Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОТКАЗОВ В МЕЖСЕРВИСНЫЙ ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО АВТОМОБИЛЯ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОТКАЗОВ В МЕЖСЕРВИСНЫЙ ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО АВТОМОБИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИРОВАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ / ОТКАЗ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА / ЭЛЕКТРОННЫЙ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ / ДВИГАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Сургутсков К.Н., Трегубова И.М., Трегубов Ф.О., Тюлькин В.А.

В данной статье рассматриваются важность своевременного выявления дефектов автоматизированных электронных систем управления автомобиля для предупреждения серьёзных отказов. Также представлен первый этап механизма математического моделирования - построение графических моделей зависимости количества отказов от времени при различных методах диагностирования технического состояния автомобиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Сургутсков К.Н., Трегубова И.М., Трегубов Ф.О., Тюлькин В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE FAILURE PROCESS DURING THE INTERSERVICE PERIOD OF THE OPERATION OF A MODERN CAR

This article discusses the importance of timely defect detecting of automated electronic car control systems for prevention of serious failures. Also the first stage of mathematic modeling mechanism is presented, it includes construction models of the dependence of the number of failures by time with various methods of diagnosting the technical condition of the car.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОТКАЗОВ В МЕЖСЕРВИСНЫЙ ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО АВТОМОБИЛЯ»

Моделирование процесса отказов в межсервисный период эксплуатации

современного автомобиля

К.Н. Сургутсков, И.М. Трегубова, Ф.О. Трегубов, В.А. Тюлькин Тюменский индустриальный университет, Тюмень

Аннотация: В данной статье рассматривается важность своевременного выявления дефектов автоматизированных электронных систем управления автомобиля для предупреждения серьёзных отказов. Также представлен первый этап механизма математического моделирования - построение графических моделей зависимости количества отказов от времени при различных методах диагностирования технического состояния автомобиля.

Ключевые слова: диагностирование, моделирование, техническое обслуживание автомобилей, отказ, автоматизированная система, электронный блок управления, двигатель.

Чтобы объективно и достоверно оценить техническое состояние современного автомобиля, оснащенного электронными системами управления, необходима диагностика, проведенная специалистом, прошедшим специальную подготовку и использующим соответствующее оборудование. Компьютерная диагностика подразумевает неоднократное подтверждение и сравнение с эталонными значениями данных о неисправности, полученных различными методами с помощью соответствующих приборов и инструментов [1].

В соответствии с ГОСТ Р 53480-2009 п.1.1, даны определения видов отказов. К причинам возникновения отказов относят следующие дефекты:

- конструктивные;

- технологические;

- эксплуатационные;

- износ.

Отказ - потеря способности изделия выполнить требуемую функцию. Отказ является событием, которое приводит к состоянию неисправности.

Причина конструктивных дефектов - следствие несовершенства конструкции объекта, например, несоответствующее нагрузкам качество применяемых материалов, которое приводит к отказу.

Отказы вследствие технологических дефектов - нарушения принятой технологии изготовления изделия, которые обнаруживаются при замере параметров работы, выходящих за установленные границы.

Эксплуатационные дефекты являются следствием несоответствия требуемых условий эксплуатации, правил обслуживания - фактическим.

Отказы из-за износа сопровождаются изменением в материалах, приводящих к потере механических, физических или химических свойств объекта, взаимодействия частей объекта.

По типу отказы подразделяются на:

- отказы функционирования, вследствие которых прекращается выполнение основных функций объекта;

- отказы параметрические (отдельные параметры объекта изменяются в недопустимых пределах).

Применение методики диагностики составных элементов электронной системы управления двигателем (ЭСУД) независимо от планового прохождения технического обслуживания на предприятиях по техническому обслуживанию (ТО) и ремонту (Р) автомобилей [2-4] - уменьшает трудозатраты, связанные с диагностикой отказов, что сокращает время ожидания клиента и снижает себестоимость работ по ТО и ремонту автомобилей, сокращает расход топлива [5], хотя иногда своевременная диагностика и устранение отказов, например, в тормозной системе, прежде всего обеспечивает безопасность эксплуатации, то есть речь идёт даже не об экономии, которая в этом случае не имеет первостепенного значения [6,7]. Как уже было сказано ранее, для предотвращения отказов, приводящих к сложным и высоким по стоимости ремонтам, необходимо применять методы,

средства контроля технического состояния двигателя в рабочем режиме, что затруднительно при установлении специфических параметров, позволяющих получить информацию о техническом состоянии при различных нагрузках и параметрах качества электроснабжения электронного блока управления (ЭБУ) [8,9].

Для определения технического состояния ЭСУД разработана методика диагностирования, предполагающая определенную последовательность операций, позволяющих своевременно обнаружить и предотвратить отказы в электронной системе [10].

В ходе работы с данными ООО «Авто-Дина» был сделан анализ обращений и операций по ремонту и диагностирования автомобилей. Далее было выяснено, что на диагностирование автомобиль попадает только при явной неисправности или случившемся отказе, что плохо влияет на срок эксплуатации агрегатов и автомобиля в целом.

