Научная статья на тему 'Моделирование процесса оценки его экономической эффективности инвестиционного проекта'

Моделирование процесса оценки его экономической эффективности инвестиционного проекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / РИСКИ / ПРОЕКТ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИП / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубовец Д. С.

Рассматривается возможность моделирования всех стадий процесса оценки экономической эффективности инвестиционных проектов. Процедура определения рыночных предпосылок инвестиционного проекта представлена с помощью функционального и информационно-потокового моделирования как наиболее наглядно отражающего все стадии рассматриваемого процесса. Совместное использование предложенных моделей позволило разработать универсальный аппарат для инвестиционного анализа, который в зависимости от поставленной задачи подвергается наращению и изменению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса оценки его экономической эффективности инвестиционного проекта»

8. Четырбок, Н. П. Кластерная политика как метод активизации инновационных процессов в регионах / Н.П. Четырбок /Научно-инновационная политика в регионах Беларуси: материалы республиканской научно-практической конференции. - Мн.: ГУ «БелИСА», 2005.

ДУБОВЕЦ Д.С.

Московский государственный индустриальный университет, аспирант, e-mail: daniladubovets@mail.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

Рассматривается возможность моделирования всех стадий процесса оценки экономической эффективности инвестиционных проектов. Процедура определения рыночных предпосылок инвестиционного проекта представлена с помощью функционального и информационно-потокового моделирования как наиболее наглядно отражающего все стадии рассматриваемого процесса. Совместное использование предложенных моделей позволило разработать универсальный аппарат для инвестиционного анализа, который в зависимости от поставленной задачи подвергается наращению и изменению.

Ключевые слова: инвестиционные проекты; риски; проект моделирования процесса оценки экономической эффективности ИП; функциональное моделирование

Коды классификатора JEL: Е22, 011

Процесс оценки экономической эффективности инвестиционных проектов (ИП) - сложная система, в которой сам процесс оценки выступает как управляемая система, а управляющей частью системы является специализированное подразделение компании, осуществляющее инвестиционную деятельность.

Основными трудностями, возникающими в процессе оценки экономической эффективности ИП, являются:

- сложность в формировании проектной группы, состоящей из большого числа специалистов в области стратегии, капитального строительства, обеспечения оборудованием, технических экспертов, рыночных и финансовых аналитиков и т.п.;

- сложность организации рациональной работы по взаимодействию членов проектной группы с внешними контрагентами;

- в учете большого количества факторов и рисков проекта при принятии решения о его реализации.

Все вышеперечисленные мероприятия делают процесс оценки экономической эффективности ИП достаточно трудоемким и затратным с точки зрения финансовых и трудовых ресурсов.

С целью соблюдения оптимального баланса между скрупулезным подходом к оценке и необходимыми затратами на ее проведение специализированное подразделение компании, осуществляющее инвестиционную деятельность, должно разработать методологию планирования, организации, руководства и координации материальных и человеческих ресурсов на каждой стадии жизненного цикла инвестиционного проекта: от зарождения инвестиционной идеи до начала серийного производства продукции. Такая методология позволит эффективно управлять процессом оценки экономической эффективности путем применения системы современных методов, техники и технологии управления.

Одним из способов, способствующим достижению поставленных задач, является моделирование всех стадий процесса оценки.

Анализ существующих подходов к моделированию процесса оценки экономической эффективности ИП показывает, что при моделировании сложных систем, общепринятым в зарубежной практике является использование функционально-информационного подхода [1, 2, 5, 7]. Преимуществом данного вида моделирования является то, что он позволяет лаконично, однозначно и точно показать все элементы процесса оценки ИП, отношения и связи между ними, а также целостность сложной многоуровневой модели. Функционально-информационный подход моделирования включает такие модели, как: модели функциональных процессов; модели информационных потоков и модели данных [3, 6]. Если говорить непосредственно о самом процессе оценки экономической эффективности ИП, то в его рамках проектная команда реша-

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

ет ряд ключевых задач по прогнозированию основных макроэкономических показателей ИП, оценке величины капитальных вложений ИП, анализу оптимального технического решения, формированию рыночных предпосылок и т.п. Факторами, оказывающими одно из наибольших влияний на показатели экономической эффективности ИП, являются прогноз цен на сырье и готовую продукцию, емкость внутреннего рынка, экспортный потенциал готовой продукции и доступность основного сырья, т.е. данные, получаемые в рамках определения рыночных предпосылок ИП.

Процесс определения рыночных предпосылок ИП рассмотрен с помощью функционального и информационно-потокового моделирования как наиболее наглядно отражающего все стадии рассматриваемого процесса.

