Научная статья на тему 'Моделирование процесса интеллектуализации деятельности должностных лиц ЦУКС МЧС России'

Моделирование процесса интеллектуализации деятельности должностных лиц ЦУКС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
122
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Остудин Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса интеллектуализации деятельности должностных лиц ЦУКС МЧС России»

полученными на основе статистических данных для других ПМР данной группы.

Список использованной литературы

1. Меньших В.В. Моделирование способов контроля безопасности дорожного движения / В.В. Меньших, П.В. Орехов // М.: Труды Академии управления МВД России. 2015. - № 3(35). - С. 68-71.

2. Орехов П.В. Методы оценки аварийности участков дорожной сети // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС: Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. / ВИ ФСИН России. - Воронеж: Науч. кн., 2015. - С. 286-289.

3. Меньших В.В. Оптимизационная модель контроля безопасности дорожного движения с возможностью использования фоторадарных комплексов / В.В. Меньших, П.В. Орехов // Воронеж: Вестник ВИ МВД России, 2015. - № 1. - С. 21-30.

4. Федеральная служба государственной статистики [Эл. ресурс]. 19992015. URL: http://www.gks.ru (Дата обращения:17.10.2015).

5. Меньших В.В. Математическое моделирование размещения средств контроля безопасности дорожного движения / В.В. Меньших, П.В. Орехов // Математическое моделирование явлений переноса: Сб. науч. тр. Воронеж: ВГТУ, 2015. - № 1. - С.107-112

6. Свод правил по проектированию геометрических элементов транспортных пересечений автомобильных дорог. Росавтодор. Москва. 2015 -212 с.

7. Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах. Росавтодор. Москва. 2002 - 115 с.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЦУКС МЧС РОССИИ

Н.В. Остудин, адъюнкт, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,

г. Санкт-Петербург

Залогом успешного предотвращения, прогнозирования и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), расчета оптимального состава сил и средств (СИС), адекватной помощи пострадавшим и защиты населения от ЧС природного и техногенного характера является эффективная организация деятельности органов управления МЧС России.

Основные задачи, связанные с организацией управления в МЧС России, возложены на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

В соответствии с задачами, возложенными на РСЧС [1], для

осуществления оперативного управления и контроля функционирования подсистем и звеньев РСЧС в пределах имеющихся полномочий существуют органы повседневного управления РСЧС.

В деятельности органов управления МЧС России существует ряд проблем, связанных с качеством и оперативностью принимаемых решений. Эти проблемы могут негативно повлиять на дальнейший исход ЧС, привести к дополнительным материальным затратам и непредсказуемым последствиям.

Среди таких проблем - должностным лицам ЦУКС различных уровней управления МЧС РФ постоянно приходится решать вопросы оперативного реагирования на кризисные и чрезвычайные ситуации в условиях дефицита личного состава подразделений и наличия специалистов, имеющих еще не накопленный опыт практической работы в должности.

Объем и качество получаемой информации о кризисных и чрезвычайных ситуациях остаются недостаточными для принятия оптимального решения. Имеет место получение дезинформации, когда количество информации измеряется отрицательным значением или когда ценность полученной информации равна нулю (информационный шум). Это не позволяет реально оценить сложившуюся ситуацию, и, как следствие, значительно усложняет возможность адекватно управлять процессом ликвидации возможной кризисной или чрезвычайной ситуации.

Другая проблема связана с тем, что должностные лица выполняют значительный объем работ по содержательной обработке информации о кризисных и чрезвычайных ситуациях при ограниченном времени их проведения. Вследствие чего лицо принимающее решение (ЛПР) может произвести ошибки в расчетах или просто-напросто не успеть их провести, что также может привести к необратимым последствиям.

Существует большое число вариантов действий, связанных с принятием решений в условиях кризисных и чрезвычайных ситуаций из которых нужно выбрать оптимальное.

Предлагается следующий перечень задач и предложений для решения проблемных вопросов, основные направления и пути развития системы управления МЧС РФ при интеллектуальной поддержке оперативно-служебной деятельности должностных лиц подразделений МЧС России:

- подготовка и переподготовка специалистов подразделений ЦУКС, их обучение;

- автоматическое формирование логических выводов по накопленным ранее знаниям и статистическим данным;

- автоматическое обобщение и интерпретация знаний, получаемых от должностных лиц «кризисных» объектов и территорий, а также от экспертов;

- исключение из сферы деятельности личного состава ЦУКС тривиальных и часто повторяющихся операций;

- сокращение длительности цикла управления в подразделениях за счёт автоматизации составляющих этого цикла и другие задачи.

Все эти задачи можно решать с применением современных достижений в

области систем искусственного интеллекта. Необходима разработка таких методик, алгоритмов и математических моделей, которые будут осуществлять интеллектуальную поддержку должностных лиц подразделений МЧС России. Как возможный вариант разработка экспертных систем, которые основываются на знаниях экспертов в той или иной области и осуществляют поддержку принятия решений в кризисных ситуациях.

Для разработки методов интеллектуальной поддержки деятельности должностных лиц ЦУКС МЧС России необходима разработка моделей и алгоритмов интеллектуальной поддержки.

В докладе обосновывается необходимость моделирования процесса интеллектуализации деятельности должностных лиц ЦУКС МЧС России.

Необходимость моделирования обуславливается следующим:

- ЦУКС представляет собой сложную организованную систему, включающую в себя определенную совокупность функциональных подсистем;

- большой объем информационного обмена между должностными лицами органов повседневного управления РСЧС;

- сложность процесса интеллектуальной поддержки для должностных лиц, необученных основам интеллектуализации;

- сложность в прогнозировании результатов от использования методов и средств интеллектуальной поддержки.

Также можно выделить следующие цели моделирования процесса интеллектуализации деятельности должностных лиц ЦУКС МЧС России:

- детализация процесса интеллектуальной поддержки деятельности должностных лиц ЦУКС МЧС России;

- управление процессом интеллектуализации деятельности должностных лиц ЦУКС МЧС России;

- прогнозирование поведения системы интеллектуальной поддержки деятельности должностных лиц ЦУКС;

- обучение должностных лиц ЦУКС основным способам применения методов и средств интеллектуальной поддержки.

Список использованной литературы

1. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 (ред. от 14.04.2015) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

2. Артамонов В.С., Кадулин Е.В., Поляков Е.В., Чернышев А.А., Чуприян А.П. Интеллектуальные информационные системы. СПб: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2002.

3. Павлов С.Н., Системы искусственного интеллекта, Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2011.

4. Новикова В.А., Андреева Е.Ю., Туйкина Д.К., Искусственный интеллект и экспертные системы, КГУ, каф. Прикладной математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.