При обработке данных о поступлении автомобилей в зону технического обслуживания и ремонта ООО «Авто-Дина» с использованием стандартной системы проведения диагностики - только во время обращения для ТО и Р и системы проведения диагностирования вне планового ТО, то есть более эффективной.

Применение механизма математического моделирования предполагает:

- на первом этапе анализа полученных данных - построение графических моделей происходящих процессов;

- на втором этапе - установление формульного описания процесса зависимости параметров для возможности более точного прогноза вероятностного отказа.

В данной статье рассмотрим первый этап.

Предположим, что целевая функция исследований будет иметь

М Инженерный вестник Дона, №11 (2021) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/nl 1у2021/7293

следующий вид: Котк = f (АТ, L) , то есть количество отказов (Котк) зависит от времени (продолжительности) (АТ) и интенсивности (Ь) эксплуатации автомобиля. Пока рассмотрим фактор времени.

На рис. 1, 2, 3 рассмотрены отказы в период приработки, отказы, связанные с износами до внедрения эффективной диагностики.

Убывавшая частота

Постоянная частота

20

»

К

а К

12

ь Ю

1 в

£ 6

Возрастающая

отказоб отказоб частота отказоб

Отказы в

начальный период Отказы сдязаннь ш

эксплуатации из&исин

- ■----"* ~

Время мес.

Рис. 1- Зависимость изменения числа отказов, связанных с износом от времени эксплуатации до внедрения автоматизированной диагностики Отказы в начальный период (0 - 8 месяцев) эксплуатации автомобилей (рис. 3). Они возникают, когда часть элементов, входящих в состав автомобиля, являются либо бракованными, либо имеют низкий уровень надежности, это может быть также следствием некачественного выполнения.

Рис. 2 - Изменение количества отказов в начальный период времени эксплуатации автомобиля до внедрения диагностики

и

Убывающая частота отказов

Постоянная частота отказов

Возрастающая частота отказов

19 ^ »

«су

I

I

4 2 О

1 1 1 1

1 1 1 1

1 Над/юдаемая частот отказов 1

1 1 1 Отк азы сбязо

Отказы ИГ^— Л начальный период \ эксплуатации 1

1 1 (слцчаиные! откаэь 1 1

\ %

ч 1 1

ч ч ч г 1 ,,'Г 1

--—1. п .,-— 1

6 в Ю 12 К

Время, мес

16 18 20 22 24

Рис. 3 - Изменение частоты отказов по времени эксплуатации автомобиля до

внедрения диагностики сборочных операций и ошибок в конструкции, в монтаже. Отказы, связанные с износом, будут возрастать в зависимости от времени эксплуатации. При этом постоянные (случайные) отказы возникают в более ранний период, в данном случае оптимум находится в точке с пересечением 9 месяцев и 3,75 отказа.

Физический смысл «приработочных» отказов может быть объяснен тем, что электрические и механические нагрузки, приходящиеся на компоненты узла и агрегата автомобиля в «приработочный» период, превосходят их электрическую и механическую прочность. Поскольку продолжительность периода приработки определяется в основном интенсивностью отказов входящих в ее состав некачественных элементов, то продолжительность безотказной работы таких элементов обычно сравнительно низка, поэтому выявить и заменить их удается за короткое время. На рис. 1 видно резкое увеличение отказов, связанных с износом с 12 месяца эксплуатации автомобиля. Чаще всего такие отказы связаны с

коммерческим назначением автомобилей, грузоперевозки,

пассажироперевозки, таксопарки, службы доставок.

На рис. 4, 5, 6 рассмотрены отказы в период приработки, отказы, связанные с износами после внедрения эффективной диагностики.

Убывающая частота Постоянная частота Возрастающая

20 ' #

ь

о

Й * й

к 12 & 10

© 8

6 í

У

отказаб Отказы 6 начальный период эксплуатации отказоб частота отказоб 19

- -

I

ю

12

16

18

20

22 21

Время, мес.

Рис. 4 - Зависимость изменения числа отказов, связанных с износом от времени эксплуатации после внедрения диагностики

У Выдающая частота Постоянная частота Возрастающая

20 ' 18 16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

\ в

а 12

I §*

I

I

отказоб 1 1 отказаб 1 1 частота отказоб

Отказы б 1 начальный период эксплуатации | 1 1

1 1

ь 1 1 1 | 1 1

\ г \ > 1 1

1 .....1 1 I

1 .....Н-

1 1 1

V 12 %

Время, мес.

к

18

20

24-

Рис. 5 - Изменение количества отказов в начальный период времени эксплуатации автомобиля после внедрения диагностики

и

Рис. 6 - Изменение частоты отказов по времени эксплуатации автомобиля

после внедрения диагностики

Рассмотрев рис. 4, 5, 6, мы видим, что структура отказов после внедрения плановых диагностических работ стала более плавно уменьшаться и возрастать.

