Научная статья на тему 'Моделирование процесса получения абразивных смесей на валковых смесителях'

Моделирование процесса получения абразивных смесей на валковых смесителях Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
67
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Чаплыгин Александр Борисович, Судаков Николай Владимирович, Шеркунов Виктор Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса получения абразивных смесей на валковых смесителях»

НОВЫЕ ПРОЦЕССЫ

УДК 621.922

А. Б. Чаплыгин, Н. В. Судаков, В. Г. Шеркунов

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОЛУЧЕНИЯ АБРАЗИВНЫХ СМЕСЕЙ НА ВАЛКОВЫХ СМЕСИТЕЛЯХ

Эксплуатационные характеристики абразивного инструмента и его себестоимость в значительной мере определяются качеством абразивных смесей и затратами на их производство. Абразивная смесь представляет механическую композицию с различным долевым отношением вязкой вулканитовой связки и мелкодисперсной твердой фазы - абразивного материала. Смесь получают на валковых смесителях [1].

Технология смешения включает роспуск связки на валок, имеющий меньшую окружную скорость; распределение абразивного материала равномерным слоем по поверхности связки; многоцикличную деформацию композиции в зазоре между валками; периодическую подрезку полуфабриката смеси на выходе из валков и возврат фрагментов смеси в зазор между валками для последующей циклической обработки. По пробам, взятым от смеси, судят о ее однородности (готовности) и принимают решение о прекращении либо продолжении операции смешения.

Существующая технология валкового сме -шения отработана опытным путем. Недостаточная изученность процесса валкового смешения сдерживает разработку эффективных технических и технологических решений, которые бы позволили полнее реализовать потенциальные возможности процесса.

В основе анализа механизма смешения лежит простой сдвиг [2], допускающий линейную зависимость продольной составляющей скорости течения материала от вертикальной координаты

Ди

при условии прилипания на контакте с валками. При этом полагается, что смешиваются адекватные по структуре и реологии компоненты смеси, имеющие до смешения форму слоев в общем случае разной толщины. Геометрия слоев в исходном состоянии и их ориентация (Д) к направлению потока должны быть заданы (рис. 1).

В результате прилипания и различия окружных скоростей валков в продольных сечениях очага деформации происходит сдвиг, приводящий к вытягиванию и утонению слоев компонентов смеси, а также к росту их числа с каждым новым циклом (оборотом валков) и, как след -ствие, к повышению однородности смеси. Таковы существующие представления о механизме смешения, позволяющие определить вытяжку (Я) слоев при заданном числе циклов либо рассчитать необходимое число циклов (к) для получения требуемой вытяжки.

я=^ =

= УІ(кє :: ^іп А, - сое Д, )2 + ( ЯП А, )2 ;

к =

(1)

1

®іП Ро

шэ & +д/я2 -(вт А)2

где

є =

АЬ

И

(2)

продольная со-

Рис. 1. К расчету вытяжки слоя твердой фазы

ставляющая деформации сдвига за один цикл смешения, опреде-ляемая по известному полю скоростей

Анализ показал, что при простом сдвиге, предполагающем

линейную зависимость Ох {т.)

в условиях прилипания, поле

скоростей будет кинематически

НОВЫЕ ПРОЦЕССЫ

возможным, т.е. удовлетворяющим их

граничным условиям и условию не -сжимаемости, лишь при наличии предельно развитого уширения.

Известны теоретические разработки, моделирующие кинематику течения материала в зазоре между валками [3]. При этом допускается прилипание на контакте с валками и плоская деформация в продольных сечениях, пренебрегающая уширени-ем. Основной особенностью кинематики является наличие противотока и циркуляционной области на входе в валки, характеризующейся движением материальных частиц по замкнутым траекториям. Последнее при стационарном режиме смешения исключает возможность выхода материальных частиц за пределы циркуляционной области.

Механизм смешения, который бы учитывал реальный характер течения материала, в настоящее время не изучен

Таким образом, в известных работах моделируются, по существу, два предельных кинематически возможных варианта процесса валкового смешения:

1. Вариант плоского течения в поперечных сечениях очага деформации, характеризующийся отсутствием циркуляционной области и пре -дельно возможной поперечной деформацией.

2. Вариант плоского течения в продольных поперечных сечениях очага деформации, характеризующийся отсутствием уширения и наличием циркуляционной области в очаге деформации.

Реальный процесс, очеввдно, лежит в промежуточной области, ограниченной предельными

Рис. 2. К анализу роли циркуляционной зоны в процессе смешения

случаями. Сравнительный анализ предельных случаев позволит, по меньшей мере, получить качественное представление о реальшм процессе.

Для выяснения роли циркуляционной обла-сти при смешении предложена модель очага деформации, включающая циркуляционную об -ласть как область пассивного смешения и две области активного смешения, прилегающие к валкам и имеющие суммарную толщину, равную толщине полосы на выходе из валков (рис. 2).