Функциональное моделирование процесса оценки экономической эффективности ИП на стадии определения его рыночных предпосылок. В настоящее время наиболее эффективным и апробированным средством функционального моделирования является методология структурного анализа и моделирования SADT (Structured Analysis and Design Technique) в нотации IDEF0 [3]. Модель оценки экономической эффективности ИП в рамках стандарта IDEF0 представляет собой его графическое описание, разработанное с целью наглядного отображения того, что происходит в процессе выполнения оценки экономической эффективности ИП, как осуществляется управление, какие средства использует проектная команда для выполнения своих функций и какие результаты необходимо получить.

Основной концептуальный принцип методологии IDEF0 - представление любой изучаемой системы в виде набора взаимосвязанных и взаимодействующих блоков, отображающих действия, операции, процессы, происходящие в изучаемой системе. В IDEF0 все, что происходит в системе и ее элементах, принято называть функциями. Каждой функции ставится в соответствие блок. На IDEFO-диаграмме, основном документе при анализе и проектировании систем, блок представляет собой прямоугольник. Интерфейсы, посредством которых блок взаимодействует с другими блоками или с внешней по отношению к моделируемой системе средой, представляются стрелками, входящими в блок или выходящими из него. Входящие стрелки показывают, какие условия должны быть одновременно выполнены, чтобы функция, описываемая блоком, осуществилась.

В качестве инструмента функционального моделирования стадии определения рыночных предпосылок ИП используется CASE - средство BPWin фирмы Platinum Technologies [6].

Вербальное описание разработанной модели процесса оценки экономической эффективности ИП на стадии определения рыночных предпосылок.

Для формирования рыночных предпосылок ИП необходимо определить:

1. Прогнозные цены основного сырья и продукции;

2. Баланс спроса и предложения на основное сырье и продукцию;

3. Потенциал рынков основного сырья и продукции;

4. Маркетинговые риски проекта.

1. Прогноз цен основного сырья и продукции необходим для определения будущих доходов ИП. Для составления корректного прогноза цен, учитывающего изменения макроэкономической конъюнктуры рынка на основное сырье и продукцию, требуются значительные трудозатраты и средства. Сделать такой прогноз собственными силами предприятию практически невозможно, а иногда и не целесообразно.

На мировом рынке услуг существуют множество маркетинговых агентств, специализирующихся на прогнозах цен товаров мировой торговли посредством постоянного мониторинга внешней и внутренней среды. Использование прогнозов таких компаний позволяет объективно спрогнозировать эффективность реализации проекта и оценить целесообразность инвестирования в рассматриваемый инвестиционный проект.

Спецификой прогнозов, предлагаемых аналитическими агентствами, является прогнозирование цен в определенных центрах мировой торговли с крупными, систематическими и устойчивыми экспортными или импортными сделками. Таковыми центрами являются: Лондонская биржа металлов (LME London Metal Exchange), Чикагская биржа зерновых (Chicago Board of Trade), Нью-Йоркская биржа хлопка (NYCE New York Cotton Exchange) и т.п., расположенных в Западной Европе (ЗЕ), Восточной Азии (ВА), Америке, Великобритании и т.д. [8]

Использование данных прогнозов цен позволяет определить эффективность экспортной ре-

ализации готовой продукции и максимально возможную цену на основное сырье посредством определения его импортного паритета (полные затраты на импортирование ресурса с зарубежного рынка).

По причине отсутствия на территории РФ крупных международных товарных бирж прогноз цен в РФ на товары мировой торговли маркетинговыми агентствами не производиться.

Формирование цены на внутрироссийском рынке определяют:

• Биржевая котировка (сложившаяся цена на бирже) на рассматриваемый продукт на международной товарной бирже. Выбирается котировка на действующей мировой товарной бирже (например, в ВА или ЗЕ), соответствующая реальным/возможным экспортным (импортным) потокам. Далее, если возможен выбор между контрактными и спотовыми ценами, то на рынке ВА выбираются спотовые котировки, а в ЗЕ - контрактные, как соответствующие принятым стандартам торговли на данных рынках. В случае отсутствия прогнозных котировок на необходимый продукт осуществляется «привязка» цен на данный продукт к цене на продукт-«драйвер», для которого биржевая котировка есть.

Формирование цены с помощью привязки:

Определяется «драйвер» для рассматриваемого продукта. В качестве «драйвера» выбирается продукт предыдущего, либо последующего производственного передела, на который есть прогноз биржевых котировок у маркетингового агентства. Следующим критерием выбора «драйвера» является наличие наилучшей регрессии, т.е. максимальный коэффициент корреляции между продуктами, полученный по ретроспективным данным.

