Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТОВ В КАФЕ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТОВ В КАФЕ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
422
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ / ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТА / ANYLOGIC / IDEF3 / ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / FAST FOOD CAFE / CUSTOMER SERVICE / SIMULATION MODEL

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шубина А.А., Баулина К.В., Гайкова Л.В.

Сфера оказания услуг общественного питания является одной из динамично развивающихся в настоящее время. Спрос на продукцию быстрого питания стремительно растет. От качества предоставляемых услуг зависит удовлетворенность клиента в целом. В данной статье рассмотрено создание в среде имитационного моделирования Anylogic модели процесса обслуживания клиентов в кафе быстрого питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING THE PROCESS OF CUSTOMER SERVICE IN A FAST FOOD RESTAURANT

The sphere of public catering services is one of the dynamically developing At the present time. The demand for fast food products is growing rapidly. Customer satisfaction as a whole depends on the quality of services provided. This article discusses the creation in the simulation environment Anylogic model of customer service in a fast food restaurant.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТОВ В КАФЕ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ»

УДК 004.94

Шубина А.А. студент 4 курса информационно-технический факультет

Баулина К.В. студент 4 курса информационно-технический факультет научный руководитель: Гайкова Л.В., к.э.н.

доцент

Новосибирский государственный университет экономики и управления Россия, г. Новосибирск

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТОВ В КАФЕ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ

Аннотация: Сфера оказания услуг общественного питания является одной из динамично развивающихся в настоящее время. Спрос на продукцию быстрого питания стремительно растет. От качества предоставляемых услуг зависит удовлетворенность клиента в целом. В данной статье рассмотрено создание в среде имитационного моделирования Anylogic модели процесса обслуживания клиентов в кафе быстрого питания.

Ключевые слова: кафе быстрого питания, обслуживание клиента, Anylogic, IDEF3, имитационная модель.

Shubina A.A. Student

4 course, information technology faculty Novosibirsk state University of Economics and management Russia, Novosibirsk Baulina K. V. Student

4 course, information technology faculty Novosibirsk state University of Economics and management Russia, Novosibirsk Scientific supervisor: Gaykova L.V. candidate of economic Sciences, associate Professor

Novosibirsk state University of Economics and management Russia, Novosibirsk

MODELING THE PROCESS OF CUSTOMER SERVICE IN A FAST

FOOD RESTAURANT

Abstract: the sphere of public catering services is one of the dynamically developing At the present time. The demand for fast food products is growing

rapidly. Customer satisfaction as a whole depends on the quality of services provided. This article discusses the creation in the simulation environment Anylogic model of customer service in a fast food restaurant.

Keywords: fast food cafe, customer service, Anylogic, IDEF3, simulation model.

Одной из динамично развивающихся сфер является оказание услуг общественного питания. Кафе быстрого питания - это заведение небольшого размера, но с широким ассортиментом блюд, невысокой ценой и очень быстрым обслуживанием. Данное заведение занимается продажей продукции быстрого питания, или по-другому Fast-food [1].

В современном ритме жизни питаться вне дома давно стало нормой. В настоящее время деятельность в сфере быстрого питания начинает набирать обороты, крупные города России переживают настоящий ресторанный бум: стремительно растет число кафе быстрого питания. Данная индустрия находится в процессе развития - растет как число заведений, так и качество обслуживания. Все чаще выбор потребителя в виде утреннего, обеденного или вечернего приема пищи склоняется к употреблению еды быстрого приготовления [1]. Спрос на продукцию быстрого питания стремительно растет, поэтому выбранная тема исследования является актуальной в настоящее время.

В качестве объекта выбрано кафе быстрого питания, предметом является бизнес-процесс обслуживания клиента. Цель работы заключается в анализе определенных воздействий на эффективность работы кафе быстрого питания посредством имитационного моделирования работы кафе быстрого питания для визуализации процесса обслуживания клиента [2].

Основным бизнес-процессом исследования является продажа продукции кафе быстрого питания. Бизнес-процесс состоит из нескольких этапов: встреча клиента; оформление заказа; оплата заказа; передача заказа.

Визуализация и структурированное описание исследуемой области выполнено в виде ментальной карты. Ментальные карты - эффективная техника визуализации мышления [3], которая позволяет ускорить процесс изучения исследуемых материалов, повысить степень запоминания информации, ускорить разработку личных и бизнес-проектов, описывающих предметную область (рисунок 1).

Рисунок 12 - Ментальная карта процесса продажи продукции кафе

быстрого питания Для описания потоков работ исследования (рисунок 2) выбрана нотация ГОЕБЗ -метод, основной целью которого является возможность дать экспертам описать ситуацию, когда процессы выполняются в определенной последовательности, а также описать объекты, участвующие совместно в одном процессе [4].

Данная нотация, базисом которой является связь основных четырех направлений компьютерных наук: алгоритмического мышления, представления информации, моделирования (программирования) и проектирования систем, что выражается во взаимодействии классической и неклассических логик с теоретическими основами информатики [5].