Деформация сдвига в активных областях является результатом различия продольных скоростей на границе с валками и с циркуляционной зоной. В связи с этим деформация сдвига становится зависимой от геометрических параметров циркуля -ционной области и активных областей. У станов -лено, что учет циркуляционной области суще -ственно увеличивает деформацию сдвига в продольных сечениях очага деформации (рис. 3). Через

” 5

т Е о 2 Р я

CQ ^ Ю

>■, О ° о

5-3 £ !l§ !Ц

^ (С S <Т О- J

X Е (О

^ S Ф

о ^ IE s ^

о Ею

100

92

84

76

68

60

52

44

36

28

20

\

\

\

\\

\\ \ \

V

\ V'

1 1.041.081.111.151.191.231.26 1.3 Фракция

s ^ 30

- Ф g 27

|5"8 24 ! §! 21 И 1 18 15

О

-&

ф

ф

* Ё 8 ^

о. ^

Е ^ q J <D £

U со

_ Г J

J J

У

1 1.4 1.8 2.2 2.6 3 3.4 3.8 4.2 4.6 Отношение исходной толщины полуфабриката к зазору между валками

Рис. 3. К сравнительной оценкематематическихмоделей: в активной зоне, прилегающей к ведомому вапку; — - в активной зоне, прилегающей к ведущему вапку

5

параметры циркуляционной области учитывается влияние дополнительных факторов на результат смешения. На принципиальном уровне уточняется роль фрикции (/) валков. При отсутствии фрикции процесс микросмешения под действием деформации сдвига возможен в отличие от вывода, который следует из анализа математической модели, не учитывающей циркуляционную область.

Формулы (1) и (2) справедливы для обоих вариантов моделирования. Принципиальное раз -личие состоит в значениях и функциональных связях деформации сдвига 8хт от параметров процесса валкового смешения.

Заключение

Моделирование предельных кинематически возможных вариантов процесса валкового сме-шения позволяет сделать нижнюю и верхнюю оценку продольной составляющей деформации сдвига. Корректное определение деформации сдвига возможно на основе информации об объ-емном течении материала в очаге деформации, т.е. с учетом фактического уширения, не устраняющего, а лишь уменьшающего размеры циркуляционной области.

3.

Библиографический список

Переработка каучуков и резиновых смесей (реологические основы, технология, оборудование) / Вострокнутов Е.Г., Новиков М.И., Новиков В.И., Прозоровская Н.В. М.: Химия, 1980. 280 с.

Вострокнутов Е.Г., Новиков М.И. Современные представления о механизме смешения каучуков с ингредиентами рези -новых смесей // Темат. обзор. Сер. Производство шин, РТИ и АТИ. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1971. 75 с.

Павлов В.А. Развитие теории и практики процессов обработки давлением в производстве вулканитового инструмента: Автореф. дис. ... д-ратехн. наук. Магнитогорск, 2001. 44 с.

УДК 621.774

С. С. Скворцова

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПЕРСПЕКТИВНОГО КРЕПЕЖА НА ОАО «БЕЛЗАН»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время совместно с Департаментом технического развития (ДТР) ВАЗ а разработана и реализуется программа освоения прогрессивного крепежа и его внедрения на автомобилях ВАЗа. В частности, программа предусматривает следующие направления внедрения, касающиеся фланцевых болтов:

1. Разработка и внедрение самостопорящихся фланцевых болтов с наружной фасонной голов -

Рис. 1. Болт крепления головки цилиндров: а - старый вариант 2108-10003271, внутренний шестигранник М 12x1,25x133,5 5 = 10; б - перспективная конструкция 2108-10003271, фасонная головка Е14, ОфЛ = 18,5, Н = 14

кой типа «ТОЯХ» вместо обычных шестигранных (рис. 1). Это позволит уменьшить номенклатуру соединительных элементов, а именно ис-ключение плоской шайбы, шайбы пружинной.

При обоснованном выборе головок болтов типа «ТОЯХ» уменьшение расхода материала составляет 35%, а уменьшение чистого веса - до 19% (рис. 2) с одновременным увеличением контактной прочности граней в 1,6-1,8 раза.

Интегральная оценка характеристик показывает , что фланцевые болты с головкой типа «ТОЯХ» обладают наибольшим преимуществом (см. таблицу). Поданы три совместные с ДТР ВАЗа заявки на изобретения по конструкции новых болтов и получены охранные документы.

2. Разработка и внедрение болтов в сборе с невыпадающей плоской шайбой (рис. 3).

3. Разработка и внедрение (фланцевых) болтов с внутренним профилем типа «ТОЯХ». Та -кая конструкция даст преимущество в условиях конвейерной сборки по сравнению со шлицевой головкой, крестовым шлицем и внутренним ше-стигранником.

«ТОЯХ» имеет широкие, проходящие дугообразно, поверхности приложения силы. Тем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.