Научная статья на тему 'Моделирование процесса приоритетного пропуска общественного транспорта с учетом кадастровых сервитутов городских территорий'

Моделирование процесса приоритетного пропуска общественного транспорта с учетом кадастровых сервитутов городских территорий Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
127
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
КАДАСТРОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ОБРЕМЕНЕНИЯ / СЕРВИТУТЫ / УЛИЧНО-ДОРОЖНЫЕ СЕТИ / ТРАНСПОРТ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОПУСК / ГОРОДСКИЕ ПУТИ СООБЩЕНИЯ / PUBLIC TRANSPORT / CADASTRAL RESTRICTIONS / ENCUMBRANCES / SERVITUDES / STREET-ROAD NETWORKS / PRIORITY PASSING / CITY TRAFFIC ROUTES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Рылякин Евгений Геннадьевич, Киселева Наталья Александровна, Рылякина Анна Владимировна

В статье приведен пример моделирования приоритетного пропуска транспорта общего пользования на регулируемых пересечениях. Обозначены перспективные направления проведения научных исследований в области развития методов предоставления приоритета в проезде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Рылякин Евгений Геннадьевич, Киселева Наталья Александровна, Рылякина Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса приоритетного пропуска общественного транспорта с учетом кадастровых сервитутов городских территорий»

Рылякин Е. Г., Киселева Н. А., Рылякина А. В. Моделирование процесса приоритетного пропуска общественного транспорта с учетом кадастровых сервитутов городских территорий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 5 (май). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183023.htm.

ART 183023 УДК 34:656.11

Рылякин Евгений Геннадьевич,

кандидат технических наук, доцент кафедры эксплуатации автомо бильного транспорта ФГБОУ ВО «Пензенский государственный универ ситет архитектуры и строительства», г. Пенза triplan1979@mail.ru

Киселева Наталья Александровна,

кандидат социальных наук, доцент кафедры кадастра, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет тельства», г. Пенза valna0777@mail.ru

Рылякина Анна Владимировна,

магистрант факультета управления территориями ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза

Моделирование процесса приоритетного пропуска общественного транспорта с учетом кадастровых сервитутов городских территорий

Аннотация. В статье приведен пример моделирования приоритетного пропуска транспорта общего пользования на регулируемых пересечениях. Обозначены перспективные направления проведения научных исследований в области развития методов предоставления приоритета в проезде.

Ключевые слова: кадастровые ограничения, обременения, сервитуты, улично-до-рожные сети, транспорт общего пользования, приоритетный пропуск, городские пути сообщения.

Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Схемы организации улично-дорожной сети зачастую существенно зависят от права ограниченного пользования земельными участками, которые отводятся для городских путей сообщения. В этом случае сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута [1].

В иностранных государствах полосы приоритетного движения наземного массового транспорта (далее - НМТ) массово используются для повышения пассажиропотока (совместно на общественном и личном транспорте) сквозь поперечное сечение улиц и популяризации городского общественного транспорта, для того, чтобы они создали конкуренцию личному автомобилю [2]. К сожалению, в нашей стране такие полосы широко не используются.

Общепринято представлять полосы приоритетного движения НМТ как выделенный разметкой крайний правый ряд по ходу движения с разрешением выполнения правых поворотов автомобилей с выделенной полосы [3]. Такой способ организации полос массового транспорта вызывает негативное отношение органов ГИБДД, так как вся ответственность за функционирование полосы ложится на инспекторов дорожного движения. В ситуации затора даже при соблюдении правил дорожного движения (далее - ПДД) сложно обеспечить беспрепятственное движение средств массового

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

недвижимости и права архитектуры и строи-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Рылякин Е. Г., Киселева Н. А., Рылякина А. В. Моделирование процесса приоритетного пропуска общественного транспорта с учетом кадастровых сервитутов городских территорий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 5 (май). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183023.htm.