Привязка осуществляется по следующей формуле: У = а х X + Ь, где Х - продукт «драйвер», а и Ь - коэффициенты, получаемые на основе построения регрессии (эластичность и спрэд соответственно).

• Тип паритета (экспортный/импортный) в РФ на рассматриваемый продукт. Паритет определяется на основании баланса спроса и предложения.

• Транспортные затраты, экспортные/импортные пошлины и сложившаяся премия к паритету (при ее наличии на рассматриваемый продукт) на внутреннем рынке.

Причиной наличия премии к паритету на внутреннем рынке является готовность потребителя какого-либо товара, расположенного на одном региональном рынке с производителем этого же товара, заплатить за товар несколько больше, чем может выручить за него производитель от продажи товара на экспорт. Готовность потребителя товара платить за него больше обусловлено, во-первых, естественными сложностями при заключении контрактов с иностранными партнерами, во-вторых, цена с учетом всех затрат на импорт товара (пошлины, затраты на транспортировку до РФ и по РФ) может стать неприемлемой для эффективной деятельности производства. Таким образом, цена на товары мировой торговли на внутреннем рынке РФ формируется в промежутке между экспортным и импортным паритетом на товар.

Премии прогнозируются на основании ретроспективных данных и прогноза изменения спроса - предложения на российском рынке.

Формирование прогноза внутрироссийских цен происходит путем определения биржевых котировок, учета паритета, транспортных затрат, пошлин и внутрироссийских премий на рассматриваемый продукт.

2. Определение баланса спроса и предложения на основное сырье и продукцию необходимо для определения зарубежного паритета (импортного или экспортного) при прогнозировании цены на внутрироссийском рынке, которое осуществляется на основе анализа действующих и потенциально возможных мощностей, потребляющих и производящих рассматриваемый продукт.

При профиците рассматриваемого продукта на внутреннем рынке цена на данный продукт формируется по условиям экспортного паритета от цены на мировой товарной бирже (например, в ВА или ЗЕ), соответствующая реальным экспортным потокам из РФ.

При дефиците рассматриваемого продукта на внутреннем рынке цена на данный продукт формируется по условиям импортного паритета от цены на мировой товарной бирже (например, в ВА или ЗЕ), соответствующая реальным импортным потокам в РФ. [4,8]

Алгоритм формирование цены на внутреннем рынке РФ на продукцию для рассматриваемого производства по условиям экспортного паритета: цена на продукцию на внутреннем рынке равна цене на зарубежной товарной бирже на продукт минус транспортные затраты на до-

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

ставку товара до границы с РФ, минус экспортная пошлина, уплачиваемая при вывозе товара за пределы РФ, минус транспортные затраты по РФ от производителя (рассматриваемого производства) до границы, плюс внутренняя премия к экспортному паритету (при ее наличии).

Алгоритм формирование цены на внутреннем рынке на сырье для рассматриваемого производства по условиям экспортного паритета: цена на сырье на внутреннем рынке для рассматриваемого производства равна цене на зарубежной товарной бирже на продукт минус транспортные затраты на доставку товара до границы с РФ, минус экспортная пошлина, уплачиваемая при вывозе товара за пределы РФ, минус транспортные затраты по РФ от производителя (необходимого для рассматриваемого производства сырья) до границы, плюс внутренняя премия к экспортному паритету (при ее наличии), плюс транспортные затраты по РФ от производителя сырья до рассматриваемого производства.

Алгоритм формирование цены на внутреннем рынке на продукцию для рассматриваемого производства по условиям импортного паритета: цена на продукцию на внутреннем рынке равна цене на зарубежной товарной бирже на продукт плюс транспортные затраты на доставку товара до границы с РФ, плюс импортная пошлина, уплачиваемая при ввозе товара на территорию РФ, плюс транспортные затраты по РФ от потребителя рассматриваемого продукта до границы, минус транспортные затраты по РФ от потребителя до рассматриваемого производства.

Алгоритм формирование цены на внутреннем рынке на сырье для рассматриваемого производства по условиям импортного паритета: цена на сырье на внутреннем рынке равна цене на продукт на зарубежной товарной бирже плюс транспортные затраты на доставку товара до границы с РФ, плюс импортная пошлина, уплачиваемая при ввозе товара на территорию РФ, плюс транспортные затраты по РФ от рассматриваемого производства до границы.

3. Определение потенциала рынков основного сырья и продукции. Следующим важным фактором, определяющим доходность проекта, является потенциал рынка производимой продукции. При прогнозировании денежного потока проекта необходимо основываться на принимаемый рынком объем реализации полученный Компанией в результате маркетинговых исследований рынков, а не на максимальный объем, соответствующий технологическим возможностям проектируемого производства.

