Шилкина А.Т.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОСТОЯННОГО УЛУЧШЕНИЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ IDEF0
Shilkina A.T.
MODELING OF FORMATION OF PERMANENT I MPROVEMENT SYSTEM BASED ON METHODOLOGY OF FUNCTIONAL
MODELING IDEF0
Ключевые слова: моделирование, процесс формирования системы
Keywords: modeling, formation of a system.
Аннотация
В данной статье нами сформулирована цель разработки предложений по совершенствованию управления процессом постоянного улучшения деятельности промышленных предприятий.
Abstract
In the article, we defined the goal of development of proposals for improving the management process ofpermanent improvement ofplant facilities.
В данной статье нами сформулирована цель разработки предложений по совершенствованию управления процессом постоянного улучшения деятельности промышленных предприятий. Для достижения поставленной цели, считаем необходимым, решить следующие задачи:
- построение функциональной модели процесса формирования системы постоянного улучшения;
- разработка системы мероприятий по совершенствованию управления процессом постоянного улучшения.
Для построения графической модели процесса нами применялся программный продукт BPWin. В качестве рекомендаций также можно предложить программный продукт «IDEF0.EM Tool 2.0» компании «RienSoft».
В качестве основных этапов (функций) процесса «Формирования системы постоянного улучшения» можно выделить следующие:
- разработка концепции и плана системы постоянного улучшения;
- развитие инфраструктуры;
- организация управления процессом постоянного улучшения;
- контроль и анализ исполнения планов СПУ.
На первом этапе - разработка концепции и плана СПУ - проводится комплексный анализ информации о предпосылках к формированию СПУ, удовлетворяющей потребности клиентов и персонала. Декомпозиция данного процесса предполагает:
- определение миссии СПУ;
- анализ предпосылок создания СПУ;
- разработку концептуальной модели СПУ.
На результатах анализа основывается план СПУ в виде концептуальной модели. В планируемой системе постоянных улучшений посредством варьирования процессов PDCA/SDCA обеспечивается последовательная интеграция процессов непрерывного улучшения и проектов прорыва (рис. 1).
результативности
СПУ
/\/\А Р
К
С
С
С - стабилизация
А/И.
р
Р - улучшение
С
т
Время
Рисунок 1 - Интеграция циклов PDCA/SDCA
К числу важнейших характеристик разрабатываемой СПУ относится плановый характер изменений, приоритет в которых отдается достижению удовлетворенности клиентов и персонала. В конкретной форме эти приоритеты находят выражение в экономических и социальных целях СПУ.
На втором этапе - формировать инфраструктуру - создается инфраструктура необходимая для эффективного функционирования СПУ. Ее образуют система «Упорядочения», система подачи предложений, система обучения и формирования команд. Ключевой момент - обучение - развитие способности команд к самостоятельному выявлению проблем и принятию решений, связанных со своей работой.
Процесс формирования команд - субъектов процесса постоянного улучшения -завершается их департаментализацией на этапе организации системы управления процессом постоянных улучшений. Так же на третьем этапе определяются цели и задачи команд сквозных бизнес-процессов, кружков качества и целевых групп. Коллективное участие должно быть управляемым процессом. Задача владельца сквозного процесса заключается в том, чтобы эффективно координировать деятельность команд и групп в максимальной степени проявляющих командный подход и коллективную ответственность.
Четвертый этап - процесс контроля и анализа исполнения плана СПУ и результатов функционирования системы. Процессы анализа исполнения предназначены для оценки состояния и прогноза успешности исполнения проекта согласно критериям и ограничениям, определенным на стадии планирования. При отрицательном прогнозе принимается решение о необходимости корректирующих воздействий.
Модель процесса, построенная согласно методологии ГОEF0, должна состоять из графической части и текстовой части. Графически это будет выглядеть в виде диаграммы (рис.2).
Миссия, цели и
стратегии
организации
Решение о формировании интегрированной СПУ
Сі
Результаты анализа внешней и внутренней среды
Сетевая модель процесса
формирования СПУ
Формировать систему постоянного улучшения (СПУ)
Персонал
М1
М2
Методическое
обеспечение
Интегрированная
СПУ
(документированная)
Оі
О?
Результаты
функционирования
СПУ
А-0
С
С
2
3
І1
Рисунок 2 - Контекстная диаграмма процесса формирования СПУ
На рисунке 2 изображена родительская диаграмма процесса «Формировать систему постоянного улучшения». Следует отметить, что особую роль во всем наборе (множестве) диаграмм, описывающих функциональную модель, играет первая диаграмма, которой присваивается номер А-0 (А минус 0). На этой диаграмме объект моделирования представлен единственным блоком «Формировать систему постоянного улучшения». Стрелки на диаграмме отображают реально существующие связи объекта моделирования с окружающей средой. Входные стрелки определяют ту внешнюю информацию, которую перерабатывает моделируемая система. Входом для данного процесса являются результаты анализа организационной среды. Блок «Формировать систему постоянного улучшения» получает на вход вышеуказанную информацию и, преобразуя ее, на выходе формирует управляющие воздействия для других блоков процесса.