транспорта по полосе: автомобиль, выехавший с прилегающей улицы, не сможет перестроиться на общие полосы и будет вынужден блокировать движение НМТ или двигаться по полосе с нарушением ПДД.

При увеличении интенсивности транспортных потоков задача повышения скорости и безопасности маршрутного пассажирского транспорта становится особенно актуальной и вместе с тем трудноразрешимой, особенно в случае установленного кадастрового ограничения или обременения на земельный участок, через который осуществляется транспортное сообщение, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, подъезда (подхода) к пунктам государственной геодезической сети и их охранным зонам [4].

Решение подобной задачи видится в предоставлении ряда преимуществ транспортным средствам, находящимся на маршруте, которые могут быть обеспечены [5]:

1) конкретными пунктами Правил дорожного движения Российской Федерации, регламентированными ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» и ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний»;

2) специальными знаками и средствами светофорного регулирования;

3) применением приоритета в цикле светофорного регулирования на перекрестках;

4) применением некоторых ограничений для остальных автотранспортных средств на улицах, по которым движется общественный транспорт;

5) организацией полосы для движения пассажирского транспорта по маршруту, по которой запрещено передвижение других транспортных средств (полосы приоритетного движения маршрутного пассажирского транспорта).

Пропуск маршрутных транспортных средств на регулируемом перекрестке осуществляется:

- специальными параметрами регулирования и режимами координации, рассчитанными с учетом приоритетов движения по улицам, по которым движется общественный транспорт;

- активными методами, связанными с распознаванием приближающегося к перекрестку транспортного средства.

Для воплощения активных методов оказания приоритета светофорный объект должен быть оснащен специальными датчиками, распознающими автотранспорт общего пользования.

Сервитуты, способствующие предотвращению замедления движения маршрутного пассажирского транспорта и повышению безопасности его перемещения, могут быть самыми разными. Например, для этого другим автотранспортным средствам может быть запрещено поворачивать направо на перекрестке, если перед ним находится остановка автобуса.

Эффективным методом увеличения пропускной способности маршрутных транспортных средств может быть изолирование от основного транспортного потока специальной полосы. В этом случае, обусловленном определенными условиями, изолируется как первая (рядом с тротуаром) полоса движения, так и средняя или левая крайняя полоса проезжей части [6].

На примере модели уличной дорожной сети города Пензы рассмотрим обеспечение рационального распределения спроса на передвижение пассажирским транспортом всех видов во времени и в пространстве средствами организации движения

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Рылякин Е. Г., Киселева Н. А., Рылякина А. В. Моделирование процесса приоритетного пропуска общественного транспорта с учетом кадастровых сервитутов городских территорий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 5 (май). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183023.htm.

по наиболее загруженным транспортом общего пользования улицам в центре города - Чехова, Кирова, М. Горького [7, 8].

Уличная дорожная сеть города Пензы (центр) [9]

Составляется имитационная модель работы системы городского транспорта общего пользования (далее - ТОП) в соответствии с реальными режимами обслуживания пассажиропотока.

Исходными данными для моделирования являются параметры улично-дорожной сети в рассматриваемом районе, определенные в результате исследования и статистической обработки данных об интенсивности ТОП на рассматриваемой уличной сети.

В процессе моделирования осуществляется сравнение интенсивности ТОП с реальными данными рассматриваемой уличной сети с усовершенствованной сетью с добавлением приоритетного пропуска ТОП.

Результатом моделирования является сокращение суммарных затрат времени участников движения на рассматриваемом участке дорожной сети с учетом наполнения маршрутного пассажирского транспорта и легковых автомобилей.

Разработка мероприятий по обеспечению приоритетных условий движения общественного транспорта была выполнена с учетом следующих факторов [10, 11]:

1) основные направления движения пассажиропотоков на наземных видах пассажирского ТОП (включая коммерческий транспорт), для определения которых использовались данные о его провозных возможностях. При отсутствии данных о пассажиропотоках, полученных в результате комплексных обследований, эта информация позволяет определить приоритетные направления пассажирских перевозок;

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Рылякин Е. Г., Киселева Н. А., Рылякина А. В. Моделирование процесса приоритетного пропуска общественного транспорта с учетом кадастровых сервитутов городских территорий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 5 (май). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183023.htm.