4. Определение маркетинговых рисков. Маркетинговый риск характерен недополучением ожидаемого дохода по причине снижения цены товара или объема реализации. Данный риск является основным для большинства инвестиционных проектов. Одной из причин маркетинговых рисков может быть неприятие рынком нового продукта, или оптимистичная оценка потенциала продаж. Ошибки при планировании маркетинговой стратегии часто возникают из-за недостаточного исследования потребностей рынка: неверной оценки конкурентоспособности рынка, неправильного ценообразования или неправильного позиционирования товара. Также к возникновению данного риска могут привести ошибки в схеме продвижения товара, недооцененный бюджет на продвижение товара и т. П.

На основе полученных данных в результате подготовки рыночной модели определяются риски по следующим факторам: степень конкуренции в отрасли; изменчивость цен и степень влияния на уровень равновесной цены; изменчивость объёма продаж; качество маркетинговой стратегии; сбытовая политика; позиционирование на рынке; общие тенденции рынка; прочие риски.

Как было отмечено выше, второй разработанной моделью процесса определения рыночных предпосылок ИП является информационно-потоковая модель.

Сложный процесс взаимодействия участников проектной группы ИП и взаимообмен информацией при его проведении предопределил необходимость и такого вида моделирования при оценке экономической эффективности как информационно-потоковое. Информационно-потоковая модель описывает ИП с позиций потоков данных. Диаграммы потоков данных моделируют функции, которые должны выполняться в процессе проекта.

Вербальное описание разработанной информационно-потоковой модели. Определение рыночных предпосылок ИП начинается с указания Руководителя проекта Рыночному аналитику на проведение маркетингового исследования рынка, предполагаемого к производству в рамках ИП продукта (поток данных 1), и на получение от Инициатора проекта (поток данных 2) Предложения о реализации проекта с целью определения необходимых маркетинговых предпосылок.

Для проведения маркетингового исследования рынка Рыночный аналитик должен получить в своё распоряжение следующие потоки данных:

Данные о потенциальных потребителях - детерминанты спроса (поток данных 3): основные предпочтения потребителей; ценовые факторы, влияющие на уровень спроса на данном сегменте рынка; неценовые факторы, влияющие на уровень спроса на данном сегменте рынка; предпочтения потребителей, основанные на социально-культурных особенностях (национальные обычаи, религия и т. П.).

Данные по компаниям, формирующим предложение на данном сегменте рынка (поток данных 4): позиция продукта, производимого компанией-конкурентом на исследуемом рынке; организация и каналы сбыта; ценовая политика компании-конкурента; производственный потенциал (технико-технический потенциал, ноу-хау, гибкость); потенциал роста производительности; возможность диверсификации (разноплановое развитие); себестоимость производства (оценка издержек и затрат); финансовая ситуация (заемный капитал, собственный капитал, ликвидность и т. Д.); НИОКР; обеспечение сырьём и энергией; местоположение; качество руководящих кадров; внешний имидж компании и её внутренний облик.

Данные по аналогичному продукту (поток данных 5): основные потребительские свойства, ассортимент и модельный ряд, качество продукции.

Для определения прогнозной стоимости необходимого сырья и готовой продукции Рыночный аналитик привлекает Маркетинговые агентства, направляя туда запрос (поток данных 6), на который Маркетинговые агентства предоставляют доступ к базе данных с прогнозами цен (поток данных 7).

Рыночный аналитик на основании данных потоков 2, 3, 4, 5, 7 проводит маркетинговое исследование инвестиционной привлекательности проекта, результаты которого направляет Руководителю проекта (поток данных 8).

По результатам маркетингового исследования Рыночный аналитик формирует маркетинговые предпосылки ИП и представляет соответствующую информацию:

Техническому эксперту (поток данных 9) - данные: о продукте, планируемом к производству, - общие технические сведения, свойства, функции и т.д.; о возможных объемах реализации продукта - количество штук продукта, которое возможно реализовать с разбивкой по годам.

Финансовому аналитику (поток данных 10) - данные: свод маркетинговых предпосылок

- прогноз цен, который необходимо использовать при оценке экономической эффективности проекта, потенциал рынков сбыта готовой продукции с разбивкой по годам; о затратах на продвижение продукта на рынок с разбивкой по годам; о маркетинговых рисках (степень конкуренции в отрасли, изменчивость цен и степень влияния на уровень равновесной цены, изменчивость объёма продаж, качество маркетинговой стратегии, сбытовая политика, позиционирование на рынке, общие тенденции рынка, прочие маркетинговые риски).

