актуальными для нашего исследования являются: исследования, связанные с определением сущностных характеристик профессиональной компетентности педагога как многоаспектного феномена и ее структурных составляющих (А.В. Хуторской, Н.М. Борытко, А.К. Маркова, И.А. Зимняя); исследования, отражающие сущность и специфику гендерного воспитания в период дошкольного детства (Т.А. Репина, Л.В. Коломий-ченко, Л.В. Градусова, Н.Е. Татаринцева, Ю.С. Григорьева); исследования интеграции личности, ее гендерных характеристик в социум (К. Роджерс, А. Маслоу, 0. Вейненгер);
группа исследований, опирающихся на идеи гендерного подхода в практике системы высшего образования (О.В. Прозументик, О.В. Морозова, С.Д. Матюшкова, Л.Н. Азарова, А.А. Чекалина).
На входе в систему технологии развития профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания попадают студенты, будущие бакалавры 2 и 3 года обучения с имеющимися у них общекультурными и общепрофессиональными компетенциями, а также возрастными и социально-психологическими характеристиками, задающими основания для внутренней среды системы. Общекультурные и общепрофессиональные компетенции впоследствии становятся основой для развития основных элементов системы - социокультурной и психолого-педагогической компетентности.
Структурно система технологии развития социокультурной и психолого-педагогической компетентности как основополагающих элементов профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста включает концептуальные - мотивационно-целевые, операциональные (содержательные) и мониторинговые (контрольно-оценочные) компоненты.
В мотивационно-целевой компонент входят: основная цель технологии - развитие профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста до оптимального уровня, описание принципов и основных методологических подходов, на которых базируется технология (компе-тентностном, культурологическом, системном и личностно-ориентированном подходах). Основными принципами при реализации спроектированной технологии являются принципы научности, доступности, системности, культуросообразности, интеграции
и «диалога культур», а также принципы гуманистической парадигмы обучения (соразви-тия, принятия, единства, свободы, равенства и диалогизма).
В содержательный блок входит программа психолого-педагогического сопровождения «Юноши и девушки в образовательном пространстве вуза: гендерный аспект», представленная двумя образовательными модулями «Я в мире гендерной культуры» и «Я в мире педагогической профессии». Каждый модуль содержит по пять тем, модули могут осваиваться в любой последовательности, последовательность тем в каждом модуле изменению не подлежит, так как подача теоретических знаний основана на принципе концентрации и усложнения информации, основанной на теоретическом материале из предыдущих тем. Содержательный блок представлен разнообразием форм и методов обучения, воспитания и развития, используемых в практике высшего образования, а также в психологических практиках групповой психотерапии (арт-терапия и сказко-терапия, тренинги).
Элементы мониторингового блока представлены пакетами диагностических методик по изучению психолого-педагогической и социокультурной компетентности. Так, в пакет диагностических методик изучения уровня развития психолого-педагогической компетентности входят: для выявления уровня информационной компетенции психолого-педагогической компетентности -разработанный И.С. Клециной модифицированный тест оценки знаний «Формирование и развитие гендерной компетентности личности», для выявления уровня мотиваци-онной компетенции психолого-педагогиче-
ской компетентности нами была использована методика А.А. Реана в модификации
B.А. Ядова, Н.В. Кузьминой «Удовлетворенность избранной профессией», для выявления операциональной компетенции мы использовали метод экспертных оценок, а для изучения рефлексивной компетенции мы воспользовались модифицированной методикой «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию» Н.П. Фетискина. Пакет диагностических методик по изучению развития социокультурной компетентности несколько отличался и включал для диагностирования информационной компетенции анкету «Гендерная культура» (автор
C.Д. Матюшкова); для исследования моти-вационной компетенции социокультурной компетентности использовалась методика С. Бэм «Маскулинность-феминность»; операциональная компетенция была изучена с помощью метода экспертных оценок; для изучения рефлексивной компетенции воспользовались методикой «Кто я?» (авторы М. Кун, Т. Макпартленд, в модификации Т.В. Румянцевой). Вошедшие в данные блок критерии и показатели кратко описаны в таблице.
Соотношение показателей и критериев позволило нам выявить и описать три уровня развития профессиональной компетентности бакалавров педагогики: критический, базовый и оптимальный, которые с позиции системного подхода рассматриваются как элементы выхода системы.
Мы предполагаем, что между всеми компонентами системы существуют положительные связи и отношения субъект-субъектного или субъект-объектного характера.