2) необходимость обеспечения приоритетных условий движения наземного пассажирского транспорта общего пользования на протяженных связных участках. Это не только обеспечивает достижение видимого социального эффекта за счет сокращения затрат времени на передвижения, но и позволяет повысить эффективность пассажирских перевозок для транспортных предприятий за счет сокращения потребности в подвижном составе;

3) планировочные характеристики улично-дорожной сети: количество полос движения, наличие «карманов».

Анализ результатов моделирования преимущественного пропуска автотранспорта общего пользования позволяет наметить некоторые общие линии совершенствования методов оказания преимущества в проезде [12]:

- политика оказания преимущественного права движения должна не только способствовать сокращению времени перемещения ТОП, но и учитывать влияние на личный транспорт на направлениях, не являющихся преимущественными. Вопрос преимущественного проезда ТОП должен решаться в определениях экстремального управления;

- достигнутые решения должны сдерживаться условиями гарантирования безопасности движения по обеспечению минимальной и максимальной продолжительности фаз;

- при условии неинтенсивного движения преимущество должно гарантироваться в основном за счет внедрения предварительно рассчитанных сигнальных планов, гарантирующих проезд ТОП без запроса преимущества;

- для уменьшения влияния на личный транспорт и увеличения эффективности достижения преимущества необходим комплекс принятых правил по нивелированию неясности во времени прибытия ТОП к пересечению за счет организационных и планировочных мероприятий.

Ссылки на источники

1. Гражданский кодекс РФ. - Ч. 3. - Ст. 274.

2. Balke K., Urbanik D., Conrad L. Development and Evaluation of Intelligent Bus Priority Concept // Transp. Res. Rec. - 2000. - № 1727.

3. Зырянов В. В., Мирончук А. А. Приоритетное движение общественного транспорта: развитие методов организации // Транспорт Российской Федерации. - 2012. - № 3-4 (40-41). - С. 22-25.

4. Правила установления охранных зон пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной и государственной геодезической сети, утвержденных Постановлением Правительства от 12.10.2016 № 1037. - П. 10.

5. Власов А. А. Адаптивные системы управления дорожным движением в городах: монография. -Пенза: Изд-во ПГУАС, 2012. - 162 с.

6. Там же.

7. Проект «Безопасные и качественные дороги» в действии. - URL: http://www.penza-go-rod.ru/news/proekt_bezopasnye_i_kachestvennye_dorogi_v_deystvii/

8. Аношкин П. И., Рылякин Е. Г., Жидков А. А. Некоторые проблемы технической эксплуатации автомобилей // Транспорт. Экономика. Социальная сфера. (Актуальные проблемы и их решения): сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2014. - С. 5-9.

9. Проект «Безопасные и качественные дороги» в действии.

10. Долгова Л. А., Рылякин Е. Г., Василиади Г. Н. Автоматизированная система предупреждения аварийных столкновений автомобилей // Технологии техносферной безопасности: научный интернет-журнал. - 2015. - № 2. - URL: http://agps-2006.narod.ru/ttb/2015-4/44-04-15.ttb.pdf.

11. Рылякин Е. Г. Влияние воды на свойства гидравлических рабочих жидкостей // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 2 (10). - C. 195-198.

12. Левицкая Л. В., Рылякин Е. Г., Захаров Ю. А. Лицензирование и сертификация на автомобильном транспорте: учеб.-метод. пособие. - Пенза: ПГУАС, 2014. - 52 с.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Рылякин Е. Г., Киселева Н. А., Рылякина А. В. Моделирование процесса приоритетного пропуска общественного транспорта с учетом кадастровых сервитутов городских территорий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 5 (май). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183023.htm.