Таким образом, построение функциональной модели процесса определения рыночных предпосылок ИП, позволяет определить рациональный состав проектной группы и их функциональные обязанности. Информационно-потоковая модель определяет состав информации циркулирующей внутри проектной группы, а также между членами проектной группы и внешними экспертами. Использование функциональной и информационно-потоковой модели позволит наиболее эффективно применять имеющиеся у компании, осуществляющей инвестиционную деятельность, людские, временные и денежные ресурсы. Совместное использование предложенных моделей в конечном итоге позволит в зависимости от поставленной задачи разработать универсальный аппарат, подвергающийся наращению и изменению, который можно применять и при инвестиционном анализе других проектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евстафьев Д.В. Управление проектной стадией инвестиционного проекта по созданию производства в области машиностроения // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - М.: М-Сити, 2004.

2. Ивлев В.А., Попова Т.В., Ижов И.И. Моделирование деятельности предприятий: бизнес - информационный консалтинг // Труды института проблем управления РАН. 1999. т. 2. С. 39- 46.

3. Калянов Г.Н. CASE структурный системный анализ (автоматизация и применение). - М.: ЛОРИ, 1996.

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

4. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: «Ростинтэр», Москва 1996.

5. Крюков С.В. Методы и модели оценки и выбора инвестиционных проектов. - Ростов н/Д: Ростовский государственный экономический университет, 2001.

6. Маклаков С.В. BPWin и ERWin. CASE - средства разработки информационных систем. - М.: ДИАЛОГ МИФИ, 2000.

7. Роговая В.Г., Макарова Е.В. Управление инвестициями на основе моделирования // Финансовый менеджмент хозяйственных субъектов: Сб. докл. регион. научно-практ. конф.1998 г. /Под. ред. С.А. Тереховой. - Курган , 1998. С. 2-3, 16-18.

8. Ценообразование и рынок. Под ред. Пунина Е. И., Рычкова С. Б. - М.: Прогресс, 1992.

ГРИЦАЙ М.Н.

ФГОУ ДПО «Академии повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела,

спорта и туризма», аспирантка, e-mail: apk@sochi.ru

роль органов банковского надзора в формировании системы

стратегического планирования в банках

В работе доказывается необходимость осуществления банками стратегического планирования своей деятельности, а также предлагаются меры по государственному контролю за ним.

Ключевые слова: банк; кредитная организация; банковский надзор; стратегическое планирование; финансовый кризис; государственный контроль

Коды классификатора JEL: Е58, G21, G24

Банковская деятельность является регулируемым сектором экономики практически во всех странах, а также тем, что банки имеют доступ к системам государственных гарантий (имеется в виду система депозитного страхования, использование бюджетных средств для ликвидации последствий банковских кризисов, а также иные формы прямого и опосредованного использования бюджетных средств для поддержания стабильности банковских систем и компенсаций кредиторов банков) [3]. Следовательно, наличие в банках эффективной системы стратегического планирования является вопросом чрезвычайной важности, особенно в условиях продолжающегося мирового финансового кризиса.

Развитие банковского сектора России в современных условиях характеризуется нестабильностью рынка по основным видам банковских услуг и ограниченностью сфер прибыльного размещения ресурсов. Об этом свидетельствуют снижение уровней доходности основных финансовых инструментов, общее перераспределение активов в сторону уменьшения доли межбанковских кредитов и государственных ценных бумаг. Процесс концентрации банковского капитала, в условиях кризиса, выражается в активизации процедур слияния и поглощения, в особенности государством.

Планирование - это многоуровневая деятельность [5]. Хотя оперативное планирование в значительной степени ориентировано на выполнение конкретных задач, оно должно включать и обеспечивать общее стратегическое видение компании. При этом стратегическое планирование в процессе управления деятельностью банка является первичным фактором на пути обеспечения его устойчивости.

В стационарных условиях стратегическое планирование может совершенствовать работу только в незначительной степени и тем самым может рассматриваться как не особо важная часть деятельности [4]. Однако в кризисных условиях быстро меняется среда и стратегическое планирование является жизненно важным для выживания организации, в особенности в условиях, когда возникает конкурентное давление после довольно длительного периода относительно стабильных условий деятельности.

Стратегическое планирование также очень важно, если банк планирует диверсифицировать свои операции - либо в связанном с основным направлением, либо в новом нетрадиционном для себя бизнесе, когда он хочет изменить свою конкурентную позицию, свой финансовый профиль или когда ему необходимо изменить основные формы деятельности. Планирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.