Рисунок 13 - Модель исследуемого бизнес-процесса в нотации IDEF3 Нотация IDEF3, отображая логику исследования, является переходным «мостиком» к построению имитационной модели предметной области для принятия эффективного управленческого решения [6]. Имитационная модель позволяет получать подробную статистику о различных аспектах функционирования системы в зависимости от входных данных. Построение модели выполнено в среде пакета имитационного моделирования ЛпуЬо§1е.

ЛпуЬо§1е - первый и единственный инструмент имитационного моделирования, объединивший методы системной динамики, дискретно-событийного и агентного моделирования в одном языке и одной среде разработки моделей [6]. В среду AnyLogic включены средства анализа данных и большой набор элементов, спроектированных для эффективной обработки и презентации результатов моделирования: статистики, наборы данных, графики, диаграммы, гистограммы.

Имитационная модель «Продажа продукции кафе быстрого питания» в среде AnyLogic, состоящая из логических элементов, диаграмм, логической модели процесса и элементов отображения модели в 2Э и 3Э форматах, представлена на рисунке 3.

Рисунок 14 - Имитационная модель В процессе проведения компьютерных экспериментов на имитационной модели, выявлены оптимальные параметры исследуемых объектов. В таблице 1 для примера показаны значения параметров п-го эксперимента.

Параметр Значение

Количество кассиров 3

Интенсивность поступления клиентов 0,1

Время оформления заказа 5 минут

Время сбора заказа 7 минут

Время выдачи заказа 3 минут

В результате проведения исследования в среде имитаций AnyLogic можно сделать следующие выводы: количество кассиров и скорость их работы должны соответствовать интенсивности поступления клиентов, чем она больше, тем больше кассиров необходимо для обслуживания клиентов; при увеличении времени какого-либо из процессов, увеличивается время выполнения работы кассира в целом; от количества клиентов и времени их обслуживания зависит средняя очередь клиентов.

С экономической точки зрения, все эти выводы помогут обеспечить увеличить скорость обслуживания клиента и увеличить прибыль кафе быстрого питания. Оптимизация работы кассиров поможет сократить время обслуживания клиента. Разработанная имитационная модель достаточно адекватно отображает реальное поведение клиентов и кассиров, а также позволяет оценить влияние на их поведение тех или иных факторов.

Имитационное моделирование является одним из мощнейших и эффективных методов анализа экономических систем и оптимизации ее характеристик [7]. Знания и опыт, полученные в результате работы, могут в дальнейшем использоваться при моделировании других процессов, так же могут помочь оценить эффективность тех или иных процессов и решить определенные проблемы на определенном предприятии [8, 9].

Использованные источники:

1. Артемова, Е.Н. Организация обслуживания на предприятиях общественного питания [Текст]: учебное пособие для вузов / Е.Н. Артемова, С.Ю. Козлова, Н.В. Мясищева. - Орел: ОрелЕТУ, 2007.- 110 с

2. Гайкова, Л.В., Блинова Е.С. Имитационное моделирование работы предприятия быстрого питания / Информационные системы и технологии 2015: сборник статей III Международной научно-технической интернет-конференции. ФГБОУ ВПО "Государственный университет-учебно-научно-производственный комплекс", 2015 - с. 93-94.

3. Воробьева, В.М., Чурикова Л.Г., Будунова Л.Г. Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках: Методическое пособие// В.М. Воробьева, Л. В. Чурикова, Л. Г. Будунова - М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2014. - 46 с. с ил.

4. Горбаченко В.И., Убиенных Г.Ф., Бобрышева Г.В. Создание функциональной модели информационной системы с помощью CASE-средства CA ERwin Process Modeler 7.3: учебное пособие. - Пенза: ПГУ, 2010 - 66 с.

5. Гайкова, Л.В. Взаимосвязь информатики с классической и неклассической логиками / Информационные технологии в прикладных исследованиях: сборник научных трудов / под ред. А.Л. Осипова ; Новосибирск : НГУЭУ, 2012. - с.182-193.

6. Каталевский, Д.Ю. Основы имитационного моделирования и системного анализа в управлении : учеб. пособие /Д.Ю. Каталевский Российская акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дело, 2015 - 494 с.

7. Гайкова, Л.В., Изотов О.Е. Агентное моделирование как инструмент аналитической обработки данных / Информационные технологии в прикладных исследованиях : Сборник научных трудов / под ред. А.Л. Осипова; Новосибирск : НГУЭУ, 2013. - с.123-13.

8. Изотов, О.Е., Гайкова Л.В. Имитационное моделирование производственных процессов в среде AnyLogic / Информационные системы и процессы : сб. научных трудов / отв. ред. Ю.А. Щеглов ; Новосиб. гос. ун-т экономики и управления. - Новосибирск: НГУЭУ, 2015. - с. 80-85.

9. Гайкова, Л.В. Динамическое бизнес-планирование инвестиций на основе имитационного моделирования / Гайкова Л.В. // «Мы продолжаем традиции российской статистики»: I Открытый российский статистический конгресс. Российская ассоциация статистиков; Федеральная служба государственной статистики и РФ: сб. докладов / Том 4: Теоретические поиски и предложения. - НГУЭУ. Новосибирск, 2016. - с. 82-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.