Evgeny Rylyakin,

Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, Motor Transport Exploitation Chair, Penza State University of Architecture and Construction, Penza triplan1979@mail.ru Natalia Kiseleva,

Candidate of Social Sciences, Associate Professor, Cadastre, Real Estate and Law Chair, Penza State University of Architecture and Construction, Penza valna0777@mail.ru Anna Rylyakina,

Graduate Student, Territories Management Faculty, Penza State University of Architecture and Construction, Penza Modeling the process of priority public transport passing taking into account cadastral servitudes of urban areas

Abstract. The article gives an example of priority public transport passing modeling at regulated crossroads. The authors note prospective directions of scientific research in the field of development of methods of granting a priority in traffic passing.

Key words: cadastral restrictions, encumbrances, servitudes, street-road networks, public transport, priority

passing, city traffic routes.

References

1. 2.

3.

4.

5.

б. 7.

В.

9.

10.

11.

12.

Grazhdanskij kodeks RF, ch. 3, st. 274 (in Russian).

Balke, K., Urbanik, D. & Conrad, L. (2000). "Development and Evaluation of Intelligent Bus Priority Concept", Transp. Res. Rec, № 1727 (in English).

Zyryanov, V. V. & Mironchuk, A. A. (2012). "Prioritetnoe dvizhenie obshchestvennogo transporta: razvitie metodov organizacii", Transport Rossijskoj Federacii, № 3-4 (40-41), pp. 22-25 (in Russian). Pravila ustanovleniya ohrannyh zon punktov gosudarstvennoj geodezicheskoj seti, gosudarstvennoj nive-lirnoj i gosudarstvennoj geodezicheskoj seti, utverzhdennyh Postanovleniem Pravitel'stva ot 12.10.2016 № 1037, p. 10 (in Russian).

Vlasov, A. A. (2012). Adaptivnye sistemy upravleniya dorozhnym dvizheniem v gorodah: monografiya,

Izd-vo PGUAS, Penza, 162 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ibid.

Proekt "Bezopasnye i kachestvennye dorogi" v dejstvii. Available at: http://www.penza-go-rod.ru/news/proekt_bezopasnye_i_kachestvennye_dorogi_v_deystvii (in Russian). Anoshkin, P. I., Rylyakin, E. G. & ZHidkov, A. A. (2014). "Nekotorye problemy tekhnicheskoj ehkspluatacii avtomobilej", Transport. EHkonomika. Social'naya sfera. (Aktual'nye problemy i ih resheniya): sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., MNIC PGSKHA, RIO PGSKHA, Penza, pp. 5-9 (in Russian). Proekt "Bezopasnye i kachestvennye dorogi" v dejstvii.

Dolgova, L. A., Rylyakin, E. G. & Vasiliadi, G. N. (2015). "Avtomatizirovannaya sistema preduprezhdeniya

avarijnyh stolknovenij avtomobilej", Tekhnologii tekhnosfernoj bezopasnosti: nauchnyj internet-zhurnal,

№ 2. Available at: http://agps-2006.narod.ru/ttb/2015-4/44-04-15.ttb.pdf (in Russian).

Rylyakin, E. G. (2014). "Vliyanie vody na svojstva gidravlicheskih rabochih zhidkostej", Modeli, sistemy,

seti v ehkonomike, tekhnike, prirode i obshchestve, № 2 (10), pp. 195-198 (in Russian).

Levickaya, L. V., Rylyakin, E. G. & Zaharov, YU. A. (2014). Licenzirovanie i sertifikaciya na avtomobil'nom

transporte: ucheb.-metod. posobie, PGUAS, Penza, 52 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 13.03.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 01.04.18

Принята к публикации Accepted for publication 01.04.18 Опубликована Published 31.05.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Рылякин Е. Г., Киселева Н. А., Рылякина А. В., 2018

9772304120180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.