Таблица
характеристика технологии развития профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста с позиции
системного подхода
Элементы технологии как системы компоненты технологии
мотивационно-целевой содержательный и операционально-деятельностный контрольно-оценочный
системообразующие компоненты методологическая подходы (компетентност-ный, системный, культурологический и личностно-ориенитро-ванные подходы) Цель - развитие профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста до оптимального уровня Принципы: научности, доступности, системности, культуросообразно-сти, интеграции и «диалога культур») и принципы гуманистической парадигмы обучения (соразвития, принятия, единства, свободы, равенства и диалогизма) Программа психолого-педагогического сопровождения «Юноши и девушки в образовательном пространстве вуза: гендерный аспект» образовательные модули: «Я в мире гендерной культуры» и «Я в мире педагогической профессии» методы: методы активного, проблемного и личностно-ориентированного обучения, методы арт-терапии и сказкотерапии, тренинговые упражнения формы организации: лекции, семинары, тематические встречи, дискуссии, экскурсии, праздники, походы в театр Пакет диагностических методик по изучению социокультурной компететности. Пакет диагностических методик по изучению психолого-педагогической компетентности. Показатели - информационная, мотивационная, операциональная и рефлексивная компетенции. критерии оценивания: Информационная компетенция: объем, аргументированность, системность. Мотивационная компетенция: устойчивость, направленность. Операциональная компетенция: самостоятельность, инициативность, креативность. Рефлексивная компетенция: осознанность, адекватность, прогностичность
Элементы внутренней среды Психолого-педагогическая и социокультурная компетентность и составляющие их информационная, мотивационная, операциональная и рефлексивная компетенции
системообразующие отношения Субъект-объектные отношения к людям (для научной общественности бакалавр выступает как объект изучения) Субъект-субъектные отношения (преподаватель и будущий бакалавр взаимодействуют в образовательном процессе) Субъект-субъектные отношения к людям (бакалавр воспринимает окружающих его субъектов сквозь призму профессиональной компетентности)
существенные условия микросреды по отношению к системе Половозрастные особенности развития личности, этап становления профессиональной и гендерной идентичности, система мировоззренческих установок и мотивов выбора профессии, тип психологического пола, тип гендерной культуры личности
существенные условия макросреды по отношению к системе Исторический этап развития культуры и государства, ценностные ориентации современного информационного общества, уровня развития системы образования, влияния основных институтов социализации: религии, СМИ, семьи, доминирующая модель гендерной культуры профессорско-преподавательского состава вуза
Таким образом, технологию становления профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста мы представляем как концептуально обоснованную систему, отражающую структурные
многогранные связи между ее компонентами, способствующие разрешению государственных проблем в области образования и социокультурных проблем современного социума. Схематическое изображение структурной модели технологии представлено на рисунке.
Социальный заказ общества (государство, педагоги, студенты) Нормативно- Научные достижения
правовое обеспечение в области психолого-педагогических наук
1 1 1
Теоретико-методологические основания
Принципы
Г
Подходы (культурологический, компетентностный, системный и личностно-ориентированный)
Цель технологии: повышение уровня профессиональной компетентности бакалавров педагогики в сфере гендерного воспитания детей дошкольного возраста
Психолого-педагогическая
I
модуль «Я в мире педагогической профессии»
Социокультурная
I
модуль «Я в мире гендерной культуры»
Программа спецкурса «юноши и девушки в образовательном пространстве вуза: гендерный аспект»
средства: учебные пособия, художественная литература, произведения искусства (живопись и скульптура), мультимедиапрезентации, видеофильмы. методы: активного, проблемного и личностно-ориентированного
обучения, арт-терапия, сказкотерапия. формы организации: лекции, семинары, тематические встречи, дискусии, экскурсии, праздники, походы в театр.
Рис. Структурная модель технологии развития профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста
список литературы
1. Боголюбов В.И. Лекции по основам конструирования современных педагогических технологий. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. 188 с.
2. Коломийченко Л.В., Суханов 0. Профессиональная компетентность командиров военных вузов: Значение профессиональной компетентности командиров военных вузов в развитии культуры межнационального общения курсантов: моногр. М.: Издательский Дом: Palmarium Academic Publishing, 2014. 164 с.
3. Сальникова Ю.Н. Формирование профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста // Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Т.1. М.: Изд-во Мозаика-синтез, 2015.С. 142-146.