В ходе наблюдения получили целевую функцию с оптимумом, значение которого по времени - 14 месяцев и 2,5 отказов. После внедрения диагностических работ в плановое ТО, наблюдаемая частота отказов уменьшилась до 1,25 отказов.

По результатам определения целевой функции моделирования процессов отказа можно судить о эффективности внедрения предупредительной системы диагностирования автоматизированных систем управления автомобиля вне планового проведения технического обслуживания, для сохранения двигателя и агрегатов от дальнейших серьезных отказов, имеющих свойство прогрессировать, оставаясь незамеченными на начальном этапе. То есть, необходимо выявлять скрытые и незначительные дефекты для предотвращения полного отказа.

Литература

1. Сургутсков К.Н., Титла И.М. Проблемы компьютерной диагностики современных автомобильных двигателей // Инженерный вестник Дона, 2019, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2019/5671/.

2. Корчагин В. А. Организация подсистемы предремонтного диагностирования агрегатов автомобилей при их централизованном ремонте по техническому состоянию: дис. канд. техн. наук. 2014. 149 с.

3. Кузнецов, А. П. Болдин, В. М. Власов Е. С. Техническая эксплуатация автомобилей // Наука. Москва. 2004. 535 с.

4. Мороз С. М. Сервисы ИТС для технической эксплуатации автомобилей // Автомобильная промышленность. 2015. № 9. С. 21-23

5. Shuvaeava I.M., Zakharov N.S.Tiulkin V.A.,Abakumov G.V. Fuel Economy in Light Vehicles in Winter by Optimizing the Warm-up Mode IJAER-RIP - International Journal of Applied Engineering Research. 2015. №20 (Volume 10). - pp. 41129-41135.

6. Зайцева М.М., Напханюк А.В. Диагностика неисправности по внешнему виду тормозных колодок автомобиля Инженерный вестник Дона, 2018, №1. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n1y2018/4688/.

7. Мегера Г.И., Киммель А.С. Диагностика тормозной системы автомобиля в условиях автосервиса// Инженерный вестник Дона, 2017, №3. URL: ivdon.ru/magazine/archive/ n3y2017/4287/.

8. Austen Ian Wat's next; A Chip-Based Challenge to Car's Spinning Cafmshaft The New York Times. Retrieved. 2009 query.nytimes.com/gst/fullpage.html?res=9503E1DB1F30F932A1575BC0A9659 C8B63&sec=&spon=&pagewanted=1

9. Deryushev V.V., Seleznev S.M., Sobisevich A.L.Specific features of the repeated impulse action on resonance systems // Doklady Earth Sciences. 1999. V. 369. рр. 1176-1178.

М Инженерный вестник Дона, №11 (2021) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/nl 1у2021/7293

10. Баженов Ю.В., Каленов В.П. Диагностирование электронных систем управление двигателем // Фундаментальные исследования. Научный журнал. 2014. № 8-1. С. 18-23.

References

1. Surgutskov K.N., Titla I.M. Inzhenernyj vestnik Dona, 2018, No1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2019/5671/.

2. Korchagin V. A. Organizaciya podsistemy predremontnogo diagnostirovaniya agregatov avtomobilej pri ih centralizovannom remonte po tekhnicheskomu sostoyaniyu [Organization of a subsystem for pre-repair diagnostics of vehicle units during their centralized repair according to their technical condition]: dis. kand. tekhn. Nauk. 2014. 149 p.

3. Kuznecov, A. P. Boldin, V. M. Vlasov E. S. Tekhnicheskaya ekspluataciya avtomobilej Nauka. Moskva [Technical maintenance of cars]. 2004. 535 p.

4. Moroz S. M. Avtomobil'naya promyshlennost'. 2015. № 9. pp. 21-23

5. Shuvaeava I.M., Zakharov N.S.Tiulkin V.A.,Abakumov G.V. IJAER-RIP International Journal of Applied Engineering Research. 2015. №20 (Volume 10). Pp. 41129-41135.

6. Zajceva M.M., Naphanyuk A.V. Inzhenernyj vestnik Dona, 2018, №1. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n1y2018/4688/.

7. Megera G.I., Kimmel' A.S. Inzhenernyj vestnik Dona, 2017, №3. URL: ivdon.ru/magazine/archive/ n3y2017/4287.

8. Austen Ian What's next; A Chip-Based Challenge to Car's Spinning CafmshaftThe New York Times. Retrieved. 2009 query.nytimes.com/gst/fullpage.html?res=9503E1DB1F30F932A1575BC0A9659 C8B63&sec=&spon=&pagewanted=1

9. Deryushev V.V., Seleznev S.M. Doklady Earth Sciences. 1999. V. 369. pp. 1176-1178.

и

10. Bazhenov Уи.У. Kalenov У.Р. Fundamental,nye issledovaniya. КаисЬпу 2Ьита1. 2014. № 8-1. рр. 18-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.