Выходные стрелки характеризуют продукт, который получается в результате деятельности. В данном случае выходами процесса «Формировать систему постоянного улучшения» являются:
- СПУ соответствующая требованиям МС ИСО;
- интегрированная СПУ (документированная);
- результаты функционирования СПУ.
Стрелка механизма показывает, кто будет реализовывать деятельность, описанную именем блока. Механизмом данного блока, т.е. подразделениями, выполняющими процесс «Формирования системы постоянного улучшения» в той или иной степени является практически весь персонал предприятия, включая представителей службы главного технолога (ОГТ), опытно-конструкторского бюро (ОКБ), отдела материально-технического обеспечения (ОМТО), отдела контроля качества (ОКК), планово-экономического управления (ПЭУ), отдела
главного механика (ОГМ), отдела организации труда и заработной платы (ООТиЗ), отдела кадров (ОК), отдела маркетинга и сбыта (ОМС), отдела закупок (ОЗ) и др.
Управление характеризует те правила, которыми должны руководствоваться исполнители при выполнении функции (деятельности). При осуществлении процесса формирования системы постоянного улучшения персонал перечисленных выше структурных подразделений руководствуются ГОСТ Р ИСО 9001-2001, Миссией, целями и стратегией организации, Решением о формировании интегрированной СПУ, сетевой моделью процесса формирования СПУ.
На рисунке 3 представлена дочерняя диаграмма процесса, полученная при помощи декомпозиции родительской диаграммы. Основные подпроцессы процесса «Формировать систему постоянного улучшения» представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные подпроцессы процесса «Формировать систему постоянного улучшения»
№ подпроцесса Наименование подпроцесса Ответственный за выполнение подпроцесса
1 Разработать концепцию и план системы постоянного улучшения Генеральный директор
2 Развивать инфраструктуру Зам.ген.директора по производству
3 Организовать управление процессом постоянного улучшения Генеральный директор
4 Контролировать и анализировать исполнение планов СПУ Директор по качеству
Таким образом, построенную функциональную модель, можно связать, на разных уровнях декомпозиции с объектами организационно-технической и производственной структур предприятия, выступающими в качестве механизмов. В этом случае организационнотехническая и производственная структуры становится результатом функционального моделирования.
6
USED AT:
AUTHOR: ІШипкиа А.Т. PROJECT: СПУ
NOTES: 1 23 4 5 6 7 8 9 10
DATE: 03.01.2009 REV: 03.01.2009
WORKING READER DATE CONTEXT:
DRAFT
RECOMMENDED
PUBLICATION A-0
Миссия, ц ели и
стратегии
организации
C1
C2
И-----------------
Результаты
анализа
организ ац ионной среды
Требования и рекомендации МС ИСО
іШ.
Разработать концепцию и план СПУ
Персонал
A1 ^ .с-—П.
План СПУ
Концепция С ПУ
Развивать инф ра ст рукт уру
A2
Корректирующее воздействие
Система "Упорядочение"
система подачи рацпредложении
Система обучения
Организовать управление процессом постоянного улучшения
A3
■at*
Документированная СП У 7^
Контролировать и анализировать исполнение планов СПУ
A4
s'
СПУ,
соответствующая требованиям МС ИСО
O1
O2
Информация о результативности функционирования СПУ
M1
M2
Методическое об еспечение
NODE:
A0
T|TLE: Формировать систему постоянного улучшения
деятельности организации
NUMBER:
Рисунок 3 - Моделирование процесса «Формирование системы постоянного улучшения деятельности организации»
7
Рисунок 3 (1) - Моделирование процесса «Разработка концепции и плана системы постоянного улучшения»
Таким образом, построенную функциональную модель, можно связать, на разных уровнях декомпозиции с объектами организационно-технической и производственной структур предприятия, выступающими в качестве механизмов. В этом случае организационно-техническая и производственная структуры становится результатом функционального моделирования.
В ходе построения функциональной модели процесса проектирования и разработки продукции на основе методологии IDEF0 были получены следующие результаты:
- установлен владелец процесса, отвечающий за его эффективное выполнение, осуществляющий данный процесс - генеральный директор;
- установлены выходы процесса;
- установлены необходимые входы процесса;
- разработана графическая диаграмма процесса (рис. 2, 3, 3(1)).
Таким образом, при разработке методики формирования СПУ мы исходим из того, что постоянное улучшение процессов для совершенствования деятельности организации является одной из стратегических целей. Эта стратегическая цель выражает смысл существования, предназначения СПУ может быть определена как ее миссия в единой системе менеджмента организации. В более широком смысле понимания миссия представляет собой концепцию СПУ, изложенную в виде следующих положений:
- что получит потребитель в результате реализации проекта СПУ;
- что получит персонал компании от участия в проекте;
- на какой основе предполагается строить отношения СПУ с другими системами менеджмента.